Ирина Скобцева: секреты жизни актрисы
Ирина Скобцева — глава огромного творческого клана Бондарчуков — 22 августа отмечает почтенный юбилей — 90-летие. По этому поводу «ТН» собрала подборку разнообразных фактов из богатой событиями биографии актрисы.
Первая профессия — искусствовед
Своим рождением Ирина Константиновна обязана научному сотруднику Главного управления метеослужбы Константину Алексеевичу Скобцеву и его супруге — Юлии Николаевне, архивариусу. Произошло знаменательное событие в городе Тула.
Примечательно, что будущая гран-дама советского кинематографа после окончания средней школы поступила отнюдь не в театральный вуз, а на искусствоведческое отделение исторического факультета Московского университета. «Очевидно, гены во мне проявились», — рассказывала актриса, пояснив, что ее родословная связана со старинным родом купцов Корзинкиных — меценатов и собирателей древнерусской живописи. Вот и Ирина в студенчестве с удовольствием занималась изучением иконописи. Но не только. Параллельно вовлеклась в деятельность студенческого театра и выступала там настолько успешно, что сразу же после завершения учебы в МГУ решила овладеть актерским искусством профессионально и поступила в Школу-Студию МХАТ.
Мисс шарм
Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук в фильме Сергея Юткевича «Отелло». Фото: Global Look Press
На последнем курсе знаменитый режиссер Сергей Юткевич предложил юной красавице-студентке роль Дездемоны в фильме «Отелло», которая и стала кинодебютом Скобцевой. Причем весьма заметным. На фестивале 1956 года в Канне картина получила приз за лучшую режиссуру. А исполнительница роли главной героини получила титул «мисс шарм Каннского кинофестиваля». Это был фурор. Впоследствии, правда, Ирина Константиновна сетовала на то, что при всем при этом фильм оказал ей «медвежью услугу»: «Все заговорили о моей красоте, упуская из вида тот факт, что я еще и актриса. Тем самым ограничивая мои творческие возможности. Вроде как обычных женщин я играть не смогу…».
Талисман Данелии
Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук в фильме Георгия Данелии «Сережа».Фото: Global Look Press
И все же артистке удалось вырваться из рамок стереотипа и в дальнейшем примерять на себя даже комедийные роли — в фильмах «Неповторимая весна», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Совсем пропащий», «Зигзаг удачи» и других. Данелия вообще называл Скобцеву своим талисманом. Чему актриса была несказанно рада. «Обожаю комедии, — говорила она. — И очень рада, что, помимо ролей из классических произведений, мне довелось сыграть в фильмах, где не требовалось надевать корсет, дабы сыграть даму из минувших столетий».
Встреча с Бондарчуком
Фильму «Отелло» суждено было стать судьбоносным не только в творческой карьере актрисы, но и в личной жизни. Именно на съемках этой картины начался роман Ирины Скобцевой с кинопартнером Сергеем Бондарчуком — исполнителем роли главного героя. Сблизились артисты во время первой же поездки в экспедицию в Ялту — на почве обоюдного увлечения живописью. «Всю ночь проговорили, — вспоминала актриса. — Встали у окна вагона поезда вечером, а разошлись лишь под утро». Из этой же ночной беседы выяснилось, что Бондарчук, хотя нигде рисованию не учился, но рисовал постоянно — с натуры, все, что видел. Даже писал иконы.
В этой же летней киноэкспедиции Сергей Федорович, не имея возможности найти подарок ко дню рождения своей партнерши, вырезал для нее из куска березового ствола небольшую скульптуру — бюст Льва Николаевича Толстого. Это был его первый подарок будущей жене.
Однажды Ирина Константиновна сказала, что к их с Бондарчуком истории такие банальные понятия, как «роман» и «увлечение», не применимы. «Нас обоих пронзила шаровая молния. Это было озарение. Вспышка. Любовь с первого взгляда — на всю жизнь. Мы прожили в любви 35 лет, до последнего вздоха Сергея Федоровича. Это была судьба». Кадры венчания героев в «Отелло» снимали в Риге. Там, в стенах католической церкви, над артистами был произведен полноценный обряд. «Когда мы вышли из костела, — вспоминала актриса, — Бондарчук схватил меня за руку и сказал: «Все, Скобцева, теперь тебе от меня не отвертеться…» А потом, когда мы уже были мужем и женой, смеялся: «Сперва я задушил тебя, а потом женился».
