Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Карен Шахназаров: на «Мосфильме» коптили рыбу и пекли пирожки

0

8 июля режиссеру и директору «Мосфильма» исполняется 65. Карен Георгиевич руководит главной киностудией страны 19 лет.

В 1990-е на cтудии сидели бандиты

— Когда во время дефолта в 1998 году я стал директором, чего только не увидел! На территории студии сидели бандиты. Здесь и водку разливали, и рыбу вялили, и пирожки пекли… От всего этого нужно было как-то избавиться, причем так, чтобы тебя при этом не застрелили. Бог миловал — удалось все мирно расчистить.

Если бы тогда знал, с чем предстоит столкнуться, может, и не согласился бы возглавить концерн. Сомневался, советовался с отцом, и он сказал: «Соглашайся, это же так интересно!» В каком-то смысле мой положительный ответ — авантюра: не понимал масштаба бедствия — в плачевном состоянии электрика, крыша, трубы. Я ведь режиссер, а не менеджер. Преимущество состояло в том, что я знал проблемы, которые возникали в процессе съемок, и понимал, чего не хватает творческим людям. Что в принципе нужно делать, чтобы создать студию, где было бы комфортно работать любому режиссеру, в том числе и мне.



Шахназаров во время съемок фильма «Цареубийца» в усадьбе Кусково. (1 августа 1990). Фото: Людмила Пахомова/Фотохроника ТАСС

Предыдущему руководителю, Владимиру Досталю, удалось главное — сохранить коллекцию старых фильмов, и это стало единственным, но достаточным финансовым источником, позволившим спасти «Мосфильм». Киностудия имени Горького, «Ленфильм» в свое время были акционированы и продали коллекции. Сейчас пытаются их выкупить, но сделать это сложно.



Хранилище пленки. В 1990-х мосфильмовцы не продали уникальную коллекцию и тем самым спасли киноконцерн. Фото: «Комсомольская правда»/PhotoXPress

Киноконцерн сохранил статус гос­предприятия, не брал кредитов, а деньги вкладывал в модернизацию. Мы покупали технику, и это сработало. В какой-то момент оказалось, что высокотехничная оснащенность па­вильонов востребована на рынке. Сейчас пропорции в плане прибыли другие: 30 % приносит продажа прав на прокат мосфильмовской киноколлекции, а 70% зарабатываем за счет производственной деятельности.


В тему

Удивительно, но факт: «Мосфильм» не уступает Голливуду по уровню технологий кинопроизводства, а во многих отношениях и превосходит. Это связано с тем, что главная российская киностудия начала модернизацию позже голливудских студий, покупая все самое новое и продвинутое. Например, три месяца назад «Мосфильм» открыл студию Dolby Atmos. На сегодня это самая передовая система в мире. Поэтому смело можно сказать: для записи музыки у «Мосфильма» теперь лучшая студия в мире.



Звуковая студия «Мосфильма» — одна из лучших в мире по уровню технической оснащенности. Фото: PhotoXPress

Другое дело, что в Голливуде пять таких студий, как «Мосфильм», а у нас одна, и снимаем мы по мировым стандартам очень мало — около 70 картин в год. Шведы, например, делают 50 картин (при 9 млн населения), Франция — до 400 картин, Индия — до 2000. Сколько делают американцы, наверняка не знает никто, в том числе они сами.

Киностудию захватили телевизионщики

— Когда в советское время снимал фильм «Курьер», на «Мосфильме» строились декорации, а сегодня я бы всю картину снял в реальных интерьерах. Основная масса фильмов уходит из павильонов, и это мировая тенденция, связанная с появлением цифры. Опустевшее место занимает телевидение, шоу, сериалы — и это спасение для киностудий. Если вы, например, приедете на «Warner Bros.», увидите, что 80 % павильонов занято под ТВ. У нас, на «Мосфильме», эта цифра составляет 70-%.


В тему

Несмотря на тенденцию и летний сезон, павильоны «Мосфильма» сейчас не пустуют. Они заняты, в том числе под съемки фильмов, пусть их и немного. Джаник Файзиев снимает «Вратаря галактики», Федор Попов работает над военно-исторической картиной «Коридор бессмертия». В 15-м павильоне снимается картина «Литургия оглашенных» с использованием технологии «хромакей» (совмещение двух и более изображений или кадров в одной композиции. — Прим. «ТН»). Режиссер — известный композитор Алексей Рыбников. Идет монтаж картины «Хождение по мукам» Константина Худякова. В 9-й студии озвучивают китайский мультфильм «Ежик Бобби. Колючее приключение».



