Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Юрий Стоянов: женщины лучше мужчин, это я знаю точно!

0

Накануне своего 60-летия народный артист России рассказал «ТН» о главных достижениях своей жизни, любимой жене и дочках, а также о подарке, который он сам себе сделал.

— Юрий Николаевич, можно ска­­зать, вы подарок на юби­­лей приготовили — написали книгу «Игра в «Городки»?

— Конечно, подарок тяжелый, рукотворный, связанный с большими затратами — душевными, временными и эмоциональными. Но если бы издательство на меня не насело и каждый раз не присылало мне СМС — «остался месяц», «осталась неделя», «осталось два дня», — я бы еще долго тянул… Честно признаюсь, книга уже существовала в устном варианте. Мои друзья часто просят: расскажи, расскажи. И когда бесконечно рассказываешь, у тебя оттачивается форма. Важно не приврать ради красного словца, что, кстати, сложно. Я позволяю себе внести кое-какие коррективы, чтобы кого-то не обидеть, где-то поменять имена. Но я это оговариваю, и таких мест немного в книге. В ней не столько о себе, сколько о людях, с которыми меня судьба свела, о ситуациях смешных и грустных.


— Есть страх перед этой серьезной цифрой — 60 лет?

— Никакого страха нет. Мне никогда в жизни еще не было 60 лет, я не знаю, что это такое и ощущаю ли я себя на этот возраст. Если так должны себя чувствовать люди в 60 лет, как я сейчас, то это замечательный возраст.


— Юбилеи все-таки провоцируют к подведению итогов…

— Итоги подводят на смертном одре. Единственное, только сейчас приходит истинное понимание того, что мы в свое время сделали с моим партнером Ильей Олейниковым в программе «Городок». Мы создали хорошую историю, которая отразила время в особом жанре. Не в социальном фильме, не в жестком публицистическом высказывании, а внутри доброй, веселой истории сохранилось время. Для меня вот этот человеческий результат очень важен.



С Ильей Олейниковым (Санкт-Петербург, 1990-е). Фото: Из личного архива Юрия Стоянова


— Как вы обычно празднуете свой день рождения?

— Когда-то мы, конечно, отмечали вместе с Ильей этот день (у Ильи Олейникова и Юрия Стоянова день рождения в один день, 10 июля, с разницей в 10 лет. — Прим. «ТН»), если была возможность. Не так часто, кстати, потому что друзья разные, локации разные. И гости сразу бы попадали на два подарка, а это не всем удобно. Поэтому мы находили возможность друг друга поздравить, как-то отметить на короткой ноге, по-быстренькому, вдвоем, а потом расходились по своим компаниям. Обязательно созванивались: «Вот сейчас все мои пьют за тебя». А в ответ: «А мои все пьют за тебя». Вместе, семьями, отмечали всего раза два. Но вот уже пять лет я провожу этот день не в режиме онлайн-разговоров с Ильей. Хотя мысленно все равно онлайн сохраняется.


— Как считаете, вы карьерой больше чему обязаны — милости судьбы или своему характеру?

— Мой характер обычно делает все для того, чтобы ничего не получилось в жизни. Я очень многотерпеливый человек, но чем больше я загоняю в себя, тем страшнее разрешение. Потому, что, когда взрываюсь, я с перебором это делаю. И уж говорю тогда все — и отрезаю себе пути к компромиссу.