Никогда не расставаться
Ирина Скобцева держит в руке фото с Сергеем Бондарчуком. Фото: Global Look Press
Замуж за Сергея Бондарчука — обладателя самых престижных кинематографических наград мира, названного позже «главным режиссером Советского Союза», — актриса вышла спустя три года, в 1959-м. До этого ее супруг был женат дважды, и в обоих семьях имел двоих детей. От брака с сотрудницей Ростовского Дома кино Евгенией Белоусовой — сына Алексея, родившегося в 1944 году (ныне математик). От брака с Инной Макаровой, заключенного актерами после совместных съемок в фильме «Молодая гвардия» и продлившегося семь лет, — дочь Наталью (1950 года рождения, получившую известность как актриса и режиссер).
Чтобы соединиться в семейный союз с новой избранницей, Бондарчуку пришлось преодолеть много преград. Фигурой он был заметной, статус имел высокий, разводы в советское время не поощрялись, а потому высшее кинематографическое и партийное руководство не могло пустить личную жизнь народного артиста страны на самотек. Его вызывали аж в ЦК КПСС, осуждали и стыдили, проводили нравоучительные беседы, чинили препятствия — запрещали вместе со Скобцевой выезжать в зарубежные поездки. «Даже в Канн с «Отелло» вместе нас не выпустили», — вспоминала Ирина Константиновна о годах испытаний их любви на прочность. И все же Бондарчуку удалось их преодолеть.
«Перед тем как отправиться в загс, — рассказывала она, — Сережа сказал мне о двух непременных условиях, которые он хотел бы, чтобы я в нашей семейной жизни соблюдала: первое — никогда не расставаться, а второе — периодически предоставлять ему возможность помолчать хотя бы дня три». Актриса приняла их безоговорочно и никогда не нарушала.
Ревность
Как известно, любовь зачастую идет рядом с ревностью, и хотя Скобцева, несмотря на свою ослепительную внешность, повода не давала, Бондарчук жену ревновал. Актриса приводила один пример, когда взволнованный супруг без предупреждения прибыл на съемки фильма «Поединок», где она снималась. Прямо на съемочную площадку прибежал — в момент любовной сцены с Юрием Пузыревым. «Вечером дома я имела хорошую нахлобучку — дескать, целовалась слишком уж натурально. На мое возражение: «Боник (я его так ласково звала), а ты сам как же целуешься в своих картинах?!», получила ответ: «Я это я, а ты это ты».
«Война и мир»
Еще одной «этапной» ролью Скобцевой стала Элен Курагина-Безухова в фильме-эпопее Бондарчука «Война и мир». Однако актриса играть эту холодную красавицу-аристократку не желала. «Не нравилась мне эта светская львица, неприятна была, и я долго сопротивлялась», — признавалась она. Однако совместная работа над фильмом вместе с мужем развеяла все сомнения. Из воспоминаний Ирины Константиновны: «Мне было невероятно интересно с Сергеем Федоровичем! Во время работы над сценарием он проигрывал все мужские роли, а я — женские. Мы постоянно говорили о романе, и для меня это было так значимо, так дорого, что не хотелось ничего другого. А на съемках реальный мир исчезал совершенно».
Кадр из фильма «Война и мир». Фото: Global Look Press
Картина получила колоссальное мировое признание, была удостоена высших наград на многих международных кинофестивалях, среди которых почетное место заняла премия «Оскар» — за лучший фильм на иностранном языке. Это был первый советский приз от амери¬канской Киноакадемии. Скобцева блистала на красной дорожке в платье, по силуэту напоминающем русский сарафан, правда, от Кардена — из золотой парчи с набивными цветами. Ею восхищались все.
На премьерном показе фильма в Париже собрался весь бомонд. Ирина Константиновна как-то рассказала, что одна из представительниц высшего света — княгиня Мещерская, подошла к ней и поинтересовалась: «Вы тоже титулованная?». На что Скобцева робко ответила: «Нет, я артистка» — «Надо же, а внешность и манеры у вас аристократические».
Дети
Картина «Война и мир» стала вехой не только в творческой жизни Скобцевой и Бондарчука, но и в личной. Можно сказать, она «подарила» им двоих детей. По словам Ирины Константиновны, «Аленка по рождению — «нулевая серия» фильма, а Федюшка родился, когда папа завершал последнюю».
Ирина Скобцева с сыном Федором Бондарчуком. Фото: East News
Рождение каждого ребенка знаменовалось ценными подарками от мужа любимой супруге — оба раза ей было вручено по бриллиантовому кольцу. «Увы, эти кольца вместе с другими украшениями украли — прямо из нашей квартиры», — с сожалением констатировала Ирина Константиновна. Сохранились лишь золотые сережки с бриллиантами, которые в момент кражи были на ней. Они для актрисы знаковые. Это подарок, который она сделала сама себе, купив драгоценное украшение в солидном ювелирном магазине на свой первый достойный гонорар — за съемки в фильме «Зигзаг удачи».
