Владимир КРИСТОВСКИЙ: Не препятствуй тому, что приходит, и не удерживай то, что уходит
Собеседник ведущей авторской программы на канале RU.TV и звездного редактора «ТН» Елены Север родом из Нижнего Новгорода. С детства играл на гитаре. Многолетний творческий поиск закончился переходом в популярный жанр и успешным сотрудничеством с родным братом. Так 15 лет назад родилась группа Uma2rman.
КАК МНОГО ЛАСКОВЫХ ИМЕН
— Владимир, традиционно первый вопрос: есть ли у тебя какой-нибудь слоган, какая-то фраза, которая помогает в жизни?
— Есть. В драме «Пролетая над гнездом кукушки» главный герой пытается оторвать от пола плиту, а все стоят и смотрят, как он это делает. Он не смог и сказал: «Ну, я хотя бы попробовал». Такой простой девиз.
— Очень правильный, особенно для человека творческого. И тебя наверняка посещают мысли: нужно это или не нужно, примут поклонники или нет? Вспоминается ваш последний клип — на песню «Настя». Скажи, кто вообще выбирает название, как это происходит?
— Всегда по-разному. Про имена у меня однажды появилась идея. Я подумал: у нас столько песен, где есть Оля, Люся, Ума… Есть песня с Надей, которую я почему-то не записал… Я понял, что надо делать альбом «Имена» и неплохо бы добавить еще вещей с женскими образами. И вот потихонечку пишу. Сейчас «Настю» выпустили, а будет еще и «Катя». Да и «Надю» ту самую надо бы записать. Параллельно я сочиняю песни для другого альбома.
— Я думаю, для всех Анастасий России это любимая песня.
— Очень надеюсь.
— Знаю, что в клипе была девушка как раз с именем Настя. Это специально или так вышло?
— Это специально. Мы по хештегу #настя поискали в Instagram.
— По какому принципу проходил отбор?
— Мы взяли девушку, которая нам подходит. Сейчас ведь все очень просто: профайл в Instagram многое расскажет про человека.
— За клип отвечала ваша подруга Анна Цуканова-Котт. Вам важно, чтобы помогал близкий по духу человек?
— Главное, чтобы идея понравилась! До этого мы снимали клипы с совершенно разными людьми, режиссерами и даже своими силами. Все получается спонтанно.
— Для вас такое видеохулиганство — выход на молодежную аудиторию или просто развлечение?
— Один мудрец сказал: «Не препятствуй тому, что приходит, и не удерживай то, что уходит». Если я считаю, что можно что-то сделать, то делаю. Если мне говорят: «Давай сделаем!», я говорю: «Давай». Я не заморачиваюсь на аудитории, понравится ей или нет.
— То есть ты готов на любые эксперименты?
— В разумных пределах.
— Вы участвуете в благотворительных акциях. Одна из них посвящена выпускникам детских домов. Воспитатели обычно прививают детям любовь к «земным» профессиям, которые дают возможность заработать на жизнь. А если ребенок хочет заниматься творчеством? Есть гарантии, что оно будет успешным?
— Сегодня никаких гарантий нет. Выучишься — у тебя нет гарантий, не выучишься — тоже нет. К жизни надо относиться так, какова она есть. Нужно понимать детдомовцев, чтобы что-то советовать. Какие потребности у этих детей? По большей части самые простые. Где жить. Во что одеться. Что есть. С другой стороны, не хлебом единым…
— Я знаю, что твоя жена, увидев пост в Instagram, поддержала девочку, больную онкологией.
— Это ребенок знакомых наших друзей, вернее нашего директора. Знакомые ребята деньги собирали. Мы узнали об этом, тоже решили помочь.
— Ты многодетный отец. Детям своим рассказываешь, что нужно помогать по мере сил?
— Мои дети знают об этом с малых лет. Те, кто вырос в большой семье, проходят определенную школу. Ее уроки запоминаются на всю жизнь.
ПУТЬ К ВЕРШИНЕ
— У твоих родителей нетворческие профессии. Но я знаю, что мама когда-то писала стихи, а папа музицировал.
