Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Виктор Добронравов: «Папа рискнул посмотреть, как я играю, только в середине третьего курса»

0

Известность пришла к Федору Добронравову в 45 лет, а вот к его сыновьям гораздо раньше. Старший, Виктор, сыграл курьера Федю в «Не родись красивой» в 22 года, а младший, Иван, стал знаменитым в 14 лет, снявшись в «Возвращении» Звягинцева. С тех пор отец и сыновья так востребованы в кино и театре, что видятся раз в несколько месяцев.

— Виктор, какое у вас самое яркое детское воспоминание, связанное с папой?

— Осенние листья. Когда вижу опавшую листву, в голове всплывает картинка: папа, опустив голову, метет разноцветные листья. Мне года два, я прилип к окну, бью кулачками по стеклу и кричу: «Папочка, родненький,

забери меня!» Мы переехали из родного Таганрога в Воронеж, потому что отец после неудачных попыток поступить в московские театральные вузы решил учиться в воронежском. Мы жили в общежитии, денег родителям не хватало, и папа подрабатывал дворником в моем детском садике. Я этого, конечно, не знал. И не понимал, почему он подметает улицу и отворачивается от меня, а я в это время должен сидеть с чужими людьми.

— А когда поняли, что родителям тяжело деньги достаются? Когда Федора Викторовича заметил и пригласил работать в Москву Константин Райкин и папе пришлось подрабатывать мытьем полов в Третьяковской галерее?

— Константин Аркадьевич позвал папу в «Сатирикон» в 1990 году, когда мне было семь лет. Тогда я не знал об этой его дополнительной работе. А может, и знал, но не придавал значения — я же был ребенком. Или он там подрабатывал только в первый год жизни в Москве, когда мы с мамой и маленьким Ваней жили у бабушки с дедушкой в Таганроге. Но, так или иначе, не помню, чтобы я в детстве рвал на себе волосы: «Боже, мы так бедны, что мой папа, талантливый актер, вынужден работать уборщиком!» Для меня и сейчас не в деньгах счастье, а уж в то время и подавно было.

Петр Фоменко, Добронравов-старший, Константин Райкин, Александр Корженков

— Константин Райкин позвал папу в «Сатирикон» в 1990 году. В спектакле «Великолепный рогоносец», поставленном Петром Фоменко (слева), Добронравов-старший играл вместе с Райкиным (справа) и Александром Корженковым. Фото: Сергей Величкин/ИТАР-ТАСС

— И то, что вы с родителями и братиком ютились вчетвером в однокомнатной квартирке в хрущевке, тоже не мешало?

— И квадратными метрами мое счастье не измерялось. К тому же после общежития она казалась вполне комфортным жилищем. Кстати, чаще всего мы жили не вчетвером: очень многие папины воронежские однокурсники показывались в московских театрах, так что у нас регулярно кто-то из них гостил, устраивались посиделки. Мне это нравилось — дома всегда было весело. И вещи, которые стоят копейки, радуют не хуже дорогих. Кого-то из московских одноклассников могли отправить на лето в Лондон, а меня отправляли на три месяца к бабушке в Таганрог — и мне там было классно. И из подарков, которые папа привозил с гастролей, первое место по соотношению «цена — количество радости» заняла жевательная резинка «Бумер». Она была так восхитительна, что я жевал ее, наверное, неделю! Вечером заворачивал в фантик, а утром снова клал в рот. Вкус у жвачки ко второму дню исчезал полностью, зато приятный зеленый цвет сохранялся.

— Папа все время работал, пропадал в театре, ездил на гастроли. Сильно по нему скучали?

— Детей интересуют не только родители. Когда папа переехал из Воронежа в Москву, а мы с мамой и Ванькой в Таганрог, я пошел там в первый класс. И тот год запомнился мне не тоской по папе, а школой — было столько эмоций, новой информации! Конечно, я хотел его увидеть. 19 августа 1991 года, аккурат в день путча, мы

запечатали все наши вещи в контейнер и отправили в Москву. Включаем телевизор — там показывают танки на улицах столицы, а мы как раз туда едем, и я все равно радуюсь предстоящей поездке.

Теперь я сам и актер, и отец. И знаю: это я скучаю по дочке как сумасшедший, когда из-за съемок не вижу ее неделями, а моя четырехлетняя Варя живет себе и живет, открывает для себя мир — ей по мне скучать некогда. Она мне всегда рада, но не думаю, что она несчастна в дни, когда меня нет рядом. А когда папа был в Москве, я пропадал в театре вместе с ним — это был и мой мир тоже! Я приходил в «Сатирикон» после школы и не только посмотрел по тысяче раз все папины спектакли, но и сам выходил на сцену этого театра.

