Владимир КУЗЬМИН: наши отношения прошли проверку временем
31 мая легендарный музыкант и главный рок-романтик страны отметил 65-летний юбилей. При этом он продолжает записывать десятки новых песен и давать рекордное число концертов. О том, почему он не будет праздновать юбилей и не ездит больше на мотоциклах, чем живет сегодня и как сумел вернуть любимую женщину на 20-ю годовщину их встречи, Владимир Кузьмин откровенно рассказал «ТН».
— Владимир, какие мысли у вас на пороге юбилея?
— Мысли одни – как можно больше песен успеть написать к 31-му мая, чтобы скорее вышел наш новый альбом «Я твой Рокенрол». Я спокойно отношусь к своим дням рождениям, юбилей это, или нет. Это же всего лишь цифры… В каждом возрасте есть свои плюсы и минусы, так что я не ставлю точек, и даже многоточий, а только запятые. В день рождения я обычно всегда устраиваю концерт. В прошлом году был большой концерт в Кремле, где много известных артистов пели мои песни в своих обработках. После концерта почти никто не остался, все разъехались по делам. Тем более, у меня все друзья не пьющие, так что застолий мы давно уже не устраиваем, отмечаем даты концертами. В этом году должен был выступать в «Известиях холл» с моей новой группой «Kuzmin Absolute Band», но, к сожалению, в связи с пандемией коронавируса концерт перенесся на 8 марта 2021. Так что никаких отмечаний устраивать не буду, проведу время в кругу семьи, может быть, поедем на дачу, поедим вегетарианских шашлыков.
— Кого пригласите на вегетарианские шашлыки, кто входит в ваш близкий круг, кроме жены и дочерей?
— Приглашу, наверное, басиста и барабанщика из своего коллектива. И то, если будут ослабления по карантину. А так, лучше отметить как-нибудь потом, когда все закончится. Я очень серьезно отношусь к самоизоляции, из дома выхожу только в студию, но тут мне даже не надо идти по улице. Практически ни с кем не общаюсь, использую постоянно маску, перчатки и антисептики, даже когда иду по общему коридору.
— Любите подарки? Какой хотели бы получить на этот юбилей?
— К подаркам спокойно отношусь, считаю, что они должны быть не материальные, а духовные – слова, поступки, именно они ценны. В свое время была мода вручать ордена, медали, грамоты, и я их столько наполучал, что ставить было некуда, все на дачу пришлось отвезти.
Люблю получать подарки, которые сам себе купил. И любимый мой подарок – гитара. У меня много гитар – 72, только недавно еще две новых себе подарил. А когда-то рекордное количество было 160 гитар, но многие из них остались в Америке, кое-что продал, многое раздарил. Такого количества нет, конечно, больше ни у кого в нашей стране. Много гитар всемирно известных компаний, а есть специально сделанные мастером под меня по специальным чертежам. Таких, у меня больше 20-ти штук, все разные, у многих из них даже есть имена. Гитара мой любимый инструмент, хотя, первым моим инструментом в детстве был аккордеон. Позднее родители отдали меня учиться на скрипке, потом был кларнет, за ним фортепиано…
— Вынужденная изоляция сильно изменила вашу жизнь?
— До карантина график гастролей был очень плотным, в прошлом году было 130 концертов, в позапрошлом 150. Поэтому мне не часто удавалось побыть дома, и поработать в студии, хотя, в декабре мы и выпустили новый альбом «Дурная репутация». Сейчас во время вынужденных каникулах я получаю огромное удовольствие от игры на инструментах. Играю каждый день: сначала 15 минут на саксофоне, потом 15 минут на флейте, затем на гармошке и так далее, а на гитаре так вообще постоянно. Вот даже сейчас с вами разговариваю, а у меня наушники в ушах, и гитара в руках. Обновил на карантине свою домашнюю студию, у меня тут очень хорошая аппаратура и программа, получаю огромное удовольствие от записи новых песен. За последние месяцы написал их уже больше 70-ти, записывать мне помогают мои друзья звукорежиссеры, мы работаем удаленно, я записываю, а они мне помогают технически микшировать. Если бы наши вынужденные каникулы не были связаны с такой трагедией, которая происходит во всем мире, я вообще был бы очень счастлив. Потому что всю жизнь мечтал сидеть в студии, а не разъезжать по просторам нашей родины в поездах и самолетах. Моя трудовая книжка открыта в филармонии в 22 года, так что моему гастрольному стажу уже 43 года. Садился в самолет как в трамвай, но жить на чемоданах было конечно очень муторно. Поэтому меня изоляция нисколько не тяготит, если не читать новости, то чувствую себя просто отлично. Много сейчас читаю, кстати, тоже параллельно играя на гитаре. Единственное, когда я не могу играть – во время приема пищи, но ем я немного (смеется), так что перерыв небольшой.
