Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

«Фитиль», «Ералаш» и «Хочу все знать»: советские киножурналы-долгожители

4 июня, 52 года назад, увидел свет первый выпуск киножурнала «Фитиль». Созданный чтобы хлестко бичевать такие пороки общества, как бюрократия, взяточничество и разгильдяйство, он был самым любимым киножурналом нашей страны. Но он был такой не один.

«Фитиль»


Первый выпуск киножурнала «Фитиль» вышел 4 июня 1962 года. Созданный с целью не только посмешить зрителей, но и обличить нелицеприятные события и явления, происходящие в стране, журнал выходил на экраны долгих 46 лет – в советское время его крутили в кинотеатрах перед началом сеанса, а с 2004 года он получил «прописку» на телеканале «Россия». Создателем и идейным вдохновителем «Фитиля» являлся Сергей Михалков – знаменитый детский писатель и поэт. В киножурнале снимались лучшие актеры страны: Фаина Раневская, Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин, Юрий Никулин, Геннадий Хазанов… Андрей Миронов признавался: «Для «Фитиля» я готов делать любую работу: петь за кадром, озвучивать мультипликационных героев, играть самые микроскопические роли…» А снимать для киножурнала считал за честь сам Леонид Гайдай! За время существования киножурнала появилось 420 выпусков, 187 из них – в телеформате. Несмотря на то, что в них часто высмеивались такие негативные явления, как бюрократия, взяточничество и разгильдяйство, киножурнал получил немало государственных премий. «Киножурнал «Фитиль» – уникальнейшее явление культуры нашей страны, – говорил Сергей Михалков, – Ни в одном государстве мира нет, да, пожалуй, и не будет ничего подобного… В 60-е годы наш сатирический киножурнал был создан для целенаправленной борьбы с негативными явлениями в жизни страны. Даже трудно представить себе, сколько взяточников, разгильдяев, расхитителей и прочих негодяев «благодаря» «Фитилю» пошли под суд или лишились своих постов. Каждый выстрел-сюжет «Фитиля» был стопроцентно снайперским. Года не прошло со дня выхода первого номера киножурнала, как съемочные группы «Фитиля» стали самыми нежеланными гостями там, где творилось беззаконие. Ревизоров и контролеров боялись меньше, чем безобидных внешне корреспондентов с кинокамерой».
Заставка «Фитиля»: синий ящик, от которого отрывается доска и появляется веревка, образовывающая надпись «Фитиль». Потом фитилек начинает гореть, поглощая буквы. Затем раздавался взрыв, узнаваемая музыка и начиналась веселая и поучительная история.
После распада Советского Союза «Фитиль» переселился на телеэкраны. К 1993 году снимать его практически прекратили, но актер и режиссер Игорь Угольников вдохнул в него новую жизнь – зритель снова мог любоваться как свежими, так и старыми, отреставрированными выпусками. Появились у передачи и новые герои: к бюрократам и казнокрадам добавились «новые русские» и лохотронщики, которых потом сменили трансвеститы и гастарбайтеры. «Вы даже не представляете, какой прессинг я испытываю каждый день, – рассказывал Игорь Угольников. – Разные люди звонят, в том числе и депутаты Госдумы, с требованиями немедленно снять с эфира, например, сюжет о проворовавшемся мэре города N. И взятки предлагают, и запугивают, чего только не происходит, лишь бы мы не высмеяли кого-то в нашем журнале».
В 2000-х годах у «Фитиля» появился свой собственный сайт, на котором проводился конкурс сценариев. В 2008 году журнал, к сожалению, закрыли. «Он продолжал вскрывать недостатки общества, и мы делали его таким же популярным, как и прежде, но теперь и на телеэкране… – вспоминал Игорь Угольников. – Однако, проработав над журналом четыре года, я исчерпал силы и желание заниматься им далее. Да и конфликт с партнерами и с Главным редактором журнала не давал этого сделать. В результате журнал был закрыт».

