Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Николай Басков: «Я в жизни чего только ни творил и как только ни хулиганил»

0

Николай Басков — не только золотой голос России, но и непревзойденный рассказчик. Друзья артиста наперебой зовут его на свои вечеринки и праздники, потому что знают — никто лучше Баскова не развеселит гостей. Сегодня Николай делится некоторыми из своих историй с читателями «ТН», а также представляет самый неожиданный альбом в своей дискографии, презентация которого состоится на днях в Кремле. 

О клипе «Ибица»

Несколько недель назад мы с Филиппом Киркоровым порвали интернет нашим совместным творением под названием «Ибица». Теперь еще и видео «Извинение за Ибицу» выпустили. Я вам так скажу: я не помню, чтобы меня так ругали когда-нибудь. Хотя я в своей жизни чего только ни творил и как только ни хулиганил.

Будучи оперным певцом и стажером Большого театра, выходя всегда на сцену только в смокингах, фраках и «бабочках» и исполняя на эстраде «Памяти Карузо», вдруг записал рэп с «Мурзилками» с «Авторадио». Стилисты тогда нарядили меня в мятую рубаху и рваные джинсы, это был шок для всех. Меня костерили на чем свет стоит. Семь лет назад на моем юбилее мы с Киркоровым спели песню «Нас не догонят». В зале было 500 гостей, весь цвет общества, а мы вышли к ним в шортиках, в пионерских галстуках. Мы понимали, что своим появлением в таком виде и с такой композицией нервы собравшимся пощекочем. Но случилось непредвиденное. Почему-то и у меня, и у Филиппа оказались расстегнуты ширинки на шортах. В эйфории выступления мы, конечно, внимания на это не обратили. «Е-мое, — сказали мы с Киркоровым, посмотрев потом видео, — чего ж штаны-то маловаты!» Что тогда началось — вспомнить страшно. Наши расстегнутые шорты обсуждали все и везде. И я уже думал, что это вершина, что сильнее мы людей не заденем и не раскачаем. Но я ошибался.

Нас после «Ибицы» ругали так, как не ругали никогда и нигде. На «Эхе Москвы», где про Баскова не говорят ничего с момента его создания, «Ибице» посвятили целый час и вылили на меня 18 ушатов дерьма.


Кадр из клипа «Извинение за Ибицу» (2018). Фото: instagram.com

Вообще с этим клипом произошла удивительная история. Общество раскололось на два лагеря. Половина зрителей (а их уже за четырнадцать миллионов перевалило) очень любит этот клип, половина бесится и брызгает слюной: «Зачем вы, Николай, — спрашивают, — такую гадость сняли вообще?!» А я вам скажу зачем. Моя миссия — развлекать людей. Отвлекать их от серых будней. Расшевелить их, если они загрустили. Я артист, это моя профессия. И когда мы клип снимали, я именно этого и добивался. И добился. Я не боюсь того, что меня будут ругать. За 20 лет моей карьеры чего только обо мне ни писали, и я ни разу не подал в суд ни на одно издание, это моя принципиальная позиция.

Телеканал Россия 1 тоже сильно рисковал, поставив «Ибицу» в эфир, но в результате программа Андрея Малахова, в которой клип был показан (не без купюр, конечно), получила самый высокий рейтинг. А на «Новой волне» мы спели песню со сцены, потом выходили на бис, и это был единственный бис за всю историю «Новой волны». И опять-таки руководство канала не побоялось показать наше выступление, хотя там было все, что можно: и провокационные декорации, и девочки с фиговыми листочками на причинном месте, и мальчики в откровенных костюмах. Но это сделано намеренно. Я такой человек — не могу всю жизнь петь в одном и том же костюме на фоне одного и того же черного задника. Я тогда сам себе перестану быть интересен.

И, кстати, в этом мы с Филиппом схожи. Мы оба ищем себя всю жизнь. Филипп как только не эпатировал людей — был рыжим, белым, зеленым, каким угодно — и не боялся ничего. И заметьте, интерес зрителей к нему не теряется вот уже много лет.

