К нам едет Бондарчук!
Московский чиновник Сычев, волею президента оказавшийся в захолустном институте, — первая главная роль Бондарчука в комедийном сериале. Федору Сергеевичу так нравилось играть в многосерийном фильме ТНТ «Год культуры», что он не торопился выходить из образа и после слов «Стоп, снято!».
ЗВЕЗДА ПО ДРУЖБЕ
На прямой линии с президентом преподавательница Верхнеямского филологического института Софья Белозерова (Мария Ахметзянова) очень убедительно рассказала о проблемах своего вуза, и руководитель государства отправляет туда чиновника Министерства образования Виктора Михайловича Сычева (Федор Бондарчук). Наказ президента строг: дышащее на ладан учебное заведение через год должно войти в список ста лучших вузов страны! От такого поворота в ужасе и губернатор Терехин (Игорь Угольников), и ректор Лев Филин (Александр Лыков), и преподаватель Анатолий Сапрыкин (Александр Яценко), и ассистент Сычева Стасик Королев (Риналь Мухаметов), и многие другие. Но первый в этом длинном списке сам Сычев, ведь его дорогим элегантным ботинкам так нелегко придется на грязных улицах Верхнеямска…
Идея снять в главной роли Бондарчука возникла у создателей сериала сразу, но вот беда — Федор Сергеевич не очень охотно читает многочисленные сценарии фильмов, в которых ему предлагают сняться. Помогла дружба между продакшенами. Фильм планировали делать вместе с компанией «Арт Пикчерс», которую возглавляет Бондарчук, а продюсер сериала Вячеслав Дусмухаметов дружит с одним из продюсеров «Арт Пикчерс» Дмитрием Табарчуком! Он и убедил Бондарчука, что со сценарием «Года культуры» точно стоит познакомиться, — и тот согласился впервые в своей жизни сыграть главную роль в комедийном сериале. Даль-
ше сценарий дописывали уже конкретно под Бондарчука, радуясь тому, как все красиво сошлось.
«Разрабатывая идею, мы вдохновлялись разными фильмами, в том числе картиной Авдотьи Смирновой «Два дня», где Бондарчук играет высокопоставленного чиновника, который приезжает в провинциальный музей полузабытого писателя и знакомится с девушкой-литературоведом, — рассказывает креативный продюсер и сценарист Илья Швецов. — Только у Дуни Смирновой он такой правильный, высоконравственный чиновник, какие в жизни редко встречаются, а у нас очаровательный мерзавец. Уже заручившись согласием Бондарчука, мы поняли, что он действительно похож на Сычева. Нет, не негативными качествами, конечно, а тем, что общается с высокопоставленными чиновниками, понимает, что это за люди. Он выглядит как человек, приближенный к верхушке, ему тоже свойственна любовь к комфорту и тонкое чувство стиля. Мне кажется, Федору Сергеевичу все это играть несложно. А как он красиво и плавно несет себя по Верхнеямску!»
ПРИВЕТ РОДНОМУ ОМСКУ
В первых вариантах сценария Сычев был Брагиным, но выяснилось, что такую фамилию носят многие главные герои отечественных сериалов. «Новую фамилию герой позаимствовал у знаменитого футболиста Дмитрия Сычева, — продолжает Илья Швецов. — Я и другие сценаристы «Года культуры» из Омска, и Дмитрий Сычев тоже».
Имя, отчество и характер героини Валерии Шкирандо, преподавательницы Светланы Станиславовны Нестеровой, тоже взяты не с потолка. «Хотя мы с Ильей Мотовиловым, с которым вместе писали сценарий, учились в разных вузах, реальная Светлана Станиславовна преподавала у нас обоих дисциплины, связанные с экономикой, — рассказывает Илья Швецов. — Такая яркая, веселая девушка, ну просто мировая! Она была счастлива, узнав, что стала прототипом героини фильма».
ДВА АКЫНА, ДВА ВЕСЕЛЫХ ДРУГА
Стасика, верного ассистента Сычева, должен был играть Милош Бикович — с ним сделали пилот проекта. Но во время съемок сериала Биковича задействовали в полнометражном фильме. Выбрав Риналя Мухаметова, создатели «Года культуры» радовались: раз Бондарчук снял Риналя в «Притяжении», значит, между ними есть то самое «притяжение» и им будет комфортно работать в общих сценах. Так и вышло. После съемок очередного дубля актеры не торопились выходить из образов — продолжали общаться как Сычев и Стас.
Придумывая образ пьющего преподавателя Анатолия Сапрыкина, сценаристы сначала вспомнили о Тимофее Трибунцеве. Но им сказали, что он невероятно занят. Все были счастливы, когда эту роль согласился играть Александр Яценко. На площадке Яценко поражал плещущей через край творческой энергией. Он, как акын, на ходу сочинял и пел песни о том, что видел вокруг. В день, когда что-то снимали с квадрокоптера, они с Риналем Мухаметовым распевали: «Унеси меня с собой, металлический шмель. Отнеси туда, где душистый хмель. Полетишь в высоту и немного бочком, возьми общЕе, потом крупнячком».
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ — И НЕ СБЫВАЮТСЯ…
Дольше всего искали исполнительницу роли смелой, принципиальной Софьи Белозеровой. Перепробовав многих московских актрис, переключились на артисток из других городов…
«Меня, — рассказывает Мария Ахметзянова, — утвердили за полторы недели до начала съемок. На пробы звали так: «Маша, это главная роль в большом проекте, снимаются такие звезды, как Бондарчук. Героиня постарше, чем ты, и такая боевая, строгая, справедливая. Конечно, ты на эту роль не очень подходишь… Но может, все-таки попробуешь?» И меня это по-хорошему разозлило. Захотелось доказать, что могу справиться с ролью, чтобы люди забрали свои слова обратно.
Как раз этим мы с героиней и похожи: я много лет занималась балетом, который закалил характер. Я готова идти и добиваться, привыкла решать сама свои проблемы, верю в себя — и Софья верит в себя и готова добиваться… Когда узнала, что меня взяли, хотелось сказать «нет, не надо». Ведь я была утверждена на главную роль в другой проект, о котором мечтала. Но там очень долго молчали, целых две недели не выходили на связь. А в кино часто случается, что проекты замораживаются, у меня бывало такое, вот я и пошла на пробы в другой. И через неделю после того как меня утвердили в «Годе культуры», позвонили с «проекта мечты» и сказали, что начинают съемки. Совместить графики не было никакой возможности. Конечно, я страшно расстроилась… Но я счастлива, что снялась в «Годе культуры». Мы такой дружной веселой семьей там жили с первых дней, даже во время обеда не разбредались, чтобы отдохнуть друг от друга, а наоборот, сидели вместе и не могли наговориться».