Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Олег Газманов: «В таких условиях выживают только мутанты вроде меня»

0

В преддверии своего юбилейного концерта певец вспоминает, как он из научного работника превратился в народного артиста России, рассказывает о том, как сделать кипятильник из бритвенного лезвия, и открывает секрет, какой обязательный пункт присутствует в его гастрольном райдере.

— По первому образованию вы специалист по холодильным установкам. Получается, что музыка не была вашим призванием с детства?

— В моей жизни было очень много разных профессий и видов деятельности. Но поверьте, что бы я ни делал, все время считал: это и есть мое призвание. Когда занимался спортом, мечтал быть чемпионом мира и упорно шел к мечте: я мастер спорта по спортивной гимнастике. Мечтал ходить в море на рыбацких судах — ходил в море, и без ложной скромности скажу: был хорошим специалистом в своем деле. Я хотел заниматься наукой, изучать процессы теплообмена — и действительно этим увлекся, диссертацию защитил, получилась интересная научная работа. Но однажды я посмотрел вокруг и подумал: «А хочу ли я через 20 или 30 лет все так же сидеть в этом душном кабинете, в окружении серьезных, но, мягко говоря, скучноватых ученых, которые разговаривают друг с другом не человеческими фразами, а какими-то формулами? Неужели так всю жизнь и буду читать лекции курсантам? Вроде не самое плохое занятие, но такая ли жизнь мне нужна? Я хочу быть счастливым, да. А чтобы быть счастливым, что мне нужно? Чем мне интересно заниматься каждый день?»


К этому времени я уже больше двух лет выступал на танцах в Доме культуры рыбаков. У нас была самая крутая команда в Калининграде — группа «Атлантик». И это было единственное, что меня по-настоящему интересовало. Я готов был играть и петь с утра до вечера. «Выход найден», — решил я. Но одно дело — принять решение, и совсем другое — стать настоящим профессионалом в той области, которую выбрал. Положа руку на сердце, пел я тогда не очень хорошо, да и на гитаре практически не играл, только сочинял на ней мелодии своих песен. Стало быть, следовало пойти учиться. И я пошел в музыкальное училище.

— Вы были взрослым человеком, когда приняли это решение. Сложно оказалось уходить из серьезного учебного заведения, где вы тогда работали, в никуда?

— Мне было почти 30 лет, когда я круто изменил свою жизнь. А успех пришел только в 35. Нелегко было деньги зарабатывать, семью кормить. Поэтому днем учился в училище, а вечерами играл в ресторанах. Получив диплом, стал работать профессионально — в ВИА «Синяя птица», «Галактика» и других коллективах. В 1986 году перебрался в Москву, и дело постепенно пошло. Да, я некоторое время, можно сказать, перебивался с хлеба на квас. Но настолько верил в то, что у меня все получится, мне даже снилось, как выхожу на сцену — и передо мной сто тысяч человек, и все поют какую-то мою песню. Я не мог разобрать, какая именно это была песня, но четко знал: она моя. Я так хотел, чтобы мой сон сбылся, что в результате мир под меня прогнулся. И теперь иногда, выходя на сцену, вспоминаю тот сон. Недавно давал концерт на Дворцовой площади, там было больше ста тысяч человек, и они все хором пели мою песню. А я смотрел на них и думал: «Мне же это снилось 30 лет назад».



— Я настолько верил в то, что у меня все получится, — мне даже снилось, как я выхожу на сцену. С сыном Родионом (конец 1980-х). Фото: Из личного архива Олега Газманова

— Из кабинетного ученого вы стремительно перевоплотились в гастролирующего артиста. Это совсем другая жизнь. Как вы пережили эту метаморфозу?

— Гастрольную жизнь в Советском Союзе нельзя сравнивать с современной. Тогда все по-другому было. Про быт в советских гостиницах только ленивый не вспомнил. Хотя лично я каких-то откровенных ужасов на себе не ощутил. Да, еда была скромнее, зато без химии. Да, мы возили с собой кипятильник, а если его не было, то делали из бритвы. Конструкция предельно простая: провод, два лезвия, между ними — спички. И вся эта красота прямо в розетку включается. Воду греет за семь секунд, но очень опасно: током может дернуть за милую душу. Сейчас, к счастью, кипятильник — пройденный этап, с едой значительно проще. Но вот что мне однозначно больше нравилось — это гастрольный график. Принципиально другая схема была. Например, с группой «Синяя птица»

мы приезжали в какой-нибудь город недели на две и давали семь или десять концертов подряд на одной сцене. Привезли аппаратуру на площадку, выставили, настроили — и спокойно там играем. Сейчас все не так: транспортная нагрузка увеличилась в разы. Ты прилетаешь, играешь концерт, и хорошо, если можешь после этого переночевать в том же городе. А чаще всего ночью приходится переезжать или перелетать в другой. Я в воздухе провожу больше времени, чем летчики и стюардессы: постоянно в дороге, и высыпаться нет никакой возможности. Это жутко выматывает. Выживают в таких условиях только совершеннейшие мутанты вроде меня. Да, я мутант, даже не буду отпираться. И в Советском Союзе выжил с кипятильником из лезвий, и сейчас выживаю, без сна и отдыха.

