Вячеслав Полунин: «Свадьбу жене я устроил лишь спустя 20 лет после похода в ЗАГС»

Его выступления врачи прописывают пациентам как лекарство. А в его «сНЕЖНОМ шоу», говорят, можно найти все десять заповедей.  12 июня Вячеслав Полунин отметит свой день рождения и немного расскажет о себе.

12.06.2014, 12:00, Олег Перанов

Лето 1987 года. На гастролях в Анапе за несколько часов до выступления «Лицедеи» вышли на пляж прямо в клоунских нарядах и гриме. 
 Читайте также 
Фанат спецэффектов Джордж Лукас
Ошалевшие от счастья поклонники бросились к кумирам за автографами, но те, не обращая ни на кого внимания, молча промаршировали к морю. В руках палки, поддерживающие над головами голубое шелковое полотно — собственное «небо» размером 40 кв. м. Они входили в воду стройным рядом, прямо как пушкинские 33 богатыря, только вместо дядьки Черномора — Вячеслав Полунин. На пляже переполох. Но клоуны, не останавливаясь, продолжают уходить в море: вот вода им уже по грудь, по  подбородок... Еще несколько секунд — и на воде остается только голубой шелк. Проходит минута, другая, пять — «Лицедеев» нет!

Как потом рассказывал Полунин, для подготовки трюка на дно моря были уложены акваланги. Погрузившись в воду, артисты надели маски и остались на дне. А загорающие, оправившись от первого шока, начали действовать: одни побежали искать спасателей, другие принялись нырять сами. Прошло, наверное, минут десять, прежде чем клоуны начали обратное движение: сначала приподнялось «небо» на палках, потом появились головы… «Лицедеи» выходили на сушу. Раздались аплодисменты.


Родился из хлама

За окном метель. Декабрь 1980 года в Ленинграде выдался холодным и снежным. Вячеслав сидит дома и сосредоточенно всматривается в зеркало. На его лице то злая усмешка, то вселенская печаль, то страшная маска. Путешествуя по зазеркалью, Полунин ищет новый образ. Накануне он позвонил на Центральное телевидение и заявил, что у него есть потрясающая миниатюра, которую обязательно нужно включить в «Новогодний огонек». Редакторы тут же пригласили его на съемки.

 Читайте также 
5 «маленьких людей», без которых не обходится большое кино
Полунин приврал: нового номера у него не было — он просто очень хотел участвовать в «Огоньке». До сих пор, выступая на ТВ, например в передаче «Вокруг смеха», он показывал лишь пантомимы, которые вызывали улыбку, но быстро забывались. И он искал образ, который зрителям забыть не удастся.

Он вспомнил, как в 10 лет был изум­лен, увидев немой фильм «Малыш» с Чарли Чаплином. Сидел как завороженный перед телевизором и только с  третьего раза услышал мамино строгое: «Пора спать». Щелчок — и вместе со светом с экрана исчез человечек в  больших ботинках. Его хотелось схватить и оставить с собой, но на мальчика уже смотрела чернота, отражающая его самого, застывшего перед телевизором, и половину стоящей рядом мамы. Мальчишка ушел в свою комнату, лег на кровать, но долго не мог уснуть.

Когда вырос, пересмотрел все филь­­­мы с участием великого артиста не по одному разу. И теперь Полунину хотелось придумать что-нибудь в том же духе: смешное и грустное.

Взгляд Вячеслава привлекло яркое пятно. В зеркале он увидел висящий за спиной на вешалке желтый комбинезон — свободный, прямой, без особых прикрас. Талию должен был подчеркивать широкий черный пояс. Вспомнил: жена принесла от знакомых дизайнеров, повесила и, любуясь, пошутила:

— Подруги увидят — от зависти лопнут!

Полунин поднялся и примерил его на себя... Фантазия заработала дальше: нужен белый грим. Овалы над глазами создадут эффект удивленно поднятых бровей.  Чего-то еще не хватает. На туалетном столике стоит импортный дезодорант с красной крышкой. Приложил ее к носу и улыбнулся, глядя в зеркало: вот он, долгожданный новый герой.

На следующий день «желтый человечек» Славы Полунина вышел на сцену театра «Лицедеи». И из зала какой-то ребенок крикнул: «Асисяй!» Словечко понравилось. Пригодится, решил клоун. Он уже начал обдумывать будущую интермедию.

