Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Удивительные истории об Анатолии Папанове

0

Звезде культовых фильмов «Бриллиантовая рука» и «Берегись автомобиля» 31 сентября могло бы исполниться 90 лет, но актер не дожил и до 65-и.

В память об Анатолии Дмитриевиче Папанове «ТН» представляет некоторые истории из жизни всеми любимого, поистине народного артиста.

Исключительным он был человеком — редким среди коллег-артистов: всю жизнь прослужил в одном театре, всю жизнь прожил с одной женщиной. На фронт ушел добровольцем — 19-летним мальчишкой записался, прямо в день начала войны 22 июня. Воевал в звании старшего сержанта, был артиллеристом-зенитчиком, командовал взводом. В 1942 году, в боях под Харьковом выжил чудом, но получил тяжелое ранение в ногу. После госпиталя был комиссован — инвалидом 3-й группы, со срезанной пяткой и двумя ампутированными пальцами…

Конфуз с Гоголем

Артисты театра Сатиры любят вспоминать одну сценическую оговорку Анатолия Дмитриевича. В спектакле «Ревизор» он играл Городничего, со слов которого, как известно, начинается гоголевская пьеса. Фраза в оригинале звучит так: «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор!.. Ревизор из Петербурга. Инкогнито!» Однако в тот раз Папанов неожиданно произнес: «… к нам едет Хлестаков!» — рассекретив таким образом всю интригу комедии и по сути лишая смысла знаменитую финальную «немую сцену». Все замерли в недоумении. «Городничий», смекнув, как оплошал, немного помолчал в задумчивости, после чего сказал: «Да-а, едет… Но как?! Инкогнито!..»



Кадр из мультфильма «Ну, погоди!» Фото: Global Look Press

«Ну, погоди!» как спасение

Театр Сатиры прибыл на гастроли в еще советский город Кишинев — столицу Молдавской ССР. Анатолия Дмитриевича встречали его товарищи-фронтовики. С презентом — солдатским чайником, литров на 15-20, наполненным яблочным самогоном. Предложили довезти с почетом — на черной «Волге». Папанов от почетной возможности отказался, сказав, что поедет «с народом» на автобусе. В «Икарусе» щедро угостил всех коллег- пассажиров горячительным напитком и на славу угостился сам… На центральной площади города была запланирована торжественная встреча гостей из Москвы. Кому-то следовало выступить с приветственной речью. «Я скажу!» — вдруг заявил о своей готовности Папанов. Вышли из автобуса, Анатолий Дмитриевич подошел к микрофону, оглядел толпу горожан и лаконично провозгласил: «Ну, заяц, погоди!..»



Кадр из мультфильма «Ну, погоди!» Фото: Global Look Press

Проверка на прочность

Одно время Папанов крепко выпивал. Звезда театра Сатиры Вера Васильева вспоминала: «Ко всеобщему ужасу, в жизни Толи появилась очень опасная приятельница — водочка». На то была причина — невостребованность: на протяжении 10 лет артисту приходилось выходить на сцену только в крошечных эпизодах, из тех, что в театре называют «кушать подано». Алкогольная зависимость молодого артиста набирала силу: начались скандалы — как на работе, так и дома. Его супруга Надежда Юрьевна Каратаева, тоже актриса, рассказывала: «Когда Толя пил, наша семья оказывалась на грани развала. Однажды он даже в милицию попал на 15 суток». Тогда артист в пьяном виде уселся на скамейку перед прокуратурой.

А коллеги по кино вспоминали, как на съемках одного из первых своих фильмов, изрядно выпившего Папанова вместе с другим аналогичного состояния актером закрыли в гостиничном номере — специально изолировали от внешнего мира, чтобы не допустить дополнительных возлияний. Оценив бедственность положения Анатолий Дмитриевич связал простыни, прикрепил к ним деньги и, спустив в окно, прокричал: «Помогите, братцы! Двум артистам водочки очень надо!..»

