«Оттепель»: как снимали сериал о поколении шестидесятников
Режиссер Валерий Тодоровский рассказал о том, что побудило снять телефильм про кинематографистов того времени.
Режиссер Валерий Тодоровский задумал снять фильм о поколении шестидесятников несколько лет назад. Но решающим толчком к осуществлению этой идеи стала встреча в Америке с продюсером Мэттью Вайнером — создателем популярного сериала «Безумцы» о работе американского рекламного агентства в 1960-е годы.
— Я спросил его: «Как ты это придумал?», — рассказывает Валерий Тодоровский. — На что он ответил: «Мой папа — рекламщик, я с детства был окружен этими людьми, наблюдал за их жизнью. Я знаю кухню этой индустрии». И тогда я подумал: а ведь у меня папа (Петр Тодоровский, режиссер и оператор. — Прим. «ТН») — киношник. Значит, я могу сделать сериал про кинематографистов, про своих родителей и их друзей.
Сценарий писался полтора года, во время которых Тодоровский снова и снова пересматривал популярные картины того времени — «Июльский дождь», «Мне 20 лет», «Долгая счастливая жизнь» — и сделал вывод: они пронизаны романтизмом, который в 1960-е воспринимался как что-то совершенно естественное. Гуляющие до утра парочки, песни под гитару и свидания под дождем воспринимались как обычное дело. Это сейчас все умиляются: как романтично!
— Это история про людей, которых я хорошо знаю и люблю, — продолжает Тодоровский. — Маленьким ребенком я успел застать эпоху 1960-х, почувствовать тот воздух. И мне захотелось снова немного окунуться в то время, когда чувства были стоградусными, а отношения искренними. Это называется ностальгией по ярким страстям и чувствам, которых сегодня, к сожалению, нет.
Режиссер настаивает: не стоит сравнивать этот телефильм с его же мюзиклом «Стиляги» — другая стилистика, разные жанры. Там — сказка, здесь — быль.
Сериал сняли за 93 дня в Минске и Москве. Работали в том числе и на «Мосфильме», который фигурирует в телефильме.
— Любой скажет вам, что в Москве практически не осталось старых дворов, в которых можно снимать историю о 1960-х годах, — говорит художник-постановщик Владимир Гудилин. — С трудом нашли парочку на Петровке. Многое выстраивали. Например, нужно было создать декорацию завода, а также кукурузное поле рядом. Мы купили почти центнер кукурузных початков вместе со стеблями и корнями, высушили их, а потом «внедряли» на площадке с землей. Правда, за несколько дней листочки успели пожелтеть, поэтому мы их подкрашивали.
Почти все машины для главных героев покупали у коллекционеров, что-то брали в аренду.
— Особой гордостью стал красный «москвич», на котором ездит герой Евгения Цыганова, — продолжает художник-постановщик. — Красивая, эффектная машина! Перед работой ей поменяли двигатель, так что на съемках она не подводила, ездила исправно. Как-то во время репетиции на улице мимо проезжала женщина на последней модели «мерседеса». Она остановилась, опустила стекло и сказала Цыганову: «Моя машина с каждым годом будет дешеветь, а ваша — только дорожать!» И действительно, это настоящий раритет.
Аутентичные платья той эпохи нашли и костюмеры.
— Я чудом наткнулся на магазин, в котором продавались американские платья 1960-х годов и нижнее белье того времени, — рассказывает художник по костюмам Владимир Купцов. — Осталось только подогнать их по фигуре. Но это, конечно, только небольшая часть гардероба. Основную массу платьев шили — около сотни точно. У меня спрашивают, задействовали ли мы какие-то платья с проекта Тодоровского «Стиляги», мол, эпоха же практически та же. На самом деле разница в моде 1955 года (время действия «Стиляг») и 1961-го весьма ощутимая. В 1960-х пышные платья начинают разбавлять узкие юбки, облегающие костюмы. Больше всего мы шили для Ани Чиповской и Виктории Исаковой, а лучшей похвалой стало то, что актрисы захотели выкупить почти все свои наряды, они ведь очень актуальны. Продюсеры, правда, не разрешили: может еще пригодятся.
Анна Чиповская должна была сниматься в мюзикле «Стиляги» Тодоровского, но в последний момент не сложилось. Зато несколько лет спустя снялась в одной из главных ролей в «Оттепели».
— Этот проект для меня особенный, — признается актриса. — На площадку каждый день летела как на крыльях. Моя героиня влюблена в одного, при этом кружит голову другому. У нее все происходит в первый раз, она такая юная, ни к чему еще не готова — ни к первой любви, ни к ее краху. Я полюбила свою Марьяну сразу же, но это не мешало мне в какие-то моменты ее ненавидеть.
Павел Деревянко признается, что, играя в фильме популярного актера Геннадия Будника, вдохновлялся голливудскими образцами.
— Мой персонаж — суперзвезда, — говорит Павел. — Это отчасти собирательный образ, в котором можно узнать всех знаменитостей той поры. Лично для себя я выбрал прототипом Кларка Гейбла. Это был артист, который мог осчастливить всех одним своим присутствием — такую красоту и обаяние он излучал.
Оттепель, Первый канал, по будням, 21:30
Посмотрите, что идет по ТВ прямо сейчас>>>