Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Тамару Акулову муж заставил научиться драться

0

«Мне предстояло выйти замуж, родить, начать сниматься в кино, развестись и наделать кучу ошибок, прежде чем я встретила главного в своей жизни человека», — рассказывает Тамара Акулова.

Беспредельная нежность

— Я узнала о его существовании гораздо раньше, чем он о моем. Во ВГИКе, куда я, пройдя сумасшедший конкурс, поступила на курс Сергея Бондарчука, нам показывали фильмы узбекского режиссера Эльера Ишмухамедова «Нежность» и «Влюбленные». Вот тогда-то я в первый раз и почувствовала этого человека. Пробовала на вкус удивительное имя Эльер — и думала, что он уже древний старик, седобородый небожитель типа Сократа. Просто не могла себе представить, что человек способен снять такие сильные фильмы, не пережив всего того, о чем рассказывал. О том, как невыносима боль, которая приходит вместе с любовью. О том, что, если тебя не любят, честнее уйти, не заставляя другого лгать. Мимоходом один из героев вспоминает произведение Барбюса «Нежность»… Я потом отыскала этот рассказ в библиотеке, прочитала и не могла сдержать слез, дойдя до последних строк: «Не решаюсь признаться тебе в тех сумасшедших мечтах, которые неизбежны, когда любишь и когда любовь огромна, а нежность беспредельна». Тогда на меня обрушился целый водопад чувств, ощущений и переживаний. Но мне предстояло выйти замуж, родить, начать сниматься в кино, развес­тись и наделать кучу ошибок, прежде чем человек по имени Эльер наконец материализовался в моей жизни… Это был 1986 год. В Ташкенте проходил кинофестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки. В тот вечер я с другими приехавшими из Москвы актерами ужинала в ресторане. Сидела рядом с Толей Ромашиным и Ларисой Удовиченко и потягивала сок из высокого бокала. К нашему столику подошел высокий поджарый мужчина с черными вьющимися волосами. Командным голосом объявил, куда нам следует идти после ужина и что, согласно расписанию фестиваля, мы должны сделать на следующий день. Сказал и ушел. Я, улыбаясь, спросила Ларису: «Что за начальник такой?» А она: «Это же Эльер Ишмухамедов». Я чуть не подавилась…

Я стала его женой через три месяца после знакомства. Мне было 29, ему — 43. Тогда, во время фестиваля, мы много общались. В моей душе росло ощущение, что я давным-давно знаю этого человека, верю в искренность его отношения ко мне, в его нежность… Я улетела в Москву, а через несколько дней приехал Эльер. Позвонил: «Мы можем увидеться?» Он был тогда секретарем Союза кинематографистов СССР и часто бывал здесь по делам. Вечером мы встретились в ресторане — и наш роман закрутился.

Когда мы отправились в ЗАГС, я сразу решила, что возьму его фамилию. Так на экранах вместо всем известной Тамары Акуловой появилась Тамара Ишмухамедова. Началась страшная путаница. Едешь на съемки, а билеты заказаны на девичью фамилию. Приходишь за зарплатой — а в ведомостях Ишмухамедовой нет… Пришлось снова сменить паспорт и вернуть прежнюю фамилию — так всем оказалось проще. И конечно, это никак не могло навредить нашей семье.

За своего первого мужа, режиссера Юрия Шерлинга, я выскочила в 18 лет. Ну какая я тогда была?! Молодая, ветреная еще, к семейной жизни не готовая. Прожили мы лет шесть в общей сложности и расстались… Так бывает, что люди не сошлись. И это не было для нас поводом испортить отношения навсегда. Мы и теперь дружны. Если что-то случается у нас или у него — приходим друг другу на помощь. А как может быть иначе?! Он папа нашей дочери и дедушка наших внуков. И всегда был прекрасным отцом.

