Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Романы и тайны Матильды Кшесинской

0

Личность Матильды Кшесинской — фаворитки российского цесаревича, а также любовницы двух великих русских князей, — горячо обсуждалась всегда. Ею восхищались, ее осуждали, о ней спорили и спорят до сих пор. 31 августа со дня рождения знаменитой балерины исполняется 145 лет.

Фаворитка цесаревича Николая Александровича

В период с 1892 по 1894 годы. Матильда была официальной возлюбленной будущего Императора Всероссийского Николая Второго. Связь эта поощрялась всеми членами царской семьи, включая родителей цесаревича — императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Знакомство молодых людей произошло двумя годами раньше — после выпускного спектакля в Петербургском Императорском театральном училище. «Этот экзамен решил мою судьбу», — признавалась впоследствии Кшесинская.


Император Николай II

По традиции там присутствовали все члены венценосной семьи — государь и четверо его братьев с супругами и другими родственниками. В репетиционном зале, где избранные ученики представлялись царственным особам, монарх неожиданно обратился к присутствующим с вопросом: «А где же Кшесинская?» А когда ее привели, сказал, обращаясь лично к Матильде: «Будьте украшением и славою нашего балета!» И поощрительно протянул ей, склонившейся в изящном реверансе, руку. А позже, на торжественном ужине, усадил юную 18-летнюю балерину за столом между собой и 22-летнем цесаревичем Николаем, небрежно бросив при этом: «Только слишком не флиртуйте». О чем наследник престола говорил с Матильдой во время ужина и потом, кружась в вальсе на балу, балерина запамятовала, но то, что «в его душу, как и в мою, вкралось чувство влечения друг к другу», — запомнила точно. И зафиксировала в своем дневнике: «Он все-таки будет моим!»

Следующая встреча молодых людей состоялась в Красном селе на летнем лагерном сборе офицеров лейб-гвардии Гусарского полка, в числе которых был и престолонаследник. Вскоре цесаревич стал писать Матильде письма и навещать ее дома. А у себя в дневнике записал: «В ней вместо крови течет шампанское».

Постепенно визиты становились все чаще и продолжительнее. А записи в дневнике красноречивее: «Сегодня был у малютки Кшесинской… Очень мила… Малютка Кшесинская положительно мне нравится… Попрощались — стоял у театра терзаемый воспоминаниями…» На подарки будущий монарх был щедр. Первый из них — роскошный браслет из золота, украшенный драгоценными каменьями: большим сапфиром, двумя крупными бриллиантами и гравировкой «1892», указывающей на год начала близких отношений.

«Нас все более влекло друг к другу. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым, и я стала подумывать о том, чтобы обзавестись собственным уголком… Я обожала Ники, думала лишь о нем, о моем счастье, хотя бы кратком», — вспоминала балерина.

Наконец Кшесинская перебралась в дом на Английском проспекте — специально арендовала бывший особняк Римского-Корсакова, чтобы встречаться там со своим возлюбленным и с другими высокопоставленными ухажерами, коих притягивала к себе, словно магнитом.

Встречи их продолжались вплоть до 7 апреля 1894 года, когда была обнародована помолвка цесаревича Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, будущей императрицей Александрой Федоровной. Как впоследствии признавалась Матильда, разрыв отношений с наследником Престола она пережила очень тяжело, даже впала в депрессию. «Горю моему не было границ», — признавалась она. А в последнем письме от Николая была такая фраза: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости».

История происхождения

Предки Матильды из знатного польского рода — графов Красинских. В первой половине XVIII века мирная жизнь семейства закончилась. Прапрапрадед Матильды перед смертью передал все свое громадное состояние старшему сыну (прапрадеду Кшесинской), оставив младшего без денег в кармане, но с обидой и завистью в душе. Богатый наследник оказался невезуч: похоронив жену, вскоре скончался и сам. По завещанию и закону все «горы золотые» наследовал его 12-летний отпрыск Войцех (прадед Кшесинской), которого гувернер-француз решил тайком увезти к себе на родину, чтобы обиженный дядя не покусился на жизнь ребенка. Они поселились в предместьях Парижа, а в целях конспирации мальчик жил под фамилией Кшесинский.