Режиссер на съемках фильма «Анна Каренина. История Вронского». Премьера состоялась в начале июня

«Мосфильм» всегда болеет за «Спартак»

— Если к нам на «Мосфильм» приходит человек, который болеет за «Динамо» или за ЦСКА, ему лучше об этом молчать. Почему-то так сложилось: все мосфильмовцы болеют за «Спартак». Может быть, потому что «Спартак» всегда был самой демократичной командой и «Мосфильм» по духу очень демократичен. Во все времена и эпохи мы вместе ходили на матчи, отчаянно болели. На «Мосфильме» никогда не было никакого официоза. Здесь ты легко мог встретить какого-нибудь народного артиста, покурить с ним, поговорить по-дружески. Нет проблем социальных, национальных, статусных. И вот этим мне наш народный «Мосфильм» очень нравится. «Ленфильм» в этом смысле более аристократический.

А у нас всегда любили юмор и шутку, все очень смешливые. Советское время на студии вспоминаю как эпоху бесконечных розыгрышей. Если вы встретите мосфильмовца-ветерана, точно услышите что-то смешное.



Карен Георгиевич на территории студии. Ее объекты часто используют как декорации во время съемок. Фото: Global Look Press


В тему

Анекдот, который корреспонденту «ТН» рассказала администратор «Мосфильма» Алла Лукьянова.

Американский оператор приехал на «Мосфильм», и ему показали потрясающе снятую сцену морского шторма. Узнав, что шторм снимали самый настоящий, американец сказал:

— У себя в Штатах я эту сцену спокойно снял бы в стакане воды.

На что русский оператор ответил:

— Я тоже ее элементарно снял бы в стакане воды, но на студии все время куда-то пропадает стакан.

Масштабная перестройка

— У нас в полную силу идет строительство. Появятся большой киноконцертный зал, в который можно будет заходить прямо с улицы Мосфильмовская, а не через бюро пропусков, и два съемочных павильона. Такого масштабного строительства на студии не было с 50-х годов прошлого века, хотя за последние годы мы много реконструировали и модернизировали.



Посещение музея киноконцерна (коллекция ретроавтомобилей, карет, костюмов) обойдется в 460 рублей. Фото: Дмитрий Калинин/PhotoXPress

«Мосфильм» — это целый город, в свое время он был очень хорошо спроектирован. Тут можно везде пройти по подземным переходам, не выходя на улицу, и зайти в любой корпус. Павильоны удобные: в них отлично снимать, свет хорошо выставлять, декорации строить. Новые павильоны мы хотим сделать на таком же высоком уровне.


В тему

На «Мосфильме» не прекращаются стройки и ремонты. Когда «ТН» пришла к директору концерна в гости, у него за стенкой все время что-то жужжало и гремело. Но есть и святые места, которые остаются нетронутыми все годы существования студии. Одно из них — кабинет директора «Мосфильма», в котором до Карена Георгиевича сидели многие знаменитые люди, в том числе Михаил Калатозов, Иван Пырьев. Стены, мебель, книги, полки, деревянные панели советского розлива остались прежними, поменяли только кресла.



Кабинет директора — священное место. Деревянные панели, книги, полки те же, что во времена Ивана Пырьева. Фото: «Комсомольская правда»/PhotoXPress

Режиссер Шахназаров работает с конкурентами

— Да, менеджер во мне иногда конфликтовал с режиссером. На одной моей картине случился брак в мосфильмовской лаборатории: материал, что мы сняли за неделю, на пленке получился ужасно — все в сплошных царапинах. И тогда я пошел в довольно известную лабораториию «Саламандра», которая была нашим прямым конкурентом. Конечно же, это стало большим ударом для мосфильмовской лаборатории. Понятное дело, «Саламандра» использовала этот факт в своих интересах. Они всем говорили: «Сами посудите, кто работает лучше: к нам приходит сам директор «Мосфильма»! Можете представить, как у них там все паршиво…» Но во-первых, мне нужно было делать картину, а во-вторых, я считал и до сих пор считаю, что поступил правильно. Надо было нашей студии как-то встряхнуться, и она это сделала.


В тему

Работать Шахназаров может и с конкурентами, но юбилеи отмечает только в кругу близких друзей. 65 — не круглая цифра, никаких пафосных мероприятий не планируется. Либо гости соберутся в кафе поблизости от Мосфильмовской, либо стол будет накрыт прямо в кабинете.

Загрузка...