— Что прописано в вашем райдере?

— У меня довольно скромный райдер, и каких-то анекдотических заявок вроде «каждый час свежие девушки и новое пиво» там нет. Для меня главное — соблюдение технического райдера. Мы обязательно требуем наличие цифрового пульта, особенно если на одной сцене с нами работает несколько коллективов. Прежде мы нередко попадали в такие ситуации: настраиваемся, потом выходит репетировать следующая команда и перестраивает все на свой лад. А на цифровых пультах есть возможность подключать планшет, с помощью которого режиссер управляет нашим звуком: это и время сокращает, и нервы экономит всем участникам мероприятия. А по части быта — у меня есть специальный летний райдер, когда я прошу устроителей концерта предоставить мне велосипед. Потому что полдня сидеть в гостинице и ждать концерта скучно, а по городу не погуляешь: останавливают, просят автограф. Ну и потом, хочется физической нагрузки, а фитнес в зале я не люблю. Поэтому прогулка по городу на велике — то что надо.



С женой Мариной и детьми — Марианной и Филиппом. Фото: Из личного архива Олега Газманова



— На концертах вы не только поете, но и демонстрируете прекрасную физическую форму — делаете сальто, например. А если сцена, на которой вам приходится выступать, тесная и сальто делать опасно, как выкручиваетесь?

— Очень просто. Если сцена не годится для того, чтобы я свои трюки выполнял, я их не делаю, и поверьте, концерт от этого хуже не становится. Да, некоторые зрители ждут моих трюков, им хочется посмотреть, как парень в 65 лет прыгает через голову. Конечно, я могу себе позволить сделать некоторые элементы, повеселить народ, поскольку нахожусь в хорошей форме: по-прежнему каждое утро делаю разминку, прокачиваю все мышцы. Но все-таки смею надеяться, что люди приходят ко мне не ради сальто. Мои поклонники в основном идут на концерты, чтобы послушать стихи и музыку. Люди часто мне говорят, что мои песни долго живут. Наверное, потому что в каждой из них есть смысл, есть история. Это поважнее, чем сальто.

— В прессе вас иногда называют самым неудачливым артистом, поясняя, что с вами все время происходят несчастные случаи. Вы с таким утверждением согласны или все-таки журналисты преувеличивают?

— Это журналистский штамп. Да, когда-то давно был момент в моей жизни, который даже попал в американские новости. Тогда местный комментатор, вводя зрителя в курс дела, сообщил, что я самый несчастливый певец в мире: на меня все время что-то падает, я все ломаю и так далее. Оттуда пошло это странное определение. А момент был и правда неприятный. Однажды в прямом эфире на меня обрушилась декорация — здоровенный шкаф, килограммов двести. Мне раскроило сзади череп, зашивали голову, было серьезное сотрясение мозга, пришлось даже прервать большой тур — я выдержал несколько концертов в Прибалтике, но через

некоторое время был вынужден признать, что выступать не могу: очень болела голова. А еще одна история случилась на праздновании 70-летия «Артека». Меня там попросили произнести речь перед пионерами. Я взял микрофон, стал говорить, а в это время подбежали корреспонденты одной телекомпании и предложили подержать еще и их микрофон, чтобы говорить сразу в два. Я, не выпуская из рук один микрофон, взялся за другой. Оказалось, что они оба незаземленные, и меня долбануло током так, что я реально побывал на том свете. Вот такие приключения. Они, конечно, неприятные, но делать на основании двух — пусть и ужасных — происшествий вывод, что я самый несчастный певец в мире, как-то глупо. Наоборот, я самый счастливый человек: меня не угрохало, я остался жив, голова уже давно зажила и больше не болит, а после того удара током, кажется, я стал более прытким. Господь сохранил мне жизнь и позволяет писать песни. Сейчас еще один альбом напишу назло врагам. Так что все прекрасно.



— Я счастливый человек: Господь сохранил мне жизнь и позволяет писать песни. С женой Мариной. Фото: Из личного архива Олега Газманова

— Вы народный артист. Ощущаете любовь людей? Часто ли приходится сталкиваться с излишне панибратским к себе отношением?

— Я всегда ценю, когда такие вещи делаются не со зла, а по доброте и простоте душевной. Когда ко мне обращаются на «ты», потому что так привыкли. Когда от чистого сердца дарят простые подарки — банки с вареньем и огурцами, вязаные носки и картины разные. После концерта ждут у выхода или в магазине встречают — общаются, благодарят. И это здорово. Правда, иногда эта простота зашкаливает. Приезжаю, скажем, в Израиль, где у нашей публики очень простые манеры и где какая-нибудь мадам может бесцеремонно схватить меня за руку и, обернувшись к своему сыну или мужу, закричать на всю улицу: «Сема, Сема, иди фотаться!» Она меня не то что не спрашивает, хочу ли я с Семой фотографироваться, — она даже не разговаривает со мной, как будто я декорация. И держит за руку крепко так, чтобы я не убежал. Но даже такая бесцеремонная тетя во сто крат лучше, чем гады, которые пишут обо мне в «Инстаграме» и «Твиттере» всякую дрянь. Они знают, что никогда в жизни не скажут то же самое, глядя мне в глаза, — побоятся. И гадят потихоньку, сидя в уголке. Противно. 

