Лучшие телевизионные спектакли
27 марта – всемирный день театра. И к этому дню мы решили вспомнить такую интересную вещь, как телеспектакль – жанр, сочетающий в себе театральную постановку и телевизионные приемы.
С развитием телевидения появился жанр телеспектакля. В СССР первый телевизионный спектакль был показан в 1938 году, но, поскольку видеозапись еще не практиковалась, телевизионные спектакли, как и театральные, вплоть до начала 50-х годов разыгрывались непосредственно в эфире. Лишь в 50-х появилась возможность записи телеспектаклей на кинопленку. Телевизионный спектакль не является видеозаписью (телеверсией) театральной постановки – это оригинальный спектакль, созданный в телевизионной студии, специально для телевидения.
«Портрет Дориана Грея» (1968)
Этот спектакль, поставленный Виктором Турбиным по одноименному роману Оскара Уайлда, – несомненная классика советского телетеатра. Портрет Дориана Грея имел удивительное свойство: он принимал на себя все грехи «оригинала», а так же течение времени. В реальной жизни Дориан Грей не менялся, не старел, на лице его не появлялось ни одной морщины, а старел за него портрет… Дориана Грея мастерски воплотил на экране советский актер Валерий Бабятинский.
«Всего несколько слов в честь господина де Мольера» (1973)
Поставить мольеровского «Дон Жуана» в Ленкоме, где в то время работал Анатолий Эфрос, ему не разрешили, зато проект пропустили на телевидение. Возможно, потому в этом проекте режиссер решил соединить роман Булгакова и пьесу Мольера – как вызов. Как приношение двум большим мастерам: Булгакову и Мольеру. Жизнь и личность Мольера имели огромное влияние на формирование Булгакова как писателя и стали глубоко личной и выстраданной темой его творчества. Тщательно изучив необходимый исторический и литературный материал и осмыслив все перипетии судьбы великого комедиографа, осознав цену, которую тот заплатил за сохранение своих пьес и за существование своего театра, Булгаков создает романизированную биографию Мольера, основанную на достоверных фактах жизни своего героя. «Жизнь Господина де Мольера» во многом автобиографична, это своеобразная исповедь автора о своей собственной жизни в искусстве, повесть о трагедии художника, столкнувшегося с деспотизмом власти, это печальное глубокое произведение о сложнейшем и опасном искусстве театра, искусстве сиюминутном и во все времена зависимом от общества и мнения сильных мира сего.
«Страницы журнала Печорина» (1975)
По мотивам романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Взять не все произведение, а только одну страничку журнала Печорина (часть «Княжна Мери») – такова была первоначальная мысль Анатолия Эфроса. Юная кокетливая княжна Мери Лиговская (Ирина Печерникова) становится предметом соперничества двух молодых людей – пылкого Грушницкого (Андрей Миронов) и расчетливого Печорина (Олег Даль). В результате эта недостойная игра забавляет одного и убивает другого.
«Капитанская дочка» (1976)
Телеспектакль режиссера Павла Резникова по одноименной повести А. С. Пушкина. Любители Пушкинского слога по достоинству оценят максимально приближенный к тексту повести сценарий, цитирование текста актерами, воссоздание атмосферы событий времени Пугачевского восстания. Молодой дворянин Петр Гринев (Александр Абдулов) направляется на службу в Белогорскую крепость. В гарнизоне он влюбляется в дочь капитана Миронова Машу (Елена Проклова) и дерется из-за нее на дуэли с офицером Швабриным (Леонид Филатов). Чувства Маши ответны, но родители Гринева против брака своего сына. После захвата крепости Емельян Пугачев расправляется с капитаном Мироновым и его женой, Маше удается спастись. Гриневу также оставлена жизнь, так как в свое время он по-человечески отнесся к предводителю восстания. Испытывающий к Гриневу ненависть Швабрин доносит на юношу после разгрома бунта, и того арестовывают за государственную измену. Маша просит императрицу помиловать возлюбленного.
«Как важно быть серьезным» (1976)
Две молодые девушки мечтают о женихе – серьезном, положительном и обязательно по имени Эрнест. Два друга, два настоящих джентльмена влюблены и немного легкомысленны. Им виртуозно удается никогда не говорить правду своим возлюбленным. В свою очередь их избранницы непреклонны в своем решении выйти замуж только за серьезного человека, носящего имя Эрнест. События развиваются стремительно, и новая ложь рождает следующую цепочку недоразумений. Кажется, что уже никогда не вырваться из этого нелепого круга. Но истинное чувство ставит все на свои места и заставляет усомниться в том, так ли «важно быть серьезным», когда ты влюблен?
«Между небом и землей» (1977)
По мотивам повести Виктории Токаревой «Ехал грека». Известный музыкант Климов (Андрей Миронов) эгоистичен и самолюбив. Он безразличен к бывшей жене и сыну, к любящей его женщине, пренебрежительно относится к коллегам и родным. Однажды самолет, на котором он должен был лететь на отдых в Симферополь, терпит катастрофу. Климов опаздывает к вылету и остается жив, но для близких он разбился.
«Безобразная Эльза» (1981)
По пьесе финского драматурга Энсио Рислакки. Постановка Московского театра им. Моссовета. У профессорской вдовы Виви Кассель – три дочери: хорошенькие Ирма и Паула и малопривлекательная, но умная, острая на язык Эльза (Татьяна Догилева), которую унижает снисходительное отношение сестер и матери. Она решает доказать, что быть женщиной гораздо проще, чем личностью. Посетив косметический салон, она влюбляет в себя не только женихов сестер, но и претендента на руку матери.
«Анюта» (1982)
Фильм-балет мотивам рассказа А. П. Чехова «Анна на шее». «Трансформация для балетной сцены знаменитых литературных произведений – задача всегда сложная, – рассказала исполнившая главную роль балерина в одном из интервью. – Тем более, когда речь идет о таком многогранном и тонком авторе, как Антон Павлович Чехов, один из любимейших моих писателей, проза которого словно соткана из полутонов и пронизана светом». В 70-е годы во всем мире вошли в моду телефильмы-балеты. В отличие от театральных спектаклей, снятых на пленку, телефильмы-балеты создавались изначально для показа на экране. Новый жанр позволил обогатить искусство танца и пластики художественными приемами кинематографа – использовать крупный план, монтаж и многое другое. С другой стороны, от исполнителя требовалось не только танцевальное мастерство и пластическая выразительность, но и драматическое дарование. Лучшие телевизионные балеты переносились впоследствии на театральную сцену. Балет на музыку Валерия Гаврилина «Анюта» задумывался первоначально исключительно как телеспектакль. Автор сценария Александр Белинский и балетмейстер-постановщик Владимир Васильев смогли не только «пересказать» средствами танца знаменитый рассказ Чехова «Анна на шее», но найти точный и тонкий пластический эквивалент прозы. Своим успехом телефильм «Анюта», который был закуплен и с успехом показан в 114 странах мира, во многом обязан исполнительнице главной роли Екатерине Максимовой.
«Вознаграждение – тысяча франков» (1983)
Париж. Зима 182… года. Вор Глапье (Валентин Гафт) пытается скрыться от полиции. Ему помогает молодая девушка Сиприена, семья котрой обнищала и попала в руки шантажиста. Глапье решает помочь Сиприене. Вячеславу Бровкину нелегко было поставить спектакль по роману, в котором так много действия. Но режиссер прекрасно справился со своей задачей, сделав удивительно гармоничную постановку. Особого внимания заслуживают декорации, прекрасные костюмы и, конечно же, великолепная работа актеров: Александра Филиппенко, Валентина Гафта, Леонида Кулагина.