О дружбе с Киркоровым

Мы много лет дружим с Филиппом. Недавно были на эфире у Урганта, и он у нас допытывался, когда мы познакомились. Честно говоря, никто из нас уже и не вспомнит, когда это случилось. Филипп меня заприметил очень давно, это была программа «Музыкальный ринг», ну то есть прошлый век еще. И как-то само сложилось — начали общаться. А это наше противостояние, о котором так много говорят, — это тоже развлечение. Игра на публику. На самом деле Филипп — один из немногих людей, на которых я могу рассчитывать. И он знает, что это взаимно.

За время нашего общения мы не раз попадали в истории. Одна из них особенно запомнилась. Дело было в предновогоднюю страду, мы снимали какие-то бесконечные «елки», и после одной из съемок, которая закончилась как всегда за полночь, Филипп говорит: «Я все равно сегодня не усну, слишком много эмоций, надо как-то успокоиться. Давай в кино съездим?» Я согласился, и он сказал: «Жди, скоро за тобой заеду». Заезжает. Я спускаюсь и вижу — ни охраны, ни водителя, Киркоров сам сидит за рулем маленькой спортивной двухместной машины. Он ее обожает, хотя для меня до сих пор загадка, как он со своим ростом туда вообще помещается. В общем, сели в машину, доехали до кинотеатра, оставили ее на парковке на улице.

Посмотрели кино, вышли — машина не заводится. Ну, потому что мы фары не погасили и аккумулятор, естественно, сел. На дворе холодно, зима, снег, кругом никого, полчетвертого утра. Мы идем к дороге голосовать. Филипп стоит впереди, я рядом, чуть за ним, и с дороги меня не видно (он же все-таки сильно выше меня). Останавливается тачка, внутри несколько парней и девушка. Филипп своим фирменным голосом произносит: «Ребята, пожалуйста, помогите. У нас проблемы. Надо «прикурить» (завести аккумулятор. — Прим. «ТН»)». Водитель тачки смотрит на него, совершенно обалдев, и говорит: «Слушай, ты так на Киркорова похож!» — «Что значит «похож»?! Это я и есть!» — возмущается Киркоров. Девушка с заднего сиденья говорит с максимальным скептицизмом: «Ну да, ага, вы Киркоров! Только Баскова еще не хватает для полноты картины». И тут я понимаю, что настало время выйти на авансцену. Выхожу из-за спины Филиппа и говорю: «Так вот он я!» Человек в машине от удивления забыл, где у него зажигание находится. Они нас, конечно, спасли — «прикурили», завели, — но за все время спасательной операции никто из них не произнес ни слова, в таком шоке они были.


Фото: Из личного архива Николая Баскова

Об экстремальном детстве

О том, что я стану артистом, все вокруг начали подозревать с самого моего детства. Я всегда был очень контактным, и мне всегда нужна была публика — с самого раннего возраста. Когда мы шли в гости, хозяева дома родителям говорили: «Только вы Коленьку с собой возьмите, а то без него за столом будет скучно». Моя артистическая натура требовала выхода, не всегда безобидного, и я благодарен своим родителям за их бесконечное терпение. Меня никогда не ругали, что бы я ни творил. Я у бабушки на даче рвал ромашки, ставил их в бидончик, шел с ним к электричкам, делал жалостное лицо и продавал эти ромашки по рублю. В старших классах фарцевал около гостиницы «Интурист», знал по именам и в лицо всех тамошних проституток, они меня тоже знали и любили.

Я Абдулову, царствие ему небесное, умудрился продать духи «Фаренгейт». Ну кто тогда не знал в лицо артиста Абдулова? Все знали. И я знал. И считал, что артист автоматически означает «богатый человек». Это уже когда я стал старше, я понял, как я был прав! (Смеется.) В общем, артист шел мимо «Интуриста» по своим делам, а я к нему подбежал, изобразил юродивого, начал канючить: «Александр, ну, пожалуйста, ну очень денежки нужны!» Нас там много таких стояло, но внимание он обратил только на меня и купил духи в результате.