— На голосе как-то отражается такой большой перерыв в концертах?
— Конечно, голос сейчас отдыхает, по записям можно отметить, что он стал сильнее и разнообразнее. Во время концертов горло очень уставало. Уши тоже отдохнули, да и весь организм стал лучше работать. Сейчас уже начинаю себя подталкивать и поторапливать, чтобы не только наслаждаться вынужденным отдыхом, но и песни новые поскорее записать. Потому что когда я обычно тяну с этим делом, или нахожусь не в настроении, то потом песни становятся малоинтересны, и я записываю их без удовольствия. А это очень плохо для творчества.
— А что вас так вдохновило, что вы написали сразу 70 песен за несколько месяцев?
— Вдохновение на меня накатывает периодами. Раз в год меня накрывает, и я несколько месяцев пишу каждый день. Как будто дырка появляется в потолке, и я начинаю ловить то, что сыпется на меня сверху. Дома в это время кругом разложены диктофоны, телефоны, гитары. Уровень моего стихосложения растет, и я стараюсь писать не абы как, а гладко, чисто, ритмично. Мои песни потому так и нравятся людям, что звук в них идеально сочетается с мелодией.
А в данном случае вдохновением для новых песен стала моя жена Катерина. В сентябре у нас с ней юбилей – 20 лет совместной жизни, и так получилось, что в конце прошлого года мы снова воссоединились после расставания. Ко мне вернулась муза, и появилось время, что выразить появившиеся чувства в песнях. Но это не значит, что все песни только про Катерину, большинство из них на отвлеченные темы. В своих эфирах в Инстаграме я об этом часто рассказываю, что настоящий поэт не особенно про себя и пишет. Вся прелесть искусства в том, чтобы придумать что-то извне, чтобы каждый думал, что это про него.
— Своим коллегам вы не продаете песни? Неужели сами все успеваете исполнять?
— Нет, продавать песни – не мой бизнес. Свои песни я не продаю, потому что не умею писать для других. Точнее, умел раньше, когда писал много песен для Аллы Пугачевой. Я был с ней очень близок, хорошо ее чувствовал, и потому у меня получалось хорошо писать от женского лица. Писал, перерабатывая ее мысли в простые понятные песни. Потому что хотелось как можно проще передать сложные вещи, донести их до людей. Не знаю, покажут ли на телевидении к юбилею тот концерт, где многие артисты пели мои песни. Честно говоря, далеко не все интерпретации мне понравились. Конечно, большое спасибо артистам за то, что выбрали мои песни, но мои поклонники говорят, что свои песни я должен петь только сам. Но ведь на то они и поклонники, чтобы так считать. Я же думаю, что мои песни могут петь все, я не против. Недавно молодой парень по имени Влад прислал мне песню «Мечты», которую мы много лет назад пели с Пугачевой. Так вот он отлично спел ее в 18 лет.
— Обычно юбилеи провоцируют подведение итогов. Вы склонны к подобному анализу?
