Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Стивен Спилберг: «Я жил в вакууме, пока мои друзья не начали погибать»

0

Лента Стивена Спилберга «Секретное досье» получила две номинации на премию «Оскар», в том числе как «Лучший фильм». Режиссер встретился с «ТН», чтобы рассказать о картине, которая выходит в российский прокат 22 февраля, а попутно поделился соображениями о сексуальных скандалах в Голливуде.

Над новой лентой работали сразу три лауреата «Оскара» — Стивен Спилберг, Том Хэнкс и Мерил Стрип. Вместе они рассказывают реальную историю первой женщины-издателя газеты Washington Post Кэтрин Грэм и редактора Бена Брэдли, которые получают из Пентагона секретные документы, проливающие свет на государственные тайны о войне во Вьетнаме. Журналистам придется преодолеть собственные разногласия, рискнуть карьерой и свободой, чтобы мир узнал правду.

Я был фильмоголиком


— Стивен Спилберг, который снимает такие фильмы, как «Парк Юрского периода», и Стивен Спилберг, который поставил политическую драму «Секретное досье», — это два разных человека?

— Сказать откровенно, я сам не знаю, кто я есть на самом деле. Боюсь, что на этот вопрос я никогда не сумею ответить. Вот моя жена и дети могут сказать, кто я, по их мнению. Мои зрители могут сказать, кто я, — и у них всегда есть что сказать на этот счет! (Смеется.) Я же считаю, что это зависит от того, какой сценарий попадает ко мне на стол. Мне не нравится создавать фильмы на ходу или просить моих актеров импровизировать. Я верю в то, что очень важно иметь сильную историю и понимание, зачем эту историю нужно рассказывать. Дерево не может вырасти красивым и здоровым, если у него нет прочного корня. И этот корень — не я, Стивен Спилберг, а качественный сценарий.


— Любопытно получается: обычно зрители смотрели ваши фильмы, чтобы сбежать от суровой реальности. Но теперь вы сняли «Секретное досье», пал и этот бастион.

— Простите, но сбежать от того, что происходит в нашем мире, уже не удастся! (Смеется.) Впрочем, в этом году выйдет еще один мой фильм — «Первому игроку приготовиться» — вот он-то и поможет вам по-настоящему расслабиться!



Редактор газеты Washington Post Бен Брэдли и ее владелица и издатель Кэтрин Грэм… Фото: Global Look Press


— В «Секретном досье» речь идет о событиях, произошедших в США в 1970-е. Вам в ту пору было меньше 30. Каким человеком вы были тогда?

— Меня мало интересовала политика. Уотергейт я помню только потому, что это привело к отставке Ричарда Никсона. И на этом все. На тот момент я был с головой погружен в съемки телевизионных проектов, моя карьера только начиналась. Я был «фильмоголиком» и «ТВ-голиком»: не читал газет, не смотрел новостей. Все, что я делал тогда, — постоянно ходил в кино, писал сценарии и пытался найти возможность снять свой полнометражный фильм. Я жил в творческом вакууме, из которого вышел только тогда, когда люди, с которым я дружил в университете, начали погибать на вьетнамской войне.


— Рассказывают, что вы взялись за «Секретное досье», едва прочитали сценарий. И это при том, что вы тогда снимали уже упомянутый фильм «Первому игроку приготовиться»…

— Я расчистил свое расписание. Отпустить фильм «Первому игроку приготовиться» не мог — в нем слишком много спецэффектов, которые требовали моего пристального внимания. Пришлось целиком и полностью сфокусироваться на двух проектах. Я почувствовал, что «Секретное досье» — это великая история о великой женщине, правда о том периоде истории, о котором мало кто знает. Если бы она не обнародовала те секретные документы из Пентагона, едва ли в будущем журналистам хватило бы смелости рассказать историю Уотергейта. Она была первой, кто сделал прессу сильной и свободной. Важно понимать, что женщина-лидер — это было уникальное явление в 1970-е. Да, она имела статус издателя газеты Washington Post, однако мужчины — члены совета директоров — смотрели сквозь нее, даже если сидели напротив. Но она бросила вызов системе, несмотря на почти стопроцентную гарантию проигрыша.


— Мерил Стрип и Том Хэнкс освободили время в своем загруженном графике и присоединились к фильму, потому что они ваши друзья?

— Нет-нет! Они согласились потому, что лучших актеров на роли Кэт­рин Грэм и Бена Брэдли, чем Мерил Стрип и Том Хэнкс, не найти. Но что еще важно, Бен и Том прекрасно знали друг друга, так что все звезды сошлись. (Бен Брэдли ушел из жизни в октябре 2014 года. — Прим. «ТН».)


— А вам лично удалось пообщаться с кем-то из участников той истории?