Бондарчук и Скобцева были полностью погружены в съемочный процесс «Войны и мира», и на собственных детей времени родителям не хватало категорически. И все же опосредованно дети были к фильму причастны. Четырехлетняя Алена присутствовала на съемках сцены первого бала Наташи Ростовой. В преддверии композитор Вячеслав Овчинников вальсировал с ней в выстроенных на «Мосфильме» декорациях, а девочка была потрясена тем, что «папа с огромной трубой в руках катался туда-сюда на большом пылесосе». В то же время маленький Федя представлял себя в образе гвардейца русской армии. Вооружившись бельевой палкой и надев фуражку, он маршировал, громко восклицая: «Я солдат!». «То, что Федор выберет актерскую стезю, было очевидно с его детских лет», — рассказывала Ирина Константиновна, вспоминая, как сын исполнял свой коронный номер «Смерть собаки Гитлера».
Время утрат
Съемочный процесс грандиозной киноэпопеи «Война и мир» занял десять лет. Дикое перенапряжения Сергея Бондарчука сказалось на его здоровье. Прямо во время съемок у режиссера внезапно остановилось сердце, он пережил клиническую смерть. «Я тогда почувствовала, что умираю вместе с ним», — делилась своими ощущениями актриса.
Ушел из жизни Сергей Федорович гораздо позже, в 1994 году, но для супруги горе было безутешным. Федор говорил, что мать после смерти отца не могла прийти в себя очень долго. «Я имела все: любовь, счастье, семью, а теперь у меня — темнота, — призналась Ирина Константиновна в одном из интервью тех лет. — Алена как-то спросила: «Мама, почему у тебя нет друзей?». А потому что вся моя жизнь как тогда, так и сейчас, принадлежит служению ему — Бондарчуку».
Дети всеми силами помогали матери справиться с собой и хоть как-то восстановиться после утраты. Особенно Алена. Как рассказывали близкие, она буквально вытащила мать к жизни. А свою сохранить не смогла. В 2009 году 47-летняя Алена Бондарчук — актриса МХАТ имени Горького, киноактриса — умерла от рака.
Ирина Скобцева с внуком Константином Крюковым и дочерью Аленой Бондарчук. Фото: Global Look Press
Этот удар Судьбы Скобцева истолковала так: «Когда моя любимая семья была полностью в сборе, я была невероятно счастливой. Потом я потеряла Сережу, а он, наверное, не смог там без нашей дочери, вот и забрал ее к себе». Характеризуя дочку, актриса сказала: «Я думаю, что гены наши, энергия вместе с нами не исчезают, а передаются потомкам. Так вот, Алена получила самую лучшую энергию от женщин, которые были в ее роду — как по линии отца, так и по моей. О такой дочери можно только мечтать! Мне очень тяжело без нее, и если бы не ее ребенок, Костя, я наверняка не выжила бы».
Да, на этот раз опорой Ирине Константиновне стал не только Федор, но и Константин Крюков, сын Алены Сергеевны. «Чтобы мне не было совсем горько и одиноко, Костя стал жить со мной, — рассказала актриса. — Мы изо всех сил поддерживаем друг друга, как умеем». У бабушки и внука сложились абсолютно дружеские отношения. Они откровенно говорят на любые темы, делятся друг с другом новостями и переживаниями, обсуждают книги и фильмы.
Ирина Скобцева с внуком Константином Крюковым. Фото: Global Look Press
Поскольку Константин не только актер и кинопродюсер, но также профессиональный художник-ювелир, он часто одаривает своих родных украшениями из драгкамней и металлов, изготовленными по собственным эскизам. Однако с бабушкой возникают затруднения. Дело в том, что Ирина Скобцева не носит современные украшения. «По мнению бабушки, драгоценность должна иметь свою историю, — рассказал однажды Костя. — Поэтому изредка она надевает только старинные кольца, ожерелья». Так что приходится внуку придумывать другие подарки для любимой бабушки.
Секрет красоты
Ирина Скобцева. Фото: Global Look Press
Скобцеву часто спрашивают, как же ей удается оставаться столь красивой и стройной в таком преклонном возрасте, интересуются, делала ли она какие-нибудь пластические операции, просят поделиться женскими секретами. Если суммировать ответы Ирины Константиновны на эти вопросы, то они сводятся к следующему — секретов никаких нет. На диетах она никогда не сидела, а из еды предпочитает жареную картошку и драники; спортом не занималась, потому что ни зарядку, ни какие-либо иные физические нагрузки не любит; о походе к пластическому хирургу не помышляла и никаких особенных процедур со своей внешностью не проводила. «Мои бабушка и матушка, которых я боготворила, до конца своих дней оставались стройными, — говорит актриса. — И очевидно, мне нужно благодарить генетику и природу, наградившую меня такой внешностью».