Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Сергей Колтаков: земляк Шукшина и большой поэт

0

8 декабря на Первом канале стартовал сериал «Уходящая натура» с Сергеем Колтаковым в главной роли. Этот показ — своего рода подарок актеру с ярким, необычным дарованием к его 59-летию (10 декабря у него день рождения). Но Колтаков — не из тех, кто часто мелькает на телеэкранах, раздает интервью.

От Шукшина по протекции

С детства Колтаков был увлечен актерством, чему родители не препятствовали, но особых восторгов тоже не проявляли. Особенно отец, который считал, что лучшая профессия для мужчины — военная. Но при этом, когда Сергей надумал-таки ехать в Москву — учиться на артиста, отец дал ему «рекомендательное» письмо к земляку —

Шукшину. О Василии Макаровиче, однако, Сергей тогда знал разве что то, что он — очень известный. А, приехав в столицу, умудрился потерять и «рекомендательное» письмо, и «напоминательные» фотографии. Но Шукшина все же нашел. Василий Макарович встретил юного земляка как положено: и поговорил, и накормил, и спать уложил. А наутро вручил записку к Борису Андреевичу Бабочкину: «Борис Андреевич! Посмотрите его самым внимательным образом. Он оттуда же, откуда и я, а подниматься оттуда, сами знаете, как трудно — дорога дальняя». И вот приходит Сергей во ВГИК на экзамен, протягивает кому-то из членов приемной комиссии эту записку (Бабочкина не было, он приболел) и видит в глазах напротив такое насмешливо-презрительное выражение: ну да, провинция по протекции к нам пожаловала. В общем, выхватил Сережа бумажку и убежал.

Австралии ему оказалось мало


Какое-то время Сергей Колтаков жил и работал в Австралии. И было ему там вполне комфортно и даже интересно. Но долго на чужбине не выдержал. Да и как-то смешно и неловко было ему смотреть на своих российских коллег, играющих выдуманных русских бандитов, а то и просто идиотов. Но именно на таких «русских» есть спрос в зарубежном кино — такими нас привыкли видеть его зрители. Хотя, конечно, за съемки там платят совсем иные, чем дома, деньги.

Из актеров — в сценаристы


Таланту Сергея Михайловича всегда было тесно в рамках только актерства. Он, например, уже несколько лет занимается драматургией. Написал несколько пьес, киносценариев, много прозаических вещей. Стиль при этом очень индивидуальный, необычный (как, собственно, и его кинообразы). А главной темой остается природа человека во всей ее сложности, со страстями и противоречиями. В то знаковое для эпохи «Зеркало для героя» Владимир Хотиненко пригласил Колтакова неслучайно: режиссер уже работал с ним на картине «В стреляющей глуши». А в конце 90-х уже актер предложил свой сценарий мэтру. И тот снял фильм «Страстной бульвар» с Сергеем Михайловичем в главной роли.

Из сценаристов — в поэты

Сергей с давних пор пишет стихи. А вместе с другом, актером Николаем Стоцким, даже написал несколько песен. О чем? Конечно же, о любви. Но есть и стихи о войне:

ВЕРНУВШЕМУСЯ С ВОЙНЫ

Здорово, солдат!

Ты вернулся живой,

очень странно.

А что с головой,

вместе с каской оставил в пыли?

А мы вспоминали тебя

за столом всякий раз, постоянно,

Но имя припомнить, прости,

уж никак не могли.

Да, в общем-то, имя не важно —

солдат безымянен.

И Вечный огонь

неизвестным во славу горит.

И если для смерти

ты был только попросту ранен,

То значит, для жизни

ты, видимо, насмерть убит.

Ты глупый, солдат.

Ты наивен, приказу подвластен.

Свинцовою пуговкой

крепко пришит к небесам.

Ты, жизни не видевший,

к миру был только причастен.

Зачем ты убитый,

конечно, не знаешь и сам.

* * *

Когда незрелый генерал

погоны ржавые достанет,

«Во фрунт», — скомандует и сам

Играть в войну,

как мальчик, станет.

И поезд гулко, на осях,

в пространство стылое стучится,

И жизнь, как баба на сносях,

войною вскоре разродится.

И пересчитанный народ

получит палки боевые,

И, вспомнив песни строевые,

на марше их споет вразброд.

И кто-то прокричит «Ура»,

а кто-то тихо всхлипнет «Мама»,

И круговая панорама

кровавых сцен сведет с ума.

Вот рыжий парень не спеша

подмял себя, еще не зная,

Что добрая его душа

простилась с телом, чуть живая.

А в этих голубых глазах

застыл, как слайд, обрывок битвы,

Запечатлен лишь боли страх

и шепот тающей молитвы.

Несется стадо на убой,

сердец не слыша, ноги — вата.

И это называют бой,

изобретенный для солдата.

И всем и каждому свое,

и даже пуля-дура знает:

Зря не кружится воронье,

смертей случайных не бывает.

И не случайно смерть твоя

тебя избранником назначит.

Судьба у каждого своя,

но кто-то о тебе заплачет.

И не случайно ты упал — жизнь

отдает нас в жертву смерти.

Но ты поймешь, как ты устал

от этой страшной круговерти.

Вся философия войны

замешена на крови с рвотой,

И доживет до седины солдат,

считавший смерть работой.

Кто не задумался о том,

быть биту иль остаться живу.

Нет мыслей в вареве густом

для смерти, ищущей поживу.

И мальчик выскочит в трусах из-за угла, разгоряченный,

И крикнет: «Ты убит, пиф-паф!» — и ты завалишься, сраженный.

Ботинком по лицу


Когда актер снимался в фильме «Новая земля» Александра Мельника, он предложил в сцене драки за ключи для эффекта ударить молодого актера Андрея Феськова ботинком по лицу. Дубль за дублем Андрей увертывался, и скоро драка завязалась по-настоящему: Колтаков пытался воплотить свою идею с ботинком, но Феськову как-то совсем не хотелось получать по лицу. Впрочем, как рассказывали одноклассники Колтакова, он и в школе был задирой. Родился ведь он в суровых краях — в Барнауле.

«Уходящая натура», Первый, понедельник-четверг, 21:30

Посмотрите, что идет по телевизору прямо сейчас

Загрузка...