Нурбек ЭГЕН: наш Шерлок – влюбленный Шерлок, в этом главное отличие!
Видеосервис START продолжает премьерный показ оригинального сериала «Шерлок в России» о том, как легендарный английский сыщик Шерлок Холмс (Максим Матвеев) отправляется в Санкт-Петербург на поиски Джека Потрошителя. Там сыщик встречает русского Ватсона – доктора Карцева (Владимир Мишуков), вместе с которым и продолжает свое расследование. Режиссер Нурбек Эген рассказал «ТН» о своей работе над совместным проектом видеосервиса START и продюсерской компании «Среда».
— Поздравляю вас с премьерой! Как восприняли приглашение стать режиссером нового Шерлока Холмса? Как в вашей жизни возник этот проект?
— До этого я уже снял два фильма для продюсерской компании «Среда» Александра Цекало. Потом мне предложили третий, не сказав, какой именно, но заверив, что проект очень интересный, исторический, в моем любимом жанре. Поначалу была интрига, но когда я узнал, что это будет фильм о приключениях Шерлока Холмса в России, очень расстроился. Шерлок Холмс – священная корова, как для европейцев, так и для россиян. К тому же, лет семь назад мой однокурсник Андрей Кавун уже снимал новую историю Шерлока Холмса с Игорем Петренко и Андреем Паниным. В общем, поначалу не читая сценария, отнесся к идее довольно скептически. Но когда прочитал сценарий, то понял, что он не имеет никакого отношения к экранизации Игоря Масленникова с Василием Ливановым. Наш фильм – фантазии на тему Шерлока Холмса, где можно было похулиганить и более свободно рассказать историю легендарной личности. Тем более, у сэра Артура Конан Дойла упоминание о России всплывает максимум раз. Когда я понял, что есть большая доля условности, то перестал бояться и наоборот загорелся работой.
— Чем же отличается ваш фильм от всех предыдущих версий? На чем базируется ваш сценарий?
— Канонический Шерлок — человек из высшего общества, достаточно закрытый, чопорный, истинный англичанин. А жизнь нашего Шерлока, его достижения и возможности происходят корнями из его детства. Он очень ранимый человек, зависимый от определенных вещей, но это герой, который всегда отстаивает справедливость. Он нестандартно мыслит, говорит на многих языках, в том числе и русском, хорошо разбирается в музыке и искусстве. А самое главное, наш Шерлок – влюбленный Шерлок, в этом главное отличие!
— Значит, вы не переживали, что зритель будет сравнивать с картинами с участием Бенедикта Камбербэтча, Роберта Дауни-младшего и Василия Ливанова?
— Я бы даже хотел, чтобы кто-то написал конструктивные сравнения, но такие, как «Ой, Шерлок без Ливанова – дерьмо!», мне не интересно читать.
— Чем сегодня вспоминаются съемки, что стало самым сложным?
— Когда талантливые люди собираются и что-то вместе делают, а ты наблюдаешь и участвуешь в этом – в такие моменты ты просто взлетаешь на своем стульчике перед монитором от того, что происходит на экране. Но это лишь приятные мгновения, потому что режиссер не может радоваться хорошему кадру или хорошей мизансцене, пока не знает, как это будет смотреться потом вместе с другим отснятым материалом. Молишься, чтобы все были живы, здоровы и заряжены на творчество, какие бы условия вас не окружали. Главные сложности в нашей работе – погода. Мы решили показать совсем другой Питер – солнечный и красивый, как какой-нибудь испанский город. Знаете, сам я вырос в горах, и когда рассказываю о своем детстве, то у моей дочери перед глазами рождается картинка прекрасного Нью-Йорка, полного интересных событий. А когда она приехала на мою родину в Кыргызстан, очень удивилась и стала спрашивать: «А где же та красивая деревня, где те огромные горы, журчащие реки?». Так что, в любой истории важен рассказчик, как ты расскажешь, такой люди и увидят твою жизнь. Уверен, что те люди, кто сейчас оставляет положительные комментарии по поводу образа Питера в нашем фильме, умеют видеть красоту, и понимают, что Санкт-Петербург может быть и таким тоже.
— Как воссоздавали исторический Петербург?
— События нашего фильма происходят в 1898 году, который мы воссоздавали по книгам, художниками проделана очень масштабная работа. Интерьеры мы снимали в усадьбе – в особняке Половцева на Большой Морской, где сохранилась обстановка 19-го века. А улицы наоборот строили в павильонах, чтобы показать настоящий Питер конца 19-го века. Реконструировали улицы и дома на площади около трех тысяч квадратных метров. Увидят зрители и немного Лондона, который мы так же отстроили.