— Да, они пели и играли на танцплощадках. У нас все были гуманитарии, и бабушка с дедушкой тоже. Один мой дед, Владимир Рапикас, вообще был известным скульптором. Отец всегда играл на гитаре. Мне кажется, в то время во всех семьях были гитары, все что-то играли, пели.
— Если не ошибаюсь, твой брат в 5 лет заявил, что хочет играть на рояле, и мама была вынуждена купить инструмент.
— Пожалуй, так и было. Музыкой он начал заниматься раньше меня, я, собственно, шел по его стопам. Он меня учил играть на гитаре. Впоследствии из-за него же я стал сочинять песни — из зависти к старшему брату. Он был такой рок-звездой у нас Нижнем Новгороде, вел богемную жизнь — девчонки, рок-н-ролл, все такое… Я смотрел и думал: что я, песню не могу написать? Я тоже могу. Сел и начал писать.
— То есть, проще говоря, если бы он не состоялся как музыкант, ты бы не взял в руки инструмент? А ты учился в музыкальной школе?
— Учился, но уже взрослым. Я пошел специально — чтобы познакомится с рокерами, группу собрать, стать знаменитым.
— Однако твой путь не был прямым. Ты подрабатывал грузчиком, дворником, водителем… В твоей жизни было много чего, и тем не менее музыка тебя всегда сопровождала. Как бы шла с тобой параллельно.
— Но были и такие моменты, когда я, отчаявшись, все бросал. Говорил, что больше не подойду к гитаре.
— Отчаивался? Почему? Понимал, что все бесперспективно?
— Да, иногда опускались руки. Бывали такие моменты. Но потом все равно возвращался к музыке, потому что, видимо, не могу без нее.
— Когда ты понял, что это твой путь? Когда начал играть в ресторанах и пошел хороший заработок?
— Свой путь я угадал раньше… Что касается денег, то однажды я понял: как бы там ни было, надо зарабатывать только музыкой. Взял гитару и пошел по кафе. Возьмите меня, говорю, я умею петь, знаю все песни в мире!
— Пел в основном каверы?
— Да, «Воскресенье», Розенбаум, Митяев, «Машина Времени»…
— А свои вещи?
— Нет, только чужие. Свои я стеснялся, кому они нужны? Их же никто не знает.
— Как пришло решение ехать в Москву?
— Было несколько заходов. Первый раз я собрался в столицу, когда мы с Серегой вместе еще не играли. Я исполнял более тяжелые вещи с пацанами из музучилища. Арт-рок, гранж, мы даже записали альбом. С ним я поехал в Москву, раздал по студиям. Мне сказали: до свидания, и я вернулся. Тогда я решил: все, в Москву больше ни ногой, приеду, только когда пригласят. Так и вышло. Наш первый с Сергеем альбом мы отправили в Москву. Нам позвонили и сказали: классно, давайте приезжайте.
— То есть приездов в Москву было не так много?
— Всего один — холостой.
— В этом году у вас юбилей: 15 лет группе. Что ты считаешь отправной точкой?
— Выход клипа «Прасковья». Он принес широкую известность. До этого нас знали только в узких кругах, в основном по компакт-кассетам. В марте отметим 15-летие первого альбома большим концертом в ГЛАВCLUB GREEN CONCERT в Москве.
— Вы быстро набирали обороты, я очень хорошо помню тот период. Слава обрушилась на вас как снег на голову или вы были готовы к ней?
— Мы давно ее ждали. Очень долго к ней шли, поэтому не было никакой эйфории. Наоборот: слава принесла какую-то опустошенность.
— Это бывает, когда достигаешь очередного этапа в творчестве.
— Да, ты поднимаешься на вершину и понимаешь: а дальше-то что? Только вниз? Но надо выбирать другую вершину…
— В первом клипе вы с Сергеем в головных уборах: на тебе шляпа, на нем кепи. Это вы специально придумали, или все вышло случайно, чтобы затем стать имиджем?
— Спонтанно все получилось. Мы приехали куда-то, начали одеваться на сцену, я взял шляпу, Серега кепку. Давай, говорю, так. Давай. Ну и пошло.
— Я заметила, он никогда не носит шляпу, а ты кепку. Вы договорились?
— Нет, он иногда надевает. У него есть такие маленькие шляпки, миниатюрные.
— А у тебя, наверное, целая коллекция шляп?
