Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Колдунья навсегда: Марине Влади — 80

0

Марина Влади сыграла 125 ролей, но для нашего зрителя она по-прежнему остается прекрасной колдуньей из одноименного фильма 1956 года. А также большой любовью Владимира Высоцкого, его женой и музой. К юбилею актрисы «ТН» публикует отрывки из готовящейся к печати книги о неизвестных эпизодах из ее жизни. Автор книги «За кадром» — Наталия Юнгвальд-Хилькевич, дочь известного режиссера.

Никого вокруг не замечали

Не могу не уделить несколько страниц периоду 1960–1980-х годов, небольшим фрагментам из жизни Владимира Высоцкого, который часто бывал в Одессе. Дружил с моим папой и с четой Говорухиных.


Фото: East News

Высоцкого все боготворили, а я, еще совсем маленькая, видела его на расстоянии вытянутой руки. И однажды даже оказалась вместе с папой у него в гостях, на улице Телевидения в Москве. Мне было лет шесть. Папа тогда взял меня с собой в столицу сдавать картину в Госкино. А после мы оказались дома у Володи. И я, еще ребенок, очутилась под гипнозом личности Высоцкого и его песен. И это ощущение сохранилось на всю жизнь.

Когда они жили в нашей двухкомнатной одесской квартире, я была первоклашкой. Это было в ту пору, когда Высоцкий снимался в «Опасных гастролях», а Марине выдался случай приехать в Союз (1969 год). «Как замечательно жить в Советском Союзе!» — восхищалась она. Трудно было понять, шутит она или говорит серьезно. А Высоцкий смотрел на нее, не отрывая восторженных глаз.


Портрет Марины кисти режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича, Одесса, 1970 год. Фото: Из личного архива автора

Спали они в маленькой комнате моих родителей, на раскладушках. Как-то Марина, поднявшись раньше всех, решила выпить кофе и уронила банку с дефицитным напитком. Кофе рассыпался. В этот момент вышла мама и смела кофе на совок. Как же французская звезда сокрушалась по этому поводу! «Его же можно было аккуратненько собрать и выпить!» — восклицала она, глядя на уборку. Потом мама с Мариной устроились на диване, и «колдунья» стала рассказывать, что в ее доме пятнадцать комнат и всего одна домработница. Так что ей часто приходится убирать самой.

Однажды они с Высоцким готовились к какому-то визиту. Марина долго меняла платья, что-то ее не устраивало. Перебрав весь свой гардероб, она наконец выбрала самое простое, ситцевое, и, облачившись в него, следом за Высоцким торопливо вышла. Не прошло и пяти минут, как они вернулись… Марина прыгала на одной ноге с босоножкой в руке. И опустилась на мою кровать в большой комнате, где спали и родители. Оказалось, она подвернула ногу. Высоцкий встал на колени и, глядя Марине в глаза, поцеловал ее стопу…

Я была ошарашена. Но на меня никто не обращал внимания. А я, оказавшись свидетелем краешка большой любви, мечтала об одном — оказаться на месте Марины.

Они были для меня просто Володя и Марина. В этом, конечно, не было никакой фамильярности. Мне, ребенку, было легко и свободно называть их просто по именам.

Помню такую картинку: Влади и Высоцкий стоят в центре комнаты, которая у нас называлась большой. Обнялись и замерли. Сколько времени так провели, даже не знаю, но мне казалось, что вечность… Я хожу вокруг них. Дощатый пол скрипит под моими ногами. Ростом я им, ну, где-то до талии. Смотрю снизу вверх. Делаю один круг, второй. Его руки обвили ее талию. Марина обняла Володю, вижу ее руки на плечах Высоцкого. Проходя у нее за спиной, легко касаюсь ее длинных волос, которые достают ей почти до талии. Меня они как будто даже не замечают. Не слышат скрипа досок, моего сопения. Криков за окном… Ускользающего времени…


  Кадр из фильма «Колдунья». Фото: East News

Через несколько дней в гости из Ташкента приехала бабушка, папина мама, Нина Ивановна. Вечером взрослые сидели за столом в уютной кухне и выпивали. Высоцкий не пил, не пел. А Марина с удовольствием ела домашние пельмени, которые они вместе с моей мамой налепили сами. Потом сказала: «Все. Больше не могу. У меня один пельмень еще во рту, а на втором я уже сижу». И добавила: «Одну минуту на языке, два часа в желудке и всю жизнь — на бедрах». Она сокрушалась, что быстро набирает лишний вес и бороться с этим тяжело. Потом приняла какие-то таблетки. И я, стоя возле туалета, слышала, как ее рвало.