С отцом Виктором Владимировичем и мамой Еленой Николаевной (1982). Фото: Из личного архива Николая Баскова

У меня кличка была — Артист. Когда мне было 11 лет, я таки стал артистом — попал в Детский музыкальный театр юного актера, которым тогда руководил Саша Федоров (он и сейчас там, недавно отпраздновали 30-летний юбилей театра). Из этих стен выпустилось много замечательных ребят, и я с удовольствием вспоминаю то время. Так вот, едва я туда попал, Саша сразу сказал: «Коля, из тебя вый­дет артист. Я не знаю, кем ты станешь, может, певцом, может, актером драматическим, но талант у тебя точно есть».


В Театре юного актера (1988). Фото: Из личного архива Николая Баскова

Мы очень много ездили на гастроли — и по стране, и за рубеж. У меня эта кочевая жизнь не вызывала никаких вопросов: я сын офицера, и поскольку мой отец никогда не был паркетным офицером, мы прошли все гарнизоны от Германии до Тувы. Но Саша до сих пор со смехом вспоминает спектакли, которые я разыгрывал перед отъездом на гастроли. Мама провожает меня до поезда. Стоит на перроне. Я прислоняюсь лбом к стеклу и реву взахлеб, прямо от души. Мама за окошком, естественно, тоже плачет, Саша, на все это глядя, сам чуть не ревет. Поезд трогается, и, едва мама скрывается из вида, у меня тут же выключается поток слез, лицо мгновенно высыхает, и я, обращаясь к Саше уже совершенно спокойно, потираю радостно руки и говорю: «Саш, там конфеты мне мама положила, давай-ка приступим». Он удивлялся, как 11-летний ребенок так может сыграть скорбь расставания.

Однажды мой талант спас наши заграничные гастроли. Было это в 1980-х годах, нас было много детей в сопровождении Саши. Он, как всегда, пропустил всех вперед, а сам шел замыкающим. Все дети показали паспорта, прошли, а ему сказали: «Стоп, мы вас не пускаем!» Что-то у него оказалось не в порядке. Саша начинает метаться: «Товарищ майор, пустите, у меня там 25 детей, как они без меня уедут?!» Но пограничник непреклонен. И тогда я понимаю, что пора. Начался концерт. Я кидался на офицера, я кидался на пол, я рыдал, дрыгал всеми конечностями, завывал на весь аэропорт: «Пустите, пожалуйста, с нами нашего папу, мы без него умрем с голоду, мы без него пропадем». Вы не поверите, но нас пропустили! И как только мы оказались за пределами видимости пограничников, я, который за секунду до этого колотился в истерике, вдруг взял Сашу за руку и будничным тоном сказал: «Ну, так где здесь у них что-то вкусное дают?»

Об Ирине Аллегровой и ее холодильнике

Есть у меня дуэт с Ириной Аллегровой. Я ее очень люблю, недавно был вместе со своими родителями на ее концерте в Витебске. И меня восхитило, как зал ее встречал и как хором пел песню «Странник мой». Ирина не произнесла ни слова, она только дирижировала со сцены, а зал в едином порыве пел. И если меня спросят, что такое «хит», я скажу, что это песня «Странник», которую народ поет от начала до конца без участия самой певицы. Повторюсь, я очень высоко ценю ее профессионализм, но, когда вижу Ирину, вспоминается мне сразу только одно — ее холодильник.


