Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Татьяна Вельяминова: «Ощущение такое, словно кто-то свыше хранил Петю»

0

В этом году Петру Вельяминову исполнилось бы 90 лет. В преддверии этой знаменательной даты наши корреспонденты встретились с вдовой артиста. Беседовали с Татьяной Александровной в ее питерской квартире — той самой, где они жили вместе с Петром Сергеевичем. Их знакомство произошло в Ленинграде, куда 58-летний Петр Вельяминов приехал на съемки. Тане было 27 лет.

— Татьяна Александровна, как же все-таки произошла ваша судьбоносная встреча с Петром Сергеевичем, чем вы его покорили?


— Вот это для меня загадка, честно. Не знаю я, за что он полюбил меня. Ну кем я была? Девочка, приехавшая в Ленинград из далекой провинции — узбекского города Фергана. Жила в коммуналке, училась на вечернем отделении Северо-западного политехнического института. Да и внешность явно не модельная. (С улыбкой.) Вы бы видели меня тогда — сейчас-то я лучше… А Петр Сергеевич был очень ­красивый, при этом в ореоле популярности: все женщины были в него влюблены, включая мою маму. Но для меня он был ­каким-то отдаленным символом, человеком с экрана.

Встретились мы совершенно случайно. Я зашла за какой-то ерундой к соседям, а Вельяминов был у них в гостях. Меня тоже позвали к чаю. Мы поговорили. Когда уходила, Петр Сергеевич почему-то дал мне почитать сценарий и попросил номер телефона, чтобы узнать, мол, мое мнение. А для меня кино тогда было совсем заоблачным миром, и я долго думала, что же сказать, чтобы дурочкой не выглядеть. Он позвонил, предложил встретиться, чтобы сценарий этот обсудить. Встретились, я плела что-то несвязное. Потом мы виделись еще несколько раз. Просто так, болтали ни о чем. То есть вел себя знаменитый артист изумительно: за два месяца никаких вольностей себе не позволял. Когда пришла пора Петру Сергеевичу уезжать, я отправилась его провожать. И точно помню: почему-то именно в тот момент у меня внутри будто щелкнуло. Разумеется, я не почувствовала, что это мой будущий любовник, а тем более муж, но ощутила, что в этом мужчине обретаю что-то очень значительное. Не знаю, как еще объяснить… И началось наше долгое телефонное общение.

Хочу заметить, что в то время я жила, как сейчас это называют, в гражданском браке. С замечательным, кстати, человеком — математик, умница. И вот однажды ночью, я как раз была не одна, позвонил Петр Сергеевич и сказал: «Я еду». «На съемки?» — спрашиваю. «Нет, — говорит, — к тебе…» Я с трудом вошла в комнату, понимала, что сделаю больно человеку, которого обижать-то не за что. Я знала, что Вельяминов был женат, прекрасно отдавала себе отчет в том, что от того, что он сказал «я еду», глобально в его жизни ничего не изменится: приедет ко мне, побудет и уедет, вот и все. Но мне уже было неважно. О том, что ждет меня дальше, думать не хотела. А поскольку вести двойную жизнь не в моей природе, с моим близким другом пришлось расстаться — навсегда. Хотя причину я ему так и не объяснила. Какое уж тут объяснение: что у меня появился любовник — женатый артист?

— А каким образом произошло изменение вашего статуса, когда из возлюбленной Вельяминова вы стали его законной женой?


— Однажды Петя позвонил и сказал: «Все! Теперь я свободен и по документам». У меня опять был шок. Всю ночь думала: «И что же дальше?» Меня-то уже устраивало все как есть. Свыклась со сложившимся за восемь лет положением: мы любим друг друга, он живет на два дома — приехал-побыл-уехал. (С улыбкой.) Когда у нас только все начиналось, соседи во дворе моего дома оборачивались: батюшки, живой Вельяминов ходит! Непонятно к кому… Изредка я тоже ездила к нему в Москву. Но теперь, понятно, все должно складываться как-то иначе. Но как?! Вскоре выяснилось, что Петя таким вопросом не задавался. Для него официальное оформление отношений было делом само собой разумеющимся. В итоге поженились мы через полгода после его развода.



Петр Вельяминов с родителями Татьяной Ермиловной и Сергеем Петровичем, и сестрой Ириной. Фото: Из личного архива Татьяны Вельяминовой

— По логике после замужества вы должны были бы перебраться в Москву, к Петру Сергеевичу, а вышло наоборот: он переехал в Питер. Почему так произошло?


