Юрий СТОЯНОВ: моей дочери актерская профессия противопоказана
Большой артист и мастер перевоплощений Юрий Стоянов возвращается на канал «Россия 1» с юмористическим шоу «100янов», где зрителей ждут блестящие импровизации, скетчи и пародии. 23 апреля вышел новый выпуск программы, посвященный отношениям между мужчинами и женщинами, а следующий зрители увидят уже в майские праздники. О своей новой авторской программе, семейных традициях и праздниках, секрете похудения и нежелании, чтобы его дочь продолжила актерскую династию, Стоянов рассказал ТН/TELE.RU.
— Юрий Николаевич, юмор помогает сохранять хорошее настроение и позитив в наше непростое время вынужденной изоляции?
— Сейчас у людей на всей планете очень много тревог, и это состояние доминирует. С одной стороны, кажется, что идея искусственно насытить себя юмором очень странная, но с другой – без него не обойтись! Ведь есть исследования, которые доказывают, что здоровый смех на медицинском уровне меняет анализы в лучшую сторону. Я считаю юмор частью терапии, но уже в масштабах страны. Мне очень хочется заполнить этот час в сутках хорошим юмором, идущим от сердца, от ума и от понимания настроений людей, с которыми ты живёшь в одной стране. Хочется, чтобы люди увидели кусочек той жизни, которая уже далеко: когда мы целовались, обнимались, чокались, путали свой фужер с фужером товарища… Это не просто ностальгия, как было до пандемии. Это ещё мысли о том, как будет после окончания. По моему мнению, в этом и есть главный позитивный эффект хорошей весёлой программы: в самоидентификации себя с тем, какими мы были и какими мы будем, а не с тем, какие мы сейчас.
— Как бы вы охарактеризовали формат «100янов» шоу?
— Нащупываем смесь между скетчем и короткометражным фильмом. А вообще, это шоу для тех, с кем мы смеялись и грустили в 1990-е, 2000-е и продолжаем это делать сегодня. Это шоу для тех, кто помнит и любит меня по программе «Городок», тех, кто передает любовь к этому искреннему и трогательному юмору своим детям, а дети потихоньку передают уже своим детям.
— Как вы снимаете выпуски программ, по тематическим признакам?
— Нет, мы не снимали программ, посвященных каким-то конкретным датам — Дню независимости, Первому маю или 23 февраля. Мы просто сняли огромное количество маленьких скетчей — около двухсот, которые я люблю называть маленькими фильмиками. А поскольку мужчина и женщина, как правило, основная составляющая отношений многих историй, то очень легко, используя, как ЛЕГО, эту основу, подобрать сюжеты под любые праздники. В этом плане наша программа уникальна по материалу.
— Столько лет играя женщин, вы, наверняка, знаете их лучше, чем любой из мужчин?
— Это ошибочное мнение, поскольку нет универсального ответа на вопрос, что такое женщина? Как и мужчина. На этот вопрос пытались ответить, но так до конца и не сумели, многие великие личности — от Петрарки до Шекспира. А кто я? Я всего лишь один из этой армии, попытавшийся как-то отразить юморно-лирическую сторону отношений. Я просто наблюдательный артист, для которого женщина — еще одна роль, к которой я отношусь профессионально. Что я для себя понял про женщин, так это то, что они все разные. Но при всей разности есть два момента, которые их всех объединяют, — женщина либо любит и любима, либо она не любит и не любима. Отсюда идут все корни, все пороки, все хорошее и плохое — все это от любви. Поэтому эти женские недостатки простительны гораздо в большей степени, чем мужские, идущие от зависти, корысти и многих других качеств, часто приписываемых женщинам, но которые на самом деле имеют абсолютно мужскую природу.
— Случалось вам самому когда-нибудь забыть поздравить любимых с праздником?
