Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Судьбоносная встреча и баня в подземелье Эльдара Рязанова

0

18 ноября любимому режиссеру россиян исполнилось бы 90 лет. «ТН» выбрала несколько ярких эпизодов из его жизни, рассказанных самим Эльдаром Александровичем и актерами, которых он снимал.

Эпизод первый: Судьбоносная встреча

Мало кому известно, что истинным виновником всех творческих достижений является вовсе не сам Эльдар Александрович, а его никому не известный однокашник, чья фамилия осталась затерянной в истории. Не будь их случайной встречи, не коротали бы мы ежегодно новогодние вечера за традиционными просмотрами «Карнавальной ночи» и «Иронии судьбы». Мы даже не узнали бы, что «у природы нет плохой погоды».



Студенты ВГИКа Вениамин Дорман, Григорий Аронов и Эльдар Рязанов на первомайской демонстрации (1947). Фото: из семейного архива Ольги Рязановой/facebook.com

«Гуляя по Самотечной, я встретил парня, с которым мы вместе кончали школу, — вспоминал Рязанов. — Разговорились, расспросили друг друга — кто куда поступает. Оказалось, что он — во ВГИК. А я даже не знал, что это такое. Он говорит: «Поехали вместе, узнаешь». В это время подошел трамвай, на котором мы и добрались до института. Я прочитал, какие там факультеты, и выяснил, что на актерском надо было что-то играть, — я никогда не пробовал, на операторский тащить фотографии — а у меня даже фотоаппарата не было, художники должны показывать рисунки, сценаристы — сценарии. Ничего этого я не умел. И понял, что мне подходит единственный факультет — режиссерский, потому что там ничего не надо было делать».

Эпизод второй: Автограф Эйзенштейна

Среди учителей Рязанова — великий режиссер и педагог Эйзенштейн. Сергей Михайлович любил, когда к нему домой приходили студенты. Эльдар ходил к Эйзенштейну, как в музей. Целую стену в кабинете занимали тома с дарственными надписями авторов: Чаплин, Синклер, Драйзер, Джойс, Хемингуэй, Ремарк, Стейнбек… Все дарили книги режиссеру, а Эйзенштейн, случалось, выбирал что-то интересное из своей коллекции для Рязанова. Больше всего Эльдар Александрович ценил подаренный сценарий фильма «Иван Грозный». Рязанов взял из рук мастера книгу, надеясь прочесть что-то хвалебное в свой адрес, и увидел: «Эльдару Александровичу — проходимцу, тунеядцу и бездельнику. Профессор С. Эйзенштейн».



Фото: из личного архива Эльдара Рязанова

Эпизод третий: во дает молодой!

В 1956 году Рязанов снял свой первый самостоятельный фильм — музыкальную комедию «Карнавальная ночь». Вот что вспоминала о съемках Людмила Гурченко: «Однажды в павильоне появилась группа странных товарищей. Прислушались — говорят по-французски. Иностранцам представили нашего молодого режиссера. Он тут же рассказал какую-то уморительную историю из их же жизни. Они зашлись от смеха. Настроение у всех поднялось, не хватало только звуков пробок, вылетающих из бутылок с шампанским. Эльдар держался с иностранцами с поразительной легкостью и сознанием собственного достоинства. Деловая часть его выступления-знакомства сводилась к тому, что: «Я, действительно, еще молодой советский режиссер. Это моя первая картина, но я уверен, что она будет удачной! Вполне возможно, что вы вскоре увидите наш фильм на ваших парижских бульварах». Наша группа только переглядывалась: во наш молодой, во дает! Фильм уже во Францию продает».



C женой Эммой и ее сыном Олегом. 31 октября этого года Олег умер от сердечного приступа. Фото: из семейного архива Олега Бердюгина/facebook.com

Эпизод четвертый: Человек под дождем

На главную роль в фильме «Берегись автомобиля» утвердили Юрия Никулина, но он не смог сниматься, и тогда речь зашла об Иннокентии Смоктуновском. Однако актер в то время был занят в фильмах «На одной планете» и «Первый посетитель», где играл Ленина. Рязанов решил ехать к Смоктуновскому в Ленинград. Когда Эльдар Александрович вышел из «Красной стрелы», шел проливной дождь. Он позвонил Смоктуновскому домой, но телефон молчал. На «Ленфильме» режиссеру сказали, что Иннокентий Михайлович болен и живет на даче, в ста километрах от города. После долгих блужданий по проселочным дорогам Рязанов подъехал к дачному поселку, и какой-то парнишка указал на дом Смоктуновского. Когда Рязанов вошел, Иннокентий Михайлович спал. Шум разбудил его. В проеме дверей стоял толстый человек в плаще, с которого стекала вода. «Меньше всего он ожидал увидеть в тот момент у себя в доме именно меня, — вспоминал Рязанов. — Он не поверил своим глазам, но это не было кошмарным сном, а, как он потом сам говорил, оказалось кошмарной действительностью». В конце концов Смоктуновский согласился сниматься. «Пиши расписку с обещанием, что сыграешь Деточкина», — сказал Рязанов. До сих пор в архиве в папке фильма «Берегись автомобиля» вместе с приказами и сметами лежит расписка: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме «Берегись автомобиля».



