Яна Бородюк: В Голливуде все равны!
Будучи студенткой журфака МГУ Яна Бородюк не на шутку увлеклась кино и всего за несколько лет сумела построить серьезную карьеру в сфере кинопродвижения. Поступила в лучшую школу по пиар — University of Southern California, переехала в Америку и уже работает в Голливуде с топовыми режиссерами, продюсерами и артистами. О непростом карьерном пути, вере в мечту и о том, что может помочь оказаться в колыбели американской кинематографии Яна рассказала читателям TELE.RU.
Текст: Олеся Фирулева.
– Расскажи, с чего начался твой путь в киноиндустрии?
– Этот путь я начала в 2015 году. Вообще, учась на журфаке МГУ, я мечтала работать журналистом и ездить по горячим точкам. Но уже во время учебы я успела посотрудничать с рядом известных бизнес-СМИ и поняла, что мои профессиональные цели стали существенно меняться. Кино всегда меня очень занимало, причем не только его просмотр и обсуждение с друзьями, я смотрела на киноиндустрию именно бизнес-проект. Мне было важно, сколько в работу вложено, какими оказались кассовые сборы. Видимо, знания, полученные во время обучения на отделении деловой журналистики, давали о себе знать.
И вот в 2015 году я вижу объявление на факультете, что онлайн-кинотеатр tvzavr ищет копирайтера. Что такое онлайн-кинотеатр тогда еще никто толком не понимал, но меня это не смутило и я отправила резюме. Мне очень понравился их концепт, цель которого не просто показывать кино, а еще и доносить до зрителей образовательную информацию: почему пиратство — это плохо, как много труда и денег вкладывается в каждый проект. Я писала абсолютно разные тексты на тему кино, вскоре из внештатника меня перевели на постоянную работу, а спустя еще некоторое время я стала интересоваться пиаром и была ответственна за коммуникацию с деловыми изданиями. Потом у нас появился совместный проект со Сколково MoviesChain и я окунулась в международный кинопиар. Мы презентовали проект в Каннах, Берлине, Майами.
Именно так в 2019 году я впервые побывала в Америке, которая в плане построения бизнеса для меня всегда была эталонной страной. Я была в шоке от того, как здесь все отлажено работает и загорелась мечтой поступить в магистратуру в Америке, чтобы иметь возможность сотрудничать с международными проектами. По приезду в Россию я работала в нескольких очень больших компаниях, вместе с которыми мы презентовали много хорошего кино: Planeta Inform, напрямую сотрудничавшие со студией «20-й век Фокс», вместе мы выпустили фильм «Белый снег» о лыжнице Елене Вяльбе. Работала в Viasat, участвовала в запуске платформ KION, МТС Медиа. Это был колоссальный опыт и я тогда поняла, что и у нас есть классные проекты, профессиональная команда и проч.
– Как осуществлялся на переезд в США? Как принимала решение, что чувствовала?
– Когда я решила поступить в магистратуру, то рассматривала несколько вариантов вузов, в том числе и за границей. В Америке, например, больше учитывается рейтинг не университетов, а школ — то есть факультетов. И так я нашла несколько топовых школ в США по направлению пиара и маркетинга, среди которых был и выбранный мной впоследствии Annenberg School в University of Southern California (USC). Школа считается лучшей по пиару в США и я очень спонтанно собралась туда поступать — что делать никому не рекомендую. Нужно было собрать очень много документов, рекомендаций, портфолио. Я умудрилась сделать все это за месяц и меня взяли. Несмотря на проделанную работу, я начала сомневаться в переезде, ведь в России у меня уже была выстроена хорошая карьера. Но я решилась и переехала.
Что я почувствовала тогда? Я была в шоке! В Лос-Анджелесе я никого не знала, там все другое: культура, менталитет, привычки, образ жизни. Но от университета я была в восторге. Это было как в американском фильме, где студенты на кампусе сидят на газоне болтают или едят свои сэндвичи. И вот я в этом кино. И я точно на своем месте. Так же когда-то у меня было и с журфаком МГУ — пришла, увидела и кажется, что море по колено. Первые полгода было очень тяжело: программа подразумевает очень много ресёрча и самостоятельной работы, а на каждом классе у тебя должна быть какая-нибудь презентация. Нам привозили на мастер-классы и нетворкинги много звезд, чтобы мы полностью проникались индустрией. В местных школах большое внимание уделяется возможности завязать полезные связи, обзавестись контактами. Одной из первых встреч, которые меня поразили был приезд продюсера фильма “Варяг”, который показывал как пиар-маркетинговую презентацию фильма — то, чем я и хотела заниматься. Я была очень вдохновлена!