С родителями, Николаем Георгиевичем и Евгенией Леонидовной (1967). Фото: Из личного архива Юрия Стоянова

Я никогда не был везунчиком, баловнем судьбы, ко мне все пришло поздно. Восемнадцать лет я проработал в лучшем театре страны — БДТ, а сниматься начал только в 1993 году, и то придумав с партнером собственную историю — «Городок». Мы в течение десятилетий сутками не уходили с работы, очень плохо монетизировав свое дело и успех — на уровне благополучия себя и семьи, не более того. Но мне очень важно, что я производил впечатление везунчика: я все для этого делал. Не жаловался, выглядел лучше, чем зарабатывал: можно зарплату пропить, а можно в химчистку костюм сдать. Хотя иногда надо уметь попросить. Ну, что плохого — прийти и попросить роль, если ты чувствуешь, что можешь ее сыграть? Но это настолько не моя история… Ну, и что хорошего? Правда, гадости в результате такого воспитания особо никому не сделаешь, но себе вредишь. Поэтому я очень рад, что всю жизнь производил впечатление везунчика. Значит, по крайней мере хорошо сыграл роль благополучного в профессии человека.


— Можете назвать шесть главных побед в жизни, скажем, такие: 6:0 в вашу пользу…

— Шесть побед у меня, пожалуй, не наберется, но шесть самых важных событий я могу вспомнить. Первая огромная удача — то, что я учился у великого педагога, у Владимира Наумовича Левертова. Второе — то, что попал в свое время, наверное, в лучший театр мира, в БДТ. И неважно, сыграл я в нем что-то или не сыграл, важно, какой след оставил этот театр во мне, а не я в нем. Третье — встреча с Ильей Олейниковым, которая изменила всю мою жизнь. Четвертое — уход из театра. Безусловно, очень важная штука, на которую надо было решиться. Пятое — встреча с моей женой Леной. Шестое — рождение дочери Кати. Вот все мои шесть событий. А седьмое событие… Я хочу, чтобы оно растянулось надолго, — это то, что у меня жива мать.


— Какие у вас самые яркие воспоминания детства?

— Моя бабушка работала билетером в кинотеатре завода «Продмаш», на Пересыпи в Одессе. Я вырос в кинотеатре: между лавками, в кассе билетеров, в кинобудке. В этом залузганном семечками и вечно переполненном зале показывали великое кино. Я посмотрел там весь итальянский неореализм, всего Чаплина, по два, по три раза был на одном и том же фильме. Помню фильмы с Максом Линдером — ну смешно, изобретательно. Кого-нибудь еще из комиков той поры вижу — да, симпатично. Потом посмотрю Чаплина, посмеюсь, а в конце грустно. И вот это ощущение какого-то трепета каждый раз, когда я его видел на экране, помню. Так что именно Чарли Чаплин и вообще кино — мое главное детское потрясение.



В образе Чарли Чаплина. Фото: Из личного архива Юрия Стоянова


— А какие качества в вас самом сохранились с детства?

— А я вообще не так чтобы сильно изменился. Может, немножко терпимее стал, слегка подуспокоился за счет методик, аутотренинга: смотри на человека и считай до десяти, развернись, не старайся ему сказать все, что ты о нем думаешь. Теперь я знаю, как этого избежать. Я думаю, главное мое качество — любопытство, любознательность. И главным объектом моего интереса всегда был человек — смешной, с дурацкой походкой, нелепый, несчастный, веселый, любой. Кто-то марки коллекционировал, кто-то монеты, ассигнации, книги, а мне было интересно коллекционировать людей. Ничто не могло доставить мне такой радости, как если я увидел какого-нибудь пьяного человека, который, например, смешно сидел на скамейке и со всеми общался. Я мог часами за ним наблюдать, наслаждался им. Я придумал тогда термин — «игра в людей». А потом в фильме «Человек у окна» сценарист Илюша Тилькин его использовал, чем я горжусь.


— А ваша болгарская кровь — в чем она проявляется?

— В темпераменте. У меня нет доминирующей русской крови, потому что во мне много чего есть по материнской линии: русские, украинцы. У отца же до двухсотого колена — болгары. Но главное, как мне кажется, что объединяет всех моих родственников, — полное отсутствие карьерной составляющей. Они очень целенаправленные, работоспособные, порядочные люди, не умеющие просить, выбивать, с большим достоинством, вне зависимости от своего статуса, рабочий ли, таксист, врач… С обывательской точки зрения, в основном никто из них ничего и не достиг в жизни. Но я считаю, они достигли главного: у них замечательные семьи, они любят друг друга, среди них нет преступников, подонков, алкоголиков.