После смерти своего гувернера Войцех остался во Франции. Там же женился на эмигрантке из Польши и родил сына Яна (деда Матильды, который был известным скрипачом, артистом и певцом), после чего вернулся на родину. Где выяснилось, что подлый дядюшка объявил юного наследника погибшим, а все принадлежавшие ему несметные богатства давно прибрал к рукам. Попытки восстановить справедливость успехом не увенчались, поскольку необходимых документов не нашлось. Войцех был объявлен самозванцем, и единственным подтверждением его знатного происхождения осталось драгоценное кольцо с гербом графов Красинских. Перешедшее затем к Матильде.

Сама Матильда родилась в Лигове — пригороде Петербурга, в семье обрусевших поляков-артистов. Отец — Феликс Кшесинский, танцевал на сцене Мариинского театра и был признан непревзойденным исполнителем мазурки (за это мастерство и был некогда выписан из Варшавы императором Николаем I). Мать будущей примы, Юлия Доминская, также танцевала на сцене. Матильда, которую родные звали ее Малечкой, была младшим ребенком в семье. С восьми лет девочка была определена в балетное училище, затем обучалась в Императорском училище театрального искусства, где под руководством самых лучших русских и европейских педагогов успешно занималась вместе со старшей сестрой Юлией и братом Иосифом.

Интриги и страсти закулисья

События и интриги, связанные с именем Кшесинской в Мариинском театре, будоражили все светское общество Петербурга. Покровительствуемая августейшими особами царского двора, она была в труппе на особом положении. В театральном мире ее боялись, ей завидовали, ее ненавидели. Матильда могла лишить ролей неугодных ей артистов и, наоборот, дать возможность танцевать тем, кто ей был симпатичен. Для себя выбирала только те партии, которые хотела. Под нее специально ставили спектакли, в которых ей вынуждены были ассистировать танцовщицы и танцовщики гораздо более высокого уровня. На гастроли она выезжала в отдельном вагоне. Перечить этой даме не смел никто.


Фото: Global Look Press

Еще бы, если сам российский Император всячески покровительствовал своей бывшей возлюбленной, поддерживая во всех ее закулисных интригах. К примеру: только благодаря этому Кшесинская сумела получить право на персональный бенефис в честь десятилетия ее службы в Императорском театре — в отличие от других артистов, удостаивавшихся такой чести (по давнишней традиции) не раньше, чем через 20 лет.

Более того! Обычно бенефецианту от Министерства двора вручалась в виде так называемого «царского подарка» вещица из золота или серебра: кулон, перстень, мужчинам — портсигар. Однако Матильда не пожелала, чтобы дар для нее был схож с другими — «шаблонными», а потому ей была преподнесена восхитительно изящная брошь, представляющая собой бриллиантовую змейку, обернувшуюся вокруг большого сапфира. Вдобавок великий князь Сергей Михайлович во всеуслышание сообщил, что этот подарок специально для балерины выбирали лично государь и императрица, а Николай подчеркнул, что змея является символом мудрости.

Первый же сезон принес Кшесинской участие в 22 балетах и 21 опере. Как отмечали театральные критики того времени, Матильда, не обладая филигранным талантом балерины, достигла совершенства в балетной технике. Например, именно она впервые в русском балете исполнила 32 фуэте подряд, переняв прием у итальянских танцовщиц.

Однако отнюдь не эта заслуга возвела ее в ранг примы-балерины императорских театров всего четыре года спустя после зачисления в труппу. С такого рода незаслуженным возвышением юной танцовщицы был категорически не согласен Мариус Петипа — главный балетмейстер Мариинки, но его мнение проигнорировали.


Фото: Global Look Press

Другой конфликт возник с директором Императорских театров князем Сергеем Волконским, выразившим недовольство нарушением Кшесинской театральной этики. Суть в том, что влиятельная фаворитка венценосных особ предпочитала щеголять на сцене в украшениях, подаренными ее покровителями, и даже в образе нищенки могла выйти на сцену в жемчужном ожерелье и бриллиантовых серьгах, в ультрамодном платье, сверкающем сапфирами. За что однажды князь наложил на танцовщицу штраф, повелев ей играть в театральном костюме.

Штраф, впрочем, скоро был отменен, а всемогущий, уважаемый театральным сообществом князь Волконский подал в отставку и покинул пост. Сменивший его на должности Владимир Теляковский — последний директор Императорских театров, — в конфликты с Кшесинской предпочитал не вступать.

В 1904 году Кшесинская расторгла договор о постоянной работе в Мариинском театре и перешла на контрактные отношения — стала участвовать только в отдельных спектаклях, получая за каждый сумасшедшие гонорары — 500, а впоследствии и 750 рублей.