«Жесткий» плов

— В нынешнем марте мне исполнилось 55. Отметили юбилей прекрасно! Собрались тесной и родной компанией на нашей даче в Нахабино: Эльер, наш сын Дима, моя старшая дочь Аня с мужем и детьми, мои близкие подружки с мужьями. Было очень душевно. В разгар вечера Эльер взял меня за руку и увел в другую комнату. Прикрыл дверь, обнял, поцеловал и преподнес черную бархатную коробочку. Я открыла ее и ахнула от восхищения, увидев золотое колечко с бриллиантом. Эльер всегда умел делать мне подарки. На мое 50-летие повез в Париж — в романтическую поездку для двоих. Теперь вот дорогое кольцо… В прошлом году мы отметили 25-летие со дня свадьбы, бесконечно удивляясь тому, как невероятно быстро пролетело время. Наше отношение друг к другу менялось за эти годы только к лучшему. Знали бы вы, какое удовольствие — жить рядом с истинным талантом! Он, как настоящий философ, формами, данными ему в ощущениях, всю жизнь осмысливает самые глубинные вопросы бытия, отвечает на них. «Люди, в сущности, равны — и те, кого носят в паланкине, и те, кто носит, и те, кто плетет сандалии для носильщиков…» — говорит герой в фильме про Авиценну «Юность гения». А второй отвечает: «Волосы, зубы и люди хороши на своем месте. И человек не на своем месте — все равно что зуб, выросший на лысой голове…» Такие изумительные мысли-бриллианты раз­­бросаны в каждом фильме Эльера. И везде тесно переплетены с жизнью. Нам с Эльером нравятся одни книги, фильмы, города. Когда муж запускает очередной проект, я помогаю ему в подборе актеров. Зная его вкус, советую, предлагаю артистов на ту или иную роль. Я стараюсь быть в курсе того, что происходит в кино и в театрах, чтобы не упустить появление нового таланта. Муж показывает свой очередной сценарий мне первой, и мы вместе его обсуждаем.

Супруг по вероисповеданию мусульманин, я православная. В семье мы отмечаем и мусульманские праздники, и православные. Можем отпраздновать Курбан-байрам в узбекском посольстве, а можем на Пасху в православную церковь сходить.

То, что мой муж — мужчина восточный, когда-то заставило меня научиться готовить узбекский плов. Но мой диетический плов — с возрастом пришлось начать борьбу с лишним весом — несравним с тем, который делает Эльер. Он у него выходит острый, жирный, «жесткий», как говорит наш сын Дмитрий.

Испугавшийся питон

— В 1990-е годы — время, когда с развалом СССР наше кино почти не снималось, — многие артисты остались без работы. Некоторые даже, чтобы выжить, меняли профессию. Мне и тут повезло: обеспечивал семью муж, а я воспитывала маленького Диму. Эльер не снимал целых 10 лет, но подрабатывал: монтировал фильмы молодым режиссерам, преподавал на режиссерском курсе в Гуманитарном университете Натальи Нестеровой… Он и меня тогда взял в напарники. Я на его режиссерском курсе вела уроки актерского мастерства. Так вместе и выжили. Обиды, зависти, грусти от того, что не снималась много лет, у меня не было. Рядом с Эльером я приняла тот период как данность, спокойно и рассудительно. Нет работы? Что ж, зато появилось время на семью. Кстати, тогда меня часто на улице останавливали и спрашивали: «Это не вы в «Чародеях» снимались?» Путали с актрисой Александрой Яковлевой. Мы действительно по молодости были похожи. Поначалу я отнекивалась, а потом надоело. Отвечала: «Да, я!» (Смеется.)

В 2001-м у Эльера наконец снова появилась возможность снимать. С ним в кино вернулась и я. Снялась в его сериале «Наследницы». Затем был 10-серийный фильм «Ангел на дорогах» и «Влюбленные-2».