— Есть персонаж, сыграв которого вы могли бы сказать: «Я сыграл себя»?

— Да, как раз в фильме «Человек у окна» режиссера Дмитрия Месхиева.


— Со своими однокурсниками по ГИТИСу, Виктором Сухоруковым, Татьяной Догилевой, часто общаетесь?

— У нашего курса есть замечательная традиция — собираться раз в год, это для нас святой день. Но особенно я дружу с Витей Сухоруковым. Он уникально талантливый, ни на кого не похожий, парадоксальный человек, и я очень его ценю. Мы с ним жили в одной комнате общежития, и у него было надо мной негласное шефство. Поэтому я всегда говорю, что все то, чего я в силу хорошего воспитания в интеллигентной семье не познал в Одессе, мне экстерном преподал Витя. Он быстро меня научил многим вещам и многим словам.



Съемки программы «Городок». Идет работа над очередным женским образом. Фото: Сергей Иванов


— Говорят, вы очень щедрый человек.

— И пусть говорят, и замечательно. Денег я не накопил, но красиво и хорошо тратил.


— На что? У вас есть какие-то увлечения?

— Если можно показать и потрогать, тогда, наверное, это мои гитары. Правда, по просьбе жены коллекция уже давно не пополняется: их некуда вешать. У меня их 20, они все хорошие, серьезные, но гитара — такой инструмент, который времени не любит. То у нее начинают лады вылезать, цеплять пальцы, то рассыхается потихонечку. Это обидно: ты же на каждой из них не будешь играть. А любимых две, с ними я езжу на концерты. Очень много гитар я уже раздарил спонтанно. Например, была классная гитара «Годин», очень известной американско-канадской фирмы, и редкое сочетание — электроинструмент с нейлоновыми струнами. Я в то время вел программу «Живой звук» на канале Россия. Выходит на сцену какой-то славный мальчик, который замечательно поет в переходах. А я возьми и подари ему свою гитару, чтобы он мог включить ее в какой-нибудь комбик и по крайней мере достойно звучать. Ну и денег больше получить.


— Кто ваш главный помощник и советчик в жизни?

— У меня есть друзья, которым я могу позвонить и посоветоветоваться. Но они знают, что я начинаю делиться только в крайнем случае. Расскажешь, легче становится. Но прежде всего жена Лена. Жена — она же для этого и нужна. (Смеется.)



— Лену я не завоевывал. Это очень естественно и органично произошло. С женой Еленой. Фото: Сергей Иванов


— Вы стольких женщин сыграли. Стали их лучше понимать?

— Чем дальше, тем хуже понимаю. Я играл женщин, поставленных в определенные обстоятельства, в коротких миниатюрах «Городка». Как правило, не очень красивых, не очень устроенных и вообще несчастных таких, смешных баб. Единственное, что я усвоил точно, что женщины лучше мужчин. Потому что женские мотивации — простительные. В них меньше корысти, карьеризма, подлости, зависти. Бабская зависть вся на любви, от любви, из-за любви.


— К каким мужчинам вы себя отнесете: к тем, которые цветы дарят только по официальным праздникам, или к тем, что помнят и отмечают все даты?

— К сожалению, я не помню все даты и все дни рождения. «Миллион алых роз» — песня не про меня. Я как-то это иначе вижу. И конечно, не то что я позволяю наслаждаться общением со мной, да избави Боже, я всю жизнь привык что-то заслуживать. Даже мама прочитала мою книжку и сказала: «Какая замечательная книжка. Единственное, ты не очень любишь себя в этой книге. Ты все время себя как-то занижаешь, у тебя так много самоиронии. Почему ты боишься сказать: «В этот день я то-то и то-то совершил…», «Мне вручили…», «Ко мне подошел человек и сказал, что он вырос на моей передаче…» Что ты стесняешься?»



