Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Важно знать! Маркировка продуктов питания. И как обезопасить себя от фальсификата?

0

Чтобы защитить потребителей, были разработаны требования к маркировке всех продуктов. Раньше они были перечислены в ГОСТах, теперь — в технических регламентах, действующих не только в нашей стране, но и на всей территории Таможенного союза. О том, какие обязательные требования к маркировке должны соблюдать все производители, и что необходимо знать покупателям, рассказали эксперты Союза потребителей «Росконтроль».

Согласно опросам, подавляющее большинство покупателей изучает этикетки продуктов и хочет покупать безопасные и качественные товары. Однако существующая маркировка часто не помогает потребителям, а дезинформирует их. Этому способствует:

  • Название продуктов, вводящее в заблуждение;
  • Мелкий шрифт на этикетке;
  • Неполные данные о составе;
  • Отсутствие информации на русском языке.

В маркировке любого продукта должно быть указано:

наименование; состав; количество (масса, объем); дата изготовления; срок годности; условия хранения; наименование и место нахождения изготовителя (и фасовщика — при наличии); рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе, по приготовлению; показатели пищевой ценности.

Первое и основное, о чем стоит подробно рассказать, — наименование. По техническому регламенту, наименование продукта должно его достоверно характеризовать, чтобы вы четко понимали, что перед вами — молоко, йогурт или кефир, например.

Не путайте наименование и название продукта.

Придуманное название может быть любым: «котлеты по-домашнему», например. Наименование должно быть четким: «полуфабрикаты рубленные, формованные, панированные из мяса цыплят-бройлеров».

В наименовании нельзя указывать компоненты, которые не входят в состав продукта. Например, если в йогурте вместо клубники ароматизатор, нельзя называть продукт «йогурт с клубникой». Только «йогурт со вкусом клубники» или «йогурт с ароматом клубники».

Как показывает многолетний опыт «Росконтроль», качество продукции крайне нестабильно. Одни и те же товары из разных партий могут существенно отличаться. Только регулярный контроль позволяет защитить потребителя и добросовестного производителя.

Будем надеяться, что и в России улучшение маркировки под флагом «светофор» даст положительные результаты. А пока, напоминаем, что информации на упаковке не всегда можно верить! «Росконтроль» неоднократно выявлял продукты с повышенным содержанием соли или жиров без указания этих данных на этикетке. Поэтому даже если продукт «зеленый» — главное, чтобы он был «честный». В декабре 2016 года начала функционировать Cистема независимого контроля качества «Росконтроль». Контроль качества продукции в системе включает в себя обязательный набор процедур, испытаний и экспертиз, проводящихся регулярно. Товары, качество и безопасность которых находятся под контролем в системе, будут маркироваться знаком контроля качества «Росконтроль». Это позволит легко разобраться в подлинности заявленных свойств продуктов и найти их на полках магазинов.

За это предусмотрена административная ответственность, в зависимости от состава правонарушения. От нарушения требований технических регламентов, до нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил. Санкции варьируются: а это штраф в размере до 300 тыс. рублей, вплоть до приостановления деятельности производства.

Фото: pixabay.com

В рамках спецпроекта «Этикетка без обмана»

эксперты проверили несколько тысяч товаров и 10 основных торговых сетей. Как оказалось, недостоверную информацию в маркировке имеет около 60 % товаров, по отдельным категориям — до 80 %. При этом каждый пятый товар имеет нарушения в маркировке, которые можно выявить «невооруженным глазом» — не проводя экспертизу. С каждым новым исследований список нарушений пополняется. Представители Союза Потребителей «Росконтроль» неоднократно информировали производителей и потребителей о выявленных нарушениях, а также обращались в надзорные органы, которыми проводились проверочные мероприятия, подтверждавшие результаты экспертиз «Росконтроля».

Самой проблемной категорией, по итогам проверок, оказались молочные продукты. Проанализировав этикетки более 1000 товаров эксперты констатировали, что под видом сыра в крупнейших российских супермаркетах массово продаются сырные и «сыроподобные» продукты с растительным маслом. Множество нарушений обнаружено при проверке маркировки сливочного масла. На этикетках спредов и кулинарных жиров написано «топленое», «сливочное», «деревенское», «крестьянское», и лишь прочитав текст, написанный мелким шрифтом, можно увидеть, что это вовсе не масло, а продукт, содержащий зачастую вредные для здоровья транс-изомеры жирных кислот, а также различные пищевые добавки — эмульгаторы, красители, консерванты, подсластители и ароматизаторы.

Растительное масло кладут также в творог, сгущенное молоко, творожные сырки, мороженое — и получаются некие «продукты» с растительным жиром, которые выдают себя за молочные. Чтобы обмануть потребителей, производители используют названия, напоминающие о натуральном продукте, например, «сгущенка» вместо «сгущенное молоко», «творожок» вместо «творог» и так далее.

Растительные жиры, чаще всего в виде маргарина, используются также при производстве кондитерских изделий — шоколада, печенья, пряников, конфет, вафель и многих других видов продукции. При этом основными потребителями этих сладостей являются дети, в рационе питания которых маргарин использовать категорически запрещено.

Самой катастрофической оказалась ситуация с маркировкой продуктов, которые фасуются в магазинах. «Росконтроль» проверил 10 крупнейших торговых сетей России. Выяснилось: ни в одной торговой сети в полной мере не соблюдаются требования к маркировке расфасованных продуктов.

На этикетках, которые в магазинах наклеивают на упаковки колбасы, сыра, других продуктов, зачастую отсутствует необходимая информация о продукции. Во многих случаях не указываются условия хранения, в составе не уточняются наименования пищевых добавок, нет информации об изготовителе. В некоторых сетях этикетки не содержат вообще никакой информации, кроме наименования товара и цены.

Как обезопасить себя от фальсификата?

Активное потребительское поведение — мониторинг информации о качестве и безопасности товаров на официальных сайтах: Росконтроль.рф, Россельхознадзор, Роспотребнадзор. Этикетка — это первое, по чему потребитель может судить о безопасности и качестве товаров. Проверки, проведенные «Росконтролем», показали: производители, которые не в состоянии оформить этикетки по всем правилам, зачастую с таким же пренебрежением относятся к качеству самой продукции. А значит в интересах потребителей избегать таких потенциально опасных покупок. Полный список товаров, попавших в «черный» список за нарушение требований к маркировке: https://roscontrol.com/project/etiketka/cherniy-spisok/articles/subtype-0/

Загрузка...