Знаковые роли Ирины Мирошниченко
К юбилею Ирины Мирошниченко, которой 24 июля исполнилось 75 лет, «ТН» предлагает вспомнить самые интересные роли актрисы в кино.
«Я шагаю по Москве» (1963)
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»
Ирина Петровна дебютировала в кинематографе, будучи еще первокурсницей Школы-студии МХАТ: в 1963 году она сыграла в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» эпизодическую роль старшей сестры главного героя в исполнении Никиты Михалкова. Актриса, смеясь, вспоминает, как она после этого случайно повстречала на улице старшего брата Никиты, Андрея Кончаловского, и тот, узнав в юной девушке актрису из фильма, шутливо заметил: «Вы там назвали моего брата «идиотом». Правильно сделали…»
«Их знали только в лицо» (1966)
Кадр из фильма «Их знали только в лицо» Фото: Global Look Press
Три года спустя Мирошниченко доверили первую главную роль в кино — советской разведчицы-диверсантки Галины Ортынцевой в военной драме «Их знали только в лицо». Ирина сумела так тонко совместить бесстрашие, непоколебимость и душевную ранимость героини, продемонстрировав немалый актерский потенциал, что это было замечено не только зрителями, но и профессионалами. Интересно, что впоследствии актрисе еще не раз приходилось перевоплощаться в «шпионок»: в психологическом детективе «Ошибка резидента» (1968) ей досталась роль лейтенанта КГБ Риты, в остросюжетном фильме «Миссия в Кабуле» (1970) она снова сыграла благородную разведчицу. А вот в шпионском боевике «Агент секретной службы» (1978) ее героиня оказалась агентом иностранных спецслужб.
«Андрей Рублев» (1966)
Кадр из фильма «Андрей Рублев»
Судьбоносный 1966-й год подарил Мирошниченко еще одну роль, которую актриса считает исключительно важной в своей творческой биографии, несмотря на ее эпизодичность. Речь идет о картине Тарковского «Андрей Рублев», где 24-летняя актриса предстала в образе Марии Магдалины. Актриса, точно следуя режиссерскому замыслу, сумела настолько филигранно «вжиться» в образ, сыграть свою роль так проникновенно и с такой самоотдачей, что создавалось впечатление, будто это сама грешница-блудница, ставшая христианской святой, сошла с фресок русского иконописца.
Попала на картину Ирина Петровна по счастливой случайности. Зашла выпить чашечку кофе и съесть пирожное в ресторан «Националь» и заметила безотрывно смотрящего на нее молодого человека, сидевшего за столиком напротив. Не приемля такую бесцеремонность, по завершении своей скромной трапезы, барышня вышла из зала, демонстративно фыркнув в сторону бестактного наблюдателя. А на следующий день в ее квартире раздался телефонный звонок с «Мосфильма». Ассистент по актерам сообщила юной артистке, что начинаются съемки фильма «Андрей Рублев», и ее хочет увидеть режиссер — Андрей Арсеньевич Тарковский. Им, как выяснилось при встрече, оказался тот самый мужчина из ресторана. Он сказал, что его впечатлило иконописное лицо Ирины, и предложил сделать фотопробу на роль святой мироносицы.