— Нет, я такой человек, который все время идет вперед, не оглядываясь назад. Мне не свойственно чувство ностальгии, по тому, как было хорошо раньше, когда мы были молодыми и красивыми. У меня наоборот все мысли о будущем: вот сейчас появится эта песня, вот запишем новый альбом! Это как к разговору о коллекции – я не коллекционер, чтобы положить раритеты и на них любоваться. Когда я в детстве в пионерском лагере первый раз услышал звук электрической гитары, то решил, что это звук из космоса, настолько он меня поразил и показался фантастическим. И потом, когда уже сам начал играть на электрогитаре, мне все время чего-то не хватало для идеального звучания. И всю свою жизнь я искал этот идеальный для себя звук. Сначала не было денег на хорошие инструменты, хотя, уже шли концерты по стране, но в филармонии тогда платили копейки. А когда появились деньги я начал скупать гитары по всему миру, потому что мне казалось, что каждая следующая будет лучше, чем предыдущая. Так длилось до 2006 года, когда я познакомился с мастером Дмитрием Якомульским, с которым мы решили создать свою гитару. Появился инструмент определенной формы, по моим чертежам и необходимым мне характеристикам. И эта гитара действительно получилась, я ее назвал инициалами своего имени VK (не зная тогда о существовании «В контакте») Red. В ней был тот самый звук, который я так долго искал. Играл на ней много лет практически на всех концертах. Но потом звук на гитаре стал мне надоедать, хоть и был очень хорошим, но мне захотелось нового звучания. Это как с пирожными – съел одно вкусное, но есть же и много других, тоже вкусных. И я решил, что нужно сделать новый инструмент, в итоге мастер создал для меня более 20-ти гитар, и все они, как живые. Вроде бы делает одинаково, из одного дерева, тем же лаком покрывает, а звук у каждого инструмента разный. Каждая гитара у меня под своим именем. Могу сказать, что я нашел свой красивый звук, но так как все время хочется искать новый, то останавливаться в производстве гитар не планирую. У меня ведь и настроение по жизни зависит от звука гитары, так повелось с детства. Если инструмент хорошо звучит, то у меня хорошее настроение. А если на концерте что-то с гитарой не так, то настроение моментально портится, и я не очень хорошо себя веду и чувствую. Но с появлением новых гитар таких проблем практически не было. Да, сейчас уже не все в деле, некоторые висят на стенах, и я на них просто любуюсь, такие они красивые.
— Что-то глобально поменялось в вашем мироощущении и характере с молодости? Вы сегодня и вы 30 лет назад?
— Поменялось, конечно. Я был супер сильным и выносливым, теперь стал намного сдержанней. Меньше тусовок, меньше мечтаний, меньше безрассудных поступков, которые я уже не могу совершить в силу возраста и сознания. В молодости я вообще был какой-то не от мира сего! Был невероятно трудоспособным, имел очень сильный голос, который практически не уставал. Когда мне музыканты на репетиции говорили «Давай отдохнем», я искренне удивлялся «От чего отдохнем?». Мы же музыку играли, и я не понимал, как можно от музыки устать. На пике популярности меня потянуло в Америку, посчитал, что здесь я занимаюсь не тем, чем нужно. Что надо играть настоящую музыку, а популярность вообще не имеет значения. Рванул в Америку, несколько лет играл по клубам, доказывал себе, что я ничуть не хуже американских музыкантов. А когда доказал, то мне стало скучно и я вернулся обратно. Сегодня на подобные поступки уже не готов, я себя объективно оцениваю и понимаю, что нет уже ни той силы и уверенности, ни былого обаяния, что было в молодости. Зато разум окреп, и я понимаю, чего уже делать не стоит.
— Например?