Фото: Из личного архива Николая Баскова

Однажды я приехал к ней в гости на какую-то вечеринку, было много гостей. Ирина — потрясающая хозяйка и очень любит готовить. В ее доме шикарная кухня, дикое количество посуды, разных новомодных примочек. А ее холодильник — это полноценная комната с герметичной дверью и уходящими за горизонт полками. Что меня понесло в этот холодильник? Не спрашивайте! В общем, я туда вошел, и дверь закрылась. И нет никакой возможности открыть ее изнутри. Сижу я в этой ледяной комнате, кричу — естественно, никто меня не слышит. Мобильник там не берет. Где-то через полчаса народ за столом в гостиной заволновался: «Что-то больно тихо стало, кого-то не хватает». Стали выяснять: «А Басков где? Он же не прощался?» Пошли меня искать и совсем было решили, что я тихо по-английски свалил, но обнаружили мою обувь в прихожей. Начали уже более методично обходить весь дом и обнаружили меня в этом холодильнике. Как Ира ругалась на меня — не передать словами: «Как тебя угораздило?» Оказалось, что вообще-то изнутри можно дверь открыть, но именно в тот день что-то там сломалось и заело. Полчаса я, босой и легко одетый, просидел в этом холодильнике и до сих пор холодею при мысли, что было бы, не найди они мои ботинки в коридоре.

Об Алле Борисовне и бриллиантах

Еще один дуэт, о котором я долго мечтал и который мне удалось все-таки записать, — с Аллой Борисовной Пугачевой. На «Рождественских встречах» мы спели с ней песню «Давай с тобой дружить». Алла Борисовна была моей путеводной звездой, я в юности зарабатывал на жизнь, исполняя в ресторане ее песни. Так вот, однажды я искал подарок Алле на юбилей. Думал, что бы ей такое подарить оригинальное. А тогда в Москве появилась новинка — машинка для чистки бриллиантов. Все за ней гонялись, страшный дефицит. И я решил: вот достойный подарок для Аллы. Расшибся в лепешку — нашел! При­ехал на юбилей гордый — как же, такой оригинальный подарок! Алла его приняла, повертела в руках и говорит: «Надо же, Ротару он дарит бриллианты, а мне машинку для чистки бриллиантов. Надеюсь, на следующий юбилей ты мне подаришь то, что туда можно будет положить почистить».


Фото: Из личного архива Николая Баскова

Об Иосифе Кобзоне

Иосиф Давыдович был для меня эталоном, образцом того, как надо помогать людям. Второго такого человека уже никогда не будет. Он помогал во всем — от выхода на сцену до похорон. Я помню потрясающую историю. Меня пригласили выступить в каком-то сборном концерте. Я был еще совсем зеленый, у меня не было имени, денег мне за это выступление тоже никто не предложил, но мне было лестно просто выступить. Я стоял за кулисами и трясся от ужаса. Мимо меня прошел Иосиф Давыдович, похлопал меня по плечу и сказал: «То, что ты боишься, — это хорошо. Нет ничего хуже, чем выходить на сцену равнодушно». Мне было очень важно в тот момент это услышать. Я вышел, спел песню, весь мокрый от страха вернулся за кулисы, и Кобзон мне дает 200 долларов — большие тогда для меня деньги. Я изумился, спрашиваю: «Зачем?» А он отвечает: «Запомни, каждый труд должен быть оплачен. Бесплатно только птички поют». Я доллары тогда потратил, но если бы знал, как сложится дальше моя жизнь, сохранил бы эти две купюры как талисман.

О мистике и Монтсеррат Кабалье

Был еще один случай, который запомнился мне на всю жизнь. Мы с Сашей Федоровым и еще несколькими ребятами путешествовали по Европе и где-то на стыковке в одном из аэропортов спали на вещах в зале отлета, ожидая рейса. Саша потом рассказал, что мимо нас шла Монтсеррат Кабалье. А я с детства был ее фанатом. И вот она останавливается около меня. Кладет руку мне на голову и говорит: «Какой мальчик хороший!» Знак это был, иначе не скажешь.

