Сергей Безруков представил премьеру «Дяди Вани» в Московском Губернском театре
11 и 12 декабря Московский Губернский театр представил премьеру спектакля «Дядя Ваня» в постановке Сергея Безрукова. В роли Астрова – Антон Хабаров, Елена Андреевна – Карина Андоленко, Войницкий — Сергей Безруков, и эта роль стала долгожданной театральной премьерой артиста – предыдущая его актерская премьера состоялась 5 лет назад в спектакле «Сон разума» по мотивам произведений Н.В.Гоголя, где он сыграл роль Поприщина.
Впервые за историю Губернского театра премьера спектакля прошла в онлайн-формате. В связи с ограничениями, позволяющими заполнить лишь 25 процентов зрительного зала (200 человек), театр впервые решился на эксперимент: сыграв премьеру и офлайн, и онлайн, в прямой трансляции на сайте театра m-g-t.ru. На онлайн премьеру нужно было приобрести электронный «билет». Только за один день – 11 декабря за время прямого эфира и последующие 24 часа спектакль «Дядя Ваня» посмотрели 1762 зрителя из России и еще 28 стран. Премьеру смотрели в Украине, Беларуси, Казахстане, Молдове, Германии, Норвегии, США, Монако, Финляндии, Великобритании, Чехии, Канаде, Франции, Венгрии, Италии, Латвии, Литве, Австрии, Швеции, Швейцарии, Испания, Болгарии, Бельгии, Греции, Эстонии, Грузия, Ирландии, Японии. Но больше всего онлайн-зрителей было из Москвы и Московской области. Напомним, что в зале МГТ в это время находилось 200 зрителей- 25 процентов от общего количества.
В год 160-летия со дня рождения Антона Павловича Чехова театр обратился к одному из самых известных его произведений. Пьеса «Дядя Ваня» не сходит с подмостков и киноэкранов более 120 лет, но не теряет своей актуальности, и каждый режиссер открывает в ней все новые пласты и проблемы.
Сергей Безруков предлагает зрителю исследование драмы человеческой души, лишённой взаимной любви. Свой взгляд создатели спектакля обращают не на «драму провинциальной жизни» — главной темой спектакля становится поиск спасения, возможного только в любви. И в вере, дарующей эту любовь. Главный герой, Иван Петрович Войницкий, к своим 47 годам приходит к горькому осознанию, что жизнь прошла бессмысленно, отдана в жертву бездарному Серебрякову, которым он прежде восхищался. Войницкий отчаянно бунтует и пытается найти спасение в любви, но время потеряно безвозвратно…
Идея поставить «Дядю Ваню» возникла у Сергея Безрукова в разгар пандемии: театру пришлось срочно искать замену премьере «Маскарада» в постановке литовского режиссера Роландаса Аткочюнаса, которая не смогла состояться из-за карантина. И в сценографии, придуманной Сергеем Безруковым совместно с Анной Матисон, – тоже есть приметы карантинных времен: «Как и многие, я провел самоизоляцию среди ящиков с рассадой, сажая в огороде помидоры и огурцы, немного пожил деревенской жизнью. И в моей постановке все это будет: много рассады (в буквальном смысле) и деревенской жизни. Мне кажется, я придумал оригинальное решение этой пьесы, и надеюсь, что она зазвучит по-новому», — говорил режиссер в преддверии премьеры. Ящики с розовыми кустами и помидорной рассадой действительно заполнили не только пространство сцены, но и часть зрительного зала, расположившись на креслах вместо зрителей и помогая обеспечивать социальную дистанцию. А маски и перчатки на этом спектакле не только на зрителях в зале, но иногда и на артистах – причем, это оправдано чеховским текстом.