Федор Добронравов с женой Ириной

— Мама с папой учились в параллельных классах, поженились в двадцать лет, и с тех пор в радости и горести — всегда вместе. Федор с женой Ириной на премьере мюзикла «Chicago» (2013). Фото: РИА Новости



— Когда состоялся ваш дебют?

— В восемь лет. Я вышел в образе Маугли, то есть в одних трусиках, и исполнил песню Игоря Саруханова «Дорогие мои старики, дайте я вас сейчас расцелую» — весь театр умилялся и смахивал слезу. Мы, дети актеров «Сатирикона», каждый год выступали в капустниках — делали номера с Даней, сыном актера Владимира Большова. А с Полиной Райкиной мы играли в эпизоде в спектакле «Багдадский вор» — я был багдадским воренком в детстве, а она маленькой Фатимой. И с братом мы выступали. В 1990-е годы был рэпер Мистер Малой, и папа с друзьями сделали пародию на одну из его песен. А мы с Ванькой, тогда еще совсем маленьким, ее исполняли. Иван дебютировал намного раньше меня и уже в 10 лет сыграл настоящую роль в спектакле «Слуги и снег». У меня-то так, баловство было, а у него полноценная роль, характер.

— Радовались за него? Или все-таки затаили зависть?

— А зачем завидовать?

— Так люди же это несознательно делают! Они понимают, что не стоит, а все равно завидуется.

— Мне почему-то несвойственно это чувство. Может, я даже хотел бы его испытать для расширения эмоционального кругозора. Но я адекватно смотрю на вещи. Получилось у человека что-то хорошее — и прекрасно, значит, у него есть для этого нужные качества, он приложил усилия. А я, вполне вероятно, не смог бы воспользоваться шансом на его месте.

— Может, у вас и ревности не было, когда брат родился?


— Ни грамма. В этом вопросе многое от родителей зависит. Если старший не чувствует, что внимание мамы и папы полностью переключилось с него на малыша, ему, наоборот, здорово: новый человек в семье появился. А если старшему говорить: «Подожди, не лезь! Не видишь, я твоего братика купаю! Иди мультики смотри», то, конечно, он будет ревновать. Мне повезло: я с рождением Ваньки не чувствовал себя обделенным.

— Но не бывает так, чтобы братские отношения были безоблачными на сто процентов.

— Небольшие облака все-таки были. Ваня меня бил, когда ему было три-четыре годика. И я не понимал, что же в этой ситуации делать мне, взрослому девятилетнему человеку. Родители шутили: «Ну дай сдачи». Но я ни разу Ваньку в ответ не стукнул, а потом и у него период драчливости закончился. Еще бывало обидно, что родители Ване больше позволяют, чем мне в его возрасте, не так рьяно воспитывают. Например, я в три года в девять или десять вечера железно должен был спать — а он не спал! Я, солидный человек, учащийся в школе, сделав домашнее задание, ложусь вечером в кровать, а детсадовца еще не укладывают! Но это я сейчас мелочи через микроскоп разглядываю. Надеюсь, когда у дочери появится братик или сестричка, мы с женой тоже сможем сделать так, чтобы Варька не ревновала.

Виктор Добронравов с братом Иваном

— Иван дебютировал гораздо раньше меня: уже в 10 лет он сыграл в спектакле «Слуги и снег». У меня-то так, баловство было, а у него полноценная роль, характер. С братом Иваном. Фото: РИА Новости



— У вас с отцом похожие браки: ваши папа с мамой учились в параллельных классах, а вы с женой Александрой вообще были одноклассниками.

— Конечно, я не специально папу с мамой скопировал, но их брак правда может быть примером для подражания: поженились в 20 лет, и с тех пор в радости и горести — всегда вместе.