— Не когда-нибудь, а постоянно забываю. Но на этот случай у меня есть жена, которая к этому относится весьма философски. Как бы между делом обязательно напомнит: «Не забудь, через неделю день рождения у Ксюши». Никогда не забуду один день рождения моего отца, когда я еще учился в театральном институте. В день его рождения 13 ноября я позвонил отцу и поговорил с ним обо всем, кроме главного, — я не поздравил его с днем рождения. Вспомнил о нем лишь на следующее утро, проснувшись в холодном поту. А ведь тогда, чтобы поговорить, нужно было бежать на телеграф разговор заказывать, что я и сделал. И я по сей день помню и переживаю эту свою оплошность.
— Каким традициям вы следуете в своей семье?
— Из семьи, в которой родился и вырос, в свою нынешнюю семью я заимствовал традицию воспитывать детей так, как воспитывали меня самого, — в довольно ироничном отношении к самому себе. Не создавать культа ни одного члена семьи, кем бы он ни был. Я содрогаюсь, когда слышу в других семьях: «Любимый, сегодня ты сыграл гениально! Не забудь, завтра у тебя концерт, где ты должен читать так же восхитительно!». Невозможно к подобному серьезно относиться, а ведь есть люди, которые ощущают в этом недостаток. Ну и, конечно, мы всегда отмечаем семьей любимые праздники — Новый год, Рождество и Пасху, и дни рождения детей. Так повелось с моего детства, когда я жил с бабушками и дедушками, которые были верующими людьми. Но в детстве ты же не осознаешь, что это религиозные праздники, они, прежде всего, безумно вкусные с национальными болгарскими блюдами, как было у нас.
— А сейчас у вас в семье готовят эти блюда?
— Очень редко, потому что они слишком уж трудоемкие. Если только я оказываюсь в Одессе и там прошу свою тетушку собраться с силами и приготовить болгарскую баницу. Свою жену не могу просить о таком подвиге — раскатать 30 слоев теста до толщины папиросной бумаги. И потом нужно запекать особым образом, лучше в печи, добавив слоями творог, сливочное масло и сахар. В Москве вы такого пирога никогда не найдете, в лучшем случае, в каком-нибудь болгарском ресторанчике есть баница с брынзой. А наша, что готовят в Одессе, называется турецкой баницей, потому что она с сахаром. Это блюдо — одно из самых ярких воспоминаний моего детства. А моя личная профессиональная традиция — я никогда не работаю в самый «хлебный» день в году 31 декабря. Все новогодние ночи в своей жизни я провел с семьей.
— Вернусь к вашему «100янов» шоу, какова главная сложность в создании этого проекта для вас?
— Мы затевали программу как еженедельную, но сейчас ее позиционируют как спецсобытие по праздникам. Мне это, конечно, очень комплиментарно и приятно, но праздников не так много, а мне бы хотелось, чтобы моя передача стала просто еженедельной, которую будут смотреть всей семьей за столом. Знаете, говорят, что в одну воду нельзя войти дважды, и вот самым сложным для меня было об этом забыть. Но у меня это получилось очень быстро, потому что я начал получать большое удовольствие от съемочного процесса. Второй сложностью было найти в себе что-то профессионально, чтобы оставаться интересным не только когда тебе 40. Понять, насколько ты актуален на сегодняшний день, ведь большинство зрителей молодые люди.
— Это первое юмористическое шоу, в котором вы участвуете за последние семь лет после ухода Ильи Олейникова. С чем был связан такой перерыв?