— Всего несколько штук, рабочих. Все остальные я раздариваю, от меня это самый обычный подарок.
— Кидаешь их на концертах в публику?
— Уж нет! Это слишком дорогие вещи, чтобы ими разбрасываться.
НЕДЕТСКОЕ КИНО
— Вас не обходят стороной кинематографисты, ваши песни звучат с экрана. Дебют состоялся в «Ночном дозоре»?
— Да, это был первый опыт в кино. И самый громкий.
— Вы взяли готовую песню или написали новую?
— Новую. У меня было конкретное задание.
— Как ты вообще относишься к таким заданиям?
— Мне нравится писать песни для кино или сериалов. Дают сценарий, основных героев, а я для них придумываю свою историю в треке. Однажды меня попросили написать несколько песен для мультика, я бы никогда их не написал просто так. И песню к «Ночному дозору» не написал бы, если бы не попросили. Я ведь не рэпер, в эту сторону даже не думаю. Но когда мне говорят, что нужно сделать то-то и то-то, за что я еще не брался, меня это вдохновляет. Я просто кайфую, когда работаю под конкретную задачу.
— А я знаю, что ты и в кино успел поиграть. Один из первых фильмов с твоим участием — «День выборов».
— Со мной там несколько эпизодов. А главная роль пока одна — в фильме «Свидание», с Катей Климовой.
— И как тебе этот опыт? Были сложные моменты?
— Было всякое, и сложности тоже. Но мне в жизни хочется попробовать все, что она предлагает. Поэтому было чертовски интересно почувствовать себя актером.
— Остался доволен работой?
— Конечно. Я вообще доволен всем, что делаю.
— То есть ты не будешь просиживать перед экраном, как некоторые звезды: ой, вот тут я сфальшивил?
— Не буду. Чего докапываться, тем более что я сыграл самого себя? Гонял на мотоцикле, сам выполнял трюки, вместе с Катей. Каскадеры сидели в сторонке.
— Тебе это надо?
— А я байкер фанатичный. Поначалу у режиссера была идея прокатить меня на прицепе. Я сказал: ты издеваешься? Мне же стыдно будет. Сам все сделаю.
— Думаю, ты отнял у режиссера несколько лет жизни.
— Был момент, когда я и сам испугался. Катя играла пьяную, мы мчались по Кутузовскому в потоке. Нас снимали краном, рядом ехала машина, но тем не менее мы были в потоке. Катя закрывала мне руками глаза, а я должен был их убрать и ругать Катю. И я ее ругал не по-детски: «Ты что творишь, я не вижу, куда мы едем!» В какой-то момент, когда она встала на подножке и расставила руки, я спиной почувствовал, что она качнулась назад. Мы были без шлемов! И ехали не то чтобы быстро, километров шестьдесят. Но падение на такой скорости могло обернуться трагически. Слава Богу, она удержалась. Но, честно говоря, я испугался.
— Ты как-то сказал, что из тебя мог получиться хороший актер. Допускаешь мысль, что можешь пойти в этом направлении?
— Не допускаю. Чтобы быть актером, нужно обожать эту профессию, а я не очень люблю сниматься. Не могу сказать, что получаю удовольствие от процесса съемки.
ЗВЕЗДНЫЕ ДУЭТЫ
— Не могу не спросить про ваш проект с Патрисией Каас. Как он родился?
— Опять же спонтанно. Вдруг возникла идея, что неплохо было бы спеть с французской звездой. И первая, кого мы нашли, была Патрисия. Мы предложили, она согласилась. Но поставила условие: исполняем новую песню, написанную специально для нее.
— И как вам с ней спелось?
— Отлично! Мне кажется, получился замечательный номер. Всегда приятно работать со звездами мировой величины.
— Знаю, что у Сергея есть свои проекты, в том числе дуэты. Ты ревнуешь его к сольной карьере?
— Я счастлив, что у меня есть старший брат. Очень его люблю. Поэтому если он занимается своей музыкой — это супер. У него много крутых песен. Я его первый фанат. Когда я еще не писал, он уже столько насочинял, и все эти вещи я до сих пор обожаю.
— И у вас никогда не было творческого соперничества?