— Я люблю, чтобы по дому валялись разные вещи, этакий хлам, — признавался Вячеслав. — еще Эйзенштейн говорил, что в каждой вещи хранится смысл. Как раз в те дни попался мне на глаза старый телефон, валявшийся в углу. И я вдруг подумал, что это средство связи на самом деле разъединяет людей. А потом в голову пришла идея о человеке, который звонит сам себе, делая вид, что оживленно разговаривает. Это могли быть и его воспоминания о прошлом, и несбывшиеся мечты...
 
Миниатюру «Телефонный разговор» Полунин и повез в Москву на «Огонек».

— С тех пор мы с Асисяем неразлучны, — признается Полунин. — Он — это тот я, которым хотел бы стать.


В ЗАГС с рюкзаками

— Вы можете расписать нас прямо сейчас? — спросил парень с огромным рюкзаком на плечах, заглянув в кабинет администратора ЗАГСа.

 Читайте также 
Наташа Королева: «На рассвете я вышла от него с одной мыслью: «Как же ты низко пала!»
Женщина изумленно посмотрела на него, на стеснительно улыбающуюся девушку рядом и на остальных туристов, стоявших чуть дальше, у окна. — Мы давно уже вместе, но теперь хотим оформить отношения официально, — сказал Слава Полунин. — Правда, времени маловато, полчаса примерно. У нас концерт сегодня вечером.

— Вы артисты?

— Да, мы клоуны, — ответил он.

Администратор улыбнулась:

— Так это вы просто так шутите?

Но девушка серьезно ответила:

— Нет. Если мы не сделаем это сейчас, у нас так и не найдется времени...

Из ЗАГСа Слава и Лена вышли мужем и женой. 

...Лену Ушакову коллеги сразу прозвали Фудзи — за то, что похожа на японку. Клоунесса-балерина — хрупкая, изящная. В нее невозможно было не влюбиться. Вот и Полунин не смог.

Он тогда уже был женат. С Галиной они прожили несколько лет, не разлучаясь ни на день, ведь она тоже работала в «Лицедеях». Но когда брак затрещал, Галина из коллектива ушла. А Лена осталась, став для Полунина со временем, как он сам говорит, «и левой, и правой рукой».

— Лена лет двадцать подшучивала, говорила, что не простит мне нашу «свадь­­бу за полчаса», — смеется Вячеслав.  — А я все обещал, что однажды мы отпразднуем ее как следует. И вот в канун
Нового, 2005 года «Лицедеи» отправились на Гавайские острова. Давали по два концерта в день. Но ночи-то были нашими! Там-то я и устроил свадебное торжество. Всем театром, человек 15, собрались на бесконечном пляже и веселились до утра. Лена нарядилась в белое платье, как положено невесте. А я купил костюм. Первый в жизни.


За «Блю канари» платит до сих пор

— Папа, как ты придумал этот номер? Как?! — восхищенный Полунин ходит по пятам за одним из своих артистов Робертом Городецким, снова и снова спрашивая: — Нет, ну как тебе это в голову пришло?!

Папой Городецкого прозвали в коллективе как раз за возраст. Ему исполнилось уже 43, он старше Полунина на 10 лет и многие вещи видит по-другому. Перебирая дома пластинки, Роберт наткнулся на старый диск. Надпись гласила: «Мария Косева и Никола Томов, «Blue Canary» (в переводе с англ. — «грустная канарейка»).

Старую песню, написанную в начале 1950-х музыкантом Винсентом Фьорино, болгарcкий дуэт пел на плохом италь­янском, вставляя в припев английские слова.

О чем они поют, Городецкий узнал позже, когда знатоки попытались сделать перевод:

Грустная канарейка ждет напрасно,
Что вернется в гнездо тот, кто ушел далеко...


А в тот момент его зацепила музыка. Когда же зазвучал припев — «Блю, блю, блю канари», перед глазами сама собой возникла картинка: два клоуна поют, подыгрывая себе на маленьких гармошках. Третий стоит между ними с сачком — почему бы и нет? — и изум­ленно смотрит по сторонам... Присев за стол, Роберт быстро зарисовывает возникшую в воображении картинку, набрасывает эскизы костюмов. «Городецкий, а ты гений!» — сказал ему на следующий день Полунин. Номер был включен в программу, потом его показали по ТВ. Шел 1983 год.