Любовница великих князей

Матильда была миниатюрна, рост — 153 сантиметра, фигурка точеная. Гибкая, живая, подвижная, обворожительно-кокетливая, с лучезарной улыбкой и чарующими манерами, нрава веселого, жизнерадостного. А вместе с тем, волевая, целеустремленно идущая к своей цели, умеющая манипулировать людьми. Был в ней какой-то особый манок, соблазняющий даже венценосных особ.


Великий князь Сергей Михайлович

Роман Кшесинской с великим князем Сергеем Михайловичем из династии Романовых (старше ее на 13 лет) начался вскоре после расставания балерины с Николаем II. Поговаривали, что именно император намекнул родственнику, давно влюбленному в балет вообще и в Матильду в частности, «приглядеть за Малечкой». В итоге эта любовная связь продолжилась два десятилетия. Сергей Михайлович — внук императора Николая I, генерал от артиллерии по Гвардейскому корпусу, генерал-инспектор артиллерии, — так и не женился, а свою ветреную возлюбленную боготворил всю жизнь. Настолько, что даже закрывал глаза на ее романы.

Одним из высочайших ухажеров Матильды был годящийся ей по годам в отцы великий князь Владимир Александрович Романов — дядя Николая II. Соперником которого вскоре оказался его родной сын — великий князь Андрей Владимирович, внук Александра II, двоюродный брат Николая II, генерал-майор Свиты Его Императорского величества. По возрасту он был младше Матильды на семь лет. «Это был не пустой флирт», — вспоминала балерина, называя вспыхнувшее у обоих после первой встречи чувство «сильным взаимным влечением», возникшем 13 февраля 1900 года, после первого бенефиса танцовщицы в Мариинском театре — на торжественном банкете «по случаю», организованном в ее особняке на деньги Сергея Михайловича, возглавляющего застолье.

Началось с конфуза. Сидящий рядом с примой 22-летний застенчивый красавец — князь Андрей — неловко опрокинул бокал с красным вином на ее платье. «В мое сердце сразу закралось чувство, которого я давно не испытывала», — описывала свои ощущения Кшесинская, дополняя, что увидела в этом некий добрый знак. В дальнейшем балерина ухитрялась сохранять близкие отношения с обоими великими князьями одновременно.


Князь Андрей Владимирович

Рождение сына

Во время совместной поездки по Европе с князем Андреем, Малечка забеременела. В 1902 году, 18 июня, в Стрельне, родила сына. Первоначально хотела дать ребенку имя Николай — в честь первого возлюбленного, но все-таки посчитала это не этичным, и назвала мальчика Владимиром — по имени своего прежнего воздыхателя и отца нынешнего любовника Андрея. Восстановившись после тяжелых родов, имела напряженный разговор с князем Сергеем Михайловичем, точно знавшим, что не он является отцом новорожденного. «Он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил и, несмотря на все, решился остаться при мне и ограждать меня, как добрый друг», — рассказывала Матильда, признаваясь, что «так обожала Андрея», что не ощущала вины.


Матильда Кшесинская с сыном Владимиром

По Высочайшему указу Государя Вова (так мальчика называли дома) получил отчество «Сергеевич», фамилию Красинский, а также потомственное дворянство.

Состояние

Состоятельные любовники обеспечивали танцовщице жизнь баснословно богатую. Злопыхатели подшучивали, мол, шкатулка Кшесинской наполнена большинством уникальных изделий Карла Фаберже, носящего звание «ювелира Его Императорского Величества и Императорского Эрмитажа». А балерина и впрямь была одной из самых состоятельных женщин Российской Империи. Ее личные драгоценности, из которых могла бы получиться внушительная музейная экспозиция, оценивались в два миллиона рублей (!). А по тогдашним ценам автомобиль представительского класса стоил в рублях две с половиной тысячи.

Но не только драгоценностями владела влиятельная балерина. Достаточно упомянуть построенный ею для себя в Петербурге роскошный дворец в архитектурном стиле времен Людовика XVI в сочетании с русским ампиром. Проектировал особняк самый модный архитектор фон Гоген, меблировал крупнейший фабрикант Мельцер, все предметы интерьера, вплоть до мелочей, были заказаны в самых дорогих парижских салонах.

А буквально перед началом войны Кшесинская закрутила новый роман. Многолетняя связь с двумя великими князьями не помешала 44-летней балерине вступить в связь с партнером по сцене — артистом Петром Владимировым, который был младше своей возлюбленной на 21 год. Такого позора князь Андрей стерпеть не мог. На парижских гастролях танцор был вызван им на дуэль, где получил ранение в нос, над которым потом долго колдовали французские хирурги.