«Хочу все знать»


Киноэнциклопедия для детей выходила на экраны с 1957 года. Как и «Фитиль», он обычно демонстрировался перед сеансами в кинотеатрах. Журнал простым и понятным языком, доступным каждому школьнику, рассказывал детям о тайнах вселенной, загадках окружающего мира, знакомил с новинками технического прогресса, с миром растений и животных, давал ответы на все интересующие пытливого ребенка вопросы. От других передач киножурнал отличался тем, что не имел ведущих: сюжеты либо комментировались за кадром, либо приглашались известные личности.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Киножурнал «Хочу все знать!»
К началу 2003 года было создано 264 выпуска киножурнала, а с 2003 по 2010-й – еще 71. Руководителем проекта была Наталия Касьянова. Потом в режиссерское кресло села Ирина Васильева и журнал обрел второе дыхание. Теперь наряду с «классическими» вопросами о природе обычных вещей, окружающих нас («Зачем в лесу компас?», «Что такое кинотеатр?», «Почему в фонтане вода бьет вверх?»), журнал освещает актуальные темы и отвечает на вопросы современных мальчишек и девчонок о том, «Зачем нужны космические орбитальные станции?», «Чему равен нанометр?», «Что такое граффити, карвинг, бодибилдинг?»

«Прежде всего, журнал отличается тем, что мы ориентированы на современных детей, которые знают толк в современных технологиях, – говорит Ирина Васильева. – И, конечно, мне кажется, первостепенно здесь заинтересовать детей именно этим, то есть показать что-то, чего они раньше не могли увидеть, просто потому что не было таких современных камер и оборудования. Например, сейчас мы можем подключить микроскоп к компьютеру и показать какие-то микроорганизмы или сделать замедленную съемку около 4-х тысяч кадров в секунду, показать что-то красивое, необычное, интересное с точки зрения технологий».
Мне кажется, что это здорово, что есть такие научно-популярные журналы, которые развивают детей всесторонне, потому что многие вещи они не могут узнать.  А так они посмотрят наш журнал и будут уже более образованными, будет, что друзьям рассказать. Вообще сейчас дети тяготеют в сторону науки больше, чем раньше. Просто потому что больше этого показывают».

«Ералаш»


Детский юмористический киножурнал «Ералаш» смешит мальчишек, девчонок и их родителей аж с 1974 года! С тех пор было отснято невероятное количество выпусков. «Ералаш» стал карьерным трамплином для многих отечественных знаменитостей: среди детей, задействованных в съемках, можно узнать совсем юных Сергея Лазарева, Наташу Ионову (Глюкозу), Влада Топалова, Яну Поплавскую. А именитых актеров, с радостью принимавших участие в масштабном проекте под руководством бессменного Бориса Грачевского, вообще великое множество: здесь Георгий Вицин, Татьяна Пельтцер, Михаил БоярскийНаталья ВарлейЛариса ГузееваТатьяна ДогилеваНаталья КрачковскаяКлара Новикова, Станислав Садальский, Юрий Стоянов, Николай Фоменко, Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Леонид Ярмольник… Всех не перечислить!
Мальчишки и девчонки! А также их родители!
Веселые истории увидеть, не хотите ли?
Веселые истории экран покажет наш, 
Веселые истории в журнале «Ералаш»!

«Идея принадлежит Алле Суриковой. Она тогда училась на Высших режиссерских курсах. Это был 1974 год, – вспоминает в интервью «Российской газете» бессменный руководитель киножурнала Борис Грачевский. – И вот Алла написала письмо в Госкино: мол, есть «Фитиль» – сатирический киножурнал для взрослых, а давайте выпускать такой же и для детей под названием «Фитилек». Эта идея долго бродила по коридорам Госкино и в конце концов превратилась в приказ. Делать «Фитилек» поручили сценаристу Александру Хмелику. Но название пришлось поменять. Оно не понравилось Сергею Михалкову – главному редактору «Фитиля». Наверное, ему тут почудилась конкуренция. Мы долго думали, как назвать. И тут Маша Хмелик, дочка Александра Григорьевича, вдруг говорит: «А может, «Ералаш»? И нам с Хмеликом это название до того понравилось…»
«Для поколения моей мамы «Ералаш» был чем-то особенным, почти культовым, – вспоминает бывшая супруга Грачевского Анна Панасенко. – В те времена по телевизору было не так много программ для детей, поэтому все ждали новых выпусков киножурнала. Современные дети тоже любят и знают «Ералаш». Конечно, сейчас по телевизору показывают десятки телеканалов, идут сотни передач. Но не так-то просто найти такую, в которой не будет жестокости и насилия. Так что родители предпочитают воспитывать детей на том, что проверено временем».
«Секрет «Ералаша» в том, что во мне сидит парень лет 12, но умный, – рассказал в одном из интервью Борис Грачевский. – Я просто чувствую сегодняшнюю молодежь, могу говорить с ними на одном языке, знаю что им интересно. Какое-то внутреннее чутье, которое помогает мне делать актуальные сюжеты, понятные именно сегодняшнему ребенку».
 

Загрузка...