Чтобы уговорить Иннокентия Смоктуновского сыграть в фильме «Берегись автомобиля», Рязанов лично ездил на дачу актера. Фото: Фото из семейного архива Ольги Рязановой/facebook.com

Эпизод пятый: «Вокзал» для троих

Сам Рязанов своей супругой считал Нину Скуйбину, редактора «Мосфильма», а о браке с однокурсницей по ВГИКу Зоей Фоминой вспоминать не любил. Вместе с Зоей они работали в документальном кино, сняли несколько фильмов, и Зоя в их творческом и семейном тандеме была главной. Считалось, что она разбиралась в документалистике лучше мужа и даже по этому поводу подтрунивала над ним. Эльдар Александрович обижался и однажды решил никогда больше не работать с супругой. Отношения в семье разладились, а потом все случилось, как в кино: режиссер влюбился в Нину. Начался сложный период жизни на два дома, завершившийся разводом и созданием новой семьи. Нина приохотила мужа к жизни утонченной, изысканной, окружила заботой и нежностью. Вот какой увидела эту пару Людмила Гурченко: «Весна 1980 года, ВТО. Вечер в кругу артистов. Рядом очаровательная черноглазая женщина с короткой стрижкой. Мне понравилось, как добро смотрит она на все вокруг. Чья-то жаркая спина потеснила меня, человек развернулся ко мне лицом, и я сказала: «Ой, Эльдар Александрович, здравствуйте!» — «Здравствуй, Люся… Познакомься, это моя жена Нина». Мы все улыбнулись друг другу… Как только я заговорила с той очаровательной женщиной, я все поняла. Я почувствовала в ней покой и надежность. А в «Вокзале» она была для нас троих — Рязанова, Басилашвили и меня — всем. И покоем. И выдержкой. И стойкостью. И терпением. И нашей любовью».



На съемках фильма «Вокзал для двоих» с Людмилой Гурченко, Олегом Басилашвили и Никитой Михалковым. Фото: Global Look Press

Эпизод шестой: Баня в подземелье

Александр Ширвиндт не раз встречался с Рязановым на съемочной площадке, но, как признался сам актер, пик результативности творческих взаимоотношений с режиссером — это «Ирония судьбы, или С легким паромом». «Привезли пальмы из Сандунов, неразбавленное пиво в бочках, наняли сборную по дзюдо для изображения счастливых посетителей, — рассказывал Ширвиндт о съемках знаменитой сцены в бане. — Учитывая игровые обстоятельства, в холодные ночные подземелья «Мосфильма» участники сцены притащили с собой на съемку по пол-литра… Сняв первый дубль и ощутив неслыханный творческий подъем, мы потребовали второго дубля. После третьего дуб­ля высочайший кинопрофессионал, но совершеннейший дилетант в сфере алкоголизма Эльдар Рязанов учуял неладное. «Стоп! — раздалось под сырыми сводами «Мосфильма». — Они пьяные!» На следующую ночь перед командой «Мотор» Эльдар Александрович лично откупоривал все бутафорские водочные бутылки и нюхал с пристрастием свежую воду. «Стоп! Снято!» — прозвучал наконец под утро усталый, но, как нам показалось, довольный голос Рязанова, что дало право всей компании подойти к нему и робко намекнуть, что материал, снятый вчера и сегодня, вряд ли смонтируется, ибо вчера был пир естественности, а сегодня потуги актерского мастерства. Эльдар сказал, что вот как раз случай проверить, с какими артистами он имеет дело, иначе проще было бы взять на эти роли людей под забором. Мы виновато удалились, но в картину вошли кадры, снятые в первую ночь!»



Сцену в бане снимали в двух вариантах — пьяном и трезвом. Фото: Global Look Press

Эпизод седьмой: Двое у экрана

«Жизнь непредсказуема и поэтому весьма любопытна» — так сказал Рязанов, когда снимал видеофильм о себе «Музыка жизни». На премьере фильма в загородном доме режиссера присутствовали лишь два человека: сам Эльдар Александрович и подруга его зрелых лет, жена Эмма. Нину Рязанов потерял рано: она умерла от рака.

«Существует житейское наблюдение: если мужчина был в браке счастлив, то он, став вдовцом, женится повторно очень быстро, — говорил Рязанов. — Это повергает многих в ужас. А память о прошлой любви? А верность? А горе? Действительно, поведение вдовца кажется нелогичным, и даже закрадывается подозрение, а был ли он счастлив? Мы были очень счастливы с Ниной. Когда ее не стало, казалось, жизнь кончилась. Впереди старость, болезни… Но, по счастью, так не случилось. Я встретил Эмму».

Загрузка...