— Дело в том, что я в Петербурге очень прижилась: карьера у меня здесь хорошо складывалась, квартиру купила — уехала из коммуналки. Ну и кроме того, муж мужем, но надеяться я все равно привыкла только на себя. Поэтому, когда Петя предложил мне переместиться в Москву — вроде у него в Крылатском могла образоваться однокомнатная квартира, — я отказалась. Тогда он решился на переезд. Оставив все в Москве, городе, где родился и который очень любил, приехал в Петербург. Вот как объяснить, почему он так поступил? Опять же, наверное, все-таки любил меня. А за что, я так никогда и не узнаю…

— Известно, что вы венчались. Обет перед Небесами — очень серьезное решение, это не перед тетенькой в ЗАГСе подписи поставить. Интересно, кто же был инициатором?


— Инициатива абсолютно моя. Произошло это за год до смерти Пети, хотя тогда мне и в голову не могло прийти, что его не станет так скоро. Я точно знала свое самое большое желание: не только по этой жизни пройти вместе с Петей до конца, но и потом — там — остаться вместе… Так возникла потребность венчаться.

Хотелось провести этот обряд тихо,  без пышностей. Я нашла в Псковской области деревню с маленькой деревянной церквушкой у дороги. Поговорила со священником: рассказала ему все, объяснила, с кем именно я приеду. Когда поинтересовалась, какие документы нужно привезти, он спросил, сколько лет мы вместе. Услышав мой ответ: «24 года», махнул рукой, дескать, при чем тут документы. То есть сомнения по поводу того, насколько осознанно наше решение, отпали сами собой.

Когда дома я сообщила мужу о том, что обо всем договорилась, он надолго замолчал, потом задумчиво сказал: «Не знаю…» Я сначала даже обиделась. Тем не менее в назначенный день поехали. Подъезжаем к церкви, я паркую машину, и он вдруг спрашивает: «Ты хорошо подумала, все взвесила?» И пристально смотрит на меня своими бездонными голубыми глазами. Я говорю: «Петя, я не понимаю твоего сомнения. Меня это даже обижает». — «Но жизнь-то твоя будет и дальше продолжаться, Танюш». Я твердо сказала: «Хватит, Петь, идем!» И было совершено таинство венчания. Присутствовали только священник и его супруга — она пела молитвы…


С Элеонорой Шашковой в многосерийном  телефильме «Тени исчезают в полдень» (1971)


— Простите, вы позволите задать вопрос деликатного свойства — об общих детях. Их у вас по какой причине не было: отсутствовало желание или, как говорится, Бог не дал?


— Как сказать… В том-то и дело, что Бог дал, я забеременела. Сказать, что Петр мечтал о ребенке, было бы неправдой, но, когда узнал о беременности, обрадовался. Должен был мальчик родиться, сын. И большой срок уже был, но… Я приехала на консультацию к своей подруге-врачу, и выяснилось, что случилось непоправимое… Петя потом приехал, забрал меня. И вот поверите ли, мы с ним никогда об этом не говорили. А что сказать-то можно о трагедии? (После паузы.) Так сложилось.

Из обрывочных сведений известно, что первый раз Петр Сергеевич женился в 27 лет, в Омске, на актрисе местного драматического театра. Брак продлился несколько лет, подарил супругам дочку, но затем распался… Вторая жена артиста работала в одном из провинциальных театров. В этом семейном союзе родилось двое детей, но он также разрушился… Третьей, гражданской, женой Вельяминова вновь стала актриса. Четвертый брак, с художником-дизайнером, продлился более десяти лет… И только встреча с Татьяной окончательно и бесповоротно пришвартовала актера к берегу оседлой жизни под названием «семья».

— Татьяна Александровна, понятно, что вы не можете давать оценку предыдущим бракам Петра Сергеевича, но сам он что-то говорил вам о своей жизни до встречи с вами? Почему не уживался с другими женщинами?


