Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Владимир Машков: «Если она меня зарежет, значит, судьба такая»

0

Актер поделился подробностями со съемок российско-французской картины «Распутин».

В российско-французской картине «Распутин», где Распутина играл Депардье, Владимир Машков снялся в роли Николая II. Тогда он входил в образ так основательно, что даже расписываться как император учился три недели. Сейчас Машков снимается в новом фильме «Распутин» в главной роли — и тут его перевоплощение еще глубже. «Во мне живет подселенец», — шутит актер.

— Ну вот, опять со мной никто не хочет общаться, — вздыхает женщина с безобразным лицом и проваленным носом сифилитика.

Ее действительно обходят стороной на съемочной площадке… Вроде и понятно, что гангрена и язвы — дело рук талантливых гримеров, но инстинктивно от актрисы хочется держаться подальше. В обычной жизни 26-летняя Мария Бурляева хороша собой, и жуткое зрелище, которое она представляет в кадре, — главная гордость художников по гриму. Они делали на нос, щеки и лоб силиконовые накладки, а уже во время съемок на помощь приходили операторы, которые затемняли одну часть лица и высветляли другую. Дочь Натальи Бондарчук и Николая Бурляева играет Хионию Гусеву. По сюжету когда-то Хиония была членом секты хлыстов, с которыми Распутин познакомился во время своего странствия. Когда дом, где находились сектанты, окружили полицейские, всех арестовали, но Распутина отпустили. А Хионию на каторге изнасиловали зак­люченные, заразив бедную женщину сифилисом. Она уверена, что в аресте, а значит, и во всех ее несчастьях, виноват Распутин. Когда он на время вернулся из Санкт-Петербурга в родное сибирское село Покровское,  туда приехала и Хиония — чтобы его убить.

Каскадеры подробно объясняют Бурляевой, как она должна бежать за Машковым, как и куда бить его ножом. Ножиков два: для крупных планов — настоящий, для общих — бутафорский, но все равно жесткий, которым тоже можно нанести травму. В сложной сцене в руках актрисы он тоже представляет опасность. С не меньшим вниманием, чем Мария, объяснение слушает и Машков. А потом решительно заявляет: «Нет, ребята, это Джеки Чан какой-то!» — и сам подробно, по миллиметрам расписывая траекторию, рассказывает Бурляевой, как ей надо двигаться и куда она должна бить. Для сцены нападения Хионии ему надели защиту на ноги (убегая, Машков должен был упасть) и на торс — актриса должна попасть именно в живот.

Режиссер Андрей Малюков переживает: «А вдруг Маша промахнется?» Но Машков только смеется: «Если она меня зарежет, значит, судьба такая. От руки женщины не стыдно и умереть».

События фильма, который снимает компания «Марс Медиа», разворачиваются в Санкт-Петербурге и в Сибири, но многие сибирские сцены делали в Великом Новгороде, и в «роли» села Покровское выступил музей деревянного зодчества «Витославлицы». Деревянных изб и церквушек там в изобилии, но дворов, заборов, стогов сена и другой имитации сельской жизни нет — все это пришлось достраивать. Бригада из 15 человек, работавшая на картинах «Метро», «Царь», «Орда», «Обитаемый остров», за трое суток создала из музея деревню. А к церкви пришлось достраивать крыльцо и часть стены из новых бревен: по сценарию храм в селе недавно построил Распутин.

Даже во время съемок «Витославлицы» открыты для посетителей, поэтому в одной части музея обезображенная Хиония гоняется с ножом за Распутиным, в другой — гуляет большая свадьба и отплясывает невеста с двумя десятками по­дружек в белых платьях…

Сибирский монастырь, где Распутин второй раз в жизни чудесным образом исцеляет человека, тоже снимали на территории музея, только другого. Сначала кинематографистам дали разрешение на работу в Свято-Юрьевом мужском монастыре, где был подходящий объект — башня на реставрации, находящаяся в строительных лесах. Но за несколько дней до предполагаемых съемок их запретили — сказали, что это нарушит покой монастыря. Получить разрешение на съемки в храмах и монастырях вообще очень сложно. Патриарх распорядился с большой осторожностью пускать туда любые съемочные группы, независимо от тематики картины. А уж если речь идет о Распутине… Французы, снимавшие «Распутина» с Депардье, попросили у патриарха благословения на эту работу и получили отказ — а вместе с ним и табу на съемки в церквях. По чистой случайности им удалось отснять эпизоды в одном из монастырей Архангельска, куда информация о запрете еще не дошла. «Распутин» Андрея Малюкова столкнулся с той же проблемой: узнав, о ком будет кино, священники отказывали киношникам в доступе и в сам храм, и на территорию возле церкви. Исключением стал только Сампсониевский собор в Петербурге.

