Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Василий Ливанов: «Для меня, как и для моих родителей, счастливым стал второй брак»

0

С лучшим Шерлоком Холмсом всех времен и народов мы встретились в его квартире на Тверской. Василий Борисович галантно помог снять верхнюю одежду, проводил в гостиную. Его жена Елена сварила крепкий кофе — и полилась беседа.

— Ну что все обо мне да обо мне, давайте о вас. Вот в каком последнем фильме вы меня видели? Так бы мой отец сказал…


— Василий Борисович, вам явно передалось его чувство юмора! Афоризмы Бориса Николаевича Ливанова живы до сих пор. Вы рассказываете о них в своих книгах. Вспомнился диалог вашего папы с молодым актером. «Борис Николаевич, я не могу это сыграть. Мне всего 28 лет». — «В твоем возрасте лошади уже дохнут!»

— Я отца очень любил и люблю, и, наверное, что-то мне от него передалось. При этом если он говорил кому-то что-то жесткое, значит, человек заслуживал. Чаще он шутил над ситуацией — легко и точно. Но кстати, не помню, чтобы он подтрунивал надо мной. Если говорить о детстве и моем воспитании, то главное — это отсутствие воспитания. Отец считал, и это правильно, что родители должны быть для детей примером. Нравоучения с маханием указательным пальчиком бесполезны. Лет до 14 мной больше занимался дед Николай Александрович, заслуженный артист. Потому что папа с мамой были заняты, а дед относительно свободен. Он старался выработать у меня характер. Например, играл в шашки без поддавков и каждый раз меня обыгрывал. Я рыдал, а дед смеялся. Однажды я подсобрался, перестал реветь и вышел в дамки. Он сказал: вот теперь ты научился проигрывать, поэтому в итоге выиграл.



С отцом Борисом Николаевичем Ливановым (1960-е). Фото: Из личного архива Василия Ливанова


— Вы говорили про характер. Читала в некоторых интервью, что с вами трудно работать. Выходит, тяжеловат характер-то?

— Я так не считаю…


— Елена Артемьевна, ваше мнение как жены? Сложно с Василием Борисовичем?


Е.А.:
Нет. Тяжелый характер — это занудный, назойливый. А Вася — всегда разный. И строгий, и шкодный, и веселый, но только не занудный.


В.Б.
: Главное, что жена не скучает (смеется). Так вот, договорю про деда… Еще одна его фраза засела в голову. Мне было лет 11, когда в Третьяковке дед подвел меня к картине Репина «Бурлаки на Волге». Спрашивает: «Нравится?» Я говорю: «Очень». — «Говенная картина. Потому что это никакие не бурлаки, а сволоч. То есть «люди с волока», сезонные рабочие, которые нанимались вместо бурлаков. Вот видишь, молодой парень в лямке мучается? Работать надо, а не мучиться». С этой мыслью и живу.


— И чтобы не мучиться, вы чуть не прервали съемки «Приключений Шерлока Холмса», когда рассорились с режиссером картины Игорем Масленниковым?

— Однажды действительно уехал со съемок. Поскольку мы с Виталиком (актером Виталием Соломиным. — Прим. «ТН») оба режиссеры, то быстро поняли, что для Масленникова актерская профессия — темный лес. Зато мы полностью доверяли оператору Юрию Векслеру. Все, что в итоге получилось, — это заслуга гениального Векслера и наша. Конфликт случился, когда Масленников стал петушиться перед одной артисткой и странно решать сцену. Я говорю: «Так ничего не получится, то, что вы предлагаете, неверно по отношениям между персонажами». Он стал орать: «Кто здесь режиссер?» Я сказал: «Вы режиссер, но только плохой». И уехал в Москву. А съемки в самом разгаре. Через неделю приезжает ко мне директор картины — в прошлом моряк, замечательный мужик: «Василий Борисович, возвращайтесь. Понимаете, ведь Масленников — парторг «Ленфильма», неприятностей не оберетесь…» Я вернулся, но не только из-за этого, а потому что Виташа был моим близким другом, как его бросить?..



— На Ватсона пробовался мой друг Дима Гошев, но не прошел. А потом Виташа появился. Так началась наша дружба на долгие годы. Фото: Из личного архива Василия Ливанова


— При воспоминаниях о мистере Холмсе не вздрагиваете? Наверняка о нем постоянно спрашивают.

— Нет, чего вздрагивать? Иметь возможность сыграть классическую роль мирового репертуара, что может быть лучше и ответственнее для актера? Было волнительно, так как экранизации уже существовали. Холмса играли Коля Волков и Альгимантас Масюлис. У меня получилось уловить характер героя. Не зря королева Великобритании наградила меня орденом Британской империи и написала в указе, что я лучший Шерлок Холмс.


— Получить роль такого масштаба — это серьезная удача. К кому из актеров она могла уйти?

— Пробовали моего друга Сашу Кайдановского, Юрского. Масленникова на меня навел Юра Векслер, хотя мы тогда были мало знакомы.


— Говорят: и он проснулся знаменитым… Это и случилось с вами ровно 38 лет тому назад, когда вышел фильм о Холмсе.