Три года назад я появилась в его фильме «Катя», сыграв роль деревенской бабы-сплетницы. А еще раньше, в мистической картине «Третье небо», оказалась в числе пяти пассажиров разбившегося самолета. Их души застряли между небом и землей. Эта картина — исповедь. Каждый человек рано или поздно должен держать ответ перед судом Божьим. Все мысли, слова и деяния окажутся на чаше правосудия. Об этом фильм…

Голубых героинь я переиграла в сво­­ей жизни много. Скажу честно, это не так уж и просто. Как правило, в кадре они стоят и молчат. И только в их ясных голубых глазах должны отражаться все переживания. При этом еще и действия нет никакого… Что ни говори, а характерные роли в разы интереснее!

Когда подходит определенный возраст, нам, женщинам, мало что предлагают в кино. Так, эпизоды — мама, бабушка, соседка, учительница… Любому человеку сложно справиться с возрастными проблемами. Меняется внешность, фигура. Многие актрисы стараются удержать молодость, делают пластические операции, чтобы остаться привлекательными. Это, конечно, право любого человека. Но, по-моему, цепляться за прошлое — путь в никуда. Я предпочитаю настоящее и будущее.

Впрочем, приятно, что до сих пор меня помнят по давним романтическим ролям в фильмах «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «В поисках капитана Гранта», «Воскресный папа»… Их часто показывают по ТВ. В них есть герои и злодеи, принцессы, принцы, любовь — все, что нужно мальчишкам и девчонкам. И снято так, как сейчас мало кто умеет. В фильме о детях капитана Гранта Станислава Говорухина я сыграла леди Гленарван, которая вместе с мужем-лордом (эту роль исполнил Николай Еременко-мл.) отправляется на поиски пропавшего путешественника. Играть с Еременко было счастьем. Изумительный артист, добрый, красивый, мужественный. Во время наших съемок с ним произошел ужасно смешной случай. В одном эпизоде лорду Гленарвану предстояло в джунглях схватиться с удавом. Съемка проходила зимой в павильоне. Пресмыкающиеся, как известно, в это время года впадают в спячку. Кое-как растормошили большого удава, обвили им Еременко. Коля обхватил голову змея и сделал перед камерой вид, что изо всех сил с ним борется! И вдруг замер. Опускает голову — и мы все видим, как одежда его постепенно становится мокрой. Удав спросонья испугался и написал на нашего героя! (Смеется.)

Оружие для МУРа

— Полтора года назад муж взял меня в свой новый сериал «МУР». Фильм снят по мотивам романов Эдуарда Хруцкого и рассказывает о работе сотрудников московского уголовного розыска в период с 1941 по 1945 год. Старую Москву мы снимали в Ярославле и его пригородах. Я играю сотрудника МУРа капитана Белову. У нее убили мужа и сына — и жизнь потеряла всякий смысл. Женщина не видит радости ни в чем и ловит гадов-бандитов так, словно мстит им за свою неудавшуюся судьбу. Такая неоднозначная фигура. Ничего подобного я раньше не играла. И оружие в руки не брала. Муж заставил меня два месяца ходить на тренировки по рукопашному бою — учиться бросать человека через плечо, выбивать нож из рук. А еще я посещала курсы по стрельбе. Захватывающее зрелище — я с пистолетом! (Смеется.) Но Эльер был неумолим: я должна выглядеть в кадре естественно! Он и волосы мои не пощадил — пришлось перекраситься в темный цвет, так полтора года и ходила брюнеткой. (Смеется.)

На съемочной площадке мы забываем о том, что супруги. Для меня он Эльер Мухитдинович. И только так его называю. Это меня дисциплинирует. Никаких поблажек и панибратства мне совершенно не нужно. И только дома я превращаюсь в жену. На подготовительном этапе к фильму мы можем дома что-то обсудить по делу. Но когда съемки в разгаре — все. Переступаем порог квартиры — и разговоры ведем только о макаронах, детях, внуках… А если все-таки надо подумать о каких-то рабочих моментах, расходимся по разным комнатам.

Поднимите мне веки!