— В фильме «Москва слезам не верит» говорили: «Чтобы стать женой генерала, надо выйти замуж за лейтенанта и помотаться с ним по гарнизонам». А ваша мама, чтобы стать женой народного артиста, вышла замуж за сварщика…

— Но когда папа стал знаменитым артистом, и он, и мама, и мы все познакомились с оборотной стороной популярности. В редкие минуты, которые мама проводит вместе с папой, ей хочется именно с ним побыть,

поболтать, помолчать, а его все время разрывают на части. Известность пришла к отцу не в одну секунду, но все равно была похожа на снежный ком: сначала прогремели «6 кад­­ров» и «Ликвидация», потом «Сваты»…

Ему тяжело с этим жить, тяжело ходить по улицам. Когда артисты хотят известности, они же не об этом мечтают. Всем хочется спокойно ходить в магазин, ездить в метро. А папе спуститься в подземку нереально. Года полтора назад в Петербурге у нас было полдня свободных, и мы решили съездить в новый магазин, куда было удобнее добираться на метро. Это был ужас! Сейчас у всех фотоаппараты в телефонах, и каждый второй фотографировал отца без спроса или просто тыкал пальцем: «О, смотри, этот, который из «Сватов», едет». Люди же привыкли, что об артисте можно говорить вслух, оценивать его: он же на экране, он тебя не слышит. И эта привычка переносится на реальную жизнь. Так и хочется сказать: «Люди, мы же не в телевизоре, мы рядом с вами, и у нас есть уши. Мы все слышим». Но приходится стоять и делать вид, что ничего не заме­чаешь.

Федор Добронравов, Галина Данилова, Александр Жигалкин, Ирина Медведева, Сергей Дорогов и Андрей Кайков

— Известность пришла к отцу не в одну секунду, но все равно была похожа на снежный ком: сначала прогремели «6 кадров» и «Ликвидация», потом «Сваты». Федор Добронравов и его коллеги по «6 кадрам» Галина Данилова, Александр Жигалкин, Ирина Медведева, Сергей Дорогов и Андрей Кайков. Фото: Юрий Самолыго/ИТАР-ТАСС

Когда папа снимался в «Сватах» в Крыму, мы жили с ним. Вставали в семь утра, чтобы перед работой сходить быстренько искупаться. И на пляже к отцу то и дело подходили: «Можно с вами сфотографироваться?» Папа

по много раз каждый день объяснял: «Ну я же в плавках, можно в какой-то другой обстановке?» Но люди не понимали. Даже я устаю от такой несвободы. Сидишь в ресторане, ешь суп — а к тебе идут сделать фото. Но ведь это личное пространство и личное время, зачем в него вторгаться? Десять, двадцать или сто раз подобное желание можно понять. Но когда так происходит десятилетиями, усталость все равно накапливается, и ты начинаешь раздражаться, можешь резко ответить.­ Но папа очень мягкий — он всегда и сфотографируется, и распишется.

— Он и с близкими мягок? Мог накричать на вас или всыпать вам?

— Я не помню ситуации, когда он на меня не то что поднял руку — повысил голос!

Федор Добронравов с внучкой Варей

— Теперь я сам и актер, и отец. И скучаю по дочке как сумасшедший, а моя Варя живет себе и живет — ей по мне скучать некогда. Федор с внучкой Варей



— Но вы же были подростком. В этом возрасте все доводят родителей до белого каления.

— Я переболел подростковым бунтом в легкой форме. Помню, в десятом классе начал покуривать и пить пиво. Одного моего одноклассника отец посадил на кухне и заставил выкурить пачку сигарет, чтобы отбить желание. А мой папа был очень недоволен, но не применял никаких драконовских мер и не кричал, а говорил тихо и вкрадчиво — он всегда говорит с такой интонацией, если злится. Но такова жизнь: парни, взрослея, пробуют табак и алкоголь, а родители злятся и проводят с ними воспитательные беседы. Более серьезных причин для недовольства мною у мамы с папой и не было. Мне никогда ничего не хотелось делать им назло — только помогать. Хоть они и не педалировали тему «вот нам несладко живется, мы так много работаем», но я сам это чувствовал. Видел, как они стараются, чтобы нам лучше жилось, и сам хотел сделать что-то для семьи.

— Иван на первый гонорар, полученный в 10 лет, купил телевизор взамен разбитого им же, а в 13 лет на деньги за съемки в «Возвращении» Звягинцева купил маме машину. А вы где получили и на что потратили первый гонорар?



— Я свои первые деньги заработал в 12 лет на студии «Пифагор», где озвучивал материалы для образовательной программы «Улица Сезам» — мультики, считалочки. Купил на них музыкальный центр — вещь в 1990-е го­­ды популярную. Но у меня, помимо гонораров, еще и зарплата была: я в старших классах подрабатывал монтировщиком сцены. Так что хорошо знаю, как закрутить винт и забить гвоздь, — в папу пошел.

У него действительно золотые руки: я на одном школьном утреннике красовался в сшитом им мушкетерском плаще со сделанной им же шпагой, для другого он выточил из дерева богатырский меч. В «Сатириконе» был столярный цех, и папа все время там что-то мастерил. Он своими руками сделал нам с Ванькой двухэтажную кровать, а когда я с его подачи увлекся баскетболом, он оборудовал рядом с домом баскетбольную площадку, на которой много лет играл весь район Марьиной Рощи. Починить телевизор — папа, стиральную машину — папа.