— Я вообще не участвую в юмористических шоу, никогда в качестве ведущего и почти никогда в качестве участника. И делаю это потому, что я могу быть сильным только на своей территории — на той, что придумана и создана для меня, где сделаны огромные вложения, и множество людей потратило на это море сил и любви. Конечно, я испугался ответственности и взял время на раздумья, ведь я привык работать скромно, без миллионов, почти на коленках, в репортажном режиме, но давая тем не менее большой выхлоп. А тут сразу мегамасштабный проект, очень дорогой, высокотехнологичный, с огромным количеством техники и специально построенным павильоном. И я подумал, как бы мне не стать персонажем того анекдота, где командир самолета долго рассказывает о том, что в самолете восемь двигателей, шесть отсеков, пять баров и так далее. И в финале резюмирует: «А теперь давайте попробуем со всей этой фигней взлететь». Но продюсеры сумели меня убедить, что только так триумфально должно проходить мое возвращение. И я, как художественный руководитель, участвую в создании проекта максимально. От перфекционизма до сих пор не вылечился, что является трагической данностью для всех, кто со мной работает.
— Будет ли в программе посвящение вашему лучшему другу Илье Олейникову?
— Спасибо вам, что задали этот вопрос. Да, такое посвящение есть, не могу рассказать сюжет, так как он еще будет в эфире. Помню, я очень долго мучился над ним, понимая, что без него просто невозможно. И его создание было для меня абсолютно естественно, как воздух. Это будет очень смешной сюжет, неожиданно в финале вырастающий в посвящение человеку, которого уже нет. Он превращается в уличного музыканта, которому прохожие бросают в футляр деньги… Поверьте мне, снято все очень круто и эмоционально. Одна из программ обязательно завершится этим сюжетом.
— Правда, что для своего шоу вы похудели на 20 килограммов?
— Скорее, все очень удачно совпало. Готовясь к съемкам, умом я понимал, что худеть нужно, потому что 115 имеющих на тот момент килограммов лишали меня универсальности, как артиста. Во-первых, это трагедия для костюмеров, потому что им нужно было шить на меня все индивидуально, а во-вторых, все герои в гриме были бы похожи между собой, а мне совсем не хотелось играть однотипных теток 60-го размера. Головой-то я все это понимал, но вот взяться за себя было очень тяжело. И тут я, ура — отравился! Возможно, это был какой-то энтеровирус, хотя врачи заявили: «Точно, панкреатит! На тебе Юра диету номер пять, но с большими ограничениями — советскую». А я всегда говорил, что советское образование, и как выяснилось теперь, еще и диета, очень полезны. Советское образование сделало меня тем, кем я стал, а советская диета вернула мне нормальную фигуру. Я строго следовал диете, и сразу заметил, что начал худеть. И тогда решил: этот результат нужно закрепить, продолжив диету и после обозначенных сроков. Так к началу съемок я смог скинуть больше 20 килограмм.
— Сейчас вы тоже в процессе?
— Да, потому что дальше было самое сложное — удержать вес. Мое главное открытие в диетологии на сегодняшний день: ограничивая себя во всем, теряешь килограмм в неделю, а съедая 300 грамм чего-то вкусненького, поправляешься на кило двести. На эту загадку у меня нет ответа.
— Получается, вашей супруге Лене пришлось поменять рацион семьи и начать готовить диетические блюда?
— Наоборот, моя семья всегда так и питалась! Счастье состояло в том, что теперь нужно было прекратить готовить недиетические блюда для меня. Я стал питаться так же, как и все домочадцы.
— Сами вы телевизор сегодня смотрите? Что вам нравится?
— Часто смотрю, чтобы скорее заснуть. (Смеется.) А вообще, есть очень хорошие каналы про переделки домов, когда из какого-то сарая вдруг создают красивый дворец. Или как скупают всякое старье на барахолке и делают из него классную мебель, украшения и прочее. Вот про таких Самоделкиных я обожаю смотреть, всегда чудесно засыпаю под них. При моем ритме жизни телевизор — лучшее снотворное. Снотворные бывают разные, но я стараюсь выбрать наиболее быстродействующее — монотонное, без резкой смены картинок, что очень важно. Но если у меня есть больше чем 30 минут, допустим, полтора часа в день, то я стараюсь смотреть хорошее кино, каналов сейчас, к счастью, много, смотрю канал «Культура».