— Я проснулся знаменитым задолго до Холмса. После выхода фильма «Коллеги», снятого по повести Василия Аксенова. Успех был фантастический. В прокате он превзошел «Чапаева». Когда шел по улице, останавливались такси и оттуда доносилось: «Саша Зеленин, куда тебе? Отвезу бесплатно».

Помню, нас с Васей Лановым и Олегом Анофриевым (мы вместе играли врачей) пригласили на мероприятие, где вручали премии медикам. Не простым, а тем, кто проявил себя в экстремальных ситуациях. Ко мне подошел один знаменитый хирург и предложил познакомить с десятью врачами, которые выбрали профессию после «Коллег». Огромный успех принесла и картина «Слепой музыкант». Девчонки в подъезде ночевали, письма писали, что я самый красивый на свете. Когда вышел «Холмс», мне было за 40. Девушки по пятам не ходили, а на вечерах задавали один вопрос: сможете распутать преступление? Я отвечал: одно дело — играть сыщика, а другое — им быть. Кваша сыграл Маркса, но «Капитала» не написал.



— Мне 82 года. Но я не чувствую возраста. Что он там определяет, не знаю. Фото: Юлии Ханиной


— От успеха вам когда-нибудь сносило голову?

— Нет. Мой дед и отец — актеры. Я же прекрасно понимаю, что это лишь часть профессии. Папа боялся, что я буду заниматься актерством по инерции. Успеха не достигну, начну винить других и нанесу себе моральный урон. Поэтому оттаскивал в живопись, в рисование. Я окончил московскую среднюю художественную школу, сдал экзамен в Суриковский институт и… осознал, что без профессии актера не проживу.

Когда меня приняли в Щукинское училище и я про это сказал дома, отец позвонил при мне руководителю Вахтанговского театра Рубену Николаевичу Симонову, с которым дружил. И сказал: «Прошу тебя, прослушай моего Ваську. Если нет настоящих способностей, гони в шею». И мне устроили немыслимое прослушивание. Собрались ведущие актеры: Гриценко, Абрикосов… Рубен Николаевич стал гонять меня по поэзии. А я, слава Богу, поэзию знал хорошо и полтора часа читал стихи — Пастернака, Маяковского, Блока. Потом сказали: спасибо, до свидания. Прихожу домой, отец говорит: «Рубен звонил, сказал, что ты на правильном пути». Все.

Когда я сыграл в «Коллегах», мне было 28 лет. И на одном из семейных вечеров, когда пришли гости, папа поднял тост за меня как за профессионального актера. Первый раз, когда я получил от него признание. Деда уже на свете не было.


— Вы довольны тем, как сложилась профессиональная судьба?

— Я себя никогда не насиловал, делал что нравится, не поднимал, что на дороге валяется. Поэтому отказывался от огромного количества ролей.


— Но это же деньги.

— Я зарабатывал литературным трудом. И потом, у меня же много мультфильмов. Но дело не в ролях, а в том, что у меня 20 анимационных сценариев и несколько постановок.



Старший сын Борис с дочкой Евой, Василий Ливанов, его жена Елена, младший сын Николай с супругой Татьяной (2017). Фото: Павел Ососов


— Играть удава или человека — большая разница?

— Анимационные герои — живые существа со своими привычками, приколами. Всякие черепахи, крокодил Гена, Удав — у каждого свой характер, свой голос. Я же, слышите, не голосом Карлсона с вами разговариваю. Он, кстати, «перенял» манеру речи кинорежиссера Григория Рошаля. А Удав — это дирижер какой-то в Новосибирске. Мне когда-то ребята знакомые рассказали про его особенные интонации, я запомнил (произносит это голосом Удава. — Прим. «ТН»).


— За всех ваших мультяшных героев — низкий поклон от нескольких поколений детей.

— Понимаете, что произошло… Озвучивали мультфильмы очень хорошие актеры, начиная с Рины Зеленой, Яншина, Грибова, они говорили своими голосами, образа не делали. И вообще у актеров считалось, что озвучание мультфильмов — это халтура. А после Карлсона господа артисты подумали: Боже, оказывается даже в мультфильмах есть актерское мастерство! Со своими героями стали работать и Бурков, и Джигарханян, и Табаков.

Я встречался с Астрид Линдгрен, она приезжала в Москву. Ей показали наш мультфильм, и она сказала: «Я ни слова не понимаю по-русски, но Карлсон может разговаривать только так, как вы». Это был лучший комплимент.


— В будущем году у вас с Еленой Артемьевной полвека со дня знакомства. Удивительно, вы ведь увидели на «Союзмультфильме» девушку и сказали другу: «Она станет моей женой и родит двух сыновей». Что за пророчество?

— Сие было откуда-то сверху послано, а почему я это сказал, не знаю. Мы познакомились, я ей понравился, она меня полюбила, я — ее. Поженились 21 июня 1972 года. Нарядились немножко и пошли с друзьями в районный загс, мы жили тогда в Коломенском. Отметили дома.



