«Голос»: чем российское шоу отличается от зарубежных аналогов
«ТН» рассказывает, как идея народного музыкального конкурса захватила весь мир, и как адаптировали популярный формат в разных странах.
С чего все начиналось
Самое популярное в мире музыкальное телешоу певческих талантов «Голос» (в оригинальном варианте «The Voice») затеяли голландцы: телевизионному продюсеру из Нидерландов Джону де Молу пришла в голову идея усадить членов жюри спиной к конкурсантам, дабы они «вслепую» оценивали исключительно вокальные данные претендентов, а не что-либо иное, и в 2010 году программа впервые вышла на суд голландских зрителей.
Джон Де Моль. Фото: Global Look Press
Однако запатентовал перспективную идею датский медиахолдинг «Talpa Media Group», — не чуждый, кстати, Де Молю, являющемуся его акционером. И таким образом официальными создателями проекта оказались датчане, снявшие сливки от продажи лицензии на производство программы аж в полсотни стран мира на всех континентах. Первыми по франшизе стартовала Америка — уже на следующий год.
Очередь на прослушивание. Лос Анджелес, 2015 год. Фото: Global Look Press
Незыблемые каноны
В версии, которые представляет каждое государство, основные каноны формата, как и положено, неукоснительно соответствуют оригиналу. Начиная с «выбивания» эмоций у зрительской аудитории, а также интерьерного, «под лофт», дизайнерского оформления студий. Тут во всех странах соблюдается абсолютное единство, вплоть до вращения в одном направлении судейских кресел.
Студия шоу «Голос». Фото: Пресс-служба Первого канала
То же самое можно сказать и в отношении ключевых этапов: «слепых прослушиваний» с отбором тренерами конкурсантов в свои группы; «нокаутов» — состязаний между участниками из каждой команды; соревнований в прямом эфире со зрительским голосованием четвертьфиналистов и полуфиналистов, и, как итог — финала, где борьба идет между четырьмя лучшими певцами проекта.
Ненужный пафос
Отличия в адаптируемых проектах существуют, но они незначительные. Скажем, в названии. Почти везде проект называется «Голос…» с добавлением страны, к которой он адаптирован: «…Голландии», «…Америки», «…Украины», «…Великобритании…». В России программа обозначена просто «Голос». Как пояснил директор и продюсер объединенной Дирекции музыкального и развлекательного вещания «Первого канала» Юрий Аксюта: «Мы решили отказаться от ненужного пафоса».
Юрий Аксюта и члены жюри проекта «Голос». Фото: Пресс-служба Первого канала
Количество участников
Также имеются отличия по числу участников, первоначально остающихся в результате «слепых прослушиваний» в командах наставников — так окрестили тренеров изобретатели проекта. У них самих — голландцев, то есть, — 16 человек, в США — 12, в Великобритании — 10, а в российской адаптации, впервые стартовавшей в 2012 году, предпочли остановиться на 14 конкурсантах. Один раз россиянам пришлось еще больше отличиться, позволив Леониду Агутину взять 15-го претендента. Но это была вынужденная акция, с целью подстраховаться — вызывала беспокойство беременность одной из участниц — Николь Кнаус.
Николь Кнаус. Фото: Пресс-служба Первого канала
Душераздирающая презентация
Есть специфика и в подходе к представлению участников. Если в российском варианте их биографические истории преподносятся в основном в позитивном ключе, то, допустим, в американском, с первых кадров, что называется с места в карьер, публике начинают растравливать душу ужасающими сюжетами из жизни конкурсантов, делая акцент на трагической беспросветности их судеб. И самопрезентация героев выглядит душераздирающе. Поэтому рыдающая в студии от сопереживания зрительская аудитория там в порядке вещей.
Такие разные наставники
Существуют различия и в манере общения членов жюри. Скажем, российские ведут себя в какой-то степени по-учительски: кого-то пожурят, кого-то похвалят, кому-то взбучку дадут, а кому-то распахнут объятия. В общем, как истинные педагоги, строги, но справедливы.
В отличие от них, судьи французские по отношению ко всем выступающим претендентам радостны, празднично-ликующи, расположены сердечно, рассыпают в адрес каждого щедрые комплименты и одаривают флюидами повышенной симпатии и расположенности. Чего никак не скажешь о норвежцах.