— Довольно часто люди старшего поколения ностальгируют по советскому прошлому. С вами подобное случается?
— Мне всегда важно, чтобы было хорошо и интересно сегодня, здесь и сейчас. Не люблю ностальгировать, понимая, что годы молодости не вернуть никогда. К тому же в моей молодости было много тяжелого, сложного, бедного, если хотите, и главное, невостребованного. Я человек объективный и знаю, что в нашем прошлом было хорошо и что было отвратительно. Никогда не буду его идеализировать только потому, что это время ушло. Для меня не аргумент, что раньше было лучше. А вот что для меня очевидно — была разрушена совершенно уникальная система народного образования и здравоохранения. Как сын врача и учительницы я могу говорить об этом ответственно. Невозможно сегодня получить в провинции такое образование, как я получил в школе № 27 города Одессы. Для этого надо отдать своего ребенка в крутую столичную гимназию. Не буду озвучивать названия московских школ — они всем известны, где вступительный взнос два миллиона рублей, обучение в месяц 400-600 тысяч, и так далее. Я такое образование получил бесплатно и не понимаю того количества платного контента в образовании, которое существует сегодня. И того бесстыдного минимума количества бюджетных мест в институтах для мальчиков и девочек, которые могли бы учиться бесплатно. Я не кричу, что ЕГЭ это ужасно, но очевидный плюс я вижу только один — да, это не проверка на знания, но возможностей подлога в этом экзамене значительно меньше, чем было раньше.
— Ваша младшая дочь Катя в этом году закачивает школу. С выбором будущей профессии уже определились?
— Катя определилась, но нас в известность ставить не спешит. «Мы» определялись в моей молодости, когда собирался семейный совет, и шло обсуждение: «Куда ты едешь поступать?! У нас там нет ни одного знакомого!». А сейчас я спрашиваю дочь: «Катя, куда ты будешь поступать?» и ответ один: «Туда, где ты не сможешь мне помочь. И если я чего-то добьюсь, то точно не потому, что у меня твоя фамилия». С одной стороны, я, как гражданин, горжусь ее ответом, но как папа очень страдаю. Что она выбрала, я знаю лишь приблизительно, мне отсекли все возможности постучать в кабинет к ректору и даже не попросить, а просто узнать, каковы ее успехи. Хотя характер у Кати точно мой, я так же вопреки родителям поехал и поступил, куда хотел я, а не на лечфак Одесского медицинского института имени Пирогова, как мечтали родители.
— В прошлую встречу вы мне говорили: «Мне, может быть, гипотетически, в глубине души, хотелось бы, чтобы Катя стала актрисой. Но не дай Бог, это беда большая. Ведь тогда ей придется преодолеть большие комплексы — хорошие, человеческие, которые отметает, не предусматривает наша профессия».
— Нет, не хочу ей такого будущего! Хоть я и понимаю, что гены никуда не денутся и возьмут свое. Но моей родной девочке, такой гордой, умной, порядочной и независимой, актерская профессия противопоказана. Она не будет актрисой, а если вдруг когда-нибудь и захочет, то в ее случае это будет очень сложный и извилистый путь.
Досье:
Родился: 10 июля 1957 года в селе Бородино Одесской области.
Образование: актерский факультет ГИТИСа
Семья: жена – Елена Стоянова, директор артиста, дети: сыновья Николай (42 года) и Алексей (40 лет) от первого брака, дочь Катя (17 лет) и падчерицы (дочери Елены) Ксения (31 год), Анастасия (24 года)
Карьера: Народный артист РФ, с 1978 по 1995 год служил в БДТ (Большом драматическом театре им.Товстоногова), с 1993 по 2012 год вел программу «Городок» вместе с Ильей Олейниковым, снялся более чем в 80 картинах, среди которых «Ландыш серебристый», «С ног на голову», «Заяц над бездной», «12». «Человек у окна», «адаптация», «Графомания» и др.