— На этот вопрос мог бы ответить только он сам. Никогда Петр Сергеевич не комментировал жизнь ни в одной из своих семей, ни разу не произнес дурного слова ни об одной жене. С детьми по мере возможности общался. Мне помнится только одно его пояснение на эту тему: «Я уходил из одной семьи в другую, чтобы не обманывать. Влюблялся и… начинал следующую семейную жизнь». Вот и все. Но мне еще кажется, что немалую роль сыграли его бесчисленные переезды с места на место: Петю постоянно приглашали в разные провинциальные театры, и он сменил их дюжину. Возможно, женщины не выдерживали этого, не мне судить. А он, думаю, неосознанно продвигался все ближе и ближе к Москве — своему родному городу, в котором долгие годы формально (из-за ограничений после освобождения из мест лишения свободы) не имел права жить и работать официально.



— Познав цену жизни, каждый день оказываясь на волосок от смерти, лишенный свободы, Петя, воплощаясь в образы разных людей, словно бы вбирал в себя жизнь. Доказывал сам себе: я жив! я живой! я живу!.. Фото: Из личного архива Татьяны Вельяминовой

— Почему?! Известно, что Петр Сергеевич был репрессирован, однако в 1950-60-х годах всех невинно осужденных реабилитировали…


— Жизнь показала, что не всех. Пете удалось получить реабилитацию лишь спустя 32 года (!) с момента освобождения — в 1984 году, когда имя его уже много лет гремело на всю страну. Вот такой абсурд… И главное — ­причины-то для ареста никакой не было, кроме той, что Вельяминов был носителем фамилии с тысячелетней историей. А все предки его по мужской линии являлись военными, то есть верой и правдой служили своему Отечеству.

В роду Вельяминовых было много незаурядных личностей. Начиная с основателя родословной Шимона Африкановича, племянника норвежского конунга Хакона II, который в начале XI века возглавил и привел трехтысячную дружину воинов на службу к Ярославу Мудрому, о чем свидетельствуют летописные хроники тех времен. Один из предков, Тимофей Васильевич Вельяминов, был приближенным Дмитрия Донского и участвовал с князем в Куликовской битве. На Земском соборе 1613 года, избравшем нового царя, Вельяминовы были в числе претендентов на престол наряду с Романовыми.

А родственником Тимофея Вельяминова был некий Козьма, служивший у знатного боярина казначеем. Впоследствии этот человек станет преподобным Русской православной церкви Кириллом Белозерским — основателем монастыря Пречистой Богородицы, известным далее как Кирилло-Белозерский монастырь.

Из записи в геральдической книге Российской империи: «Вельяминовы служили престолу в боярах, окольничих и других знатных чинах, жалованы были поместьями…» Родовых имений на самом деле было великое множество, в разных губерниях, но больше на тогдашних окраинах Москвы, ныне ставших столичными районами. В столице и сейчас есть улица Вельяминовская, а, например, в Истринском районе расположена деревня Вельяминово…

Отец артиста, следуя традиции рода, также был военным. Окончив Петербургский кадетский корпус, потом Павловское юнкерское военное училище в Санкт-Петербурге, Сергей Петрович служил в лейб-гвардии Кексгольмского полка, затем в Грузинском полку. Ушел на Первую мировую войну в звании поручика царской армии, дослужился до штабс-капитана. После революции по призыву, обращенному к русскому офицерству, перешел на сторону большевиков, стал в Воронеже комполка Красной армии, позже — командиром Первого батальона элитной Пролетарской дивизии…

— Петр Сергеевич мне рассказывал, что папа его был военным по призванию, до мозга костей. Первый раз его арестовали в 1930 году. Спустя шесть лет работы на строительстве Беломорканала он был освобожден, но без права проживания в Москве и восстановления в офицерском звании. Поэтому в 1941 году ушел добровольцем на фронт рядовым солдатом. Маму Татьяну Ермиловну, тоже из дворян, только польской ветви, арестовали в 1944 году — причем в ночь на 1 января. А через четыре дня вновь взяли отца, приехавшего с фронта в отпуск на Новый год…
Петр, окончив школу, занимался на подготовительных курсах Архитектурного института. Поступить не пришлось. Арестовали его, 16-летнего мальчика, средь бела дня — на Манежной площади, едва он сошел с трамвая. Дальше он провел десять месяцев в Лубянской тюрьме, где ему инкриминировали участие в какой-то несуществующей организации «Возрождение России» и допрашивали всякими способами, требуя подписать признание. В итоге постановлением Особого совещания был сформулирован обвинительный приговор: за участие в антисоветской деятельности десять лет исправительно-трудовых работ. После чего этап и сибирские лагеря — тот самый «архипелаг ГУЛАГ».