— Всю жизнь гонял на мотоциклах, которых у меня было целых шесть. Как сумасшедший вскакивал с утра, закидывал фляжки с пивом и гонял по Москве и Подмосковью. Сейчас с ужасом это вспоминаю и думаю, как я мог такое творить и как вообще остался жив, вечно попадая в жуткие ситуации. Потом везде на дорогах поставили камеры, и стало совсем не так увлекательно гонять. Раньше ведь байкерам полное раздолье было, нас вообще не останавливали. Ездил, как хотел – по встречке, задом наперед, по бордюрам и никто не трогал. А даже если и останавливали иногда, то сразу узнавали и отпускали. Вот тут я реально везунчик, потому что множество было ситуаций, когда я просто случайно, чудом оставался жив. Буквально пару лет назад я завязал с мотоциклами, после того, как сломал палец и порвал сухожилие на руке. Через боль шесть лет и на гитаре играл и на мотоцикле ездил. Поначалу не заметил, что палец сломан, ну болит и болит. Но мучился сильно, на фортепиано и саксофоне вообще не мог играть. А года через два пошел на рентген, и там сказали, что палец был сломан и неправильно сросся. В итоге, спустя шесть лет боль все-таки прошла, и я снова играю на инструментах с удовольствием по десять часов без перерыва. Три мотоцикла стоят сейчас в гараже, можно на них фотографироваться (смеется). Продавать я их точно не хочу, потому что они очень красивые. Может быть, еще и поезжу, но только не в Москве, где-нибудь за городом.
— Насколько жена Катя участвует в вашей творческой жизни? Вы обсуждаете с ней свои песни и планы?
— В создании песен она может участвовать только косвенно, своей поддержкой, какими-то мыслями, разговорами, мы почти все время находимся вместе. Но благодаря Кате я стал намного тщательнее работать с Инстаграмом, стали развивать свой Ютуб канал, где снимаем разборы моих песен и не только. Она этим занимается, придумывает интересные темы, но каждое слово там всегда согласовано со мной. Скажем так, Катя занимается технической стороной, на что у меня не всегда хватает времени. Сам бы я, наверное, просто плюнул, и не стал заморачиваться.
— Говорят, умная жена – как минимум половина успеха мужчины. В чем проявляется мудрость вашей супруги?
— Мудрость в том, что она никогда не давит на меня, не взваливает какие-то свои проблемы, а очень деликатно ко мне подходит. Это тоже не сразу пришло, у нас было много сложностей, но потом Катя повзрослела, да и я поумнел. Сейчас мы не давим друг на друга ни в материальных, ни в духовных плоскостях. Она научилась очень тонко подходить, так, чтобы не задавливать мой авторитет, и в то же время, чтобы я особо не отрывался. Допустим, если мне надо сидеть и работать в студии, то я буду сидеть и работать. Но чтобы совсем не улететь, не оторваться от реальности, я буду возвращаться домой в определенное время – на обед и ужин, не нарушая семейные традиции. Закон успеха семейной жизни – не гнобить, не доставать, не навязывать ничего друг другу. А если и настаивать, то очень деликатно и постепенно.
— Вы ведь официально расставались в 2018 году, но в конце прошлого года воссоединились. Что помогло вам не потерять друг друга навсегда?
— Чувства конечно. В какой то момент, стали расходились многие взгляды на жизнь, как в духовной области, так и в материальной. Я не принимал того, что Катя проповедует, а она не соглашалась с моим видением. Но, даже расставшись, мы всегда были на связи, поддерживали близкие отношения, и постепенно чувства все-таки взяли верх над эмоциями. Мы поняли, что не можем друг без друга, все-таки огромная часть жизни — 20 лет прожито вместе. Мы оба стали немножко мудрее, пересмотрели свои взгляды на вещи, я стал более лояльным к ее понятиям о жизни, а она к моим.
— Вы с Катей венчались… Как вы к этому пришли? И какие перемены прочувствовали?
— Пройдя через многое, мы решили таким образом скрепить наш брак. Честно признаюсь, я не особенно был «в теме», и тут инициатором была скорее Катя. Но я ее поддержал, надо, значит сделаем. Но так случилось, что сразу после венчания мы и разошлись. Такую проверку отношений нам послали высшие силы, и мы ее прошли только спустя годы
— Кстати, вы Кате посвящаете песни, а какой ее подарок вам особенно запомнился?
— Она сама для меня самый главный подарок в жизни.
— У вас три уже взрослых дочери, как часто возникает потребность увидеться с ними?
— Мы встречаемся несколько раз в году, в основном по праздникам, но такого, чтобы общались каждый день, точно нет. Софья, Марта и Николь уже взрослые девушки, каждая со своим непростым характером.
— В ком из дочерей больше всего узнаете себя – в характере, поступках, музыкальности?