А еще я запомнила руки Марины. Она предпочитала ходить в открытых ситцевых сарафанах. Она была тоненькая, а руки выше локтя были, на мой взгляд, очень полными, словно отлитыми из бронзы, какими-то глянцевыми. У Марины было широкое запястье — поэтому, наверное, чтобы не акцентировать внимания на кисти, она не носила часов. Именно руки приковывали мое внимание. И еще — льющиеся светлые волосы. Влади, рассказывая о чем-то, темпераментно жестикулировала и кончики своих волос зажимала подмышками. Собирала их рукой и перебрасывала на одно плечо. Не продержавшись и секунды, они снова мягкой волной ниспадали ей на спину.

По Одессе до сих пор ходят легенды о тех временах. Вспоминают, как Высоцкий пел в нашем дворе, сидя на скамеечке возле дома. Как собралась толпа на выступление. Мы открыли двери и окна квартиры. Многие слушали с улицы, а кто-то сидел на ступеньках, вплоть до третьего этажа. Потом соседи наблюдали, как Володя и Марина перепрыгивали через лужи, выбираясь из нашего подъезда, ловили такси и торжественно уезжали…


Марина Влади, Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов. Фото: East News

Прошло еще несколько лет, прежде чем они снова появились в Одессе. Это был 1974 год. Стало известно, что Высоцкий и Марина Влади будут в Одессе проездом, перед «крымско-кавказским» круизом, который они должны были совершить на теплоходе «Грузия». Тогда же по студии ходили слухи, что Марина подарила Высоцкому голубой «мерседес» с белыми меховыми сидениями. Фотографы вооружились камерами, а все остальные торчали на территории студии, боясь пропустить момент прибытия.

И, наконец, вдали показались Марина и Высоцкий. Чем ближе они подходили, тем очевиднее мне становилось то, что Марина гораздо выше Володи. Это было так странно, ведь Высоцкий казался мне гигантом. Он шел как-то странно, пружинисто и улыбался. Здоровался с кем-то на ходу. Наконец, они приблизились к нам. «Какая ты стала большая», — сказал Владимир Семенович, глядя на меня. Я была почти одного роста с Высоцким. А мне было всего лет 14. Марина с восторгом рассказывала о том, как Володя щедр по отношению к ней. Но что тот круиз в сравнении с ее подарком Высоцкому, — шептались на студии.

Ша, мадам, ви в хороде-хирое!

Конечно, о Владимире Высоцком и Марине Влади я знаю гораздо больше со слов других. Вот что рассказывал мой папа, Георгий Юнгвальд-Хилькевич.

— Когда я приезжал в Москву по всяким делам, я останавливался у Володи, он тогда развелся с Абрамовой, а я со Светой (Марковой). Как-то Влади прилетела в Москву и остановилась в гостинице «Бухарест». Володя меня туда потащил. Ему нравилось, когда друзья рядом. Не знаю, правда, зачем это ему нужно было. Там были все условия, чтобы им провести время вдвоем. Помню, все мы были под шофе. И Володя тоже. Марина напоила нас какой-то шипучей таблеткой и через полчаса мы стали бегать в туалет и блевать… Марина делала то же самое. Зато через час все были трезвы, как стеклышки.

Когда Марина уезжала в Париж, это были многочасовые разговоры по телефону. У меня в тот момент начинался роман с Таней, со второй женой, и через знакомых московских телефонисток он соединял меня с Ташкентскими знакомыми телефонистками, а они соединяли меня с Черновой. В то время из Москвы с Ташкентом соединиться было не легче, чем с Парижем. Помните песню: «Девушка, милая, я прошу же не сходите с алтаря… А, вот уже ответила: ну, здравствуй, это — я». Именно так он Марине в Париж звонил. Он набирал 07. И говорил: «Мне «вторую». «Вторая» соединяла с «тридцатой». И я так же говорил с Таней, с Узбекистаном. И все бесплатно. Нищие же все были. А нас телефонистки обожали. Володя говорит Марине: «Хочешь новую песню послушать?». И я держал трубку, а он ей пел. Когда какие-то аккорды и переборы, я подносил ближе к гитаре. Когда он куплет начинал — ближе к нему. Однажды что-то защелкало в телефоне. Он — мне: «Это нас слушают». И в трубку: «Ребята, дайте поговорить без свидетелей. Это чисто интимный разговор. Отключитесь, пожалуйста. Я вам потом попою».
Щелчок. Час говорил. Повесил трубку. Звонок.
— Можно Владимира Семеновича?
— Да. Это я.
— За обещанным, — говорят.
И Володя пел часа три в трубку этим КГБ-шным ребятам, а я только менял руки.

Однажды мы втроем сидели в одесском ресторане при морском порту. Обедали. Какие-то девчонки увидели Марину и бросились к ней за автографом. Кто меню схватил, кто документы. Володю мало кто знал внешне. А Влади уже была звездой, все видели ее в «Колдунье». Девочки взяли автографы, повернули случайно голову, чтобы посмотреть, кто ее спутники, и вдруг их осенило, что рядом с Мариной — Высоцкий! Тут с ними началась чистая истерика. Я был свидетелем того шока, который испытывали люди, узнавая Высоцкого.