А что касается панибратства, тут, вероятно, играет роль мой внешний вид. Меня все называют «Олежек» — и незнакомые люди, и коллеги. Розенбаум, например. «Слушай, — говорит, — Олежек…» Я думаю про себя: «Ничего себе, мне 65 лет, а я все Олежек!» Говорю: «Саш, я же тебя старше!»

— Вы старше Розенбаума?!

— Вот видите, и вы не верите. Тем не менее это так. Я старше Розенбаума. Старше Макаревича. А они мне все: «Олежек». Сначала возмущался: «Какой я вам Олежек?!» А сейчас плюнул: пускай зовут как хотят. Тем более что я со всеми артистами в хороших отношениях, со всеми дружу. Есть ребята, с которыми чаще сталкиваюсь и много общаюсь, — с Сашей Маршалом, Буйновым,

Агутиным, с большинством прекрасных женщин и девушек нашего шоу-бизнеса. Мы все топчем одну поляну — нашу сцену, и нам всегда найдется о чем поговорить. Иногда такие разговоры, кстати, приводят к интересным последствиям. Однажды, например, я провел ночь с Тамарочкой Гвердцители: мы сидели с ней рядом в самолете, нам долго не давали разрешения на взлет, потом мы еще несколько часов летели. А я, если долго общаюсь с коллегой, начинаю рассказывать ему о своем творчестве: какие песни у меня сейчас в работе, какие стихи… И с Тамарой тоже заговорил об этом. Она меня слушала-слушала и вдруг спрашивает: «Какую песню ты мне посоветуешь спеть?» В общем, в результате этого разговора у меня родилась песня «Вороной», которую мы поем дуэтом.



— Все, о чем я когда-то мечтал, случилось в моей жизни. С сыном Родионом. Фото: Из личного архива Олега Газманова

— Вы больше 30 лет на сцене. Не возникало за эти годы желания отдохнуть?

— Знаете, я недавно отработал четыре концерта подряд за четыре дня. И вот уже двое суток не могу выспаться. Столько адреналина — меня просто колбасит. Может, я недостаточно литературно выражаюсь, но то состояние, которое я сейчас испытываю, по-другому назвать нельзя: именно колбасит, трясет после концерта. Адреналин выветривается так долго, что я не могу лечь и заснуть. Два дня как лунатик хожу. В такие моменты, конечно, понимаю, что немного устал. Но я особо не зацикливаюсь на этой мысли. Некогда. Дел много. Сейчас, например, готовлюсь к новому концерту. Поскольку летом у меня случился юбилей, мне исполнилось 65, меня балуют радио- и телепрограммы, делая выпуски, посвященные этой дате. Приглашают на всяческие мероприятия. Недавно на фестивале «Новая волна» состоялся мой творческий вечер: 25 артистов самого высшего ранга и эшелона пели мои песни. Это был совершенно замечательный концерт. Но хотелось бы все-таки сыграть по-настоящему праздничный, большой сольник. И к нему я сейчас готовлюсь. 28 октября в Москве, в КЗ «Крокус Сити Холл», планирую спеть для своих поклонников, пригласить Гришу Лепса, Стаса Михайлова, победителя шоу «Голос. Дети» Данила Плужникова, Диму Билана, Тамару Гвердцители (исполним с ней нашу дуэтную композицию). Будут и еще сюрпризы, но я о них пока умолчу. А 30 октября сыграю в БКЗ «Октябрьский» в Питере. Мне очень нравится, как сейчас проходят концерты. Особенно на площадках, где для этого есть все необходимое: большая сцена, звук, свет, возможность сделать красиво. И моя группа «Эскадрон» уверенно играет весь наш материал — приятно слушать. Так что я устаю, конечно, но получаю невероятное удовольствие! Это ни с чем не сравнимое чувство, когда люди, которые два часа были с тобой, на последних песнях стоят, аплодируют, не хотят уходить. Ты отражаешься в их глазах, а они — в твоих. И я каждый раз ловлю себя на мысли: «Вот оно! Это же то, о чем ты когда-то мечтал. Оно случилось в твоей жизни и продолжает случаться». Хочется только помолиться и сказать: «Пусть остается так и будет как можно дольше».


Олег Газманов

Родился: 22 июля 1951 года в г. Гусев (Калининградская обл.)

Семья: жена — Марина Газманова, экономист; сын — Родион (35 лет), певец; сын — Филипп (18 лет); дочь — Марианна (12 лет)

Образование: окончил Калининградское высшее инженерное морское училище

Карьера: в 1989 году создал группу «Эскадрон». В 1991 году выпустил первый альбом с хитами «Есаул», «Морячка» и др. С тех пор записал более 10 альбомов. Песни Газманова исполняют Филипп Киркоров, Иосиф Кобзон, Надежда Бабкина и др. Народный артист РФ. Кавалер ордена Почета, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Обладатель семи премий «Овация», четырех премий «Золотой граммофон»

Загрузка...