В Новгороде после отказа решили снимать в Антониевом монастыре: как монастырь он был упразднен почти сто лет назад, поэтому группа никому не помешала. Работали в соборе Рождества Богородицы, где не ведутся службы, — это музей. И у каменной стены, окружающей монастырь. Вокруг нее художники-постановщики всего за два с половиной дня возвели декорацию строительных лесов.

Перед ними стояла задача исключительной сложности: быстро построить леса, которые нигде не касаются стены и крыши, чтобы не повредить памятник архитектуры. Причем конструкция должна быть достаточно прочной, чтобы наверху уместилась съемочная группа. По сюжету Распутин и плотник Денис (Игорь Лепихин) ремонтируют крышу монастырской часовни. Денис пьет самогон, Распутин увещевает его остановиться. Тот не слушает, а после очередного глотка из бутыли срывается с лесов. Вслед за ним на землю летит и топор. Трюк самый опасный: каскадер падает с 10-метровой высоты спиной вниз сквозь строительные леса. Для этой сцены купили 600 картонных коробок — в Новгороде такого количества не нашлось, и часть пришлось везти из Питера. Их несколько часов раскладывали внизу, а затем накрыли тканью. Кроме того, понадобилось три топора: для крупных планов — настоящий, чтобы снять падение — пластиковый, и со срезанным острием — для кадра, где он воткнулся в ногу несчастному плотнику­.

Хотя Машков всегда рвется в бой, во время съемок падения Дениса ему не разрешили даже сидеть рядом с каскадером. Постановщик трюков Олег Корытин работал с Владимиром еще на фильме «Край» и знает, на что артист способен. Но здесь был категоричен: «Это лишний риск!» Правда, в других сценах он дал Машкову возможность выполнить серьезные трюки.

— Володя великолепно подготовлен и морально, и физически, — говорит Корытин. — В «Распутине» он отлично снялся в двух сложнейших сценах. В первой односельчане решают, что Распутин присвоил деньги от продажи чужого коня, — тогда верховые мужики избивают его дубинами и топчут лошадьми. Володя работал настолько честно и подпускал к себе лошадей так близко, что в один момент увлекся и лошадь задела его руку. Вторая сцена — убийство старца, когда актера избивали ногами. Конечно, на Машкова надели специальную защиту, прикрывавшую спину, руки, грудь, ноги. И лупили по нему каскадеры — на картине работает команда из 20 человек. Но в самых «натуралистичных» съемках Машкова дублирует Сергей Трепесов — он, как и я, работал с Володей в картине «Край».

Так что на общем плане князь Юсупов с заговорщиками уже избивали Трепесова — для этого на каскадера надели специальный металлический жилет, под которым находилась смягчающая прокладка. Сергей дублировал на общем плане Машкова и в сцене, где Распутина избивают верховые. «Как бы ты ни просчитал все, бывает, что кони задевают, — рассказывал потом Сергей. — И здесь важна моментальная реакция. Я упустил один момент, в результате лошадь наступила мне на руку».

Даже во время сцены избиения за бороду Распутина волноваться не приходилось: она не отклеивалась, не сползала и не испортила ни единого кадра, ее не приходилось поправлять после каждого дубля — а все потому, что она сделана по уникальной технологии. Наряду с проваленным носом Хионии борода Распутина — гордость гримеров.