– Легко ли было найти работу?
– В Америке очень важное значение имеют студенческие коммьюнити. Например, у каждой школы есть свой символ, как правило, по названию футбольной команды. У нас это Trojans (нас так и называют — троянцы). И это целое комьюнити Trojans Family, сопричастность с которым даже по окончании университета имеет важное значение. Очень много троянцев работает в Голливуде, и если к кому-то из них вы постучитесь когда-нибудь в соцсетях, и они увидят название университета, то обязательно помогут, если это понадобится. Некое такое братство.
Мне всегда было интересно работать с авторским кино, а не большим студийным. У меня был список студий, с которыми я хотела бы работать и вот попадается вакансия в одной из студий этого списка. Я откликнулась, но мне не ответили. Тогда я посмотрела, кто наниматель. Оказалось, что этот человек 20 лет назад закончил мой университет, мою школу. Тогда я ему написала в соцсетях, рассказала о себе, он назначил интервью и так я получила работу.
– Что первое удивило, когда соприкоснулась с американской киноиндустрией?
– В первую очередь — скорость и объемы. У меня больший опыт в России, я работала в KION и МТС Медиа, где выходили сериалы каждую неделю. Но здесь — просто какой-то космический темп. И конечно, удивляет то, как здесь все горизонтально. В России есть четкая вертикаль власти в любом бизнесе. Здесь не спускают распоряжение сверху от продюсера без права оспорить, а проводятся регулярные совещания, где все решается сообща между всеми участниками процесса. И все смотрят на индустрию целиком, а не только в своем сегменте. Ну и, в-третьих, простота. Нет социального разделения, нет секретарей, которые варят кофе. Его может сделать и CEO, если нужно. Потому что никто не знает, кем может стать человек, который сегодня тебе открыл дверь, потому что это Голливуд и здесь все непредсказуемо. Уважительное отношение к людям и труду.
– С какими известными артистами, режиссерами и продюсерами удалось поработать?
– Один из моих последних проектов фильм Land of Bad с Лиамом Хемсвортом, Расселом Кроу, Рики Уиттлом и Майло Вентимилья. Проект — моя гордость, он делает большую кассу, надеюсь, что в том числе и благодаря моему появлению в компании. Со многими я веду общение по переписке, а вот живьем хорошо познакомилась с Рики и Майло — они оказались такими простыми в общении ребятами. Это удивляет, потому что российские артисты всегда выдерживают некоторую дистанцию. Ну их профессионализм местных актеров заставляет восхищаться! Но конечно, чем меньше звезда, тем больше она вкладывается в проект.
– С кем проще взаимодействовать: с российскими или голливудскими артистами и почему?
– Думаю, что с американскими. Во многом еще и потому, что в местных договорах очень конкретно прописывается их обязанность отрабатывать маркетинговую и пиар-кампании, они относятся к этому как к работе и делают все четко. Это очень облегчает жизнь, на твоей стороне контракт. В России работа по промо как правило не прописывается и тут все зависит от заинтересованности артиста и его отношений с продюсерами. Поэтому пиарщик в России всегда в положении просящего.
– Как тебе кажется, чему стоит поучиться нашим артистам у американских и, может быть, наоборот — им у российских?
– Нашим у американских — простоте. В России актерская профессия воспринимается очень возвышенной, а здесь это просто работа. Ну и более профессионально относиться к участию в продвижении фильма. Это все экономика фильма, это важно.
А если говорить о том, чего не хватает американским актерам, так это глубины психологического понимания героя. Опять же потому, что относятся они к своей профессии как к ремеслу, а не творчеству. Надрывные роли им недоступны, это чисто российское.
– Поделись опытом, как твоим коллегам по кинопродвижению из России оказаться на твоей позиции в Голливуде: с чего начать, к каким сложностям нужно быть готовым?
– Это очень сложный путь. Для начала — хорошо выучите язык, потому что пиар — это коммуникация, беспрерывное общение с людьми на разные темы, письма, пресс-релизы. Нужен хороший уровень языка. Второе: если у вас есть возможность поехать на кинофестиваль, обязательно сделайте это, чтобы посмотреть, как это делается и окунуться в индустрию. Встречайтесь с людьми, общайтесь, ходите на тусовки, перекуры. Если у вас есть возможность, так же как у меня, пройти профессиональное обучение в США — это очень вам поможет. Это и знания, и нетворкинг, и понимание трендов — они очень отличаются от российских. Но если такой возможности нет, грамотно составьте портфолио и ходите на интервью. Да, это может занять какое-то время, но главное — найти свою первую работу, а дальше все начнет двигаться в нужном направлении.