«Дядя Ваня» (1988)
Кадр из фильма «Дядя Ваня»
Много позже «Андрей Рублев» был представлен на Неделях советского кино в Брюсселе и Люксембурге вместе с фильмом Андрея Кончаловского по пьесе Чехова «Дядя Ваня» (1988), где Мирошниченко сыграла Елену Андреевну, создав образ женщины чувственной, манящей, жаждущей любви, раздираемой внутренними страстями. За билетами в кинотеатры выстраивались гигантские очереди. А по поводу Ирины Мирошниченко пресса писала, что в Европу приехала «советская Мэрилин Монро…»
Всю жизнь Ирина Петровна благодарна Кончаловскому за то, что именно ей он доверил роль Елены Андреевны Серебряковой. И принял он такое решение вопреки мнению коллег, сомневающихся в соответствии типажа артистки и персонажа. «Для меня этот фильм — огромная радость и честь», — призналась однажды Мирошниченко, выразив восхищение талантом режиссера и подобранной им блистательной актерской команды, в которой ей посчастливилось оказаться вместе с Иннокентием Смоктуновским, Сергеем Бондарчуком, Владимиром Зельдиным, Ириной Купченко… «Еще до съемок Кончаловский заставил нас посмотреть все фильмы Бергмана, — рассказывала Ирина Петровна корреспонденту «ТН». — Ему хотелось, чтобы мы сумели в экранном Чехове воплотить бергмановскую манеру, стилистику… В результате, на мой взгляд, был создан шедевр на все времена».
«Пришел солдат с фронта» (1971)
Кадр из фильма «Пришел солдат с фронта»
Яркая, эффектная, изысканная, «не советского образца» внешность Мирошниченко чуть было не лишила актрису главной роли в фильме Николая Губенко «Пришел солдат с фронта» (1971), поскольку кинематографическое начальство не могло представить ее в роли простой крестьянки Веры Куркиной. Однако режиссер был непреклонен и сумел-таки уговорить чиновников. Чтобы убедительно сыграть эту драматическую роль, актриса во время съемок в Великих Луках все свободное время посвящала общению с сельскими женщинами, пережившими тяготы и горе военных лет, стремилась прочувствовать нюанс каждого характера, словно примеряя на себя их тяжелые судьбы. После выхода картины на экраны кинокритики отмечали, что главная героиня похожа на героинь картин Петрова-Водкина с их «истовыми чертами Богородиц» и «напряженным внутренним светом».
«Это сладкое слово — свобода!» (1973)
Кадр из фильма «Это сладкое слово — свобода!». Фото: Global Look Press
Через два года Ирина Мирошниченко сыграла пламенную революционерку Марию в политическом детективе «Это сладкое слово — свобода!» (1973). Фильм о борьбе патриотов с пришедшей к власти военной хунтой в одной из латиноамериканских стран стал обладателем золотого приза VIII Московского международного фестиваля и получил масштабный международный прокат. И во всех странах критика особенно отмечала страстную и искреннюю игру исполнительницы главной женской роли. Кстати, это единственная картина, где актриса-блондинка предстает с волосами черного цвета.
Эта яркая роль стала вехой не только в творчестве Ирины Петровны, но и в личной жизни. Будучи замужем за знаменитым драматургом Михаилом Шатровым, у нее во время съемок начался роман с режиссером картины Витаутасом Жалакявичусом. Вспыхнувшая страсть заставила обоих влюбленных оставить свои семьи и объединиться в семейную пару. Однако сохранить гармонию отношений надолго не удалось — несколько месяцев спустя их союз распался. Не справившись с бесконечными разногласиями, супруги развелись после десяти лет брака. Впоследствии Ирина Петровна сделала еще одну, последнюю попытку создать семью — на этот раз с актером и режиссером Игорем Васильевым. Их союз продлился пять лет.