В сложившейся за ним в то время репутации алкоголика, актер усматривал и положительную сторону. Например, когда его уговаривали вступить в партию, он выдвигал контраргумент: «Это невозможно. А вдруг я напьюсь и партбилет потеряю…»

На самом деле Папанов хотел покончить с выпивкой, но дальше желания дело не продвигалось. Спартак Мишулин как-то рассказывал: «Однажды они вместе со своим закадычным другом Весником написали клятву бросить пить и, скрепив ее кровью, отдали мне. Я забрал и пошел к себе в номер спать. В пять утра слышу стук в дверь, сопровождаемый их криками: «Верни расписку! Слышишь?! Немедленно!» На следующий день они сочинили новую клятву…»



Анатолий Папанов. Фото: Global Look Press

Победа силы воли

«Бросить пить Толя обещал много раз, — признавалась жена артиста. — Ненадолго останавливался, но потом опять начинал. Но вдруг взял и завязал — окончательно. Раз и навсегда». Это произошло в 1973 году — знаковом для Анатолия Дмитриевича. В этот год ему было присвоено звание народного артиста СССР, и в этом же году умерла его мама. Потом Папанов говорил: «Никому не верьте в том, что со спиртным покончить невозможно. Однозначно можно — нужно только большое желание и сила воли».

В отличие от многих, «завязавших» со спиртным, актер выпивающих людей не чурался, наоборот, с наслаждением наблюдал за процессом, охотно подливал гостям. Драматург Виктор Мережко с удовольствием вспоминает, как Анатолий Дмитриевич его угощал: «Он наливал из бутылочки и приговаривал, подкладывая закусочку: «Ты, Витюх, когда первая пойдет, не икорку бери, не-е-ет, а возьми-ка вот это — огурчик малосольный! Надюша за ними специально бегала на базарчик…» А после того, как я опрокидывал стопку, говорил любовно: «Когда ты пьешь, я хмялею…»

Бонус от Рязанова



Эльдар Рязанов. Фото: Global Look Press

В кинематографической среде рассказывают, что во время съемок фильма «Берегись автомобиля» неожиданно возникла опасность удаления Папанова из картины — дескать, работая в нарочитой, несколько плакатной манере, он выбивается из единого актерского ансамбля. В связи с этим начальство собрало специальное совещание. На котором режиссер, Эльдар Александрович Рязанов, во весь голос воскликнул: «Свободу Анатолию Папанову!» — почти с той же интонацией, с которой экранный герой артиста — подполковник в отставке, — провозглашал в картине: «Свободу Юрию Деточкину!»



Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

Политическое уединение

Популярный советский актер Георгий Менглет рассказывал такую историю. Во время гастролей театра Сатиры в Севастополе, все члены труппы свободное от работы время проводили на пляже. Объединяясь в компании. «Мы ходили поваляться под крымским солнцем с Папановым, Плучеком и Весником. Я плавать не умел, поэтому коротал время на берегу. А они уплывали далеко — за буйки, и оттуда еще дальше — за какой-то утес». Однажды Георгий Павлович поинтересовался, зачем они заплывают в такую даль? И Анатолий Дмитриевич со всей серьезностью ответил: «А это единственное место, где мы можем спокойно поговорить о политике».

Козырь социализма

Из воспоминаний жены Анатолия Дмитриевича. «Я с 1952 года являлась членом КПСС, — рассказывала Надежда Юрьевна, — а Толя был беспартийным. В райкоме партии мне сделали выгодное предложение: если сумею уговорить мужа вступить в ряды партийцев, тут же получу звание заслуженной артистки РСФСР». Увы, звание артистка Каратаева была удостоена много лет спустя и безотносительно к этому поводу. «Толя был очень принципиален. Считал, что все награды должны доставаться только за заслуги творческие, и никак не иначе. В итоге он так и не согласился на получение партбилета».



