Генеральный директор российского представительства компании DUNI рассказал «ТН» о том, почему так важно получать отличное настроение во время еды, и как собственно, этого можно достигнуть. Так же Антон поделился личными и профессиональными секретами успеха, рассказал о своем карьерном пути и о том, как он сам стал экспертом в области сервировки стола, и научил этому свою семью.
— Антон, когда впервые проявились ваши деловые качества? Вы с детства были предприимчивым?
— Действительно, мои деловые качества стали проявляться еще в школе. Так сложилось, что уже в девятом классе я управлял четырьмя торговыми ларьками у ближайшего метро и имел микроавтобус ЕрАЗ, благодаря которому удавалось организовать доставку продукции и четкую работу продавцов. В 9-10-м классах я учился в бизнес школе юных менеджеров при Плехановской академии и именно там я получил свои первые свои знания по экономике. Так что идеи коммерции мучили мой разум с юных лет и жизненный путь был определен очень рано.
— Как вы стали генеральным директором компании DUNI (шведская компания, производящая скатерти, салфетки, свечи, одноразовую посуду и приборы для сервировки стола дома и на даче, под любое мероприятие и разные сезоны. – прим.ред) в России? Что этому предшествовало?
— У меня было два варианты, где получать высшее образование. Первое – это предпринимательство, экономика и менеджмент. И в принципе, окончив школу юных менеджеров, я планировал поступать в саму Плехановскую академию. Но получилось так, что пройдя экзамены, нужно было еще заплатить определенную сумму денег. На тот момент это было 10 тысяч долларов, которых в моем маленьком сейфе не оказалось. Соответственно, я пошел по стопам родителей, которые в свое время окончили Московский институт радиотехники, электроники и автоматики.. Поступил на факультет вычислительных машин и компьютерных систем, так как в то время – 1998-й год, компьютерная тема была очень актуальна, все понимали, что за ней будущее. Утром я учился, а во второй половине дня работал промоутером в магазинах, рекламируя различные товары народного потребления, давая консультации и раздавая призы. А еще, параллельно по ночам я работал в больнице санитаром приемного отделения в течение целых пяти лет.
— Работать санитаром по ночам было финансовой необходимостью?
— Мой папа занимался обслуживание медицинское оборудование в этой же больнице более двадцати пяти лет и в будущем также видел меня в профессиях, связанных с медициной. Мое желание работать и помогать людям было, отчасти, привито именно им. Ну, и конечно, было большое желание зарабатывать деньги в столь бурно развивающееся девяностые годы.
— И как дальше продвигался ваш профессиональный путь?
— Работая промоутером, я поднялся до супервайзера, под моим руководством было от пяти до десяти промоутеров и несколько магазинов. Потом я получил в рекламном агентстве должность менеджера по ключевым клиентам. А в 2004 году передо мной встала возможность выбора – либо идти дальше по рекламному направлению, либо уйти в продажи. И тогда я принял решение, что продажи для меня более интересны, чем маркетинг, и пошел работать в российское представительство компании Kotanyi занимающейся специями и приправами. Представительство состояло из четырех человек, к которым я присоединился, а уровень бизнеса равнялся где-то 40 миллионам рублей в год. К 2008 году мы увеличили оборот в 10 раз – до 500 миллионов рублей. И сделали с австрийцами собственную компанию в России — ООО Kotanyi. Я пришел в компанию, как менеджер по координации клиентов и продаж, а с созданием своей компании получил должность коммерческого директора и директора по продажам. И с 2008-го по 2011-й год мы еще раз удвоили бизнес до миллиарда рублей в год и заняли первое место в России. А в 2013 году от компании DUNI я получил предложение занять должность генерального директора. Это было интересно, давало больше возможностей, управление и контроль за всеми операциями в компании, включая логистику, продажи, финансы и маркетинг. DUNI занимается производством уникальных скатертей и салфеток из нетканого запатентованного материала, который не может повторить ни одна из компаний в мире. Сейчас наша основная работа происходит с профессиональными точками, такими, как отели, рестораны и кейтеринг. А так же ведется работа с ключевыми клиентами – множеством компаний, включая «Мираторг», «Азбука вкуса» и так далее. Мы создаем отличное настроение во время еды, продаем большой ассортимент скатертей, салфеток, свечей – всего, что необходимо для создания уникальной атмосферы во время застолья. Так же мы продаем одноразовую посуду, приборы и стаканы, что может быть использовано вне дома, на природе, на пикнике и так далее. Нашу продукцию мы производим в 21 цвете и более ста дизайнах.
— Компания DUNI уже 70 лет представлена на Европейской рынке и более 20-ти лет в России. В чем секрет ее долголетия?
