Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Уолт Дисней: мышиный король и его королевство

0

Интересные подробности о создании самых известных мультфильмов основателя компании «Walt Disney Productions».

Он был последним романтиком киноиндустрии. Когда-нибудь про его жизнь, состоявшую из сплошных парадоксов, обязательно снимут фильм. В картине «Спасти мистера Бэнкса» показан лишь эпизод его биографии: Уолт Дисней очаровывает «маму» Мэри Поппинс, писательницу Памелу Трэверс, чтобы та дала ему разрешение на экранизацию. Кстати, «Мэри Поппинс» была одной из любимых сказок Уолта — и это малая часть того, чего мы о нем не знали.

Я любил Микки-Мауса больше, чем какую-либо женщину в своей жизни.
Уолт Дисней

«…Мистер Бэнкс в свое время спросил миссис Бэнкс, чего она хочет — новый красивый дорогой дом или четверых детей? Того и другого он позволить себе не может. Миссис Бэнкс хорошенько подумала и решила, что предпочитает четверых детей».

В семье Уолта Диснея детей было еще больше — пятеро, и «мистер Бэнкс», Элиас Дисней, разумеется, тоже мог себе позволить только старый обшарпанный дом. Он постоянно менял работу: прокормить огромную семью было непросто. Вообще, детство будущего создателя Микки-Мауса было не сахар: Дисней-старший устраивал своим детям показательные порки и заставлял трудиться. Школа жизни Уолта Диснея — это не класс с партами, а улица, где он был разносчиком газет.

В частой смене профессий отца были свои преимущества: когда Элиас Дисней был плотником, его приглашали поработать на ярмарках — и он брал с собой младших сыновей. Малыш Уолт был очарован красотой электрических гирлянд, аттракционов, световых фонтанов и торговых аркад. Став взрослым, он воплотит свои детские воспоминания в собственном парке развлечений под названием Диснейленд.

«Я знаю, что я-то ничего не забуду, когда стану старше»


Если сравнивать Диснея с кем-то из сказочных персонажей, то это, безус­ловно, Питер Пэн — вечный мальчик из страны Нетинебудет. Не наигравшись как следует в детстве, Уолт продолжал играть, став взрослым, и воплощал все свои детские фантазии в жизнь. Когда Дисней был маленьким, он был дислексиком и с трудом читал — маме приходилось каждый вечер устраиваться у его постели с книжкой. Повзрослев, Дисней поборол себя и по-настоящему увлекся чтением, но самыми желанными книгами для него так и остались детские сказки. Также в детстве он по неосторожности убил совенка и дал себе обещание никогда больше не причинять боли ни одному бессловесному созданию. Он так полюбил животных, что, научившись рисовать, стал изображать на бумаге именно их — птиц, кроликов, мышей, собак.

Кстати, о мышах. Многие слышали, что Микки-Маус в каком-то смысле альтер эго Уолта Диснея. Но знаете ли вы, что Дисней таким образом как бы извинялся за свою детскую боязнь мышей?

Он начал рисовать мультфильмы совсем юным и уже в 21 год, в 1922 году, основал собственную компанию — в гараже, с друзь­ями в качестве наемных работников (чем не Стив Джобс от мультипликации?). Диснею было 23, когда его «Алиса

в нарисованной стране» появилась на экранах кинотеатров, а спустя четыре года вышел «Пароходик Вилли», ознаменовавший рождение смешной маленькой мышки в белых перчатках. Потом на свет появились Дональд Дак, Гуфи и Плуто — и без них, согласитесь, наше детство, как и детство наших детей, было бы немного другим. Дисней первым сделал звуковой мультфильм («Пароходик…»), цветной мультфильм («Цветы и деревья») и даже полнометражный мультфильм (это были гениальные «Белоснежка и семь гномов»). В успех последнего не верил никто, включая жену Уолта Диснея: ну какой, скажите, взрослый будет сидеть в кинотеатре полтора часа и смотреть детскую сказку?! Сейчас, когда «Холодное сердце», последний шедевр диснеевской студии, бьет рекорды в кинотеатрах, такой вопрос кажется риторическим.

«Я хочу знать только одно: звезды ли делают из золоченой бумаги или золоченую бумагу из звезд?»

Он обожал свою работу, хотя и не считал ее работой вовсе. «Я не рисую мультфильмы, чтобы делать деньги, я делаю деньги, чтобы нарисовать очередной мультфильм», — говорил Дисней. Его мультики стали для него всем: недаром чуть ли не самым тяжелым периодом в его жизни было время после того, как провалилась «Фантазия» — полнометражный мульт­фильм, не

похожий на все предыдущие, с классической музыкой и экспериментальной техникой рисунка. Тогда Дисней, как многие гении, опередил свое время… Когда врачи нашли у художника рак легких и настаивали на немедленной госпитализации, Уолт заявил, что у него слишком много работы, и сбежал из больницы на несколько дней. Свою кровать в больничной палате он потребовал поставить так, чтобы из окна была видна фигурка Микки-Мауса на лужайке. А после его смерти друзья Уолта показали сотрудникам компании короткометражный фильм, который босс снял специально для них. В этом фильме Дисней говорил о том, как много значат мультфильмы не только для тех, кто их смотрит, но и для тех, кто их рисует. И в самом конце добавил, глядя с экрана: «Я слежу за вами, не подведите».

