Пугачева — лидер во всем
Первой леди российской эстрады, Алле Борисовне Пугачевой, 15 апреля исполняется 70. «ТН» рассказывает о секрете народной любви к Примадонне, которая радует миллионы своих поклонников уже полвека.
Год назад сообщение о том, что покинувшая много лет назад сцену певица возвращается и дает один (на этот раз точно последний) концерт, взбудоражило публику. Билеты закончились через несколько часов после того, как начались продажи. Поклонники платили любые деньги, чтобы попасть на представление: Ксения Бородина призналась, что отдала 150 тысяч рублей за билет, а Собчак не пожалела и 250 тысяч.
В чем секрет такой массовой народной любви? Может быть, в том, что именно «женщина, которая поет» во многом была новатором. Начнем с того, что она по-прежнему «номер один» во всех рейтингах популярности отечественных артистов, обойти ее пока не удалось никому. Пугачева никогда не боялась идти наперекор моде и традициям, первой отыгрывала на нашей эстраде новые музыкальные стили — от рока до рэпа, от госпела до электронной музыки. А есть направления, в которых она стала настоящим революционером.
Первый клип
Самый ранний музыкальный видеоролик был снят группой Queen в 1975 году. А в нашей стране пионером этого жанра выступила Алла Борисовна. Клип на песню «Айсберг» был снят в 1984 году. Видели его, правда, немногие, лишь однажды показали в «Утренней почте» и положили на полку. Впоследствии Алла Борисовна сняла немало видеоработ и одной из первых стала делать дорогостоящие мини-фильмы, настоящие киношедевры. Она работала с разными режиссерами, открывала новые имена, многие с ее легкой руки сделали себе стремительную карьеру. И всегда ее творения были заметны — ироничны, смелы и искренни.
Первый интерес за рубежом
В 1980-е годы слава певицы была столь велика, что проникла далеко за рубеж, где до этого практически ничего не слышали о советской эстраде. В 1983 году участники шведской группы ABBA Бьерн Ульвеус и Бенни Андерссон побывали в CCCР, чтобы собрать материал для своего мюзикла «Chess» («Шахматы»). В нем рассказывалось о поединке русского и американского шахматистов. По сюжету, победив в матче, русский спортсмен должен был сбежать на Запад с девушкой американца. Так вот, приехав в Москву, Ульвеус и Андерссон познакомились с Пугачевой и предложили ей спеть партию жены русского шахматиста. Однако она отказалась — в случае согласия ей пришлось бы уехать из страны. Но шведы так вдохновились Пугачевой, что записали с ней полноценный альбом англоязычных песен. Поработали скандинавские музыканты и с образом певицы, щедро используя в сопровождавших альбом фото- и видеоматериалах советскую атрибутику. Хитами шведского альбома стали песни «Song-Bird» и «Watch Out». Все было готово к выходу советской певицы Аллы Пугачевой на европейский музыкальный рынок. Требовалось одно: ее согласие уехать на Запад и остаться там. Она не согласилась.
Первое оригинальное имя
Сейчас необычными именами уже никого не удивишь, более того, звезды как будто устраивают состязания — кто назовет своего ребенка пооригинальнее. В 1973 году, когда Алла Борисовна отправилась в роддом, чтобы произвести на свет Кристину, она была уверена, что родится сын. И Пугачева, и ее муж Миколас Орбакас в этом даже не сомневались и уже подобрали мальчику имя: Станислав. Какова же была их растерянность, когда на свет появилась дочь! После долгих раздумий они решили: «Пусть будет Кристина» (в роддоме Пугачева читала книгу зарубежного автора, в которой была повесть с таким названием). Но в ЗАГСе этим «несоветским» именем называть девочку наотрез отказались. Компромиссный вариант Христина им тоже не подошел. Тогда Пугачева вспылила и настояла на том, что ее дочь будут звать Кристина — и никак иначе.