Постановка Сергея Безрукова – об упущенных возможностях, о потерянном времени, о жизни, потраченной на пустяки и заполненной миражами. Спектакль полон символов и образов, среди которых самый яркий – огромные качели в форме лодки. Они раскачиваются, как метроном, отмеряющий уходящее время, на них происходят самые яркие события в жизни героев. Раскачивая на качелях Елену Андреевну, Войницкий признается ей в любви. Здесь, в этой «любовной лодке», в ней просыпается «русалочья кровь», здесь же происходит ее «грехопадение» — свидание с Астровым. А в финале «любовная лодка» становится для дяди Вани ладьей Харона, на которой он уплывает из жизни, где не осталось надежд на любовь.
«Здесь, как везде у Чехова – «пять пудов любви», но это пуды любви неразделенной, несчастной, запретной, которая не спасает, а губит. – поясняет Сергей Безруков, — Нам важно поговорить об этом: о любви настоящей, которая спасает и дает силы жить, – и о более низменном ее аспекте, который приносит сиюминутное удовольствие, но оставляет за собой пустоту. Мне кажется, в наше время этот разговор очень актуален и нужен».
Анна Матисон, которая выступила в этой постановке как соавтор сценографии и художник по костюмам, рассказала, как возникли те или иные образы и символы в сценографическом решении спектакля: «Это сцены из деревенской жизни, поэтому хотелось, чтобы это выглядело очень просто, бытово, максимально не пафосно. Я люблю символизм, и символы тут присутствуют в большом количестве, хотя всегда лучше их не расшифровывать. Первым возник образ оклада без иконы, потом лампада, сменяющаяся электрической лампочкой, которая будет гореть только от наших усилий. Основа сценографии – качели, они прописаны в самой пьесе, поэтому их довольно часто можно увидеть в постановках «Дяди Вани», но мы тоже превратили их в полифонический символ».
Необычно решены в спектакле и образы главных героев. Как подчеркивает Сергей Безруков, для него как для худрука и как режиссера-педагога важно, чтобы у актеров появились новые ноты, новые краски в актерской палитре, чтобы они попробовали то, чего никогда не делали.
Доктор Астров в исполнении Антона Хабарова – невероятно страдающий, опустошенный, опустившийся человек. «Если вы посмотрите наш спектакль, вы поймете, что Чехов – очень современный, актуальный, острый автор, — делится Антон Хабаров. — Это не академическая режиссура, это очень живой Чехов: ломание стереотипов, нестандартный ход, который близок нашему времени. Астров, мне кажется, сейчас должен быть именно таким, как в нашей версии. Я посмотрел множество постановок и экранизаций «Дяди Вани», и мне хотелось поспорить со многими уважаемыми мною артистами, которые играли Астрова. В этой роли очень важны контрасты: в начале мы видим очень интеллигентного доктора, вальяжного, с прямой спиной, а потом вдруг в сцене пьянства он превращается в какого-то неприятного, отвратительного человека. И мы понимаем, как ему больно, насколько он переживает, насколько его все не устраивает. В каждом человеке есть и светлая, и темная сторона, и мне очень дорого, что в моей роли можно это показать».
Карине Андоленко, исполняющей роль Елены Андреевны, для этой работы пришлось разучить произведения Шопена и Чайковского: по замыслу режиссера, ее героиня – талантливая пианистка, которая пожертвовала своей карьерой ради мужа: «Мы очень хотели отойти от стереотипа восприятия этого персонажа как эгоистичной бездарной особы, непонятно почему, вероятно, из тщеславия вышедшей замуж за старого профессора. Сергей Витальевич хотел, чтобы я сделала совершенно другую Елену Андреевну, мне кажется такой трактовки еще не было. В моей героине есть чистота, и самое главное — талант и вера», — рассказывает Карина Андоленко.
Неожиданно решен и образ Телегина. Актер Михаил Шилов специально для спектакля освоил редкий музыкальный инструмент – колесную лиру, звуки которой сопровождают спектакль.
Следующие премьерные показы состоятся 16 декабря, 21,22 января, 12 февраля, 11,12 марта, 15 апреля, 12 мая, 26 июня
Фото Галины Фесенко и Германа Жигунова