Много страшного было в его лагерной жизни. Год спустя после ареста он наконец получил письмо от бабушки, из которого узнал об аресте мамы и отца. Такое известие надломило психику. Он пытался то ли на проволоку бросаться, то ли вены себе вспарывал — у него на запястьях остались шрамы, я видела. Его госпитализировали в лагерную больницу, но, естественно, из-за такого могли набавить огромный срок: человек ведь хотел покончить с собой, то есть отлынивал от работ. На Петино счастье там оказалась врач, с дочкой которой он учился в школе в Москве. И каким-то образом эта женщина его спасла.

Но попадались и другие люди. Навсегда запомнила один чудовищный по жестокости эпизод. Однажды Петя с несколькими заключенными был отправлен на сельхозработы — то ли картошку собирали, то ли свеклу, неважно. В общем попытались они украдкой ­что-то из этих овощей съесть. Это было замечено. А такое «злостное» нарушение каралось безжалостно. Вохровцы привязали Петю за ноги к вагонетке и довольно долго тащили по рельсам.



С Николаем Еременко в фильме «Пираты XX века» (1979)


— Ему пришлось провести в заключении весь срок?


— Знаете, такое ощущение, словно кто-то свыше хранил его. Невероятным и судьбоносным вектором в жизни Пети стало зачисление его в самодеятельный лагерный театр. Азам актерского ремесла Петю обучали настоящие артисты и режиссеры — такие же сидельцы. Так уж вышло, что выступления его всегда пользовались успехом: пел ли, читал ли поэтические отрывки, играл ли на барабанах или отбивал чечетку. А когда в 1951 году в спектакле по пьесе Симонова «Русский вопрос» он исполнил роль американского сенатора Макферсона, лагерное начальство так высоко оценило Петино актерское мастерство, что ему… сократили срок. На 193 дня. Конечно же, с такой наградой ничто не могло сравниться: он получил свободу! Пусть относительную, с бесчисленным множеством ограничений, лишенный права проживать не только в Москве, но еще в ста городах Советского Союза, но все равно… Началась свободная жизнь — по другую сторону колючей проволоки.

Петя вступил в нее в Абакане, в апреле 1952 года, спустя ровно девять лет и девять дней после ареста. Ему было 25 лет. Устроиться работать смог только на лесосплав — сплавлял бревна по Енисею… И однажды его разыскал режиссер драмтеатра в Абакане: артистов, при их нищенской зарплате, не хватало, артистов с опытом — тем более. А профессиональных навыков Петру уже было не занимать. Этот театр и стал первым местом работы Петра Вельяминова. Затем он перебрался в Омск, в дальнейшем, как я говорила, было еще много разных театров… Несколько сотен ролей он сыграл на провинциальных подмостках. Жаль, не сохранилось записей. Говорят, это было неподражаемо. Мне кажется, что, познав цену жизни, каждый день оказываясь на волосок от смерти, лишенный свободы, Петя, воплощаясь в образы разных людей, словно бы вбирал в себя жизнь. Доказывал сам себе: я жив! я живой! я живу!

— Кажется, режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский заметили Петра Вельяминова именно на сцене одного из провинциальных театров, после чего пригласили в «Тени исчезают в полдень»?


— Да, в 1970 году в Екатеринбурге — тогдашнем Свердловске — это произошло. Они потом рассказывали, что случайно попали на ­какой-то третьесортный спектакль, где Петя невероятно их впечатлил: сухую, картонную роль, в которой ничего сыграть было невозможно, он наполнял каким-то глубинным содержанием, эмоциями. И они, режиссеры из Москвы, пригласили никому не известного провинциального артиста, никогда в жизни не видевшего кинокамеру, сниматься в кино. Причем не на эпизод, а на главную роль. И не в короткометражку, а в многосерийный телевизионный фильм. Думаю, Петя заслужил этот счастливый лотерейный билет, который он получил в возрасте 45 лет. (С улыбкой.) Потом он шутил: «Во всей стране не нашлось другого большевика, кроме как дворянина в 39-м колене!»

