Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Екатерина Гусева и Дарья Екамасова прошли через суровые испытания

0

А.Л.Ж.И.Р. — название не официальное, а народное. Аббревиатура расшифровывается так: «Акмолинский лагерь жен изменников Родины». Об этом суровом сталинском лагере снимается историческая драма, которая выйдет на канале НТВ.

Официально лагерь назывался «17-е женское лагерное специальное отде­ление Карагандинского исправи­тель­но-тру­дового лагеря в Акмолинской области Казахстана». Он просуществовал с 1938 по 1953 год, пропустив через свои жернова десятки тысяч женщин. Сейчас на его месте стоит мемориальный комплекс. В числе заключенных были и простые работницы, и крестьянки, и монахини, и жены маршалов и артистов… Из счастливой, благополучной семейной жизни женщины попадали в ад. Там оказались сестра маршала Михаила Тухачевского, жена писателя Бориса Пильняка, матери поэта Булата Окуджавы и балерины Майи Плисецкой и многие другие. Вина всех этих женщин заключалась лишь в том, что они были родственницами людей, объявленных изменниками Родины.

«Сценарист Олег Сироткин вынашивал идею сериала давно. Еще лет пять назад он давал мне читать книгу Евфросинии Керсновской «Наскальная живопись» — мемуары женщины, проведшей в ГУЛАГе десять лет, — вспоминает режиссер Александр Касаткин. — Причем мемуары сопровождались подробными зарисовками. Эта книга стала трамплином к старту нашей истории».

Главные героини сериала — Ольга Павлова (Дарья Екамасова), жена авиаконструктора, арестованная как ЧСИР (член семьи изменника Родины), и София Тер-Ашатурова (Екатерина Гусева) — выдающаяся оперная певица, задержанная по доносу любовницы мужа. Ольга и София знакомятся в тюремном вагоне поезда по дороге в лагерь. Они попадают в один барак, где им предстоит сражаться не только с тяготами жизни заключенных, но и с интригами внутри женского коллектива.


Главные героини сериала — Ольга Павлова (Дарья Екамасова) и София Тер-Ашатурова (Екатерина Гусева)

«Мы не ставили целью воспроизвести в картине всю тяжесть лагерной жизни, мы решили сфокусироваться на человеческих отношениях и характерах, — говорит Касаткин. — Лагерь стал тем особенным местом, где лучшие и худшие качества людей выходят наружу. Как не потерять лицо, находясь в чудовищных обстоятельствах, — вот основная тема сериала. Лагерь построили в Крыму, недалеко от Феодосии. Там такие же дикие степи, как в Казахстане. Нашли две старые заброшенные кошары, похожие на бараки. Возвели вышки, обнесли колючей проволокой. Получилось очень натурально».

Перед началом съемок актерам и создателям фильма пришлось изучить множество архивных материалов. Дарья Екамасова рассказывает, что ездила в музеи ГУЛАГа и читала воспоминания Евгении Федоровой, Ольги Адамовой-Слиозберг и других узниц.


Лагерь построили в Крыму, недалеко от Феодосии. Там такие же дикие степи, как и в Казахстане

«Иногда после съемок очередной сцены ловила себя на мысли: какую же силу духа надо иметь, чтобы пройти через это все и не сломаться! — рассказывает Дарья. — Эти женщины достойны памятника. Пусть таким памятником станет наш фильм».

Ради роли Дарье пришлось коротко подстричь волосы и стать брюнеткой. А еще научиться работать на швейной машинке, ведь ее героиня не просто швея, а мастерица от Бога.

У героини Екатерины Гусевой — Софии Тер-Ашатуровой — есть реальный прототип. Являясь женой главного режиссера оперного театра, София имела непререкаемый авторитет, купалась в обожании, цветах и поклонниках. Гусеву обрадовала возможность спеть оперные арии. В картину включены четыре вокальных номера в ее исполнении.

«Хотя бы в кино я смогу фрагментарно спеть и «Аве Марию» Франца Шуберта, и партию Татьяны из оперы «Евгений Онегин» Чайковского», — делится с «ТН» Екатерина. 

Условия, в которых актеры существовали на площадке, максимально приближались к тем, что были в Казахстане. Жара под 40 градусов внутри крытых толем бараков ощущалась как все 80, пот со всех лил градом, дышать было практически нечем. Но, по признанию актеров, это хорошо помогало войти в состояние героев.

Много лет А.Л.Ж.И.Р. возглавлял Сергей Баринов (в фильме его сыграл Алексей Шевченков). Ранее он был начальником НКВД города Калинина, и во времена Ежова написал Сталину обличительное письмо о том, что нельзя использовать столь жестокие методы. И за это поплатился — его сняли с генеральской должности и отправили начлагом в Казахстан. Как он сам потом вспоминал: хорошо, что не расстреляли. Баринов руководил лагерем с 1939 по 1947 годы и получил прозвище Валерьян Валерьяныч.

«Он часто приходил в бараки к заключенным и успокаивал их, говорил, что они обязательно вернутся домой, к своим детям, — продолжает Александр Касаткин. — В общем, был довольно нетипичным представителем власти. После службы он остался жить там же, рядом с Акмолинском, в небольшой избенке. Когда в начале 1990-х стали заводить дела на тех, кто занимался активными репрессиями, он тоже попал в эти списки. И вот оставшиеся в живых к тому времени бывшие заключенные собрались, написали петицию и поехали с ней в Москву. И добились того, чтобы с Баринова сняли обвинения. Этот факт его биографии мы тоже попытались отразить в нашем фильме».

«Наша история о том, как одни истребляют других, при этом в рамках одной страны, — говорит Кирилл Плетнев, которому досталась роль начальника лагерной охраны. — О том, как люди начинают кардинально меняться, и меняет их страх. Страхом пропитан весь сценарий, именно этим он меня и зацепил».


Кирилл Плетнев сыграл начальника лагерной охраны (с Дарьей Екамасовой)

Его герою приходится много ездить верхом на лошади. Благо этим навыком артист овладел еще много лет назад. А вот его коллеге, актеру Петру Логачеву, повезло меньше. Спрыгнув с лошади, он подвернул ногу и упал на колени, тем не менее спокойно доиграл всю сцену. Никто ничего не заметил. Но после команды «Стоп!» Логачев буквально рухнул от боли. Как потом выяснилось, он вывихнул при прыжке голеностоп.

Бывали на площадке и забавные ситуации. Однажды снимали сцены с участием щенка. На этот эпизод было отведено два дня. В первый все благополучно отсняли и планировали продолжить на следующий день. «А назавтра актер, который должен был сниматься со щенком, срочно улетел в Москву, вроде как спектакль у него перенесли, — с улыбкой вспоминает режиссер. — Решили: ну ладно, снимем через неделю. Через неделю опять не получилось, и через две тоже. Снимаем через месяц, приносят собаку — а она стала в три раза больше. Понятно, что такого теленка пускать в кадр нельзя, и мы бросили клич: искать похожего щенка. Пересмотрели огромное количество псов, нашли похожего, но черного, а наш был с белыми отметинами. Пришлось отдать его гримерам на покраску».

Все фото предоставлены пресс-службой канала НТВ

Загрузка...