— Слава до сих пор платит мне очень хорошие авторские, — рассказывал как-то Городецкий.


Всю одежду немедленно сжечь!

 Читайте также 
5 принтов, которые захватят мир этим летом
25 апреля 1986 года «Лицедеи» отправились в Киев. Всю ночь они обсуждали сюжет короткометражного фильма «При пожаре звонить 01», снять который решили между концертами.

А 26-го утром помятые, невыспавшиеся ступили на перрон. Артисты проехали по городу, устроились в гостинице, а потом отправились в театр и до самого вечера репетировали. Никто понятия не имел, что в каких-то ста километрах на Чернобыльской АЭС случилась авария.

На следующее утро, облачившись в пожарную амуницию, они вышли на улицу снимать первую сцену фильма. На улице людей было удивительно мало. А какая-то женщина, не обратив внимания на грим, серьезно спросила:

— А что, сынки, у нас тоже что-то взорвалось?

Услышав об аварии на какой-то станции, артисты особо не заволновались — всякое бывает. О том, что ситуация действительно серьезная, поняли, лишь когда вернулись в гостиницу и организатор гастролей начал умолять не отменять концерт. «Да, многие жители уже уехали, — говорил он, — но ведь другие-то остались. А билеты на представления раскуплены давным-давно!» Полных масштабов трагедии тогда еще не мог представить себе никто. «Лицедеи» остались в Киеве.

 — У нас в первый же вечер был аншлаг, — рассказывает «ТН» артист «Лицедеев» Леонид Лейкин. — На сцене театра, где мы выступали, были устроены «карманы» для декораций, от них на улицу вели запертые двери. Публика, которая не смогла достать билеты, взломала эти выходы и оказалась на сцене. Полунин решил никого не выгонять — рассадил по краю. Так мы и выступали каждый вечер. Проверяли одежду и обувь на радиацию — приборы пищали и трещали. Нам рекомендовали пить красное вино. Так и спасались. Вернувшись в Ленинград, пришли в больницу провериться. И нам сказали: всю одежду, в которой вы были там, надо немедленно сжечь.


Вместо юбилея — похороны

1987-й. Санкт-Петербург. Каждый вечер он приходит на спектакли «Лицедеев». А после, поджидая Полунина у служебного входа, крадется за ним, как какой-нибудь шпион. Выпускник ветеринарного института, лысый, несуразный, однажды он все-таки решится. Придет в студию «Лицедеев» и  покажет отрывки из их же спектаклей: он их все знал наизусть. Полунин не только возьмет его в театр, но даже пустит к себе жить.

— Чудная его супруга Леночка выделила в прихожей их тесной квартирки местечко, — вспоминал Анвар Либабов. — Я спал на сундуке.

1 апреля 1987 года Либабова торжественно приняли в штат клоунской труппы. А ровно через год, 1 апреля 1988-го, вместе с другими артистами Анвар принял участие в похоронах.

...Играл духовой оркестр Ленинградского военного округа. На сцене вертикально стояли три гроба. Из каждого выходили артисты, играли свои роли — лучшие номера «Лицедеев»! — и «ложились» обратно.

Так нетрадиционно отметил клоун-мим-театр собственное 20-летие. Незадолго до юбилея Полунин процитировал коллегам слова Станиславского о том, что каждый театр умирает через 20 лет существования. И объявил подготовку к похоронам.

— После представления мы пронесли гробы по улице, в них были разные газетные публикации о нас, афиши, объявления, всякая макулатура, — продолжает рассказывать Либабов «ТН». — Все это подожгли и пустили по Неве. Зрелищно получилось!


Главный учитель — внучка Миа

 Читайте также 
Роза, Фиалка и прочие Маргаритки: кто из знаменитостей назвал ребенка именем цветка
— Миа, иди сюда! — таинственным шепотом зовет Полунин пятилетнюю внучку. — Смотри! Он дергает за веревочку, комната погружается в полумрак, а к потолку, в звездное небо, поднимается луна. Потом трогает другую веревочку — и восходит солнце. Миа хлопает в ладошки: ее дед волшебник!

