Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Детская работа: развиваем ребенка с помощью игр

Люди играют всю свою жизнь. Выстраивают роли, используют сценарий, ищут приязнь и успех, боятся провала. Козыри всегда у тех, кто знает правила. А иначе говоря, у тех, кто лучше всех был подготовлен к взрослой и самостоятельной жизни.

Кому принадлежат тренерские лавры? Родителям. Что нужно сделать, чтобы добиться таких же блестящих результатов со своим малышом? Играть, играть и еще раз играть. Только так ребенок познает мир и отношения между людьми. Примеряя на себя определенную ситуацию, он не только забавляется, но и самым серьезным образом учится. Знаменитый педагог Антон Семенович Макаренко говорил: «Игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Современные психологи отмечают, что, в отличие от серьезной деятельности, в игре присутствует чувство свободы. В работе, «серьезном деле», важно не само занятие, а цель. В игре, наоборот, приятен сам процесс игры — это пространство, наиболее благоприятное для развития ребенка.


Комментарий специалиста


Ольга Данилюк, воспитатель детского сада:

— В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Малыш испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Из этого противоречия рождается игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Впрочем, за последние пять-шесть лет в играх детей произошли существенные изменения. Дети дошкольного возраста стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры. Настораживает и то, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют «профессиональные сюжеты», которые способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов.

Научить общаться и любить

Игр, которые могут помочь малышам в развитии, — великое множество. Играйте с ребенком, используя для этого всякий удобный момент. Помня о том, что забава станет веселым и полезным уроком.

  • Дочки-матери — развлечение на все времена. В ней дети примеряют на себя роли разных членов семьи, переживают конфликты по отношению к тем или иным «родственникам». Наблюдая за игрой, вы сможете увидеть, как именно ребенок представляет семью, свое место в ней, понимает смысл запретов и требований.
  • «Любимая игрушка» — занятие для застенчивых ребятишек, которые сложно сходятся с другими людьми. Игра учит взаимодействию, помогает  малышам открыться. Берете в руки игрушку и говорите что-то вроде: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?» Следом нужно передать игрушку сыну или дочке и попросить продолжить. Ребенку нужно найти свои слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», «Ты очень забавный»… Найти достоинства и суметь рассказать о них — прекрасное человеческое качество.
  • «Хромая уточка» учит проявлять сочувствие. Лучше, если играть будут сразу несколько ребятишек. Сломавшую ножку уточку изображает один из детей. Играя свою роль, он старается показать, как ему больно, плохо и грустно. Остальные дети утешают его, обнимают, говорят ласковые слова и всевозможным образом поддерживают. Если компании нет, используйте любимую игрушку ребенка и говорите за нее.


Комментарий специалиста


Галина Ицкович, психотерапевт:

— Благодаря ролевым играм ребенок не только развивает воображение и природную смекалку, но и обретает социальные навыки общения. Если же попытаться «перепрыгнуть» этап игры и сразу приступать к интеллектуальному развитию, психический рост малыша может затормозиться, что в дальнейшем аукнется серьезными проблемами. У подростков и взрослых, которые недоиграли в детстве, зачастую не сформирована способность прослеживать причинно-следственную связь между теми или иными явлениями, они плохо разбираются в отношениях и психологии людей, им сложнее адаптироваться в коллективе, дружить, любить, строить семью.

Помочь раскрыться и не злиться

  • «Дорисуй рисунок» — забава, дающая возможность ребенку проявить себя: взрослый игрок рисует на листе бумаги закорючку, ребенок продолжает рисунок, отдает карандаш взрослому, тот снова добавляет какую-то деталь. Игра продолжается, пока рисунок не будет закончен. Главное в ней — не навязывать собственное видение.
  • «Ноги топают» — игра снижает агрессию и позволяет ребенку  осознать и научиться контролировать свои негативные чувства. Нарисуйте на листе бумаги отпечатки двух ступней и предложите как следует топнуть по ним. Объясните малышу, что, если его стопы стали горячими, злость вышла наружу, ее больше нет. Спросите, чувствует ли ребенок это. Понаблюдайте за его реакцией, и оставьте лист где-нибудь в углу. Почувствовав, что малыш снова неоправданно сердит и раздражен, можно снова предложить ему потопать.

Загрузка...