— Я рад, что всю жизнь производил впечатление везунчика. Значит, хорошо сыграл роль благополучного в профессии человека. Фото: Юлия Ханина


— Но супругу вы все-таки не стеснялись завоевывать?

— Нет, Лену я не завоевывал. Это очень естественно и органично произошло, очень быстро. Даже не хочу рассказывать, потому что сразу какая-то… банальщина прозвучит. Но в моей личной жизни были ситуации, когда я кого-то завоевывал и ничего хорошего из этого не вышло. Потому что, когда ты завоевываешь, у тебя шоры на глазах, ты необъективен, у тебя есть только одна цель — обладание. Такой целеустремленности всегда надо бояться, ленивее надо быть в отношениях. И что хорошего-то в результате? Ничего. Поверьте моему жизненному опыту. А когда спокойно два человека встречаются и понимают, что, наверное, лучше бы это произошло намного раньше, но ничего, что сейчас, все равно им будет очень хорошо, такую возможность надо не упустить.


— Дети оправдали ваши ожидания?

— В одном оправдали точно: они все славные, не пафосные, не звездные, очень порядочные и скромные. Средняя, Настя, только что окончила Институт туризма и гостиничного хозяйства. Что будет дальше, пока не знаю.



Дочки Ксюша и Катя держат диплом Института туризма и гостиничного хозяйства, который только что вручили Насте (2017). Фото: Из личного архива Юрия Стоянова

Старшая дочка, Ксюша, окончила Санкт-Петербургский университет, факультет международного менеджмента. Она работает, работает хорошо, но очень тяжело и очень много. И с личной жизнью у нее все в порядке. А младшая перешла в 9-й класс обыкновенной, нормальной школы в шаговой доступности от нашего дома на Большой Дорогомиловской. И ходит три раза в неделю на танцы, очень любит всякие хип-хопы и все остальное.


— Кате 14 лет, ее переходный возраст уже успели прочувствовать?

— Не ощущаем. Мальчиков надо воспитывать, а девочек просто любить. Самое главное в воспитании — понимать, что дети будут такими, как ты, поэтому думай о себе, воспитывай себя. А они все равно пример черпают только один — внутри семьи. Поэтому любые призывы ничего не стоят, если в жизни все иначе.


— Вы в Кате кого больше узнаете, себя или супругу?

— Мне бы хотелось — супругу, а вижу, что себя. У Лены характер очень хороший. А у дочки непростой: она мягкая, излишне застенчивая, не сверхконтактная.



С дочерьми Катей и Настей (Венеция, 2014). Фото: Из личного архива Юрия Стоянова


— Что еще она от вас унаследовала?

— Чувство юмора, надеюсь. Иногда как ляпнет что-нибудь. Я запомнил ее первую шутку в детстве — на полном серьезе было сказано. Бабушка держала совсем маленькую Катю на руках, пару лет ей было, она на цепочку показала и спросила: «А что это такое?» Бабушка говорит: «Это крестик». «А где же нолик?» — спросила Катя. Пришлось рассказать, чем крестик отличается от нолика.


— Как вы думаете, актрисой будет?

— Мне, может быть, в глубине души хотелось бы. Но не дай Бог. Для этой профессии ей надо будет преодолеть большие комплексы — хорошие, человеческие. Я считаю, не нужно этого.

Да и сама Катя совершенно не хочет быть актрисой. Вот в чем она в маму: блестящая успеваемость по математике, физике, химии. С двумя четверками закончила год. Те же четверки, что и у папы. Первая — по физкультуре: у меня тоже было четыре, ведь я практически не ходил на занятия, потому что профессионально занимался фехтованием. И еще была четверка по труду за то, что я подрался с учителем, который преподавал слесарное дело. А у дочки вторая четверка, кажется, по информатике.


— Что сами себе пожелаете на юбилей?

