Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Кай Метов: «На моих концертах свистели пули»

0

У автора хитов девяностых «Position № 2» и «Вспомни меня» Кая Метова в квартире стоит концертный рояль. И в загородном доме тоже. Потому что детские мечты должны сбываться — хотя бы и через десятки лет.

— Говорят, судьба и за печкой найдет. В ва­­­шей жизни бывали такие случаи: вроде ничего не предвещало большого поворота, сидели себе за печкой, никого не трогали, и вдруг — бах?!

— Меня судьба нашла не за печкой, а в очереди в магазине. Мне тогда было 5 лет, и я очень хотел стать музыкантом. Как человек хочет другим рассказать интересную историю, так я хотел поделиться звучащей внутри музыкой. И просил родителей купить мне черный рояль — я видел такой по телевизору. Мама-воспитательница и папа-физик удивлялись: что за странные желания у их ребенка? В конце концов дедушка подарил мне игрушечный рояль, но я сказал, что так дело не пойдет, нужен настоящий…

Так вот, я в очередной раз пошел в магазин: у меня родился братик Саша, и появилась почетная обязанность регулярно ходить за молоком, ну, а заодно за хлебом и другими продуктами. Родители были требовательные, и у меня, а потом и у брата с малых лет имелись свои зоны ответственности. В магазине в каждый отдел была своя очередь, а в кассу — своя. Я не терялся — сразу занимал очереди в молочный, хлебный, бакалею и в кассу. А чтобы не сказали: «Мальчик, ты здесь не стоял», — все время бегал из очереди в очередь, привлекая к себе внимание, общался с людьми.


В гостях у тети (1966). Фото: Из личного архива Кая Метова

Однажды рядом оказался пожилой мужчина, как выяснилось, профессор консерватории на пенсии. Слово за слово, и я поведал ему грустную историю. Михаил Андреевич, так звали профессора, попросил меня спеть — и я во всю мощь грянул «Коробейники». Все в очереди были в восторге, профессору тоже понравилось. Он попросил зай­ти к нему на следующий день с мамой для важного разговора. Мама сказала: не выдумывай, и без профессоров с роялями забот хватает.

А через некоторое время я снова встретил Михаила Андреевича, и он спросил, почему мы к нему не пришли. Я с максимальной для своего возраста дипломатичностью объяснил причины. «Хорошо, хоть мне и за 70, но, если маме некогда, я сам к вам приду», — ответил Михаил Андреевич.

Когда я пересказал маме этот разговор, она нашла время чуть ли не в тот же день: в Казахстане старших очень уважают. Профессор жил в частном домике вместе с женой Идой Яковлевной и собакой Азой. В прокуренной комнате со старинной мебелью стояло настоящее пианино, и Михаил Андреевич дал мне понажимать на клавиши. Я ему попел, поугадывал ноты, а потом он о чем-то говорил с моей мамой.

Итогом стало то, что родители решили отдать меня в лучшую в Алма-Ате специализированную музыкальную школу имени Куляш Байсеитовой. Для подстраховки я поступал еще и в две другие — и, разумеется, на фортепиано. Но приняли везде на скрипку! У меня нашли абсолютный слух, а абсолютников всегда на скрипку отправляют, потому что скрипачи — движущая сила симфонического оркестра.

Я расстроился, но, как оказалось позже, выбор был правильным. Скрипка развивает в ребенке утонченность восприятия. Она требует к себе немного другого отношения, чем остальные инструменты, включая и мой обожаемый рояль. У меня довольно много концертов, и в техническом райдере значится рояль на сцене. Я приезжаю в зал за несколько часов до выступления,­ ­и ­40-50 минут общения с незнакомым роялем хватает, чтобы вечером мы были слаженным дуэтом.


— Я на своих концертах всегда играю на рояле, и люди удивляются — все-таки меня в другом ключе воспринимают. Фото: Юлии Ханиной

Но со скрипкой так не получится. Она всегда должна быть рядом с тобой, ей всегда нужно уделять внимание, как любимой девушке… Если ты со скрипкой какое-то время не общался, теряется звук. И еще: там, где другой музыкант различает 50 нюансов, скрипач — 150. Но скрипачи и ранимее других — это обратная сторона утонченного восприятия.

Принес песни — и пропал

— Руководитель оркестра «Фонограф» Сергей Жилин, который аккомпанирует участникам шоу «Голос», рассказывал, что в детстве занимался от 4 до 10 часов в день, а в 9 лет вместо того, чтобы играть на пианино, запер в квартире следившую за ним бабушку, а сам играл во дворе в футбол, пока мама не вернулась.

