Сергей Колтаков: земляк Шукшина и большой поэт
8 декабря на Первом канале стартовал сериал «Уходящая натура» с Сергеем Колтаковым в главной роли. Этот показ — своего рода подарок актеру с ярким, необычным дарованием к его 59-летию (10 декабря у него день рождения). Но Колтаков — не из тех, кто часто мелькает на телеэкранах, раздает интервью.
От Шукшина по протекции
С детства Колтаков был увлечен актерством, чему родители не препятствовали, но особых восторгов тоже не проявляли. Особенно отец, который считал, что лучшая профессия для мужчины — военная. Но при этом, когда Сергей надумал-таки ехать в Москву — учиться на артиста, отец дал ему «рекомендательное» письмо к земляку —
Шукшину. О Василии Макаровиче, однако, Сергей тогда знал разве что то, что он — очень известный. А, приехав в столицу, умудрился потерять и «рекомендательное» письмо, и «напоминательные» фотографии. Но Шукшина все же нашел. Василий Макарович встретил юного земляка как положено: и поговорил, и накормил, и спать уложил. А наутро вручил записку к Борису Андреевичу Бабочкину: «Борис Андреевич! Посмотрите его самым внимательным образом. Он оттуда же, откуда и я, а подниматься оттуда, сами знаете, как трудно — дорога дальняя». И вот приходит Сергей во ВГИК на экзамен, протягивает кому-то из членов приемной комиссии эту записку (Бабочкина не было, он приболел) и видит в глазах напротив такое насмешливо-презрительное выражение: ну да, провинция по протекции к нам пожаловала. В общем, выхватил Сережа бумажку и убежал.
Австралии ему оказалось мало
Какое-то время Сергей Колтаков жил и работал в Австралии. И было ему там вполне комфортно и даже интересно. Но долго на чужбине не выдержал. Да и как-то смешно и неловко было ему смотреть на своих российских коллег, играющих выдуманных русских бандитов, а то и просто идиотов. Но именно на таких «русских» есть спрос в зарубежном кино — такими нас привыкли видеть его зрители. Хотя, конечно, за съемки там платят совсем иные, чем дома, деньги.
Из актеров — в сценаристы
Таланту Сергея Михайловича всегда было тесно в рамках только актерства. Он, например, уже несколько лет занимается драматургией. Написал несколько пьес, киносценариев, много прозаических вещей. Стиль при этом очень индивидуальный, необычный (как, собственно, и его кинообразы). А главной темой остается природа человека во всей ее сложности, со страстями и противоречиями. В то знаковое для эпохи «Зеркало для героя» Владимир Хотиненко пригласил Колтакова неслучайно: режиссер уже работал с ним на картине «В стреляющей глуши». А в конце 90-х уже актер предложил свой сценарий мэтру. И тот снял фильм «Страстной бульвар» с Сергеем Михайловичем в главной роли.
Из сценаристов — в поэты
Сергей с давних пор пишет стихи. А вместе с другом, актером Николаем Стоцким, даже написал несколько песен. О чем? Конечно же, о любви. Но есть и стихи о войне:
Здорово, солдат!
Ты вернулся живой,
очень странно.
А что с головой,
вместе с каской оставил в пыли?
А мы вспоминали тебя
за столом всякий раз, постоянно,
Но имя припомнить, прости,
уж никак не могли.
Да, в общем-то, имя не важно —
солдат безымянен.
И Вечный огонь
неизвестным во славу горит.
И если для смерти
ты был только попросту ранен,
То значит, для жизни
ты, видимо, насмерть убит.
Ты глупый, солдат.
Ты наивен, приказу подвластен.
Свинцовою пуговкой
крепко пришит к небесам.
Ты, жизни не видевший,
к миру был только причастен.
Зачем ты убитый,
конечно, не знаешь и сам.
* * *
Когда незрелый генерал
погоны ржавые достанет,
«Во фрунт», — скомандует и сам
Играть в войну,
как мальчик, станет.
И поезд гулко, на осях,
в пространство стылое стучится,
И жизнь, как баба на сносях,
войною вскоре разродится.
И пересчитанный народ
получит палки боевые,
И, вспомнив песни строевые,
на марше их споет вразброд.
И кто-то прокричит «Ура»,
а кто-то тихо всхлипнет «Мама»,
И круговая панорама
кровавых сцен сведет с ума.
Вот рыжий парень не спеша
подмял себя, еще не зная,
Что добрая его душа
простилась с телом, чуть живая.
А в этих голубых глазах
застыл, как слайд, обрывок битвы,
Запечатлен лишь боли страх
и шепот тающей молитвы.
Несется стадо на убой,
сердец не слыша, ноги — вата.
И это называют бой,
изобретенный для солдата.
И всем и каждому свое,
и даже пуля-дура знает:
Зря не кружится воронье,
смертей случайных не бывает.
И не случайно смерть твоя
тебя избранником назначит.
Судьба у каждого своя,
но кто-то о тебе заплачет.
И не случайно ты упал — жизнь
отдает нас в жертву смерти.
Но ты поймешь, как ты устал
от этой страшной круговерти.
Вся философия войны
замешена на крови с рвотой,
И доживет до седины солдат,
считавший смерть работой.
Кто не задумался о том,
быть биту иль остаться живу.
Нет мыслей в вареве густом
для смерти, ищущей поживу.
И мальчик выскочит в трусах из-за угла, разгоряченный,
И крикнет: «Ты убит, пиф-паф!» — и ты завалишься, сраженный.
Ботинком по лицу
Когда актер снимался в фильме «Новая земля» Александра Мельника, он предложил в сцене драки за ключи для эффекта ударить молодого актера Андрея Феськова ботинком по лицу. Дубль за дублем Андрей увертывался, и скоро драка завязалась по-настоящему: Колтаков пытался воплотить свою идею с ботинком, но Феськову как-то совсем не хотелось получать по лицу. Впрочем, как рассказывали одноклассники Колтакова, он и в школе был задирой. Родился ведь он в суровых краях — в Барнауле.
«Уходящая натура», Первый, понедельник-четверг, 21:30
Посмотрите, что идет по телевизору прямо сейчас