Судя по тому, что студия Уолта Диснея по-прежнему остается главной голливудской фабрикой чудес, выдавая по шедевру каждый сезон, у него это отлично получается.

Лучшие фильмы Уолта Диснея, придуманные и снятые им лично

«Белоснежка и семь гномов» (1937)

Первый полнометражный мульт­фильм в мире и реализация еще одной детской фантазии: когда Уолту было 14 лет, он увидел в кинотеатре немую «Белоснежку» и решил ее оживить. Все работало против Диснея — и время было неудачным, и денег не было (в Америке бушевала Великая депрессия, и кто в это время пойдет в кинотеатры на детский фильм?). Однако все вышло самым волшебным образом: Дисней получил за «Белоснежку» целых восемь статуэток «Оскар» (одну полноценную и семь маленьких «Оскаров» — по числу гномов) и обогатился на $8 млн. А если считать с последующими перевыпусками, «Белоснежка» заработала в целом почти $500 млн!

«Фантазия» (1940)


Уолт Дисней никогда не считал, что работает исключительно для детей, — возможно, даже некоторым взрослым нужно было дорасти до его фильмов. Отличный пример — «Фантазия»:  совершенно необычный мультик, экспериментальный и по форме, и по содержанию. В нем отсутствует обычный сказочный сюжет, он состоит из фрагментов, положенных на классическую музыку. Токката и фуга Баха иллюстрируется абстрактным рисунком, под Чайковского танцуют грибы, а под «Праздник весны» Стравинского происходит сотворение мира. «Фантазия»  тогда закономерно провалилась в прокате. По достоинству она была оценена в 1960-х, уже после смерти Диснея. Тогда же началась и мода на использование классической музыки в неклассическом контексте.

«Дамбо» (1941)

Личный фаворит Уолта Диснея и самый детский мультфильм из всех — про циркового слоненка, который мечтал научиться летать. Прообразом Дамбо был реальный цирковой слон Джамбо — настоящая звезда, о которой маленький Уолт Дисней часто слышал от родителей. Джамбо выступал в знаменитом цирке Барнума, рекламировал мыло и нитки и даже испытывал на прочность только что построенный Бруклинский мост. Правда, его гигантские размеры Уолт Дисней немного преуменьшил, но Дамбо в его интерпретации получился не менее обаятельным.

Кроме всего прочего, это любимый мультфильм Джулии Робертс: она как-то призналась, что смотрит его очень часто и каждый раз плачет в финале, когда Дамбо находит маму.

«Мэри Поппинс» (1964)

«Мэри Поппинс» Памелы Трэверс была любимой книжкой дочек Уолта Диснея, и он пообещал им обязательно ее экранизировать. Однако сделать это было очень непросто: строптивая писательница отказалась покидать пределы Англии и вовсе не желала, чтобы ее книгу переносили на экран. Но Дисней был упрям: чтобы очаровать Памелу, он использовал все средства. Переговоры велись в общей сложности 23 года! Фильм обошелся создателям дороже «Волшебника страны Оз» — самого дорогого детского фильма того времени. Для озвучения Диснею пришлось нанять целый оркестр и переоборудовать свою звукозаписывающую студию. Но несмотря на все сложности, в процессе работы Дисней сам влюбился в будущий фильм, хотя не он был его режиссером. Особенно мэтру нравилась музыка: когда у Уолта было плохое настроение, он просил сыграть ему на фортепьяно тему из «Мэри Поппинс» — песню «Feed the Birds».

«Книга джунглей» (1967)

Последний мультфильм, производство которого контролировал сам Дисней (он выбирал между «Книгой…» и «Котами-аристократами», который в результате вышел позже и был сделан без личного участия мастера). Экранизация книги Редьярда Киплинга, точнее той ее части, которая посвящена маленькому мальчику, выросшему в джунглях среди диких обезьян. Впрочем, прочитав первый вариант сценария, Дисней посчитал его слишком мрачным для семейной аудитории и дал задание своим сценаристам максимально абстрагироваться от Киплинга. «Было бы лучше, — сказал он, — если бы вы вообще не читали книгу». Диснеевский Маугли действительно мало чем напоминает Маугли Киплинга, а удав Каа, например, из друга мальчика превратился в его злейшего врага.

Загрузка...