— Я не особо воцерковленный человек, но поста придерживаюсь и дома молюсь. И вот когда стою перед иконами, прошу у Бога только здоровья и счастья родным…

Нашему сыну Дмитрию уже 22 года. Как и папа, он очень эрудированный человек и не менее сложная натура. С профессией он пока не определился — все еще ищет себя. Окончил юридическую академию, но юриспруденцией заниматься не захотел. Год назад поступил в МГУ на отделение клинической психологии. Его интересует патопсихология: хочет помогать людям реабилитироваться, восстанавливаться.

А вот дочка моя стала актрисой. Тут, как говорится, генетика сделала свое дело, и справиться с ней Аня не смогла. (Смеется.)

Когда дочь была маленькой, я уже понимала — актриса растет! Приходят гости в дом, а она тут как тут: влезает на стул — и давай стихи читать, спектакли разыгрывать! Я точно такая же была в детстве. Помню, хотела один раз «Двенадцать месяцев» инсценировать, но не нашла столько актеров. Зато поставила отрывок из фильма «Вий» (я училась тогда классе в восьмом). Моя двоюродная сестра Фаина, у которой были длинные темные волосы, играла Вия. Я зачесывала ей волосы вперед. И она страшным голосом произносила: «Поднимите мне веки!» — и откидывала пряди назад. Как бы веки открывала. Вторая двоюродная сестра, Зоя, играла Панночку. Лежала в корыте, как в гробу. (Смеется.) Ну а мне досталась мужская роль — Хомы…

Прежде чем поступить во ВГИК, я поучилась в технологическом институте. А моя Аня после школы сначала подалась в МГИМО. В совершенстве выучила немецкий и английский языки. А уже потом поступила в РАТИ на курс актера Виктора Ракова. Когда советовалась со мной, стоит ли ей идти по этому пути, я сказала: «Если есть желание — пробуй. Чтобы потом не жалеть. Получится или нет — это уже другой вопрос. Но пробовать обязательно нужно!» Недавно я посмотрела фильм «Zолушка», где Аня сыграла роль вредной сестрицы, — и осталась довольна ее работой.

В личной жизни дочка тоже состоялась. Вышла замуж, родила дочь Софию и сына Нидаля. Супруг у Ани по национальности наполовину араб, и сынишку они назвали в честь дедушки.

Как только выдается свободное время, еду к внукам. Вижу их — и к горлу комок радости подкатывает. Моя кровь, мое продолжение — значит, не напрасно жизнь прожила! С каждой встречей они меняются, осваивают что-то новое. Недавно трехлетняя София научилась… хитрить — знает, как и с кем разговаривать. Например, уже уяснила, что с добрым дедушкой можно так: поканючить и что-то выпросить, а с бабушкой этот номер не пройдет. Я стараюсь быть построже — надо же кому-то и воспитывать подрастающее поколение! (Смеется.)

Внуки так быстро растут! Только по ним бег времени и замечаю. И знаете, что вспоминаю иногда? Как в старом фильме Эльера «Влюбленные» во время наводнения несутся вниз по горной реке арбузы с бахчи… Много-много… Наскакивают на препятствия, бьются, открывая красно-сладкую мякоть. Смотришь — и понимаешь: так по жизни летим и мы. И спастись можно, только когда тебя держит крепкая рука того, кто рядом. Когда любовь огромна, а нежность беспредельна.


Тамара Акулова

Родилась: 25 марта 1957 года в с. Новая Усмань (Воронежская обл.)

Семья: муж — Эльер Ишмухамедов, режиссер; сын — Дмитрий (22 года), учится в МГУ (факультет психологии); дочь — Анна Шерлинг (31 год), актриса; внуки — София (3 года) и Нидаль (1 год 10 месяцев)

Образование: в 1974-1976 годах училась в Воронежском технологическом институте. В 1981 году окончила ВГИК

Карьера: в кино с 1979 года. Снималась в фильмах и сериалах: «Бедная Маша», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «В поисках капитана Гранта», «Любить по-русски 2», «Наследницы», «Третье небо», «МУР» и др

Загрузка...