А чуть позже мне приснился сон: я сижу в холле гостиницы «Савой» и держу в руках ноты. И вижу, по лестнице спускаются Монтсеррат и Хосе Каррерас. Она вдруг, ничего не говоря, берет мои ноты и начинает их править. Спустя много лет я познакомился с Монтсеррат: она искала тенора для дуэта в России, мой продюсер послал ей материалы, и она выбрала меня. Вслепую, просто услышав голос. На первой репетиции я подошел к ней познакомиться, и она… взяла у меня ноты и стала делать в них правку. У меня случился ступор! Она мне говорит что-то, а я не могу ответить, потому что это было уже со мной! Вот и скажите, что чудес не бывает…


С Монтсеррат Кабалье (2001). Фото: Global Look Press

Я очень многим обязан Монтсеррат. И не только тем, что с ней я выступал на лучших площадках Европы. Она научила меня вокальной технике, благодаря которой я могу работать по два с половиной часа вживую. Я помню ее мастер-класс в испанской Сарагосе. Одним из упражнений, например, было такое: надо было лечь на пол на спину, тебе клали на диафрагму 16-ки­лограммовый блин от штанги, и ты должен был с этим блином на груди определенным образом дышать. Это было очень тяжело. Но это позволяет мне сегодня отработать концерт, даже если я заболел или устал. И зрители не заметят, что я не в голосе.

О приключениях в пути

Однажды приземляемся мы в Мадриде. А аэропорт Мадрида — один из самых больших в мире. От точки прилета до места получения своего багажа вы 18 минут едете на электричке. Нам надо было на пересадку до Москвы, и мы бегом вместе со всей командой припустили по этому аэропорту. И вдруг за спиной крик: «Никола-а-ай!» Оглядываюсь — ко мне бежит женщина возраста моей мамы. «Я вас знаю! — кричит. — Вот вы-то точно русский и точно в Москву! Пожалуйста, я здесь пропаду! Я не понимаю, куда мне идти и где наш гейт. Возьмите меня с собой!» Она схватилась двумя руками за подол моей джинсовки и пробежала за мной все расстояние до московского рейса. Не мог же я ее бросить.

Но так на меня реагируют далеко не все. Помню, в 2009 году я получил звание народного артиста и поехал в народ — в тур по городам и весям. У меня было 13 концертов в крупнейших российских городах, и РЖД выделил мне VIP-именной вагон, который был весь расписан: «Николай Басков», «Корабль судьбы», «Всероссийский тур». Этот вагон перецепляли в каждом городе к другому поезду, мы доезжали до следующего города, давали там концерт, и мы таким образом докатили до Владивостока. Вернулись оттуда все плюс 9 кг. Потому что несколько недель мы только и делали, что сидели и ели. А что еще делать? Связи нет, перегоны долгие, твердой почвы под ногами тоже нет. Да еще и смена часовых поясов. Где-то к Омску мы уже перестали понимать, где мы и можно ли позвонить в Москву, не разбудив маму.

И вот как-то ночью где-то за Саянами долгая стоянка. И я предлагаю нашим выйти и хотя бы просто постоять на земле, не слыша стука колес. Я вышел в таком виде, что на какой-нибудь фешен-премии я непременно получил бы за этот лук звание «Персона года». На мне были белые одноразовые тапки (такие в отелях обычно дают), надетые на черные носки, шорты, футболка и пальто от Armani, накинутое на плечи. А на голове всклокоченные волосы. Стоим мы около вагона, видим — вдоль поезда идет женщина в оранжевой жилетке и простукивает колеса. Идет, низко наклонившись, доходит до нас, упирается головой в меня, видит мои отельные тапки. Медленно поднимает взгляд — шорты, пальто, волосы. А я при этом стою в свете фонаря, как на сцене. И она крестится размашисто и говорит: «Пора бросать пить!» Снова наклоняется к своим колесам и удаляется, простукивая их. Конечно, если бы она шла ровно, она бы обратила внимание на вагоны с моими фотографиями и поняла, что это я и есть, живой и настоящий, несмотря на тысячи километров от Москвы и странный внешний вид в три часа ночи. Но она была занята колесами, и кто знает, может быть, действительно потом, после этой встречи со мной, бросила пить…


