Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Одри Хепберн Икона стиля на все времена

0

4 мая актрисе исполнилось бы 90 лет. Пожалуй, именно Хепберн во многом сформировала тот тип поведения и тот образ голливудской кинозвезды, который сечас стал для нас привычным.

Личное — значит тайное

Когда Одри начинала карьеру на лондонской сцене, у нее появился поклонник — продюсер Сесил Лэндо. Он ставил спектакль «Соус Тартар», в котором играла 18-летняя Хепберн. Аристократке Одри, дочери баронессы Эллы ван Хеемстры, не нравился крикливый шоумен, но она хотела играть в его постановке, жаждала славы и потому скрывала истинные чувства. После репетиций Одри с Лэндо ужинали в элитных ресторанах. «Демонстрируйте себя», — приказывал Сесил. И хотя такое претило изысканной Одри, она следовала этому совету, что помогало привлечь рекламных агентов, помощников режиссеров, фотографов. И вот уже на обложке Tatler появился портрет пока еще никому не известной старлетки.

Кадр из фильма «Засекреченные люди» (1952). На заднем плане Валентина Кортезе Фото: East News

На пути к славе Одри и дальше старательно демонстрировала себя. Но «лучшим в мире» она назвала другой совет. В марте 1951 года Одри снималась в одном из своих первых фильмов — «Засекреченные люди». Случайно она услышала, как игравшая главную роль звезда того времени Валентина Кортезе отказывалась давать интервью о личном. «Мы должны иметь право на свою жизнь. В Голливуде же настоящий ужас. От тебя ожидают того, что ты станешь рабыней», — говорила Кортезе кому-то, а повернувшись к Одри, добавила: «Хорошо подумай, прежде чем подписать долгосрочный контракт. Свобода — самая чудесная вещь на свете».
И Одри Хепберн стала одной из первых голливудских звезд, отстоявших право на личную жизнь. К примеру, нет ни одного свидетельства того, что она когда-либо соглашалась давать интервью у себя дома.

С первым мужем Мелом Феррером и сыном Шоном Фото: DPA/ТАСС

Магия голоса

Слава дает кинозвезде «патент» на внешность. Одри рано запатентовала свою красоту. Английский фотограф и дизайнер Сесил Битон, делая снимки Одри, запечатлел такие свои наблюдения: «Ее крупный рот, монгольские черты, ярко подведенные глаза, волосы цвета кокоса, великолепная, поразительно гибкая фигура, длинная шея, возможно, слишком тонкая… Все предельно просто в ней и вокруг нее». Но магия Хепберн родилась не только благодаря внешности. Режиссер Стенли Донен говорил, что ее было не просто приятно видеть на пленке. «Не менее приятно было слышать Одри. Один ее голос сумел бы успокоить самые взвинченные нервы. Он обладал мягкостью, облекал ее слова нежной медовой оболочкой. Она зачаровывала даже в темноте».
А композитор Генри Манчини, автор песни «Moon River» («Лунная река»), которую Хепберн напевает в фильме «Завтрак у Тиффани», признается: «Я понял, как мне следует писать эту мелодию в первое мгновение нашей встречи с Одри».

С фотографом и дизайнером Сесилом Битоном на съемках фильма «Моя прекрасная леди» (1964) Фото: East News

Где деньги, Живанши?

Одри Хепберн дружила с модельером Юбером де Живанши. Их отношения стали легендой и ввели моду на тандемы звезд и дизайнеров одежды.
Впервые Одри работала с ним на фильме «Сабрина». Тогда она еще по-настоящему не родилась как актриса, ее экранное «я» только формировалось. Живанши будто дал ей в руки зеркало и показал ту женщину, которой она могла стать. В картине «Сабрина» Одри в потрясающих нарядах от мастера смотрелась как гостья из будущего. Между Живанши и Хепберн был своего рода платонический роман. Современники уверяли, что никто не знал Одри лучше, чем Юбер.
Вот интересный эпизод. Одно время за связи актрисы с пресой отвечал некто Генри Роджерс. «Одри взирала на Живанши как на Бога, — вспоминал Генри. — Она ходила на все его показы, фотографировалась в туалетах из его коллекции. Он создал духи специально для нее. Но Одри не получала денег за рекламу моделей Живанши. Даже посвященные ей духи она покупала. Мел Феррер, муж Одри, как и я, считал, что эти отношения носят несколько односторонний характер».
Роджерс посетил дом моды Живанши, и, по его словам, модельер согласился, что Одри имеет право на финансовое вознаграждение. Узнав об этом, Одри пригласила агента к себе. Они сели за стол, и она… разрыдалась. «Как вы могли встать между мной и моим лучшим другом?!» — упрекнула мужчину Хепберн и уволила его.

С модельером Юбером де Живанши в Риме (26 апреля 1958) Фото: Alamy/ТАСС

Знаменитость № 2

Хепберн ввела гламурную моду на маленьких собачек, сопровождающих блестящих хозяек на светских раутах, в гостях, в поездках. Песика Одри звали Мистер Знаменитость, и актриса окружала его почти материнской заботой. Во время съемок очередного фильма за Знаменитостью не уследили, и собака погибла под колесами автомобиля. Муж Мел купил Одри почти такого же пса: йоркширского терьера по имени Ассам из Ассама. Одри сразу поменяла ему имя, назвав и его Мистером знаменитость, и стала обращаться с ним так, словно это была та самая собачка. Точно так же относилась Хепберн и к другим разочарованиям или провальным фильмам. Неприятности попросту исчезали из воспоминаний Одри.
Хепберн не пила вина, но порой не отказывалась от стаканчика виски. И в возрасте она сохраняла пристрастие к мужским рубашкам, которые перехватывала широким поясом. Одри не коллекционировала драгоценности. Но и самое недорогое украшение смотрелось на ней великолепно.