Общаясь с детьми, многое можно для себя открыть, убежден Полунин. Так, например, сценку «Нельзя» («Низ-зя!») он когда-то подсмотрел у сына, когда тот разговаривал со своими игрушками. И первый спектакль «Лицедеев» — «Фантазеры» — поставил после того, как целый год наблюдал за ребятишками, игравшими на детской площадке. Когда его дети Дима, Паша и Ваня были маленькими, он с женой сначала на время представления привязывал их за кулисами. Но ни одному из его сыновей это не нравилось. И тогда Полунин решил: а пусть ползают по сцене! И дети стали частью спектакля. Зрители приходили в восторг, когда маленькие человечки гонялись за воздушными шарами, влезали на руки взрослых клоунов или... засыпали.

Для единственной обожаемой внучки Полунин устроил в своей четырехэтажной мастерской под Парижем волшебную комнату. Сюда ведут две двери: одна большая, для взрослых, вторая — маленькая, она врезана в большую, но открывается собственным ключиком. Клоун привозит в эту комнату игрушки со всех концов планеты. Здесь можно играть часами!

В мастерскую он несколько лет назад превратил старую мельницу. Есть здесь и комната «Ностальгия». На стенах висят старые фотографии.  И все — каждая чашка, каждая дверная ручка — в кружевах, которые связала Елена. А туалет в мастерской — комната путешествий. На стенах нарисованы чемоданы, висят карты, на которых стрелочками отмечены страны, где побывала семья Полуниных. Когда открываешь дверь туалета, звучит паровозный гудок.

 Читайте также 
Кинотеатры под открытым небом – 10 лучших мест в Европе
До 50 лет Полунин успел объездить весь мир. Потом сказал жене, что пора остепениться и выбрать город, в котором они хотят жить. Но у них ничего не вышло. В Санкт-Петербурге у них квартира, в Москве — театральный центр, в Лондоне — официальный офис, в Нью-Йорке — квартира. А во Франции — мастерская и... Миа.

— Я ни разу не видел, чтобы она плакала, все время хохочет. Она думает, что все люди так и живут на свете, — рассказывает Вячеслав. — В этом Миа — мой учитель.

Дед и внучка часто гуляют только вдвоем. Вот и теперь они идут по Люксембургскому саду в Париже, и он рассказывает:

— А ты знаешь, что я сплю только на волшебной подушке? У нее есть ручка, как у чемодана, и, засыпая, я всегда крепко за нее держусь. Вдруг мне приснится, что я лечу? И тогда я  точно не упаду и не ударюсь!

Миа хохочет:

— Дед, а мне ты такую подушку подаришь?

Он отвечает:

— Конечно, у меня же таких четыре­!..


Фото: Геннадий Усоев, ИТАР ТАСС, РИА «Новости»


Вячеслав Полунин

Когда и где родился: 12 июня 1950 года в Орловской области

Знак зодиака: Близнецы

Семья: жена — Елена, актриса; дети — Дмитрий (29 лет), технический директор театра Полунина, Павел (28 лет), музыкант, Иван (23 года), артист театра Полунина; внучка — Миа (5 лет)

Образование: окончил Ленинградский институт культуры им. Крупской, эстрадное отделение ГИТИСа

Карьера: в 1968 году организовал мим-театр «Лицедеи». В 1991 году стал артистом канадского Cirque du Soleil. В 1993 году собрал новую труппу. Организатор «Мим-парада» (1982), Всесоюзного фестиваля уличных театров (1987), Первого всесоюзного фестиваля «Конгресс дураков» (1988), европейского фестиваля уличных театров «Караван мира» (1989).  Поставил 30 шоу-спектаклей: «Фантазеры» (1969), «Чурдаки» (1982), «Дьябло» (1999), «сНЕЖНОЕ шоу» (2000), «Воздушные замки» (2007) и др. Снялся в фильмах: «Только в мюзик-холле» (1980), «Небывальщина» (1983), «Как стать звездой» (1986), «Привет, дуралеи!» (1996) и др.
Народный артист России. За шоу «Живая радуга» королева Великобритании Елизавета II удостоила его звания «Почетный житель Лондона»

Теги:  Вячеслав Полунин, звездные истории



Нравится Нравится
Загрузка...
Загрузка...
Loading...