Надежда Юрьевна Каратаева с Анатолием Папановым в спектакле «Гнездо глухаря» Театра Сатиры. Фото: Пресс-служба Московского академического театра Сатиры

В 1979 году Папанову вручили туристическую путевку в Америку на двоих. Едва прилетели с женой в Нью-Йорк, сразу же отправились на вечерний Бродвей и были потрясены его бурной жизнью: светящийся, сверкающий, с проститутками, панками, наркоманами… Для советских людей все внове. Надежда Юрьевна — коммунист по убеждениям, выразила по этому поводу бурное негодование. Утром супруги отправились на экскурсию. Проголодавшись, купили пирожков. И жена сказала назидательно мужу, подчеркивая преимущество социалистической системы перед капиталистической: «Вот ты говоришь, что все тебе здесь нравится, однако обрати внимание: у них простой пирожок с мясом стоит аж целый доллар, а у нас — всего 10 копеек! Так где на самом деле хорошо жить?» Супруг с ответом не замедлил: «Все верно, Надя, конечно же у нас гораздо лучше. Особенно с учетом того, что к нашему почти бесплатному пирожку и лечение бесплатное прилагается».



Анатолий Папанов. Фото: Global Look Press

Стеснительный и некрасивый

Как рассказывала Надежда Юрьевна, в ГИТИС Папанов пришел поступать с палочкой, хромой, в вылинявшей гимнастерке, худющий. На свою будущую супругу обратил внимание довольно быстро и моментально начал ухаживать, но «признаться в любви он никак не мог, потому что был очень стеснительный». Когда студентка познакомила полюбившегося однокурсника со своей мамой, та, по словам дочери, шепнула ей: «Паренек, видно, славный, если влюблены друг в друга — женитесь, конечно, но неужели ты не могла найти кого-нибудь покрасивее?..» Однако Надю мамино предостережение не смутило. «Я знала, что Толя необыкновенно талантливый, на его показы прибегали смотреть студенты со всех курсов, и мне с ним было необыкновенно интересно…»

Свадьбу молодые люди сыграли в мае 1945 года — через 10 дней после Дня Победы. Отметили событие скромно, в кругу родных — под винегрет и водку, купленную по карточкам. И с той поры по словам актрисы: «Мы никогда не расставались — вместе и работали, и на гастроли ездили, и отдыхали, и нам не было друг с другом скучно…»



Кадр из фильма «Живые и мертвые». Фото: Global Look Press

Лошадиное лицо

Анатолий Папанов стал известным благодаря фильму «Живые и мертвые». Парадоксально, но сниматься в нем артист категорически отказывался. Знаменитый писатель Константин Симонов, по одноименному роману которого должна была сниматься картина, заметил Анатолия Дмитриевича в спектакле «Дамоклов меч» и, впечатленный его игрой, предложил режиссеру Александру Столперу рассмотреть его кандидатуру на роль генерала Серпилина. «В общежитие, где мы с Толей тогда жили позвонили с «Мосфильма» — позвали его на пробы, — рассказывала Надежда Юрьевна, — но сразу же получили отказ. «Что вы, я ведь на фронте сержантом был, как я могу сыграть генерала?! Неудобно это», — смущенно говорил он. Потом было еще несколько звонков с приглашениями прийти на студию, но столь же безрезультатных, с ответом: «Перестаньте меня уговаривать, я не стану даже пробовать!..» Но Симонов в своем желании видеть в роли именно этого артиста оказался еще более упрямым. Он убедил Столпера лично пригласить Папанова. Только тогда Анатолий Дмитриевич согласился. А после утверждения на роль, сказал супруге: «Я понял, почему он позвал именно меня. В книге написано, что у генерала Федора Серпилина лошадиное лицо и умные глаза…»