Фильму «Это сладкое слово — свобода!» суждено было выполнить еще одну важную миссию в жизни актрисы. С ним она впервые оказалась в городе своей мечты — Париже. В интервью «ТН» Ирина Петровна рассказывала, что на премьеру собралась вся элита Франции: «Это было потрясающе! Когда я вышла на сцену, меня представлял импозантный солидный мужчина. Объявляя, как знаменитую актрису из Советского Союза, он торжественно назвал мое имя — Ирэн, а на длинной фамилии запнулся. И потом никак не мог выговорить: Мире.., Миру… Когда зал уже начал хихикать, решил остановиться на упрощенном варианте — Ирина Миро. Прозвучало красиво, зрители захлопали. После того как микрофон был передан мне, я сказала (благо в юности учила французский язык!), что очень тронута тем, что невольно оказалась соединенной с фамилией знаменитого художника Жоана Миро. И произнеся внятно свою фамилию, добавила: «Понимаю, что она сложная, но очень надеюсь, что к следующему моему приезду к вам вы ее запомните!» Раздался шквал аплодисментов…» Это предсказание актрисы оказалось пророческим. Когда она прибыла в Париж с мхатовским спектаклем «Дядя Ваня», ее фамилию повсюду выговаривали уже легко, ставя ударение на нужном слоге…
«Вам и не снилось» (1980)
Кадр из фильма «Вам и не снилось». Фото: Global Look Press
Еще одну психологически весьма сложную роль Мирошниченко сыграла в картине «Вам и не снилось». Фильме о первой, трогательной, чистой и верной любви советских Ромео и Джульетты — старшеклассников Ромы и Кати. Об огромном чувстве двух молодых людей и о противодействии ему взрослых, тоже из чувства великой любви — к ним, детям. В этом конфликте поколений Ирине Петровне довелось сыграть мать влюбленной девочки. Некогда Людмила Сергеевна и сама пережила первую влюбленность, причем к отцу избранника своей дочери… Режиссер Илья Фрэз, никакую другую актрису, кроме Мирошниченко, в этом образе не видел. Пробовались многие, но все они получали отказ, включая Аду Роговцеву, специально приезжавшую на пробы из Киева. На недоумевающий вопрос автора сценария Галины Щербаковой, почему же он никак не сделает выбор, патриарх советского кинематографа ответил: «Я его давно сделал. Роль будет играть Мирошниченко. Но сейчас она еще не оправилась после автомобильной аварии и не может снять с шеи фиксирующий воротник. Что ж, будем ждать». Надо заметить, что сама «протеже» поначалу от этой работы отказалась в категорической форме. Но все же терпение Ильи Абрамовича взяло вверх. «Сниматься я начала, едва оклемалась, хотя голова после сотрясения мозга продолжала болеть, а шея все равно еще оставалась в корсете», — вспоминала Ирина Петровна… Фильм был признан лучшим в 1981 году и имел огромный успех в прокате: его посмотрели почти три десятка миллионов зрителей.
Интересно, что в этой картине Мирошниченко играла в собственном наряде, а ее фасон ее шубы и кепи впоследствии копировали многие модницы СССР. Впрочем, актриса далеко не единожды использовала для съемок стильные и элегантные вещи из своего гардероба. Например, таково платье ее героини в сатирической комедии «Старый Новый год» — подарившее еще один образец для подражания советским женщинам.
«Зимняя вишня-2» (1985)
Кадр из фильма «Зимняя вишня-2». Фото: Global Look Press
В картине «Зимняя вишня-2» Мирошниченко стала олицетворением образа очень близкого и понятного огромному количеству женщин всей планеты. Ее Юлия — жена главного героя, Вадима, полюбившего другую женщину. В первой части героиня не появляется, слышен только ее голос в телефонной трубке, причем, произносится тот проникновенный монолог Светланой Крючковой… Но исполнить эту роль в продолжении фильма режиссер Виталий Масленников предложил Ирине Мирошниченко. И она дала согласие, не раздумывая ни секунды. «У меня Юлия получилась не совсем такая, какая прописана в сценарии, — говорит актриса. — Эта деловая женщина живет по каким-то своим, одной ей ведомым представлениям обо всем. И всю жизнь любит одного мужчину, которому прощает все».
Удивительным образом Мирошниченко удается на протяжении всей жизни совмещать почти безостановочную работу в кино (она снялась в шести десятках фильмов) с истовым служением единственному театру — Московскому Художественному, имени Чехова. В труппу МХАТа она вступила сразу же после студенческой скамьи и по сей день остается его ведущей артисткой. «Это мой Дом и моя Судьба!» — поясняет Ирина Петровна причину своей поразительной преданности.