— Бен Брэдли много лет был моим соседом, представляете? Они с женой жили через дорогу от нас, так что я постоянно общался с ним задолго до того, как появилась задумка снять кино. Поначалу, когда я заговаривал с ним о журналистике, он отмахивался от меня: «Иди посмотри фильм «Вся президентская рать» и все поймешь». (Смеется.) Потом в 1998 году он посмотрел мой фильм «Спасти рядового Райана» и смягчился. Позволил затрагивать в наших разговорах тему войны. Он же три с половиной года прослужил на флоте, был участником боевых действий на Тихом океане. Именно военная служба помогла Бену развить лидерские качества, он научился нести ответственность за жизни подчиненных, и это помогло ему позже в журналистике. Бен Брэдли мотивировал журналистов идти на риск, бесстрашно добывать важную информацию — так же, как прежде готовил своих подчиненных противостоять атакам камикадзе. Разговаривая с ним о войне, мы не раз переходили на тему его работы в Washington Post. Признаюсь, так я вытягивал из него информацию и для «Секретного досье».
А с Кэтрин Грэм я познакомился в 1998 году, мы с ней даже как-то обедали вместе. Кэтрин не стало в июле 2001 года. Готовясь к фильму, я встречался с ее детьми, чтобы расспросить их о матери и рассказать ее историю максимально правдиво. Никогда еще работа над фильмом не была для меня такой тяжелой. Но я чувствовал цель: ленту надо было снять до конца года, чтобы заставить зрителя задуматься над тем, что происходит в стране со свободой слова.



…которых в фильме сыграли Том Хэнкс и Мерил Стрип. Фото: Фото предоставлено UPI Россия


Мерил Стрип: я не могла дождаться встречи со Стивеном и Томом. Чем приводила в недоумение мужа

— Играть в кино реальных людей — огромная ответственность. Мне приходилось это делать, и всякий раз возникает ощущение, будто вы топчетесь на чьей-то могиле. Тут важно не ошибиться, снять все максимально правильно — с уважением к этим людям и тем, кто их любит по сей день.

Удивительно, но это первый проект, на котором мы работаем с Томом Хэнксом вместе. И меня хорошо подготовили: все мои коллеги по цеху пели ему дифирамбы и признавались в любви. Так что я заранее знала, что, работая с ним, в пасть льва я не лезу! (Смеется.) У Тома репутация самого милого парня в Голливуде, но с какой серьезностью он подходит к работе! Насколько же он умен! Я чувствовала, что мне надо делать больше, чтобы соответствовать его уровню. Вот бы уговорить Тома баллотироваться в президенты! Знаете, у него очень даже получится.

Это и первый мой опыт работы со Стивеном Спилбергом. Я была уверена, что такой мастер, снявший столько шедевров, — авторитарный деспот и действует как машина. К моему удивлению, он оказался на редкость открытым: мы словно исполняли джаз вместе, и каждый знал, когда его время солировать. Я не могла дождаться утра, чтобы пойти на съемки! Чем приводила в недоумение мужа. (Смеется.)

Сейчас все значительно хуже


— По-вашему, сегодня дела со свободой прессы обстоят не лучше, чем в 1970-е?

— Сейчас все значительно хуже. Пресса в наши дни пытается убедить людей, что она не распространяет фейковые новости, а говорит правду. Никогда еще мир не видел такой дымовой завесы, которая пущена между людьми и прессой. В истории мы наблюдали подобное, когда множилась дезинформация, и даже существовало такое понятие, как «альтернативные факты». Но тогда масштаб не был настолько велик. Даже для меня происходящее сейчас в новинку, а я уже давно живу на этой земле.

В фильме «Секретное досье» показано, как Никсон пытается лишить Washington Post ее конституционного права публиковать подобные истории, забыв о таком понятии, как «четвертая власть». Он пытается ограничить свободу слова, и в этом, конечно же, очень много схожего с происходящим в наше время. Я никогда еще не был настолько разочарован из-за неспособности республиканцев и демократов услышать друг друга. Однако эта ситуация дает мне стимул работать даже больше, чем я бы того хотел, и делать фильмы, которые должны заставить людей задуматься о происходящем. Я снимаю кино не для республиканцев или демократов, а для всех. И мне кажется, что «Секретное досье» — фильм патриотический, в котором обе стороны могут найти что-то для себя и задуматься, как жить дальше.


— В «Секретном досье» роль президента Никсона «исполняет» сам Ричард Никсон — использована запись его голоса и кадры хроники из Белого дома. Почему вы применили такой ход?

— Потому что Никсону нужна была работа, так что я решил ему помочь с трудоустройством! (Смеется.) Думаю, что это лучшая работа, которая у него когда-либо была! (Смеется.) В соответствии с законом о свободе информации нам был предоставлен доступ к записям Никсона, где он напрямую говорил и о Washington Post, и обо всех тех, кто был вовлечен в то расследование. Я хотел, чтобы зрители услышали настоящий голос Никсона. В итоге мы выстроили интерьер Белого дома и сняли в нем актера так, чтобы не было видно лица, оставив только жестикуляцию. В нашем актерском составе появился реальный человек из 1971 года!



Том Хэнкс, Мерил Стрип и Стивен Спилберг. Фото предоставлено UPI Россия


Том Хэнкс: при виде Мерил Стрип я робел и выдавливал из себя что-то несуразное

— Я немного побаивался Мерил Стрип. Ведь это же сама Мерил! Помнится, если мы встречались раньше, я робел и выдавливал из себя что-то несуразное и бессодержательное. Вроде такого: «Привет, Мерил!» И вот мы увиделись на площадке: учили реплики, вместе проходились по тексту, пробовали разные подходы. В общем, делали все то же самое, что делают актеры. С одной только существенной разницей: никто не делает этого так, как Мерил Стрип!