— Жить в ладу с самим собой, начать говорить всем, что ты о них думаешь, если тебе приходилось загонять это внутрь. И как-то уже, в конце концов, понять, что ты не мальчик и на какие-то вещи имеешь право. И я бы себе пожелал главное: долго-долго прожить. Мой друг Илья Олейников когда-то сказал мне: «Ты будешь жить очень долго». Я бы хотел, чтобы он был прав, потому что мне много чего надо успеть, чтобы оставить всех своих детей в полном порядке.


— Юрий Николаевич, мы начали разговор с вашей новой книги. Не могу не спросить про картину «Графомафия», в которой вы сыграли одну из ролей. Интересная работа?



С Маргаритой Шубиной. Кадр из фильма «Графомафия». Фото: Роман Шеломенцев/Киностудия «Крылья»

— Это не самое значительное из того, что я сделал за последний год, но, пожалуй, самое веселое. В фильме я снялся по дружбе, у своих друзей, и у меня был буквально один съемочный день. Сыграл директора издательства, главного борца с графоманами, который сам втихаря пописывает романчики и является главным графоманом.

«Графомафия» в кино с 17 августа


 

Юрий Стоянов


Родился:
10 июля 1957 года в с. Бородино (Одесская обл.)


Семья:
жена — Елена Стоянова, директор артиста; сыновья от первого брака — Николай (39 лет), Алексей (37 лет); дочери — Ксения (28 лет), Анастасия (21 год), Екатерина (14 лет)


Образование:
окончил актерский факультет ГИТИСа


Карьера:
с 1978 по 1995 год служил в Большом драматическом театре им. Товстоногова. С 1993 по 2012 год вел программу «Городок» вместе с Ильей Олейниковым. Снялся более чем в 60 картинах, среди которых: «Ландыш серебристый», «С ног на голову», «Заяц над бездной», «12», «Человек у окна». Народный артист РФ


 

Как стать красоткой: мужчины, сыгравшие женщин

Юрий Стоянов во многих выпусках программы «Городок» играл женские роли. А какие еще отечественные и зарубежные артисты прославились в женских образах?


Олег Табаков

   В 1965 году в спек­такле теат­ра «Совре­мен­ник «Всегда
в про­­даже» Олег Павлович сыг­рал буфетчицу Клаву.
А в 1984 году в фильме «Мэри Поппинс, до свидания!»
исполнил роль злобной мисс Эндрю, чопорной, почти без
косметики, в строгом деловом костюме. Актер уверен:
«Чтобы сыграть женщину, не нужно наносить боевой раскрас. Главное — настроение и умение понять характер.


Дмитрий Нагиев

   В программе «Осторожно, модерн!» Дмит­рий воплотил
множество женских образов: здесь и Тать­яна, дочь
прапорщика За­дова, и медсестра Маша, и дочка милиционера
Рылова — Даша. Сам Дмитрий не раз рассказывал, что
сложно не столько сыграть женщину, сколько переодеться
в нее. И впрямь, нелегко найти платьице на такого качка, не говоря уже о колготках.


Джон Траволта

   Десять лет назад вышла на эк­раны голливудская комедия
«Лак для волос», в которой Тра­волта сыграл прачку Эдну
Тёрн­блад, комплексующую из-за лишнего веса. За эту
работу актер был номинирован на «Золотой глобус». Бедняге
приходилось гримироваться по 4 часа. Джон долго
не соглашался стать Эдной и сдался за несколько минут до истечения срока на ответ.


Сергей Светлаков

   В программе «На­­ша Russia» Сер­гей был и оперативницей
Ермолкиной, и даже «ночной бабочкой» Эль­вирой. Но самым
запоминающимся женским образом Сер­гея следует считать
учительницу-взяточницу Снежану Денисовну. Актер признается,
что роль далась ему нелегко: «А вы попробуйте походить
с накладными попой и грудью, в чулках и в туфлях на огромных каблуках».

Загрузка...