Алина Яровая дала рекомендации абитуриентам музыкальных ВУЗов
Трудно поверить, но эта хрупкая молодая девушка – не только лауреат множества престижных вокальных конкурсов, но и уже Заслуженная артистка Республики Дагестан. Сегодняшнее интервью – с Алиной Яровой, солисткой Московской областной филармонии, а также солисткой оперной труппы Большого театра.
— Лирико-колоратурное сопрано – так характеризуют Ваш голос. Вы учились у мэтров мировой сцены: Лоры Клейкомб (США), Евгения Нестеренко, Джоан Роджерс, Елены Образцовой, Монсеррат Кабалье, Эрмонелы Яхо и др. Участвовали в Моцартовской академии в Экс-ан-Провансе (Франция, 2014). Учились в Центре оперного пения Галины Вишневской, в академии Баха в Бохуме (Германия). Когда читаешь список городов, в которых Вы выступали, создаётся впечатление, что не существует уголков мира, где Вы еще не побывали бы. Есть ли такие города и сцены, где вы ещё не были, но мечтаете выступить?
— Спасибо, я немного смущена, Вы явно перечитали весь мой Инстаграм и Википедию. Я действительно побывала во многих городах и странах, но далеко не везде! И во многие уголки нашей планеты мне хочется возвращаться снова и снова! К примеру, я была под впечатлением от Южной Африки! И очень хочу туда вернуться и побывать на фото-сафари. А ещё я не была в Канаде и Австралии! Это огромные страны, где живут мои друзья и где есть прекрасные театры, в которых я с удовольствием бы спела! Так что есть куда стремиться!
— Наверное, трудно человеку, который так много работает и путешествует, оказаться запертым на самоизоляции. Что, кроме музыки, помогает поддерживать настроение, творческий потенциал?
— По поводу самоизоляции, всё это было как-то неожиданно…. И понятно, что радости не прибавило, так как этот период совпал с большими празднествами, которые, к сожалению были отменены в связи с эпидемической обстановкой. И мы с коллегами и друзьями включились в онлайн-марафон! Спасибо друзьям, которые поддержали мои идеи. А сколько радости доставили прямые эфиры! Интересные темы, возможность общения… Естественно, нарушился весь гастрольный график, работа в Московской Областной Филармонии и вообще весь уклад жизни. Не могу сказать, что я страдала, но осознавала серьезность происходящего, а самое главное, неизвестность…
— Зато появились новые возможности работы и формы самовыражения.
— Конечно, я начала с отдыха! Я наконец-то выспалась! Вот все пишут, что навели порядок дома. А мне и наводить нечего было, и так везде порядок.
— Получается ли работать из дома?
— Моя работа с учениками не прекращается — мы работаем онлайн. Получается, даже экономичнее, и мне ехать никуда не нужно, и для них стоимость ниже! Кто-то не приемлет вокал по интернету и предпочёл сделать перерыв в занятиях. А кто-то наоборот нашёл это время как нельзя более подходящим для развития талантов! Кто-то стал учить языки, рисовать, готовить, играть на баяне. В целом, оптимист всегда найдёт возможность украсить жизнь цветными красками. Я к ним, пожалуй, отношусь. Ученики у меня разные: среди них и профессиональные, и начинающие певцы, и просто любители. Кто-то хочет удивить друг друга и гостей на своей свадьбе и вместо «первого танца» спеть «Первую песню»! А кто-то записывает поздравительные карантинные клипы к юбилею мамы. С частью учеников занимаемся онлайн. Конечно, полноценным такой формат назвать нельзя, учитывая нашу специфику. Но это позволяет сохранить форму и режимность занятий. Это очень важно — все как у спортсменов.
— Вы строгий преподаватель? Вообще что важно в творческой профессии, кроме наличия таланта и трудолюбия?
— Не знаю, но знаю точно, что учеников надо хвалить. Вот это точно вдохновляет. Наличие желания, трудолюбия и немного таланта — основные условия творческой профессии. Почему так мало таланта, спросите вы? Потому, что для зерна нужна плодородная почва. Какими бы не были мощными задатки, все можно потерять в секунду, не имея сопутствующей среды для развития. Но даже слабый росток, при большом желании может пробиться через асфальт. Я бы ещё хотела сказать об индивидуальности. Именно харизма, личная и отличительная особенность, порой делает артиста узнаваемым. А порой и великим. Уж больно много сейчас таких однотипных персонажей. И как не странно, многие к этой похожести стремятся.
— Вы были солисткой оперной труппы Большого театра. В детстве Вы могли себе представить, что это будет в Вашей жизни? Насколько Ваши детские мечты совпадают или не совпадают с тем, как складывается Ваша жизнь?
— Конечно, в детстве и мечтать не могла о Большом! И когда в консерватории училась, не могла себе представить, что такое счастье будет. Но постоянно было ощущение, что впереди что-то огромное и прекрасное. Я просто училась, работала, получала удовольствие от музыки. Помню свой первый гонорар за концерт, я тогда воскликнула: «За это счастье ещё и деньги платят!» . Ну потом повзрослела… И присоединилось состояние целеустремлённости, желание двигаться вперёд, появились крылья за спиной. В этом конечно поддерживали друзья и семья. Мне вообще с окружением очень везёт. Конкурсы, концерты, мастер-классы, занятия с внешними педагогами, учеба и работа в Большом — это прекрасная часть моей жизни, огромный опыт, мощный старт. Всегда благодарю судьбу за эту возможность.