Невзирая на такие страсти, ни один, ни другой великий князь обиды на свою взбалмошную любовницу не затаили, а, наоборот, продолжали ее холить, лелеять и опекать. Даже в трагические для страны времена. После Февральского переворота Сергей Михайлович предложил Матильде вступить в официальный брак, но получил отказ. Как поясняла балерина, «из-за Андрея».

После революции

Революция 1917 года лишила Кшесинскую всего имущества — драгоценностей, особняка, загородного поместья, даже гардероба. Поскитавшись вместе с сыном по квартирам знакомых, она попыталась отсудить у большевиков свою собственность и выселить из дома расположившихся там матросов. Попытка была обречена на провал, и осознав это, Матильда направилась подальше от большевистской власти — в Кисловодск, где в то время уже находился Андрей Владимирович с матерью и братом. Прежде, чем добралась, долго мыкалась по Югу России и едва не потеряла сына, заболевшего «испанкой».

А князь Сергей Михайлович остался в Петербурге. Не уехал вместе со своей обожаемой Матильдой только по одной причине – пытался уладить дела с ее вкладами, имуществом, недвижимостью. Повествуя о своем настроении того периода, Кшесинская писала: «В душе моей боролись два чувства: радости снова увидеть Андрея и угрызения совести из-за того, что оставляю Сергея в столице, где он находился в постоянной опасности. И тяжело было увозить от него Вову, в котором он души не чаял».

Во время своих мытарств Матильда получила чудом дошедшие до нее письма от Сергея Михайловича, в то время уже погибшего. В 1918 году, на следующий день после расстрела отрекшегося от престола венценосца Николая Второго, великий князь Сергей Михайлович (вместе с другими Романовыми и двумя их приближенными — всего восемь человек) был казнен большевиками в Алапаевске. Когда белогвардейские части обнаружили место трагедии и тела погибших, то в ладони Сергея Михайловича был обнаружен золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской.

Эмиграция

В феврале 1920 года Кшесинская навсегда распрощалась с Россией, отплыв вместе c сыном и князем Андреем на лайнере в Константинополь. Оттуда они перебрались во Францию. Поселились на Лазурном побережье, в Провансе, в городе Кап-д’Ай — на вилле «Алам», которую Андрей Владимирович подарил Матильде накануне революции. Этот подарок стоимостью 180 тысяч франков стал дополнением к дому в Париже — еще ранее подаренному ей Сергеем Михайловичем.

Год спустя, а именно 17 января 1921 года, в Каннах, балерина вступила в морганатический брак, обвенчавшись в русской православной церкви с великим князем Андреем Владимировичем. Несмотря на неодобрение родственников, он официально усыновил своего собственного сына, рожденного Матильдой в период ее сожительства с князем Сергеем Михайловичем.

Матильда была азартна до умопомрачения, все свободное время проводила за игрой в карты и в рулетку. После эмиграции во Францию страсть к игре усилилась. Народ судачил о том, что русская балерина спускает в трубу царские драгоценности. В казино Монте-Карло у нее было прозвище «Мадам-17», поскольку чаще всего Кшесинская делала ставку именно на это трагическое число, почему-то считая его счастливым. Но в какой-то момент везение окончательно изменило танцовщице — она проиграла все оставшееся состояние: и виллу, и дом, и даже бриллианты, оставшиеся после смерти матери князя Андрея — Марии Павловны.


Фото: Global Look Press

Вместе с мужем Матильда Феликсовна вынуждена была перебраться в крохотную двухкомнатную квартирку в небогатом районе Парижа. Вскоре она открыла балетную школу, которая очень быстро стала невероятно востребованной. В знаменитую студию Кшесинской приезжали учиться со всех концов света, и ученицы становились звездами мирового балета. А сама Матильда работала без устали, с утра до вечера занималась со своими подопечными у станка, невзирая на артроз суставов ног.

Ушла из жизни Матильда Кшесинская 6 декабря 1971 года — в возрасте 99 лет, не дожив нескольких месяцев до своего 100-летия. Покоится эта загадочная женщина, одна из самых влиятельных особ конца XIX — начала XX века на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Рядом с ней — муж, великий князь Андрей Владимирович, ушедший из жизни на 15 лет раньше, и сын Владимир, скончавшийся через три года после смерти матери. На памятнике надпись: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Загрузка...