— 24 июля исполнится 24 года, как наша компания представлена в России. Наша главная миссия – поднять культуру потребления и сервировки стола, потому что в последнее время она оказалась практически потеряна. Далеко не везде умеют и знают, как красиво сервировать стол. Тут можно вспомнить процесс развития компании Kotanyi по производству специй. Когда я присоединился к компании в 2004-м году, большинство людей на просьбу назвать специи отвечали: соль, лавровый лист, черный перец и универсальная приправа Вегета, которую знали все. Ну, и кто-то еще слышал о готовых миксах для свинины, рыбы и курицы. Но никто тогда не говорил о смесях трав, базилике, орегано и прочих. Но с развитием ресторанов, отелей и кулинарных шоу, люди стали учиться готовить и культура начала расти. Люди научились разбираться, какие ингредиенты нужны для приготовления тех, или иных блюд, как их правильно готовить. Так же в нашей стране выросла культура потребления вина и многие стали разбираться, какое вино, с какими продуктами сочетается. Но вот сервировка стола до сих пор остается подзабытой темой, которой не уделяется достойного внимания. Антон Павлович Чехов говорил «В человеке все должно быть прекрасно», так и мы считаем, что важно не только какие продукты вы выбрали и как их приготовили, но и как вы засервировали стол. Сервировка стола – первое впечатление вашего гостя, неважно, пришел он к вам в ресторан, или домой.
В период пандемии рестораны были закрыты и большинство из них переключились на доставку. И зачастую то, в каком виде доставляется продукт, оказывается очень печально. Неправильно выбранные контейнеры открываются и протекают. Рестораторы стараются, шеф-повара готовят уникальные авторские блюда, которые потом упаковываются непонятным образом в упаковку, вообще не предназначенную для доставки. В итоге, клиенты получают блюда, которые не вызывают желания их попробовать.
Так же, в связи с развитием культуры сервировки в России, рестораторам и отельерам было предложено осуществлять продажу салфеток и скатертей вместе с едой. Ведь все люди хотят праздника, и еду из ресторана в большинстве своем заказывают под какое-то мероприятие, или событие. И соответственно, здесь важно создать праздничную атмосферу, чтобы получить желаемые эмоции. Очень важно подчеркнуть атмосферу сервировкой стола, которая порой может скрыть и небольшие оплошности при приготовлении еды и даже улучшить вкус. Есть мнение, что если мы правильно сервируем стол, то это обязательно влияет на настроение и вкус. То есть, если мы едим рыбу, засервировав стол в голубых, или синих тонах, то можем мысленно переместиться в атмосферу Средиземноморья. И то же самое, если кушать рыбу на красной скатерти, то вкус блюда может раскрыться не в полной мере и не будет получено желаемое настроение.
— Что за профессионалы у вас работают и разрабатывают дизайны?
— Компания международная, головной офис находится в Швеции, а шведы, стоит отметить, довольно интересная нация. Несмотря на то, что население составляет всего 10 миллионов человек, Швеция признанный мировой лидер по количеству транснациональных компаний на душу населения. В мире очень популярны шведские дизайнеры, ди-джеи, во многих областях они законодатели моды. Наша компания каждый год выпускает новые цвета и создает тренд. И иногда мы даже шутим, что если мы видим этот тренд в каталогах DUNI, то значит, что в следующем году цвет точно будет популярен и на подиумах у мировых кутюрье.
— Вас самого можно назвать экспертом в области сервировки и накрытия столов? Наверное, куда бы ни приходили, даже вне работы, сразу обращаете внимание на сервировку?
— Да, первый взгляд всегда падает на сервировку, и я всегда стараюсь подсказать, проконсультировать, но не все воспринимают эти советы и конструктивную критику. В России очень любят покушать, но не все умеют это делать красиво, полезно и с позитивными эмоциями. Но хочу отметить, что до работы в компании DUNI я сам не особо обращал внимание на эти моменты. Но потом увлекся и стал использовать нашу продукцию дома, и сейчас дошло до того, что каждые выходные кто-то из знакомых приезжает в гости (график расписан на месяц-два вперед), чтобы своими глазами это увидеть и узнать все, что касается сервировки и какие, например, варианты сложения салфеток используются в этот раз. Сложение салфеток — тот самый некий «Вау!» эффект, который сразу бросается в глаза. Наши салфетки отлично складываются без того огромного количества крахмала, который нужен для придания жесткости текстильным салфеткам. Здесь будет так же важно отметить, что, несмотря на то, что наши салфетки очень легко складываются, у них есть две стороны. Первая сторона внешняя декоративная, которую мы видим – она необходима для сервировки стола и для защиты одежды от попадания частичек пищи. Но для того, чтобы салфетка была гигиенична, для протирки рта всегда используется только внутренняя сторона. И в наших салфетках она намного мягче, чем внешняя сторона, всегда гигиенична и приятна для соприкосновения с кожей рук и губ.
— С медийными персонами, то есть звездами, вы сотрудничаете?