— Вам посчастливилось спеть Ксению («Борис Годунов») в Королевском театре/Teatro Real в Мадриде. Расскажите, пожалуйста, есть ли какие-то принципиальные отличия испанской публики от российской?
— Мадрид я обожаю, даже больше любимого всеми курорта Барселоны! А знаете почему? Три моих любимых места — Музей Прадо, Парк Ретиро и Королевский Оперный Театр Реал! Я признаюсь (сейчас от меня, наверное, отпишутся любители Италии)), я люблю испанцев. Они простые, добрые, аристократичные. А публика принимает молодых артистов с таким же удовольствием, как и известных именитых звёзд. Как дети — открытые, жизнерадостные, мягкие. Репетиционный период в два месяца и серия из 10 спектаклей прошли как на одном дыхании! Уезжать не хотелось. Было самое редкое сочетание хорошей Музыки и великолепного Состава артистов!
— Чем Вам запомнится период самоизоляции? Принес ли он какие-то новые возможности или стал паузой? Возможно, пришли какие-то новые идеи, планы?
— Конечно же семья и грандиозные планы! Семья — это основа. Любимый человек рядом, задушевные разговоры с мамой… Совершенно умиляет моя бабушка, которая в 85 лет активно овладевает интернетом, создаёт группы «по интересам», отсылает смешные смайлики и ответственно сообщает, что не нарушает карантин! Если мои близкие в порядке — вдохновение присутствует само собой!
Я давно учу себя быть в потоке. Учишь партии — вдохновляется ролью, шьёшь концертное платье- вдохновляешься образом героини! Устал от трудовых будней- отдохни от вдохновения. Займись спортом, будь красивой! Столько всего прекрасного вокруг. Даже просто поваляться и посмотреть хороший фильм, как оказалось, очень и очень приятно. Честно говоря, раньше я редко могла такое себе позволить. И в такие минуты релакса приходит много интересных идей!
— Как Вы думаете, какие перемены произойдут в области музыки, в связи с последними событиями? Будут ли востребованы театры и концерты? Волнуют ли, пугают ли Вас эти перемены или Вы готовы к ним?
— Да всё будет хорошо и отлично! Вы понимаете, истинное искусство всегда являлось и является уделом избранных в высоком смысле этого слова. Но только менялись форматы. И это нормально. Вот, задолго до карантинных мер, стали вводится он-лайн трансляции с ведущих площадок мира! Например, наша областная филармония одна из первых ввела в Подмосковье Open air концерты. Прекрасная традиция, взятая у западных и европейских коллег! Технические возможности позволяют смотреть концерты в наилучшем качестве и в любое время. Огромное достижение, что эти концерты были доступны людям с ограниченными возможностями, большим семьям с маленькими детьми, старикам. Им порой было физически трудно добраться к концертным площадкам.
Вообще, должна сказать, что с приходом Максима Исааковича Дунаевского, Московская Областная Филармония зажила по-новому, задышала! Великолепный музыкант, композитор, артист и мудрый руководитель — он привнёс свой опыт и потрясающие управленческие способности в коллектив! Мы все его любим и ценим! Думаю, что у нас теперь все форматы будут развиваться, совершенствоваться, взаимодополнять друг друга.
Естественно, ничто не заменит атмосферы залов, непосредственного созерцания действа, восприятия музыки, этого волшебного звучания голосов и инструментов. Звучит по-старинке, но «искусство должно идти в массы» и «быть доступно всем»! А уж кто воспользуется этим благом или нет — дело каждого. Надо молодежь воспитывать на гениальных произведениях, на мировых шедеврах.
— Этим летом выпускники школ в большом напряжении: непонятно, как будет осуществляться поступление в вузы. Поступить в вузы творческие совершенно невозможно без личного присутствия кандидатов, без прохождения специфических испытаний, отбора. Что бы Вы пожелали абитуриентам музыкальных училищ, консерваторий?
— Да, творческие специальности требуют личного присутствия. Наверное, отборочные туры будут проходить в онлайн режиме, а основные экзамены — лично с соблюдением санитарных требований. Я не знаю, это будут решать соответствующие министерства. Но знаю точно, что карантин кончится, а основой нашей работы является прямой контакт со зрителем, энергетика действа.
Как перестать волноваться? У всех разные способы… Пожалуй, никак! Лёгкое волнение стимулирует. Когда выходишь на сцену, волнение уходит, ты в образе. Хотя, есть совет! В свое время, на конкурсе Елены Образцовой , нам, конкурсантам, Елена Васильевна сказала: «Не бойтесь! Пойте не для нас. Пойте для Бога!» Вот так по жизни я и иду, так и пою. Чего и всем желаю!»
фото: личный архив Алины Яровой