«Фирменная» неисправность

В ГИТИСе Папанову больше всего доставалось за его самобытную, «фирменную», манеру речи. Звучание его голоса называли «неправильным». Педагог по сценической речи строго требовала у студента избавиться, наконец, «от этого вашего шипящего». «А он не мог — из-за неправильного прикуса. Хотя старался, изо всех сил работал над исправлением, — говорила Надежда Каратаева. — Хорошо, что так и не сумел исправить, ведь потом Толиным голосом восхищались все». А сам Анатолий Дмитриевич недоумевал: «Для меня абсолютная загадка: каким образом с таким лицом и произношением я умудрился стать актером. Очевидно, это режиссеры ошиблись…»



Кадр из фильма «Бриллиантовая рука». Фото: Global Look Press

Ругань во благо

«Подводный» эпизод из «Бриллиантовой руки», где герой Папанова Лелик нанизывает на крючок рыбу для Никулинского Семен Семеныча Горбункова, снимали в очень холодной воде. А переснимать пришлось несколько раз — из-за того, что технические службы что-то напортачили. На очередном дубле разъяренный Папанов, вынырнув, гневно взревел на ассистента: «Идиот!!!» Гайдай был в восторге, и в итоге именно эту сцену оставил в картине…



Кадр из фильма «Берегись автомобиля»


Цитаты из фильма «Берегись автомобиля»:

«Тебя посодют, а ты не воруй!»

«Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками! А у тебя ничего нет! Ты — голодранец! Ты вообще живешь на свете по доверенности!»


«Твой дом — тюрма!»


«Свободу Юрию Деточкину!»


«Не трожь собачку!»


«Положь птичку!»


«— Что делать? Что делать? Что делать?


— Сухари сушить!»


Из фильма «Бриллиантовая рука»:

«За чужой счет пьют даже трезвенники и язвенники!»
«— Лелик, но это же не эстэтично… — Зато дешево, надежно и практично!»
«Будет тебе там и ванна, будет и кофа, будет и какава с чаем. Поехали!»
«Шоб ты сдох! Шоб я видел тебя у гробу у белых тапках! Шоб ты жил на одну зарплату!»
«Как говорит наш дорогой шеф, если человек — идиот, то это надолго!»
«Усе будет у порядке!»
«Достатошно одной таблэтки»
«Кто заказывал такси на Дуброуку?»



Кадр из фильма «Бриллиантовая рука». Фото: Global Look Press

«Опись, про́токол, сдал, приня́л! Отпечатки пальцеу!»

«Лэйтенант, старшой я! Ага!»


«У нас есть точка на трассе, там и сымем гипс… Быстренько сымем гипс, выпотрошим его, и полный порядок!»


«Как говорит наш дорогой шеф, Михал Иваныч, куй железо, не отходя от кассы!»


«Как говорит наш дорогой шеф, нет такого мужа, который хоть на час бы не мечтал стать холостяком!»


«Спокойно, Козладоев! Сядем усе!»


«Шампанское по утрам пьют только аристократы и дегенераты!»


«Дитям — морожено, его бабе — цветы! Смотри не перепутай! Хутузов!»


«Строго на север, порядка 50 метров, расположен туалэт типа «сортир», обозначенный на схеме буквами «мэ» и «жо»


«— Алло, Шеф, это я, Лелик!


— Да, приходится рвать когти»



«— У вас ус отклеился!


— Спасибо»



«К жене приедете как огурчик: без гипсу, без пыли, без шуму»



«Клиент, проходя мимо пихты, попадает в мои руки, ну, а дальше вопрос техники. Ясно?»



«Нет, на это я пойтить не могу!»



Кадр из фильма «Служили два товарища»


Из фильма «Служили два товарища»:

«Сказал будешь сьемщиком, значит будешь сьемщиком…»

«Вот и крути свою шарманку…»


«Ты мне скажи, Некрасов, ты сымал?.. или не сымал?..»


«Холодное лето 53-го»:

«Как хочется пожить…. и поработать!»



Кадр из фильма «Холодное лето 53-го». Фото: Global Look Press

Загрузка...