Фото: Из личного архива Николая Баскова

Об альбоме «Верую»

В октябре состоится презентация на iTunes моего альбома под названием «Верую». Альбом «Верую» мы делали очень долго. Началось все с того, что я увидел стихи прекрасной поэтессы Ирины Лебедевой, которая пишет на религиозные темы, и несколько произведений меня тронули до глубины души. Я решил создать на них песни. Интересно, что музыку для симфонического оркестра писали модные авторы — Сережа Ревтов, Леша Романов — композиторы, чьи песни, кроме меня, поют Филипп Киркоров, Билан, Стас Михайлов, Алсу, Зара, Анна Семенович и другие, и чьи хиты сейчас крутятся на всех радиостанциях. Впрочем, к результату, который бы устроил всех, мы пришли далеко не сразу. Были произведения, которые я переписывал по нескольку раз, мне не нравилось, как это звучало, не нравилась аранжировка. Но в результате все сложилось.

Несколько лет назад даже мыслей о том, что у меня может получиться такой альбом, не было. Но все меняется. Я понял, что наша жизнь делится на периоды, и в каждый из этих периодов становится важным то, что раньше ты вообще не брал в голову. Я человек крещеный, я всегда был и остаюсь верующим, но мне тоже пришлось пройти определенный путь и проделать определенную душевную работу. И к этому 9 октября я шел очень долго. Знаете, бывают такие встречи, которые даны свыше. На твоем жизненном пути вдруг появляются люди, с которыми ты, может быть, больше никогда не встретишься, но они тебе даны, чтобы донести до тебя какую-то мысль, какое-то понимание. Так, однажды в церкви где-то в глубинке я познакомился с пожилым священником, и он сказал мне такие слова: «Люди не умеют ходить в церковь, они ходят туда, как в стол заказов, со списком: я хочу то, дай мне это. И хорошо еще, если под конец человек вообще вспомнит, что надо Богу свечку поставить и поблагодарить за все, что у него уже есть. Забывают люди о том, что в православии существует понятие — благодарственная свеча Господу за его благодеяния. Это когда человек приходит в церковь и ничего не просит, он просто пришел, чтобы поблагодарить за то, что у него есть крыша над головой, живы родители, есть работа, что его любят, что он нужен и востребован. И все. Поставил свечу и уходит, не говоря при этом ни одного слова: «Дай!»

Этот священник очень четко сформулировал то, что я давно чувствовал, но не мог выразить словами. Я много думал об этом. И, может быть, стал немного правильнее смотреть на жизнь. Мы же действительно так живем — все время ноем, нам всего мало, нам все время что-то недодали, обидели, не то сказали, куда-то не пустили, все не так и все не то. А я проснулся однажды и понял, что больше так не хочу. И вот уже несколько лет живу по-другому: просыпаюсь, встаю, благодарю Бога за то, что я встал и что этот день начался. Сейчас уже понимаю, что каждому возрасту соответствуют определенные мысли, и такое понимание жизни не могло прийти ко мне в 25, надо было пройти определенный путь, в том числе и потерь, и лишений, чтобы научиться ценить то, что ты имеешь. И я сейчас с этой мыслью живу.

Одновременно с презентацией альбома 9 октября в Кремле пройдет мой концерт. Это будет масштабное событие — на сцену выйдет 160 человек, симфонический оркестр под управлением дирижера Юрия Медяника и хор имени Свешникова. Это событие будет уникальным — я не планирую повторять его или возить по стране. Я мечтаю сыграть концерт один раз, сделать его съемку, и пусть он останется в истории. Это не коммерческое предприятие, я на нем не зарабатываю. Мне нужно спеть песни зрителям, и делаю я это, прежде всего, для себя, для своей души.

Загрузка...