— Не могу представить, чтобы я так поступил с кем-то из старших. Но сам я считаю, что главное — не количество, а качество работы, через несколько часов усталость нарастает, а плодотворность снижается. Зачем себя так мучить? Кстати, мы с Жилиным вместе учились в ЦМШ при Московской консерватории, только он года на два позже. Как я туда попал? Победил в нескольких республиканских конкурсах. Вдобавок к нам приезжала комиссия, которая отбирала одаренных детей.


С любимой девушкой Анастасией, актрисой и моделью (2018). Фото: Из личного архива Кая Метова

— Тяжело конкурсы давались маленькому ранимому скрипачу?

— Это был тихий ужас! Ладошки потеют, ты так волнуешься, что можешь перегореть, а потом надо выйти и выложиться на 200 процентов. Но в детстве и юности такое легче переносить — нервная система покрепче.

Конечно, мне все равно было сложно — я уже не о конкурсах, а о пути музыканта из семьи, к музыке не ­имеющей отношения. А уж когда эстрада превратилась в шоу-бизнес, и в нем стали делить сферы влияния музыкальные холдинги… Мне было очень непросто ориентироваться, правильно выстроить взаимодействие с этими силами, я ведь всегда был одиночкой.

— Как вы решили с классической музыки переключиться на эстраду?

— Поломала мои перспективы в классической музыке армия. Я честно прослужил два года, параллельно со службой выступал в ВИА «Молодость» и демобилизовался, уже понимая, что дальше буду заниматься эстрадой. Но классическое образование всегда оставалось моей опорой. Только расслабленно наслаждаться музыкой оно мешает — все автоматически в голове на партитуры раскладывается, включается анализ.


С бывшей женой Натальей и дочкой Кристиной (1988). Фото: Из личного архива Кая Метова

— Долго анализировали современные хиты, сочиняя «Position № 2» и «Вспомни меня»? Вычисляли, что должно понравиться людям, что выстрелит?

— Не выводил формулы — просто писал то, что через меня шло. Эти разухабистые песни были сочинены в начале девяностых. В стране происходили перемены, многое рушилось, опять же — сексуальная революция, период бунтарства. Во всех киосках продавались эротические журналы, кассеты. Так что я к этим песням отношусь как к части той эпохи. Это оказалось нужно людям, не так страшно было жить.

— Как вы проснулись знаменитым?

— Самым сладостным был даже не этот момент, а период, когда стало ясно, что большой успех вот-вот придет, что он неизбежен. Он затянулся года на два. Альбом «Position № 2» вышел в 1993 году и разошелся гигантским тиражом, песни из него звучали везде — из любой машины, магазина. Но ни одного видео не было, не говоря уж о видеоклипе. Было мое фото на официальном альбоме, но ведь на один официальный альбом приходилась тысяча переписанных аудиокассет, на которых ручкой было помечено: «Кай Метов».

Я был очень популярен, но никто не знал, как я выгляжу, пока не попадал на мой концерт — а я уже начал выступать на стадионах. Этим пользовались ушлые граждане, ездившие по городам с моими фонограммами. Мне рассказывали байки, что я выступал в таком-то городе, набе­зобразничал, — а у меня там никогда не было концертов. Или что все билеты продали, а я не приехал… А потом меня позвали в топовую программу «Акулы пера», и страна узнала меня в лицо.

Но куда важнее оказалась передача, в которой я вообще не участвовал, — «МузОбоз» Ивана Демидова, гостем которой был директор студии «Звук» Андрей Лукинов. Она вышла году в 1992. Там Демидов сказал Лукинову: «Никому не известный Элвис Пресли записал на рекорд-студии две песни за $8, на него там обратили внимание, и вскоре он прославился. Такое может случиться сейчас?» Андрей ответил примерно следующее: «Знаете, когда меня не было на студии, пришел один молодой человек, принес свои фонограммы — и пропал. Не оставил ни адреса, ни телефона — ничего! Сказал только, что его зовут Кай Метов. Сейчас в вашей программе я обращаюсь­ к нему: «Кай, приходите, мы хотим с вами поработать!»


