Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Он хочет не того! Что делать, если ребенок мечтает о странной профессии

Помните, как читали своему малышу: «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?» Мечтая попутно: «Хорошо бы стал юристом. Или нет, переводчиком!» Но вот уже ребенку пятнадцать. И на вопрос «Кем ты хочешь стать?» он четко и серьезно отвечает: «Клоуном».

Что делать? Главное — не вол­­новаться. Собираем семейный совет, сажаем детку напротив, смотрим спокойно и благожелательно и начинаем серьезный разговор. Помня о том, что подростки по сути своей — провокаторы, которые все время тестируют на прочность мир, родителей и окружение. Ребенок тверд в своих намерениях? Отлично. Дайте ему возможность побыть в роли клоуна на семейном празднике. А позже расспросите: это было так же хорошо, как в мечтах? И заведите разговор о трудностях профессии — веселиться и веселить придется несмотря ни на что. Спросите, где он собирается учиться, где работать и как представляет свои заработки. Не назидайте, но пытайтесь включить у ребенка «взрослую» часть его личности. И да, будьте готовы принять чужие аргументы и доводы.

Новое против старого

Порассуждав вместе с дитем, родители сами могут сделать выводы: все не так уж страшно. Ребенок не обязан быть родительским повторением. Да и мир меняется быстро, появляются новые и весьма странные для нас, взрослых, профессии. К примеру, молекулярный диетолог или проектировщик «умного дома». И наоборот, профессии, что были на пике десяток лет назад, сейчас практически умирают. Врача-диагноста и диспетчера заменяют компьютеры, турагентов и риелторов — интернет-сервисы. Журналистов вытесняют социальные сети — там новости распространяются пользователями быстрее. И, может быть, ребенок, заявивший, что хочет быть генератором хороших эмоций, не так уж и неправ?


Светлана Исаева, психолог-психотерапевт, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги:

— Не судите отпрыска по себе — в наше время в школах проводились уроки профориентации, нам давали пусть не полное, но достаточно богатое «меню» профессий. Современная школа этим не заморачивается, нынешним подросткам трудно разобраться и понять, чего на самом деле им хочется. Рекомендация одна: читать, узнавать о современных профессиях. Тогда у вас и вашего ребенка появится выбор.

Уймите амбиции

Узнавать о новых профессиях неслож­но и, более того, интересно. Да, вам непросто справиться с собственными приоритетами. Вы видите сына или дочь менеджером высокого звена, успешным архитектором или юристом. Чадо же твердит, что хочет быть поваром, сидит на профессиональных форумах и плюет на ваше отчаянное: «Это же не наш уровень!» Как урезонить собственные амбиции и принять мысль, что хороший повар куда как лучше посредственного юриста?


Светлана Исаева:

— Здесь вопрос к родителям: готовы ли вы дать своему ребенку свободу самовыражения, не стремитесь ли вы прожить еще одну жизнь за счет его жизни? Часто это происходит по принципу компенсации: «Я не смог, но уж тебе-то все карты в руки — нужно идти в самый престижный вуз!» Лучше порассуждать с ребенком о выбранной им профессии: «Как будет выглядеть твой обычный рабочий день? Что именно в течение него ты сделаешь? Что хорошего и что плохого может происходить?»

Давайте говорить!

Психологи утверждают, что родителям, желающим избежать лишних сложностей, стоит начать говорить о выборе профессии как можно раньше. Объясняйте ребенку, что такое работа. Что составляет суть той или иной профессии, чем занимаются ее представители, какие радости и сложности им приходится переживать. Пусть сын или дочь поймут: любая профессия — это прежде всего свод обязанностей, выполнять которые нужно каждый день. И они должны быть не только по нраву, но и по плечу.


Светлана Исаева:

— Последние десятилетия ознаменовались высоким ростом предпринимательства в нашей стране. Соответственно, 75 % учеников 9-х и 10-х классов в сочинении на тему «Чем я буду заниматься и почему?» ответили: «Предпринимательством!» Прошу пояснить суть этого занятия. Отвечают, мечтательно закатив глаза: «Я в деловом костюме выхожу из дома с портфелем, сажусь в свою машину, еду на работу, что-то делаю с бумагами, вечером еду на встречи или в клуб». Амбиции понятны, но важно осознавать, что значит «предпринимать», что это могут далеко не все. И что многочисленные учебные заведения, гарантирующие предпринимательское «просветление», — скорее всего, удачный маркетинговый ход.

Пара слов о деньгах

Бывает и так — подросток даже слышать не хочет о каких-то там интересах. Главное, считает он, — карьера и деньги. Все остальное — для тех, кто не умеет жить.


Светлана Исаева:

— Не торопитесь их разубеждать, они не услышат, пока не начнут зарабатывать и считать деньги сами. Предоставьте им такую возможность: пусть раздают листовки у метро, развозят пиццу. Поддерживать здоровые амбиции детей хорошо, но самое важное — донести мысль, что выбирать профессию из исключительно финансовых соображений не стоит. Работа может прийтись не по душе, и деньги будут совсем не в радость.

Загрузка...