— Ни в ком не узнаю (смеется), они совсем другие по темпераменту, более спокойные. У них нет той сумасшедшей, жизнедеятельной энергии, которая во мне бурлила с молодости, да и сейчас есть. Для меня самое главное, чтобы мои дети были счастливы и здоровы, больше мне ничего не нужно. Конечно, мне бы хотелось, чтобы они добились в жизни большего, чем есть сегодня. Но если их все устраивает, то я не могу вмешиваться. Все, что я им могу сказать – берегите себя.
— Дочки дружат между собой, являются поддержкой друг для друга?
— Таких тонкостей я не знаю. Они, конечно, общаются между собой, на насколько близко, меня не посвящают. Николь живет в Америке, с ней реже всего удается видеться. Последний раз она приезжала на Новый год, а я навещал ее прошлым летом. Русский язык дочь понимает, но говорим мы с ней на английском.
— Как думаете, родительской любовью можно избаловать детей?
— Можно, но я не из тех отцов, я всегда был слишком занят своей работой и творческой деятельностью. Всю жизнь помогал детям материально, а вот морально не очень, отцовских напутствий и наставлений они от меня практически не слышали. Тут я плохой отец…
— Кстати, а дедушкой дочери вас еще не сделали? Как вы к этой перспективе относитесь?
— Нет, пока Бог миловал (улыбается). Думаю, я буду таким же рок-н-ролльным дедушкой, как и отцом.
— А в чем сегодня ваш рок-н-ролл?
— В чувственных песнях! Послушайте ради интереса мою новую песню «Я твой Рокенрол». В каждой из новых песен, что мы записали в последнее время, кроется огромный смысл. Для меня понятие Рокенрол с возрастом превращается в несбыточную мечту, в стремление к чему-то далекому – каким-то отношениям, которых на земле просто не бывает. После того, как я написал «Рокенрол», некоторые подписчики начали меня обвинять в том, что я плохо знаю русский язык. Это очень забавно, играя в рок-группе с 12 лет и будучи отличником в школе, я знал как пишется Рок-н-ролл, когда многие из еще не родились. (смеется) Но для меня есть именно Рокенрол – состояние, которое никак не связано с быстрыми американскими танцами. Это нечто другое, это страсть к новым знаниям, к созданию новой музыки, отношениям на новом уровне и так далее. Да, Рокенрол – это интерес к жизни!
— Исходя из своего жизненного опыта, можете ли с уверенностью сказать, что мечты сбываются?
— Мечты еще как сбываются! Но могут сбываться очень не вовремя, вот в чем проблема (смеется). У меня даже есть такая песня, я вам сейчас прочту оттуда припев:
Мечты, мечты, мечты, в умах кружатся,
Прекрасные, ужасные, благие.
Но есть у них особенность сбываться,
Когда нам надо, чтоб сбылись другие…
Мои мечты уже все сбылись, и теперь новые потихоньку нарождаются. Главное, Бог дал мне возможность заниматься любимым делом и приносить радость огромному количеству людей, что делает меня счастливым человеком.
фото: личный архив
ДОСЬЕ:
Родился: 31 мая 1955 года в Москве
Образование: Днепропетровское музыкальное училище им. Глинки, Российском университете транспорта (МИИТ)
Семья: жена Екатерина Кузьмина (Трофимова), дочери Софья (35 лет), Марта (34 года), Николь (33 года). Двое старших детей Елизавета и Степан трагически погибли.
Карьера: начинал музыкальную карьеру в ВИА «Надежда», работал в ВИА «Самоцветы», рок-группах «Карнавал» и «Динамик». В 1986-1987 годах плотно сотрудничал с Аллой Пугачевой, они вместе выступали на «Песне года», на фестивале итальянской песни в Сан-Ремо, много гастролировали с совместной программой по стране и за рубежом. Вот уже более 30 лет занимается сольной карьерой, записал более 400 песен и 29 альбомов,. Среди самых известных песен «Две звезды», «Симона», «Когда меня ты позовешь», «Эй, красотка!», «Сибирские морозы», «Моя любовь» и др.