— Как же вы им, наверное, в детстве гордились. И актер прекрасный, и умеет все на свете!

— Гордился и считал его истиной в последней инстанции. Папино слово для меня в детстве было законом — и дело не в строгости. Я недавно читал книжку Эриха Фромма «Искусство любить», где подробно описывается, в чем отличие материнской любви от отцовской. Если в двух словах, то материнская любовь — это данность. Мать родила и сразу любит, а вот отцовскую любовь надо заслужить. Отец доволен, отец рад, он видит, что его ребенок соответствует его ожиданиям, — его родительское чувство растет из этого. Наверное, я это ощущал с самого раннего детства и хотел нравиться ему, хотел, чтобы папа мной гордился.


Например, я рано научился читать и читал очень много. В первом классе на меня приходили посмотреть как на диковинку: я быстро и хорошо читал вслух. Но читать при этом не любил. «Дети капитана Гранта» и «Вокруг света за 80 дней», «Кортик» и «Бронзовая птица» — это было для меня как полезное, хоть и не очень приятное лекарство: рыбий жир или травяной отвар. Читал, так как знал: это хорошо и надо, потому что папа считал, что эти книги интересные. Только в 12 лет, когда открыл «Властелина Колец», почувствовал, как в историю, написанную в книге, можно окунуться, как в ней можно утонуть. Эту книгу я просто проглотил.

Виктор Добронравов с женой

— Родители учились в одной школе, а мы с женой Сашей — в одном классе. Конечно, я не специально папу с мамой скопировал, но их брак может служить примером для подражания. Фото: Starface

— А когда вы стали актером, боялись папиной оценки?

— Папа боялся гораздо больше. Непонятно же, что за сын получился, что он на сцене может. Когда я поступил в Щукинское училище, он предупредил, что помогать мне не будет, и два года у меня в институте не появлялся. Я его звал, но он всегда находил поводы не приходить. Он отважился прийти и посмотреть на меня на сцене только в середине третьего курса. Ему повезло: играя героя рассказа Шукшина «Гена Пройдисвет», я, кажется, не опозорил фамилию. (Улыбается.)

А вообще я с детства боюсь выступать перед своими. Когда играешь перед тысячным залом, в котором сидят незнакомые люди, тебя не посещает мысль: «Ой, вон тому человеку в четвертом ряду, кажется, не нравится». А вот когда там свои, да еще люди, чьим мнением ты дорожишь, — это совсем другое дело. У меня есть знакомые, которые не могут просто получать удовольствие от спектакля — они видят лишь изнанку, швы. Но папа очень благодушный и благодарный зритель. Он не потерял способности восторгаться, и, если ему понравился спектакль, по нему это сразу видно — он сияет! А если не понравилось, по лицу этого не заметишь, но отец начинает говорить общие вещи типа: «Ну да, совсем неплохо, а будет еще лучше…» Именно по таким фразам и можно понять, когда я, на его взгляд, играл так себе.


Федор ДобронравовФедор Добронравов

Родился: 11 сентября 1961 года в Таганроге

Семья: жена — Ирина, воспитатель; сыновья — Виктор, актер, Иван, актер

Образование: окончил Воронежский государственный институт искусств

Карьера: в 1988 году вместе с бывшими однокурсниками основал в Воронеже театр «Рубль», в 1990 году стал актером московского «Сатирикона», в 2003 году перешел в Театр сатиры. Снялся в фильмах и сериалах: «На Верхней Масловке», «Ликвидация», «Братья Карамазовы», «День радио», «Исаев», «Сваты» и др. В 2005 году начал играть в скетч-шоу РЕН ТВ «Дорогая передача», которое, переместившись в 2006-м на СТС, получило название «6 кадров»

Виктор ДобронравовВиктор Добронравов

Родился: 8 марта 1983 года в Таганроге

Семья: жена — Александра, фотограф; дочь — Варвара (4 года)

Образование: окончил Театральное училище им. Щукина

Карьера: с 2004 года играет в Театре им. Вахтангова. Снялся в фильмах и сериалах: «Не родись красивой», «Все смешалось в доме…», «Чемпион», «Оттепель» и др. В 2009 году стал исполнителем главной роли в мюзикле «Красавица и Чудовище». Поет в музыкальной группе «Ковер-Квартет»

Загрузка...