Первая рассказала правду
Советские артисты всегда были окружены ореолом таинственности, правду об их жизни знали немногие. Пугачева одной из первых стала открывать для публики подробности, порой шокирующие. Например, поведала, как из-за собственной популярности чуть не лишилась дочери: фанатки, подстерегавшие певицу у ее дома, набросились на нее, едва не раздавив маленькую Кристину. С тех пор Пугачева всегда выходила из дома «конспиративно», привлекая «дублеров» из числа друзей и посылая их впереди себя, чтобы они отвлекли внимание поклонников на себя.
А однажды призналась в таком, от чего у всей страны волосы встали дыбом. Оказывается, в начале 1980-х певица чуть не простилась с жизнью. Ее несколько лет преследовал маньяк, который задался целью убить ее. Как-то раз он подошел к Алле Борисовне на расстояние вытянутой руки, но совершить запланированное ему не дали. Преступника схватили. Выяснилось, что он убил уже четырех женщин, похожих на Аллу. Попав в следственный изолятор, убийца сумел дважды оттуда бежать. Но был схвачен в третий раз — и приговорен к высшей мере.
Первый риск на сцене
Во времена, когда Пугачева только начинала карьеру, у советских певцов было принято исполнять песни на сцене, держа спину прямо, а руки — по швам, в крайнем случае позволялось взять микрофон. Алла Борисовна позволила себе вольность: не только двигалась свободно, но и совершала настоящие трюки на глазах у изумленной публики. Немногие знают, что ее знаменитый номер с цирковой трапецией для песни «Миллион алых роз» — инициатива самой певицы, никем из постановщиков не одобренная. Игорь Кио, присутствовавший при рождении номера, вспоминал, что Алла была абсолютно бесстрашной. «Она пожелала спеть новый шлягер, раскачиваясь на трапеции, которая устроена следующим образом: при нажатии кнопки конструкция стремительно взмывает под купол, — рассказывал Игорь Эмильевич. — Алла решила, что именно под куполом она и будет петь. Никто из находившихся на сцене ничего не подозревал. Ассистенту, который стоял на пульте и нажимал кнопку, Алла подарила пластинку со своим автографом, тем самым подкупив его. Когда началась съемка, мы похолодели от ужаса. Даже воздушные гимнасты, поднимаясь на высоту выше пяти метров, обязаны надеть страховочный трос — лонжу. Пугачева же работала без страховки. И проделала все так, будто ей ежедневно приходится заниматься подобными делами. После съемок Алла призналась, что единственное, чего она боится в жизни, — это высота…»
Первый ответ хейтерам
Несмотря на то что соцсети появились значительно позднее, люди, которых сейчас принято называть хейтерами (от англ. hate — ненавидеть. — Прим. «ТН»), были всегда. Пугачева давала обильную пищу для сплетен: меняла мужей и любовников, не скрывая их имен, позволяла себе слишком ярко выглядеть и слишком раскованно себя вести. Разумеется, находилось немало желающих осудить ее и заклеймить. И вот, когда количество разговоров о том, что она «слишком рыжая и слишком толстая», о том, что «не поет, а мяукает», что очередной любимчик ей не пара, начало зашкаливать, Пугачева написала песню «Кошки», разом ответив всем ненавистникам: «Вы говорили — ты рыжая толстая кошка. А ему нужно серую — вы говорили мне». Песня мгновенно стала хитом.
Позже Примадонна повторила этот прием в песне «Живи спокойно, страна!», во всеуслышание объявив: «Куда и с кем лечу, кому за что плачу. Живу я только с тем, кого хочу». Такие разговоры с публикой по душам стали визитной карточкой звезды — обо всем, что она хотела рассказать зрителю, сообщала в песне, из первых уст. И эта доверительная интонация, которую Алла Борисовна сумела сохранить до сих пор, поддерживает интерес к ней. И заставляет платить баснословные суммы, чтобы вживую увидеть ее — звезду первой величины. Примадонну. Женщину, которая поет.