— В большинстве случаев накладные усы и бороды делаются на тюле, — говорит художник по гриму Евгения Малинковская. — А мы наносили на щеки Машкова специальный клей и вставляли буквально по волоску — эта накладка держалась так крепко, что его можно было за бороду таскать — она бы не оторвалась. Делать такие усы и бороды гораздо дольше, да и снимать их после работы нужно не десять минут, как обычные, а целых сорок. Но актеры все равно счастливы: можно вообще не думать, как ведут себя эти накладки на жаре и во время драк, и мы не несемся каждые пять минут их подклеивать­.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути» — эта строчка отлично подходит к методу работы Машкова, поэтому и его плотное общение с гримерами началось за три месяца до съемок.

— Съемки стартовали в мае, а Володя приехал к нам в начале февраля, — продолжает Евгения Малинковская. — Мы встречались раз десять, выбирая подходящий цвет волос, пробуя разные варианты бороды — пореже, погуще, подлиннее, потемнее. Ведь нам надо было создать три образа Распутина — в 1900, 1911 и 1916 годах.

По той же технологии, что и бороду Распутина, сделали бороду и усы Антипа Душегуба, которого играет Юрий Ицков. Когда герой тонул, его усы не отклеились. Правда, болото, в котором барахтается Антип, рукотворное.

— Я знал болото под Сестрорецком, к которому можно было бы подъехать, — рассказывает художник-постановщик Владимир Светозаров. — Но поскольку оно настоящее, то был страх, что туда провалится кто-нибудь из группы. Тогда решили делать «свое» болото. Нашли прудик в 50 кв. м. Он не был заболочен, но когда в него набросали мох и траву, вышло не болото, а загляденье — не отличить от настоящего! И настал решающий момент: Ицков плюхнулся в эту «лужу». Но не смог погрузиться с головой и бесследно исчезнуть, как задумано по сценарию. Тогда каскадеры привязали к его ногам веревку и силой затащили под воду.

Светозарову и его команде пришлось также строить дворцовые покои. Они воссоздали на «Ленфильме» знаменитую зеркальную ловушку Юсуповского дворца, куда Феликс Юсупов с заговорщиками заманили Распутина. Это восьмиугольная комната из зеркал, попав в которую не знаешь, куда идти. Для нее заказывали специальные зеркала, которые обычно производят для спецподразделений, охраняющих консульства, — чтобы оператор мог снимать через стекло и не отражаться­.

Потрясающе работали и художники по костюмам. Все платья для Екатерины Климовой, играющей фрейлину императрицы Анну Вырубову, Ингеборги Дапкунайте, исполняющей роль самой императрицы Александры Федоровны, и других актеров шили в строгом соответствии с модой начала ХХ века. По историческим образцам изготовили французские кружева. В Англии заказали жесткие воротнички, купили цилиндры, канотье — все это делают там по технологиям того времени. Для Машкова нашли антикварные пиджак и пальто.

— Все костюмы великолепны! Когда я надевал их, то мчался к зеркалу, как девчонка, — улыбается Андрей Смоляков, играющий роль следователя Свиттена­.

— Наша история, — комментирует Андрей Малюков, — распадается на две параллельные линии: Распутина и следователя Свиттена, которому Керенский поручает разобраться в убийстве старца, а заодно и найти доказательства всех его «грехов». Но парадокс в том, что за время расследования Свиттену  так и не удается найти ничего, что бы он мог предъявить в качестве обвинения Распутину. И он требует от Керенского привлечь убийц старца к суду.

В прошлом году Смоляков снимался у Малюкова в роли следователя в сериале «Мосгаз», и актер никак не ожидал, что снова будет играть сыщика у того же режиссера.

— Когда меня пригласили на роль Свиттена, — вспоминает Смоляков, — я долго не раздумывал. Можно сказать, совсем не раздумывал, потому что Малюков все рассчитал! Андрей Игоревич позвонил мне, поговорил минуту, а потом без предупреждения передал трубку Машкову. И мы с ним так здорово поболтали! Мы несколько лет жили в общежитии через стенку, когда он был студентом, я у них преподавал. Потом мы долго вместе работали в театре — я играл в спектаклях, которые Володя ставил как режиссер. Наши герои не пересекаются: Свиттен ведет расследование уже после смерти Распутина. Но следователь ездит по местам, где с Распутиным что-то происходило, поэтому мы с Машковым часто снимались на одном и том же объекте в один день, но в разное время. Так что, хотя в кадре одновременно не были ни разу, обедали вместе каждый день.

Загрузка...