Мы были знакомы с моим героем — Беном Брэдли. И даже выпили пару коктейлей за разговором о его работе. Он ее любил, пожалуй, больше всего. Бен был журналистом до мозга костей и не терпел лжи! Получив секретные документы из Пентагона, он не мог их не опубликовать. Хотя на кону была не только его карьера, но и личная свобода. Бен Брэдли решился на этот шаг: после публикации тех самых документов Пентагона, а также раскрытия подноготной Уотергейта он стал легендой!

Не менее интересна Кэтрин Грэм, его издатель. Верите или нет, но мы встретились с ней в день ее смерти. Кэтрин была уготована судьба оставаться на вторых ролях в обществе, где всем заправляли мужчины: послушная дочь, кроткая жена, не имеющая права голоса. И тут она переворачивает ситуацию на 180 градусов! Кто знает, возможно, равенство полов однажды приведет к тому, что на экранах кинотеатров будет много обнаженного мужского тела — так же, как сейчас женского. Впишусь ли я в такой кинематограф? Боюсь, голый Том Хэнкс — это скорее что-то из жанра хоррор! (Смеется.)

У меня очень длинный список фобий


— В одном из интервью вы говорили, что страх — это ваше личное топливо: именно он мотивирует вас так, как ничто другое… Поясните, пожалуйста, вашу мысль.

— Так и есть: если я буду излишне уверен в себе, у меня не появятся новые идеи. Другое дело, когда я немного нервничаю, когда я не в «балансе» с самим собой. Вам знакомо это ощущение, когда хватаетесь за любую веточку, чтобы удержаться? И, словно ветряная мельница, вы начинаете размахивать руками, просто чтобы не упасть. Или когда вы начинаете изо всех сил барахтаться, чтобы просто не утонуть? Подобный мандраж будит меня по утрам и заставляет бежать на съемку. И так было на протяжении всей моей карьеры!


— Четыре статуэтки «Оскар», почти $9 млрд, собранных вашими фильмами в прокате, международное признание — и вы все еще сомневаетесь в себе?

— Да, и на этой картине мандраж тоже ощущался, ведь важно было сделать все правильно. Во-первых, до этого я никогда не работал с Мерил Стрип. Во-вторых, прежде у меня никогда не было в кадре одновременно Тома Хэнкса и Мерил Стрип. Ну и наконец, мне предстояло рассказать историю, которая не только меня заставляет задуматься: «Боже, неужели маятник качнулся назад?»


— Если со страхами режиссера Спилберга мы разобрались, то что может напугать человека Стивена Спилберга?

— У меня очень длинный список фобий! (Смеется.) А если быть серьезным, то меня тревожит конфликт, который назрел между США и Северной Кореей. Он может привести к непоправимым последствиям.



С Мерил Стрип и Томом Хэнксом во время репетиции. Фото предоставлено UPI Россия

Пришло время начать революцию


— В последнее время Голливуд сотрясает череда скандалов, связанных с сексуальными домогательствами. Каково вам жить внутри всего этого?

— Любопытно, что именно Голливуд оказался в эпицентре прорыва переломной правды о том, что происходит с женщинами. На самом деле творится это повсюду: женщины рассказывают о том, что было с ними, о сексуальном насилии, домогательствах. И слава Богу, что они об этом говорят, хоть и спустя столько времени. Но это случается и с журналистами, и со спортсменами, и в школах, и на фабриках, и на фермах, и с эмигрантами. Я просто надеюсь, что мы очнемся и увидим, что похожее творится не только в Голливуде, — многие женщины по всей стране и во всем мире прошли через подобное.


— Вас не удивляет то количество женщин, которые испытали на себе сексуальные домогательства?

— Хотел бы я сказать, что удивлен, но нет. Все мы наблюдали подобное на протяжении многих лет, просто сейчас пришло время начать революцию — в хорошем понимании этого слова. Пришло время всем подумать дважды о своем поведении. Необходимо выработать этический кодекс, которого станут придерживаться даже на самом высоком уровне. Я думаю, что наши потомки будут воспринимать 2017 год как время, когда перестали замалчивать существование проблемы, когда тысячи голосов были услышаны. И это на самом деле важно!


«Секретное досье» в кино с 22 февраля


Стивен Аллан Спилберг


Родился:
18 декабря 1946 года в Цинциннати (Огайо, США)


Семья:
жена — Кейт Кэпшоу, актриса; дети — Саша (27 лет), актриса, музыкант; Сойер (25 лет), актер, режиссер; Дестри (21 год), актриса; Макс (32 года, от брака с актрисой Эми Ирвинг), режиссер


Образование:
в 2002 году окончил Университет Калифорнии


Карьера:
один из самых успешных кинорежиссеров США в истории. Снял более 50 фильмов и сериалов, среди которых: «Челюсти», «Война миров», «Инопланетянин», «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Линкольн»

Загрузка...