Потомки викингов имеют характеры нордические, поэтому участвуют в процессе невозмутимо-бесстрастно, порой вообще не разворачиваются к участнику, и кнопку, решающую судьбу конкурсанта, жмут лишь в самом финале его исполнения. После чего обстоятельно, вдумчиво, долго комментируют прозвучавшую композицию. Однако даже их долгоиграющие комментарии не идут ни в какое сравнение с длительностью разъяснений тренеров вьетнамского проекта.
И еще. Если в зарубежных шоу «Голос» члены жюри, занимаясь своим непосредственным делом — судейством, не отвлекаются ни на что, то российские имеют обыкновение время от времени что-то записывать блокнотики. Например, Дима Билан фиксирует свое первое впечатление от участника — помечает, с кем из известных людей он ассоциируется. А, скажем, Григорий Лепс предпочитал рисовать некие абстрактные композиции.
Состав судей
Кроме того, в разных странах отличаются принципы подбора состава судей. В Нидерландах взяли установку на непеременное изменение в новом сезоне судейской коллегии. При условии, что в каждой «четверке» членов жюри будут присутствовать сограждане — исполнители различных направлений современной музыки. Но, в основном, зарубежные продюсеры проекта с удовольствием приглашают в жюри музыкальных знаменитостей-иностранцев.
Скажем, среди украинских судей перебывало множество российских исполнителей: Тамара Гвердцители, Диана Арбенина, Валерия, Сергей Лазарев, Стас Пьеха… А, допустим, в Австралии на судейских креслах, помимо соотечественницы Кайли Миноуг, посидели в числе прочих американец Уилл Ай Эм и секс-символ, пуэрториканец Рики Мартин, переживавший за каждого участника, как за собственного родственника — со слезами на глазах. Судьи же российские, тоже эмоционально сопереживающие конкурсантам, предпочитают обходиться без иноземцев.
Эмоциональные британцы
Заметно отличается российское шоу и по некоторым другим параметрам. К примеру, от «Голоса» британского. Который, правду сказать, порой выделяется и в сравнении с аналогами других стран — из-за весьма экстравагантного поведения участников. Помимо обучения вокалу и представления своих певческих способностей, они не гнушаются прямо перед публикой устраивать скандалы и унижать друг друга, ругаясь последними словами.
Не менее эмоциональны и зрители-англичане. Они оказались крайне суровы по отношению к членам жюри. Посчитав, что те слишком лояльны к некоторым исполнителям, затюкивали наставников придирками и обидными прозвищами, в связи с чем те периодически покидали проект.
Так случалось, например, с ирландским музыкантом, фронтменом группы «The Script» Дэнни О’Донохью и американской поп-певицей Джесси Джей. Однако другим удавалось крепко удерживать свои позиции: знаменитому британцу, сэру Тому Джонсу, австралийке Кайли Миноуг, американскому рэперу Уиллу Ай Эм из группы «Black Eyed Peas» и британскому рокеру Рики Уилсону.
Судейская коллегия
Несложно заметить, что и тренерский состав британского проекта изначально ориентирован на знаменитостей мирового уровня из разных стран, работающих в разных сферах музыкальной индустрии. В рекламном объявлении так и было написано: «Четверо крупнейших и авторитетнейших представителей в мире музыке ищут лучшие таланты, уникальные голоса, чтобы конкурировать за звание «Голос Великобритании»».
Не менее впечатляющий, разноплановый и мега-звездный состав судейской коллегии собирается и в американском аналоге вокального шоу. В США конкурсантов в разные сезоны оценивали и наставляли: поп-певица Кристина Агилера, Блейк Шелтон — исполнитель кантри, рэперы Си Ло Грин и Фаррелл Уилльямс, вокалист рок-группы «Maroon 5» Адам Ливайн, разножанровая колумбийка Шакира, R&B-певец Ашер, поп-рок звезда Гвен Стефани… У каждого в творческом багаже не один платиновый альбом, а в наградном — куча высших музыкальных наград. Может, из-за этого обладательницей престижной премии «Эмми» стала именно американская версия вокального шоу.
В ней, кстати, есть несколько особенностей. Например, когда наставник, нажав кнопку, разворачивается к выступающему участнику, на его кресле появляется надпись: «Я хочу тебя». Если изъявивший желание оказывается в единственном числе, конкурсант имеет право от него отказаться и выбрать другого тренера.