С сыновьями Колей и Борей (1984). Фото: Из личного архива Василия Ливанова


— Какой совет вы дали бы тем, кто собирается жениться?

— Советы давать невозможно, все зависит от индивидуальности людей. Брак — это всегда труд и встречное движение: мне в первую очередь приходилось думать о Ленке, а ей — обо мне. В итоге скажу, что прожили эти годы замечательно. Я люблю жену, и это взаимно. Она — настоящий талант, к ее мнению, даже критическому, всю жизнь прислушиваюсь. Первый брак редко бывает удачным… Он основан на влюбленности, не на любви. У моих родителей и у меня счастливым стал второй брак. Когда я женился первый раз, не сразу обнаружил, что жена ничего не понимала в моей профессии, а это имеет большое значение. Она окончила химический факультет университета, ее папа — знаменитый академик Энгельгардт. Она и сама о себе думала, что она академик, у нее был очень большой гонор.


— В первом браке родилась ваша дочь Анастасия. Как сложились ваши отношения?

— Нормально… Сейчас редко видимся, но созваниваемся.


— Не буду углубляться в историю о том, что вам с Еленой выпали серьезные испытания, связанные со старшим сыном Борисом. Беда сплотила вас с женой или, может быть, были разночтения той истории? (Борис Ливанов в 2009 году был осужден, освобожден в 2014 году. — Прим. «ТН».)

— В то время мы с Леной еще больше нуждались друг в друге. Как один замечательный священник сказал: когда человек подвергается испытанию, он не должен думать — за что? Потому что это в прошлом. Нужно думать — для чего. Это будущее.


— Вы поняли, для чего вам было все это дано?

— Бог не испытывает, кого не любит. И смотрит, какие человек сделает выводы, не утратит ли любви. Я не сделал Боре ни одного упрека. И потом, мы с Леной убеждены, что он не виноват, это были происки моих врагов, чтобы меня нагнуть. Но не получилось. И Борьку не вышло изувечить, он вышел из испытания с честью, стал лучше, чем был. Хотелось бы, чтобы с личной жизнью, наконец, сложилось.

Борис — человек талантливый, просто он никак не может прибиться к какому-то одному делу. Вот снялся сейчас у меня в фильме «Медный всадник России», хорошо сыграл князя Потемкина. До этого выпустил книгу замечательных стихов, получил приз на литературном форуме «Золотой витязь». Боря ориентируется на определенные жизненные обстоятельства, а сам их не организовывает. Колька, наш младший, другой — очень серьезный и надежный. Они с Борей абсолютно разные. Если Борю в лучшую сторону изменили испытания, то Коле их не надо проходить.



На съемках фильма «Медный всадник России» Ольга Белова (Екатерина II) и Борис Ливанов (князь Потемкин). Фото: Павел Ососов


— Вас не печалит, что никто из них не продолжил династию?

— Нет, на все Божья воля. Если кто-то стал бы актером, выходил бы на сцену, замечательно… Но раз выбран другой путь, пусть.


— Василий Борисович, вам 82. Возраст почтенный. Но в прошлом году, к примеру, вы начали снимать фильм «Медный всадник России», который зрители увидят осенью. Что хотите сказать этой работой?

— Памятник «Медный всадник» — один из символов России, а мало кто знает, как он создавался. Несколько лет назад прочел в газете: человек с высшим режиссерским образованием сказал, что на Сенатской площади стоит памятник… Скобелеву. Меня это ужасает. Сейчас Фонд культуры создал направление — Национальный исторический фильм. Это необходимо, молодые же ничего не читают. Моя внучка Ева в руки книги не берет, для нее окно в мир — интернет. При этом в нашем доме библиотека — тысяч пять книг, еще от отца оставшаяся, и я еще прикупал.



— На роли фрейлин императрицы нужны были девчонки. И одну из них сыграла внучка Ева. Внешность у нее хорошая, я не возражал. Фото: Павел Ососов

Буду всячески настаивать, чтобы наш фильм включили в школьную программу. И к слову, это единственный случай, когда художник и власть действовали заодно. Я имею в виду Екатерину Великую и Фальконе.


— Сейчас вы живете этим фильмом?

— Конечно. Завтра очередной монтаж. Потом озвучание, запись музыки. Осенью устроим премьеру. А дальше новые задачи появятся. Книжку воспоминаний собираюсь продолжить, хочу, чтобы близкие мне люди остались живы в памяти поколений.


— Проранжируйте, пожалуйста, свои жизненные ценности.

— Прежде всего вера, затем семья и друзья, потом — профессия. Неразрывная троица счастья.


Василий Ливанов


Родился:
19 июля 1935 года в Москве


Образование:
Театральное училище им. Щукина и Высшие курсы кинорежиссеров


Семья:
жена — Елена Ливанова (художник-постановщик анимационных кукольных фильмов, Заслуженный художник РФ). Трое детей — дочь и два сына, четверо внуков


Карьера:
актер, режиссер. Снялся более чем в 60 фильмах и сериалах, среди которых: «Неотправленное письмо», «Слепой музыкант», «Коллеги», «Звезда пленительного счастья», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Загрузка...