И в отеле Свой мирок

Одри и Мел много колесили по миру, снимаясь и создавая фильмы в Европе и Америке. Долгое время у них не было дома. Однако Одри умела создавать свое пространство в любой гостинице, в любом уголке света. Когда супруги въезжали в номер, почти вся казенная мебель выносилась и заменялась на их собственную. Картины, ковры, накидки на кресла, настольные лампы, постельное белье, вазы, подушки, столовое серебро, скатерти, графины и подносы… Этот «дом» Одри могла распаковать и заново собрать в любом месте. Педантичная актриса хранила пронумерованные списки всего, что ей принадлежало. И Одри достаточно было послать телеграмму в Швейцарию, где лежали на складе ее вещи, и указать, что ей требовалось.
Но свой дом она иметь тем не менее мечтала и уговорила Мела купить виллу в Швейцарии, в деревне Топошенез недалеко от Женевского озера. Одри жила в поместье с сыном Шоном, а Феррер стал приезжать к ним все реже и реже. Они развелись, и пережить сложный период Одри помог психиатр Андреа Дотти, за которого она вскоре вышла замуж. Дотти был моложе нее, имел любовниц, они недолго прожили вместе. Обладая таким опытом личной жизни, актриса признавалась: «Мне кажется, меня бы никогда не стали беспокоить мысли о старости, если бы я знала, что меня всегда будут любить и у меня будет возможность отвечать любовью на любовь». К счастью, старость Одри не была одинокой.
Когда ей уже было за 50, она встретила голландского актера Роберта Уол­дерса, и он был с ней до последних дней.

С голландским актером Робертом Уолдерсом, последним, неофициальным мужем Хепберн (1983) Фото: Legion Media

Ангел оставил «небеса»

После развода с Андреа Дотти актриса делала попытку вернуться в кино и снялась с Шоном Коннери в фильме «Робин и Мэриан». Картина получила умеренное признание, далекое от тех высоких оценок, к которым привыкла Хепберн. И постепенно Одри от мира кинематографа отдалилась. Хотя режиссеры предлагали роли и 60-летней Хепберн. Но только один фильм привлек ее внимание в 1989 году. Называлась картина «Всегда», и ставил ее тогда молодой Стивен Спилберг.
Роль Одри была чисто символической. Она играла ангела, встречавшего душу летчика после того, как разбился его самолет. Ангел возвращает летчика на землю с напутствиями, которые Одри наверняка обратила и к самой себе: «Не растрачивай свою душу на поступки, совершаемые ради себя самого, — говорит она ему, — трать только на то, что делается ради других». Спилберг крикнул: «Стоп!» Это были ее последние съемки.

Во время поездки в Судан в качестве посла ЮНИСЕФ (1989) Фото: ASSOCIATED PRESS/ТАСС

Одри оставила «небеса» Голливуда и полностью посвятила себя благотворительности и жизни ради других. Она была назначена специальным послом ЮНИСЕФ (Фонд помощи детям под эгидой ООН. — Прим. «ТН»). Сотрудничать с этой организацией актриса начала еще в 1954 году, участвуя в радиопередачах. А в 1980-е это стало для нее настоящей работой.
Актриса спасала несчастных голодающих детей Африки. И как она признавалась, одним из самых сильных воспоминаний ее жизни был момент, когда к ней прикоснулся умирающий ребенок в Эфиопии. «Хуже всего то, что ручка ребенка была совершенно невесомой. Если малыш упадет, вы поднимете его. Но в этом жутком месте нельзя было даже взять ребенка на руки, чтобы успокоить его. Возникало ощущение, что у вас в руках… ничего нет», — рассказывала Хепберн.
Одри обратила свою славу в деньги для благотворительной деятельности. Как бы ни было тяжело физически, морально, она ездила в те места, где не было электричества, воды, не соблюдались никакие санитарные нормы. В одном лагере она увидела девочку и спросила ее, кем та хочет стать. Ответ малышки поразил актрису. Девочка ответила: «Живой». А позже высказывание самой Одри попало в заголовки многих газет мира: «Спасти одного ребенка — великое благо. Спасти миллио­ны детей — дар Божий».

Одри Хепберн

Родилась: 4 мая 1929 года в Брюсселе (Бельгия)
Семья: была замужем дважды. Сына Шона (р. 1960) родила в браке с актером Мелом Феррером, а сына Луку (р. 1970) — в браке с итальянским психиатром Андреа Дотти
Образование: окончила консерваторию в Арнеме (Нидерланды); в Лондоне брала уроки танцев у Мари Рамбер, педагога Вацлава Нижинского
Карьера: Снялась в 32 фильмах и сериалах, среди них: «Римские каникулы» (1953), «Сабрина» (1954»), «Война и мир» (1956), «Завтрак у Тиффани» (1961)
Умерла: 20 января 1993 года

Загрузка...