— Что скажете про актерский ансамбль, как он подбирался?
— Очень долго. Никто же в реальной жизни не видел Шерлока, у каждого в голове он свой. И меня очень радует наша самая главная наша тройка – Максим Матвеев, Володя Мишуков и Паша Майков, они бомбические актеры!
— Почему в вашей истории нет доктора Ватсона, но есть русский врач Карцев?
— Ватсон остался в Лондоне ввиду болезни, но Шерлок находит ему в России отличную замену. После трагической гибели жены и дочери доктор Карцев оказался на дне, много выпивал, ничему уже не верил и практически готовился уходить из этой жизни. Но встретив Шерлока и увидев его старания, он начал находить в жизни новые смыслы. Для Шерлока же Карцев истинный русский человек, через которого он узнает Россию. Ведь он может быть добрым, щедрым, гениальным доктором, противоречивым, эмоциональным, а порой даже опасным.
— Какую задачу вы ставили перед исполнителем главной роли Максимом Матвеевым? Насколько он привносил в нее себя?
— Максим очень талантливый и техничный артист. Я не ставил перед ним задачу создать такого Шерлока, которого еще не было. Мы говорили именно про человеческие качества его героя. Все его скиллы растут из событий, которые произошли с ним в детстве. Почему Шерлок стал таким? Почему он может так преследовать преступников и при этом не думать о себе? Почему он боится себя и не спит ночами?..
— Можете вспомнить ситуацию, когда актер Матвеев вас удивил, восхитил…
— Всегда! Своим постоянством, поиском, в день он выдавал 15-16 страниц текста, причем, важно было произносить его с английским акцентом. При этом Максим не уходил с площадки, постоянно проходил свои мизансцены, проявляя очень большую усидчивость и трудоспособность. Актеры же весьма настроенческие ребята, но Максим очень постоянный, надежный, и даже скажу, педант. Ну и женщинам он очень нравится, как я понимаю…
— А физически Максиму погеройствовать пришлось?
— Очень многим кажется, что актеры, как шаманы, могут делать все сразу. Но Максим действительно сам выполнял все трюковые сцены, бегал, прыгал, без дублеров. Причем, однажды Максим упал, и мы даже испугались, что он сломал ногу. Скорая увезла его в больницу, но, слава богу, все обошлось, пару недель только пришлось походить с палкой. Причем, травмировался Максим на самой простой сцене, где ему нужно было просто перепрыгнуть с крылечка и побежать. Хотя, были сцены намного опаснее, где Максим прыгает из кареты в воду, где его били по голове ножами, порезали ему голову, но он никогда не останавливал съемки. И Володя Мишуков, и Паша Майков так же получали серьезные повреждения, но вели себя при этом, как настоящие мужчины.
— Вы сказали, что в отличие от других интерпретаций произведения, ваш Шерлок Холмс – одержим не только раскрытием преступлений, но и любовными переживаниями. Откуда взялась эта история?
— Причем, любовная история у нас весьма большая. Всю дорогу Шерлок задает вопрос «Почему мы ставим любовь на пьедестал чувств?». Для него это чувство существовало где-то на задворках, пока он не встретил, Софью Касаткину, которую играет Ирина Старшенбаум. Это люди из двух противоборствующих миров, но постепенно они начинают познавать мир друг через друга. Это очень большая и красивая линия любви, которая кардинально меняет Шерлока. Он начинает понимать людей, которые совершают большие поступки во имя этого чувства.
— Приступая к работе, вы сразу знали, что сериал будет показан не на телевидении, а на видеосервисе START?
— Изначально у нас были мысли снимать «Шерлока в России» для телеканала, но на телевидении есть цензура, и канал не смог бы показать его — слишком много жестких сцен, крови, смертей. У нас ведь детективная линия, где все время кто-то кого-то убивает, а Шерлок пытается поймать убийц. В проектах, которые снимаются для онлайн-кинотеатров больше свободы для самовыражения. Так что я очень счастлив, что наш сериал вышел на видеосервисе START.
— Как часто вы сейчас бываете на своей родине в Кыргызстане? И где сегодня ваш дом и семья?
— В Кыргызстане бываю раз в год, или два. В основном живу в России – уже шесть лет в Санкт-Петербурге, там мой дом. В 2013 году я приехал в Питер снимать фильм «Молот» с Алексеем Чадовым и Оксаной Акиньшиной, и мне так понравился город, что я решил там остаться. В Москве я жил почти 20 лет, с 1994 года, но этот город не так греет меня, как Санкт-Петербург. Так что, зря, мне кажется, Сергей Шнуров спел «В Питере пить», по мне так, в Москве работать, а в Питере жить…