Еще одна отличительная черта американского формата — помощники тренеров. Консультантами становятся разного толка известные люди — новые в каждом сезоне (к примеру, такие именитые певицы, как Селин Дион, Шер, Диана Росс, Келли Роуленд). Первоначально советники сидели рядом с тренерами на этапе поединков, но впоследствии эта традиция отменилась.
Особенности форматов
Есть в «Голосе» США специфика и в раунда-нокаутах. Пара артистов из команды поочередно исполняет музыкальную композицию по своему желанию, но каждому из участников до последней минуты не известно, кто окажется его партнером. По завершении выступлений наставники решают, кто из каждой пары пройдет в следующий этап.
Новшества вводят и в Великобритании. Например, с нынешнего сезона артисты, не отобранные ни одним из тренеров на «слепом прослушивании», с ними не общаются. Если никто не повернулся, выступающий просто покидает площадку. А наставники остаются в неразвернутых креслах, так и не увидев конкурсанта. «Эта ситуация получила название «стенд стыда», — писали в английских СМИ. — Правило «не нажатых кнопок без поворота кресла еще более жестоко, чем это видно по телевизору. Для участника, не сумевшего привлечь внимание тренеров, изнурительно стоять перед четырьмя неповернутыми креслами, прежде чем уйти со сцены. Они в эти мгновения буквально умирают. А ведь во время съемок процесс этот длится гораздо дольше, чем видят зрители в варианте сокращенном, смонтированном для телепрограммы».
С четвертого сезона англичане изменили и формат полуфинала: с той поры только от количества зрительских голосов зависит, какие именно конкурсанты останутся в финале, вне зависимости от их команды. То есть, это могут оказаться два человека из группы одного наставника.
Кроме того, в британском аналоге можно «украсть» конкурсанта одним тренером у другого во время поединков-нокаутов, дав ему возможность остаться в проекте, а своей команде укрепить позиции. Такая же «кража», позволяющая наставнику выбирать двух участников, исключенных другим тренером, существует и у американцев, и у россиян. Только в российском формате это называется «спасти» участника.
Работа с заявками
Во всех странах заявок с демо-записями на участие в этом мегапопулярном конкурсе подается огромнейшее количество. В России, как рассказала в одном из интервью музыкальный редактор «Голоса» Марина Андрусенко, их присылают в разных сезонах от 9 до 14 тысяч, из которых на уже очный кастинг в «Останкино» оставляют одну тысячу человек. После чего комиссия, состоящая из музыкальных продюсеров, редакторов представителей режиссерско-постановочной группы и «Universal», отбирает 150 претендентов — для наставников.
«В первый сезон мы были настроены скептически — опасались, что не сумеем найти тысячу людей, умеющих хорошо петь. Но выяснилось, что у нас страна поющая». И все же Америка любит петь еще больше, поскольку, как показала статистика, в США общее количество желающих поучаствовать в конкурсе превышает 100 тысяч в год, а приглашенных на кастинг остается около двух тысяч человек.
Награда победителям
Есть различия и в наградах победителям. В Стране тюльпанов, придумавшей шоу, главным призом является контракт со звукозаписывающей компанией Джона Де Мола — «Talpa Music». В Великобритании победившему участнику достается 100 000 английских фунтов стерлингов и эксклюзивный контракт на запись диска с «Universal Republic Records». В Соединенных Штатах — аналогичный контракт и те же 100 тысяч, только в долларовом исчислении. В Китае награда ограничивается тем же неизменным контрактом. Во Вьетнаме к нему приплюсовываются 500 000 000 донгов — это около 24 тысячи долларов.
А вот на Филиппинах к теме награждения подошли весьма щедро: в Стране тысячи островов победившего конкурсанта одаривают домашним кинотеатром «Sony Bravia», новым автомобилем «Форд», туром на двоих по Азии, контрактом аж на четыре года с компанией «MCA Universal» и не облагаемыми налогом двумя миллионами песо, что в перечислении на более привычную валюту эквивалентно 150 тысячам долларов.
Победительница шоу «Голос» Дарья Антонюк. Фото: Пресс-служба Первого канала
Что же касается российских победителей, то, помимо почетного звания «Лучший голос страны», призовой статуэтки и контракта со студией звукозаписи «Universal Russia», они получает гастрольный тур по России и разного рода материальные вознаграждения: либо сертификат на сумму миллион рублей — на съемку клипа, либо автомобиль премиум-класса, например, BMW.