— Мы не работаем напрямую с конечными клиентами, как у большой оптовой компании у нас есть дилеры, которые работают с небольшими частными заказами. Звезды заказывают сервировку и накрытие столов своих мероприятий у кейтеринговых компаний. А те уже обращаются к нам за рекомендации, но никогда не разглашают имя заказчика. Просто озвучивается «Банкет на Рублевке, на столько-то человек, предпочтения по сервировке такие-то». И мы высылаем несколько вариантов сервировки, включая скатерти, салфетки, свечи, посуду, приборы, постановочные тарелки. Таких запросов на закрытые банкеты и вечеринки мы получаем от трех до пяти в неделю. Продукция очень востребована, потому что такого количества и сочетания цветов нет больше ни у кого. Плюс, у нашей продукции более ста актуальных дизайнов, которые обновляются каждый год, мы индивидуально подбираем их под события, или времена года. Есть большой ассортимент весенних коллекций, летних, осенних, и конечно, особенно обширна новогодняя коллекция, где собрано множество дизайнов всех стран, в том числе, и адаптированных под Россию.
— Во время карантина спрос на продукцию упал, или наоборот возрос?
— Пандемия сказалась на нашей работе достаточно сильно, потому что основной бизнес был связан с отелями и ресторанами, они оказались закрыты на долгий карантин, спрос упал процентов на 80. Но зато вырос бизнес по доставке, мы стали значительно больше продавать контейнеры. Так же вырос бизнес в ритейле, в продуктовых сетях, потому что люди сейчас стараются справлять все праздники дома, и важно правильно засервировать стол и создать соответствующую атмосферу.
— Поделитесь личными секретами успеха, какие рекомендации могли бы дать начинающим бизнесменам?
— Самый правильный совет – просыпаться утром с улыбкой, и идти вперед, не боясь сложностей, смотреть на мир открытыми глазами, воплощать в жизнь свои идеи и каждый день делать что-то хорошее. Если постоянно оглядываться на окружающих, иметь страхи и опасения, то рано или поздно они и вас полностью поглотят, какой бы сильной личностью сами вы не были.
— Смену себе растите? В ком видите свое продолжение?
— Конечно, я ращу ее, скажем так, в двух направлениях. Во-первых, на работе, потому что я считаю, что сотрудники – самая большая ценность компании. Важно, чтобы они приходили на работу с улыбкой и желанием сделать что-то лучше и больше, чем вчера. Когда я вижу горящие глаза, так же заряжаюсь у них энергией. Ну и вторая моя смена – два моих прекрасных наследника – сын и дочь, которые во многом берут с меня пример. Они уже сервируют стол, знают, как поставить тарелку, с какой стороны положить приборы, какой бокал какому напитку соответствует и так далее. Я надеюсь, что в ближайшее время мы откроем семейный ресторан и будем развивать свое детище.
— Как воспитывать детей, чтобы они в будущем выросли успешными и талантливыми людьми?
— Лучший пример – показывать своим примером. И если хочешь что-то изменить, начни с себя. Просто делай, и дети будут за тобой следовать. А если их заставлять что-то делать, то точно ничего не получится, сужу по личному опыту. Чтобы научить детей сервировать стол, я просто регулярно показывал им, как это правильно и красиво делать. Хотя сейчас, уже научившись хорошо сервировать стол, дети стали сами проявлять желание помочь мне в приготовлении несложных блюд – нарезают салаты, замешивают соус и прочее К сожалению, я не имею поварского образования, но очень люблю готовить и участвую в разных мастер классах. И для меня и моей семьи прием пищи – каждый раз настоящий праздник. Всегда стараемся приготовить что-то новое, выбираем рецепты, и пока я готовлю, жена с детьми сервируют стол. Хотя, сейчас научившись хорошо сервировать, дети уже начинают помогать мне и в готовке – нарезают, замешивают соус и прочее. И уже имеют свои маленькие кулинарные успехи, причем, у сына больше получаются мясные блюда, а дочка проявляет таланты в кулинарии и сладостях, сама делает мороженое, весьма интересно украшает блюда.
— А что приносит радость и удовольствие вне работы? Есть у вас какие-то увлечения, на которые не жалко тратить время?
— Я люблю общаться с людьми, видеть позитивное настроение и улыбки, это всегда очень заряжает. Люблю спорт, вместе с детьми мы регулярно ходим в бассейн, катаемся на велосипедах. Стараемся больше путешествовать и познавать мир, а так же перенимать культуру того, или иного места: как дизайнерские решения, так и новые кулинарные находки. Год назад мы переехали за город, построили дом и сейчас стараемся его максимально интересно обустроить. А еще у меня есть необычное хобби – я собираю чайные ложечки, привожу их из каждой поездки, каждого города, или страны. По последним подсчетам их было 353 штуки, но на самом деле, количество для меня неважно. Все началось со спонтанной покупки первой ложечки, которая мне понравилась. И потом это стало любимым хобби, ведь только в России я посетил более ста городов. Сейчас коллекция переехала в загородный дом, планируем разместить ее на стене, сделать специальную декорированную нишу. Пока, правда не решили, как будем размещать ложки – по алфавиту, или по странам.
фото: личный архив