— Еще в юности мы договорились раз и навсегда. Да, у нас бывают какие-то споры, например, по поводу саунда. Эта песня звучит лучше так, а не эдак. Но не более того.
СЕМЬЯнин, СПОРТсмен, БИЗНЕСмен
— Владимир, ты многодетный отец. Несмотря на плотный график, стараешься находить время для семьи. Кто-нибудь из твоих подросших принцесс хочет связать свою жизнь с музыкой? Кто-то просит: папа, напиши мне песню?
— Нет, за песней пока никто не приходил.
— Они — будущие невесты…
— Не будущие, а настоящие. Старшая на выданье. Для всех интересующихся: девушке 18 лет. Правда, характер жесткий. Кто сможет усмирить эту барышню, я не представляю.
— А как ты оцениваешь ее будущего мужа. У тебя будет с ним мужской разговор? Обычно отцы к этому прибегают.
— Да я молиться буду на мужчин, которых выберут мои девочки. Ведь это большое счастье, когда люди находят друг друга. Я просто буду на седьмом небе, когда мои девчонки найдут любовь, выйдут замуж.
— Ты в прекрасной физической форме. Это от природы или занимаешься спортом? Или какая-то диета специальная?
— Лет в сорок я понял, что мне подчас не хватает сил, чисто физических. Допустим, хочу что-то сделать, а сил нет. В одной нашей песне есть слова: «И вот я сижу на кухне, смотрю на обои с помехами. И мне мерещится и кажется, мне все кажется, как что-то самое лучшее мы незаметно проехали. А все, что съели и выпили, вот-вот на здоровье скажется». И вот к сорока годам все, что мы съели и выпили, начало сказываться. С этим надо было что-то делать. Пока у нас с женой довольно простая диета — без глютена, молока и сахара. Достаточно банальная, многие сегодня так питаются.
— Но, учитывая гастрольный график, это вообще сложно.
— Тяжело, да. А недавно я вообще попробовал аюрведическую кухню.
— По-моему, для этого надо жить в Индии и питаться солнцем.
— Или специально нанимать поваров… Тем не менее благодаря диетам я чувствую себя комфортно и сбросил лишние килограммы.
— А сил прибавилось?
— Пожалуй. Если я дома, то каждое утро бегаю, почти не завтракаю. Сил хватает.
— Кроме музыки, в твоей жизни был и есть бизнес. Сейчас — ресторанный. Когда-то были клиники…
— Каких только бизнесов в моей жизни не было! Друзья как-то пошутили: ты разбогатеешь, когда перестанешь заниматься бизнесом. И вот я перестал. Не разбогател, правда. Пока не получается сильно разбогатеть, но я не теряю надежды.
— Но все же ресторанное дело приносит тебе удовольствие?
— Это единственный бизнес, который остался и работает.
— Как часто ты бываешь в своем ресторане?
— Сейчас редко. И не контролирую там ничего. Я так называемый спящий инвестор, не вмешиваюсь в работу ресторана. Толку от меня никакого, ведь я ничего в этом не понимаю. Слава Богу, есть профи, которые хорошо знают свое дело. И мне этого достаточно.
— Ты все-таки авантюрист. Ведь где-то прогорел…
— Мне еще пришлось занимать, а сумма была гигантская. Я потом долго отрабатывал, отдавал долги.
— Ввязался в это, чтобы иметь параллельный заработок?
— Захотелось чего-то помимо музыки. Я столько денег выкинул на ветер, на всякие прожекты, которые в итоге не работали, а тихо умирали, разваливались.
— И когда остановишься?
— Уже остановился. Сказал компаньонам: ребята, с бизнесом завязываю. Всем спасибо за опыт.
— Какой совет можешь дать начинающим артистам?
— Если хотите пожить подольше, не выходите на пенсию. У артиста пенсии нет и быть не может. Работать нужно, пока можешь. Надеюсь, и я еще поработаю.
— Володя, благодарю за интересную беседу. Хочу закончить твоей цитатой: «Слава Богу, у меня все время появляются новые мечты и бредовые идеи не заканчиваются. Поэтому если мне не о чем будет мечтать и у меня не будет идей, мне кажется, моя жизнь закончится». Желаю, чтобы твои идеи и мечты никогда не заканчивались.
— Спасибо!