Фото: Юлии Ханиной

Сам я то выпуск «МузОбоза» не видел, но мне тут же стали звонить друзья. Я на эту студию, как и на несколько других, принес запись своих первых четырех песен, подписал кассеты «Кай Метов», а оставить телефон почему-то и в голову не пришло…

Первый автомобиль

— В девяностые в каждом новом населенном пункте к тебе подходили ребята специфической наружности: «Как деньги делить будем?» Разборки с ­ними были частью гастрольной деятельности. Надо было, уверенно держась, говорить некоторые вещи, используя определенные волшебные слова, ­хитрить, выкручиваться. И у меня это получалось. Наверное, был некий авторитет в определенных кругах и внутренний запас прочности — и это помогало. Все, слава Богу, обходилось, хотя сколько было ситуаций на грани жизни и смерти…

Пули рядом свистели! Выступления на закрытых вечеринках были намного опаснее простых концертов: там регулярно случались разборки со стрельбой. Сегодня я бы офонарел, попав в такую ситуацию, а тогда почему-то было не страшно и даже не удивительно.


Со старшей дочерью Кристиной (2013). Фото: Из личного архива Кая Метова

— Вместе с известностью приходит и материальное благополучие. Каковы были его приметы?

— Тогда я развелся с женой, жил на съемной квартире, так переживал из-за развода, что загремел в больницу, а когда вышел, оказался без работы. Почти полгода влачил полуголодное существование. А потом про меня узнали благодаря «МузОбозу» и начали звать на заказные концерты. И почти каждый день я попадал на пару банкетов, где столы ломились от настоящих деликатесов. В 1993 году я купил свой первый автомобиль — BMW-«акулу», «семерку» тех давних времен. Водить я не умел,­ прав у меня не было, поэтому я просто поставил ее под окнами.

А ездил я, нанимая водителей со своими машинами. Потом я водить все-таки научился и приобрел роскошнейший вишневый Lincoln Town Car, просто яхту на колесах! Его, кстати, угнали, прямо со стоянки. Но тогда я к таким вещам спокойно относился.

Дети просят не привлекать внимания

— Как удавалось совмещать переезды, концерты, «терки» с бандитами и воспитание дочки Кристины?

— Тут мне няня помогала. А вообще Кристиночка была дочерью полка. Очень милая и общительная, она моментально с людьми сходилась. На гастроли я ее старался брать с собой. Германию Кристина объездила со мной вдоль и поперек еще в 10 лет, а теперь там живет. И она часто прилетает в Россию, и я часто бываю у нее. Недавно поздравлял ее с победой на конкурсе в Австрии: она у меня балет преподает. Кристина, кстати, так же рано захотела стать балериной, как и я — музыкантом, и тоже непонятно, почему. Оказалась очень трудолюбивой и целеустремленной.

— Младшая дочь Настя и сын Рик похожи на нее?

— Они очень разные. Настя младше Кристины на 9 лет, а Рик — на 11, и это уже совсем другое поколение. У Кристины все внимание направлено на семью, а у Насти и Рика — на социум. Им очень важно, что говорят их подписчики в Instagram. Настя закончила Гнесинское училище по классу фортепиано, Рик все еще в поисках себя. Иногда с друзьями концерты проводит, но я еще ни на одном не был. Они не очень хотят, чтобы я появлялся в зале, привлекая излишнее внимание. (Кай и сам хотел, чтобы Настя и Рик избежали пристального внимания папарацци, поэтому тщательно скрывал факт существования младших детей до 2015 года. Хотя и дочь, и сын почти все время жили не со своими мамами, а с Каем и его родителями, о детях не знали даже хорошие знакомые артис­та. — Прим. «ТН»). Однако к Насте в Гнесинку на ответственные выступления я прихожу — любовь к фортепиано у нее от меня. Для меня рояль всегда был спасением, отдушиной. Когда тяжело, я сажусь играть.


С младшей дочерью Анастасией и сыном Риком (2016). Фото: Из личного архива Кая Метова

Несколько лет назад я решился и выпустил один инструментальный альбом. А сейчас уже второй выходит — «Негромко о сокровенном». Когда я сочинял эту музыку, чувствовал себя, будто в молитвенном доме. И мне очень хочется, чтобы те, кто будет ее слушать, испытали нечто похожее.

 

 


 

Кайрат Метов

Родился: 19 сентября 1964 года в Караганде (Казахская ССР)

Семья: дочери — Кристина (31 год), Анастасия (22 года); сын — Рик (20 лет); любимая девушка — Анастасия, актриса, модель

Образование: окончил ЦМШ при Московской консерватории, юридический факультет РГСУ, актерский факультет ГИТИС-РАТИ

Карьера: в 1984 году работал в Тамбовской филармонии. В 1991 году записал первые песни — «Мама, я хочу быть пионером!» и «Битое стекло»; в 1993-м выпустил альбом «Position № 2». С тех пор вышло 10 альбомов, включая два инструментальных — «Для тебя и о тебе» и «Негромко о сокровенном», а также синглы. Заслуженный артист России

Загрузка...