Единственное, о чем переживал до конца жизни, так это о том, что не имел театрального образования. Несмотря на то что был профессором в Балтийском институте экологии, политики и права, деканом театрального факультета, вел свою мастерскую на кафедре актерского мастерства. Короче говоря, казалось бы, смешно Вельяминову было думать о каком-то дипломе. Ан нет… Помнится, на одном из юбилеев Петра Сергеевича ректор подарил ему студенческий билет: дескать, он зачислен на 1-й курс. Шутка была придумана, якобы он сдает экзамены. Это было остроумно, все смеялись. А я смотрела на мужа и понимала, что ему не совсем весело…



— Я осознавала: на мне — большая ответственность. Все брала на себя. Не хотела, чтобы Петя отвлекался на ерунду. Свою миссию видела в том, чтобы, оградив мужа от проблем, дать возможность заниматься только своей работой. Фото: Из личного архива Татьяны Вельяминовой

— Интересно, а как вы первоначально восприняли информацию о том, что ваш возлюбленный является и продолжателем старинного дворянского рода, и врагом народа: вас это не шокировало?


— Понимаете, в силу возраста сначала я даже не могла ничего такого понять. Кстати, Петя рассказал мне об этом только после того, как его реабилитировали. Просто так, мимоходом: дескать, ну вот, теперь я не враг народа. Хотя, как я потом поняла, счастью его не было предела.

То же самое и с Петиной родословной. Новое для меня открытие: он еще и дворянин, оказывается. Однажды мы с ним пошли в Александро-Невскую лавру, искали могилу одного из его дедов. Вдруг к Пете подходит дама и говорит: «Петр Сергеевич, вот мы недавно были в Кирилло-Белозерском монастыре, а ведь основал его ваш предок, Козьма Вельяминов». И Петя так спокойно отвечает: «Да, я знаю». И рассказал ей некоторые подробности той летописной истории. Какая-то фантастика! Но в его устах все это было так естественно, непосредственно… Точно так же, как когда мы пришли в Эрмитаж и Петя невозмутимо обратил мое внимание на портрет своего прапрадеда… А ведь мог бы позволить себе что-то вроде: «Видишь, какие у меня предки!» Но нет, такого не было никогда. Единственное, он говорил: «Я чувствую, что они стоят за моей спиной…» (С улыбкой.) В общем муж мне попался уникальный во всех отношениях — вместе со всей историей государства Российского.

— Что же все-таки было главным в вашей жизни с Петром Сергеевичем?


— Наверное, это называется любовью. Но это слишком объемное понятие, которое включает в себя многое, а прежде всего терпение и доверие, откровенность и душевное, духовное единение… Разумеется, в нашей с Петей истории не только солнце светило, были и тяжелые периоды. Но у нас абсолютно точно была духовная связь. И она осталась до сих пор.

Я ведь и сейчас до конца не понимаю, что его нет. Будучи человеком верующим, должна бы с этим смириться, но не могу. Не сочтите сумасшедшей, я не безумна. И в жизни у меня сегодня все хорошо: я работаю, организовываю творческие встречи с артистами. А вечерами, придя домой, молюсь и рассказываю обо всем Пете: он должен знать, как я прожила день, чтоб быть за меня спокойным… (После долгой паузы.) Я не плачу. Вот только никак не могу привыкнуть к звенящей пустоте, которая осталась после ухода Пети. Она живет со мной изо дня в день…

Мне говорили, что спустя какое-то время после смерти одного из венчавшихся супругов с другого, оставшегося в живых, обет верности снимается. Но я его с себя не снимаю — позволю себе смелость так сказать. Нет, я не монашка, не хожу в черном, но в глубине души точно знаю: если даже по церковным канонам я свободна, то по внутреннему ощущению — нет. Наша с Петей связь существует и сейчас. Знаете, при его жизни я никогда нигде не сообщала о том, что я жена Вельяминова, видит Бог. А вот теперь с гордостью говорю: я — вдова Вельяминова. С этим человеком я была счастлива каждый день — и в горе и в радости. И зарядилась этим счастьем на всю оставшуюся жизнь — земную и небесную.


  Петр Вельяминов

  Родился: 7 декабря 1926 года в Москве

  Семья: жена — Татьяна Александровна; дочь от первого брака — Екатерина, актриса, дети от второго брака — Сергей, актер, Ирина, актриса

  Карьера: в разные годы играл в 14 театрах страны. Снялся более чем в 60 фильмах и сериалах, среди которых: «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Командир счастливой «Щуки», «Пираты XX века».
Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.
Ушел из жизни 14 июня 2009 года

Загрузка...