Марина Влади и Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Одесса, 1969 год. Прямо с самолета Марина приехала на съемочную площадку фильма «Опасные гастроли» с участием Высоцкого.  Фото: Из личного архива автора

Однажды в Одессе мы с Мариной по ее просьбе пошли в «чрево Одессы», как она называла Привоз. Совершенно пьяный рыбак, на одной ноге, продавал вязанку рыбы. На удивленный возглас Марины: «Что-то ваши «свежиие бички» с запашком!», — он, сразу приметив в ней иностранную даму, ответил с одесским акцентом, прищурившись и сплюнув: «Ша, мадам, ви в хороде-хирое!» Мы втроем потом весь день повторяли эту фразу и ржали.

Ужин на двоих

А эти истории в свое время мне рассказала Галина Говорухина, жена знаменитого режиссера.

— 1979-й год. Станислав Говорухин снимает «Место встречи изменить нельзя». Марина тогда приехала в Одессу после серьезной травмы. Оказывается, во время съемок во Франции она упала с декорации. Слава богу, не сразу на бетонный пол, сначала на французского актера, что немножко смягчило удар… Но побилась сильно… Приехав в Одессу, обратилась к одесским властям, чтобы ей разрешили проводить процедуры в профилактическом санатории возле студии.


Фото: Global Look Press

Поскольку она была иностранкой, то жить должна была только в гостинице, по категории иностранки. Но даже для Марины это были немыслимые деньги. И тогда мы решили снять для них дачу… Это был очень красивый, белый с колоннами старинный особняк восемнадцатого века на Французском бульваре, на склоне у моря. Марина с Высоцким переночевали у нас в первый день после приезда.

Утром, когда мужчины уехали на съемки, мы отправились приводить дом в порядок. И Марина, французская актриса, звезда, засучила рукава, повязала косыночку, как русская баба, взяла тазы и вместе со мной выдраила всю эту дачу… Марина работала так здорово, что не всякая домработница могла сделать это более тщательно. Потом мы вдвоем поехали на рынок. И Марина приготовила ужин. А вечером на веранде идеально чистой дачи с накрытым столом ждала своего Володю…

На выходные Высоцкий уезжал в театр в Москву, а Марина оставалась в Одессе. И ездила к нам на дачу. Тогда это было дикое место, но очень красивое. Почти безлюдный пляж, вода в море чистая. У нас был маленький домик, по нынешним понятиям халабуда. Но Марина всем была довольна. Однажды на даче я готовила завтрак. А Марина пошла на море. До моря совсем недалеко — перейти шоссе, пройти дюны две и уже берег.

Только ушла, и вдруг минут через 15 прибегает обратно. У нее был купальник бикини, фигура дивная. И стал к ней какой-то мужик «кадриться», приставать, с одесским напором… Ему в голову не могло прийти, что на пляже лежит не просто красивая баба, блондинка, а иностранка, кинозвезда — Марина Влади.

Досье

Родилась: 10 мая 1938 года во Франции, в местечке Клиши-ла-Гаренн под Парижем.

Полное имя: Марина Владимировна Полякова-Байдарова. Ее семья имеет русские корни. Марина — четвертый ребенок в семье. Она взяла псевдоним Влади в память о своем отце.

Карьера. Сыграла несколько эпизодических ролей в кино, прежде чем ее заметили и пригласили на главную роль в фильм «Колдунья». Ей было 17 лет. Затем были фильмы «Ступени супружеской жизни», «Королева пчел», «В вихре цветов» и еще более 100 проектов. Последняя ее работа — фильм «Три женщины в гневе».

Член ФКП, вице-президент Общества «СССР — Франция». Обладательница приза Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль в фильме Марко Феррери «Королева пчёл» (1963), номинантка на премию «Золотой глобус». Обладательница Приза Сюзанны Бьянкетти как лучшая молодая актриса на Каннском фестивале 1954 года за роль в фильме Андре Кайятта «Перед потопом».

Имеет большую дискографию. Множество книг. Играет спектакль: «Владимир, или Прерванный полет…»

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 373 получила государственную награду Российской Федерации для иностранных граждан.
Личная жизнь. Первый брак с актером Робером Оссейном, известным по циклу фильмов про Анжелику, продлился четыре года. Когда они поженились, Влади было всего 16 лет. Супруги расстались в 1959 году. В этом браке Марина родила двоих сыновей.

Второй брак с летчиком и владельцем авиакомпанией Жаном Бруйе, тоже продержался недолго, всего три года. От Жана у Марины остался сын.
Третьим мужем Влади стал Владимир Высоцкий. Несмотря на то, что супруги жили в разных странах, они были вместе 12 лет. Высоцкий умер 29 июля 1980 года.

Последним супругом актрисы стал известный французский специалист по онкологии Леон Шварценберг. В 2003 году Шварценберг скончался.

Загрузка...