Жадина-говядина, или Наука говорить «нет»
«Не дам», — решительно заявляет малыш в песочнице в ответ на просьбу поделиться игрушками с другими детьми. Вот только не надо его ругать и извиняться перед мамочками! Доверьтесь вашему маленькому разбойнику, он знает, что делает.
Психологи говорят, что в возрасте 1,5-3 лет у детей еще не сформировано понимание «свое-чужое». Когда вы впервые услышите от чада победный клич «мое!», вместо того, чтобы одергивать сорванца, — радуйтесь. Такая реакция означает, что ребенок прогрессирует. По сути, стартовал первый серьезный этап психологического развития, во время которого малыш формирует представление о себе самом и устанавливает границы личного пространства. Детское «мое» включает все, что ему дорого. Одним словом, ругать ребенка в этом возрасте за жадность ни в коем случае нельзя.
Научиться говорить «нет»
К трем годам дети осваивают науку отказывать. Самое время! Неумение отвечать отказом может привести к массе проблем в будущем. Главное, чтобы естественное и необходимое определение собственных границ не перешло в банальную жадность.
После 3,5 лет начинается следующий этап социализации: общение с окружающими становится приоритетным, а личные вещи превращаются в инструменты, связующие общение. Ребенок понимает, что расположить к себе кого-то можно, поделившись чем-то. А если он пожадничает, то другие дети с ним дружить не будут.
Но если жадность проявилась в возрасте 5-7 лет, стоит задуматься о внутренних проблемах маленького человека. Вот тогда родителям уже следует «копнуть глубже» и разобраться, что не так в воспитании.
Поучайте ваших паучат
Часто мамы и папы теряются, когда сталкиваются с проявлением жадности у детей. Запомните, как правильно поступить в этот момент:
-
Не ругайте ребенка за то, что он не делится своими игрушками. Это его вещи, и малыш вправе распоряжаться ими так, как хочет.
-
Не извиняйтесь перед родителями другого ребенка. Это нормальная ситуация: сын или дочь имеют право не делиться.
-
Ни в коем случае не отбирайте игрушку, чтобы отдать другому ребенку. Дети расценят такой поступок как предательство.
-
Не позволяйте другим родителям комментировать действия вашего ребенка. Скажите: «Поучайте лучше своих паучат».
-
Не вызывайте чувство вины у малыша из-за того, что плачет другой ребенок. В данной ситуации хозяин игрушки ни в чем не виноват. А вот другому ребенку мама должна объяснить, что не все игрушки мира принадлежат ему по одному его хотению.
-
Не запрещайте ребенку забрать уже взятую у него игрушку. Но объясните, что это нужно сделать вежливо, без применения физической силы. Не получается? Попросите помощи у родителей того, кто не отдает игрушку. Вместе вы — сила, а главное — мудрость.
Как восстановить мир в песочнице
Вы можете спокойно предложить ребенку поделиться: «Видишь, Костя заскучал, расстроился… Дашь ему лопатку?» Можно попробовать вовлечь обоих детей в совместную игру. Скорее всего, оба бойца будут завороженно смотреть, как вы занимаетесь с игрушкой. Так достигнете главного — переключите внимание.
Если мама другого ребенка заупрямилась и требует от вас обоих проявить щедрость, не обращайте внимания. Принуждение — дело психологически неверное.
Ребенок способен понять слово «чужое». Учите на своем примере. Так вы заложите уважение не только к своей, но и к чужой собственности.
Малыш всегда замечает все новое у своих сверстников и друзей и наверняка захочет заиметь такой же трофей. Не следует сразу лететь в магазин и удовлетворять каприз ребенка, иначе в 5 лет он потребует такой же, как у друга, велосипед, в 8 — такой же компьютер, в 18 — автомобиль. Эффект «снежного кома» обеспечен. Учите свое чадо ценить то, что имеет. Закладка моральных ценностей длится до 4-5 лет. В 10 лет будет уже поздно бороться с тем тираном внутри ребенка, которого вы сами создали.
Не вешайте ярлыки
Отделяйте жадность от естественного желания защитить свою территорию, отстоять права или индивидуальность. Не называйте ребенка «жадиной». «Ты — жадина, я с тобой не дружу сегодня», — это обычная родительская манипуляция. Малыш в такой ситуации готов на все, лишь бы его не ругали. В итоге эффект не достигнут. Будьте всегда готовы объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Ваш малыш должен понять и сделать выводы. Не стыдите его на людях. Зачем ребенку терзаться тем, что о нем подумают окружающие? Он должен быть честным прежде всего перед самим собой. Собираясь в гости или на прогулку, заранее готовьте сына и дочь, повторяя, что там будут другие дети. Возьмите с собой игрушки, которыми ему не жалко поделиться. Если карапуз прячет за пазухой свои машинки, а чужие берет с удовольствием, объясняйте, что такой «обмен» не очень честный, и в то же время горячо хвалите ребенка за проявленную доброту и щедрость.
Комментарий специалиста
Светлана Бажина, психолог:
— Когда ребенок говорит «мое», он тем самым обозначает свое личное пространство, то, что в это пространство входит и дорого ему. Замечали, иногда дети могут отреагировать эмоционально, если чужой для них человек подойдет и заговорит с мамой, кто-нибудь сядет на любимый стул, возьмет игрушку? Таким образом у ребенка формируется чувство собственности. Это период, когда малыш только начинает осознавать границы «своего», благодаря чему в будущем у него появится понятие «чужого».
Защищая собственность, ребенок учится. Если он не сформирует эту способность, то в будущем может стать объектом манипулирования. Например, начнет потакать капризам окружающих в ущерб своим интересам, давать деньги в долг, не получая их обратно, и целый год выпрашивать у знакомых вещи, которые дал им в пользование на неделю.