Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Яна СЕКСТЕ: мы с мужем успешно прошли проверку отношений на карантине

0

Ведущая актриса Театра Олега Табакова рассказала «ТН» о том, как пережила со своей семьей период самоизоляции и встретила на карантине юбилей, а так же о работе в театре и своих наставниках — Олеге Табакове и Владимире Машкове.

— Яна, несмотря на карантин и изоляцию, вас было практически невозможно поймать, у вас ни минуты свободного времени. Расскажите, чем вы живете сегодня, и какие все-таки коррективы в вашу жизнь внесла пандемия коронавируса?

— Я вам так скажу – не помню, когда у меня была такая колоссальная занятость, как в последние месяцы. Сейчас я живу Театральной школой Олега Павловича Табакова, где у нас в самом разгаре конец учебного года. Конечно, год очень необычный по атмосфере, приближенной к боевой. Это мой первый учебный год в качестве педагога, Раньше был опыт точечного подключения к каким-то работам студентов. До карантина, все мы – педагоги, жили в школе между репетициями и спектаклями в театре. А тут мы оказались подключены к работе со студентами 24 часа в сутки. Все наши ученики на время карантина разъехались по своим городам, у всех разное время, и пришлось подстраивать занятия практически под каждого индивидуально. Ничего не успеваешь, потому что куча заданий и нужно держать в тонусе и себя, и ребят. Как я для себя поняла, учить актерскому мастерству по зуму – это утопия невозможная, потому что в нашей профессии главное – энергообмен. Конечно, мы пытаемся, ищем какие-то форматы, которые выдерживают проверку реальностью и онлайн существованием. Но это требует и от педагога и от студентов в два-три раза больше энергетических затрат, чем если бы мы находились в одном репетиционном зале.

— Педагог ведь для учеников не просто мастер, но и второй родитель. Вы на себе эту сторону ответственности за ребят прочувствовали?

— Да, еще как прочувствовала! Помню, еще два месяца назад, когда карантин только начинался,  другие педагоги рассматривали первые пробы моих студенток. И когда начали звучать какие-то верные замечания от других мастеров, я начала биться за каждую из своих девчонок. На что наш худрук Владимир Львович Машков сказал «О, ну понятно! Тут пошло материнство!». Когда начинаешь работать с конкретными учениками индивидуально, ты не всегда к ним объективен, особенно если ты еще начинающий педагог (смеется). Так, или иначе, все ученики становятся твоими детьми.

— Слава богу, карантин, пропуска и изоляцию у нас в Москве сняли, и вы можете приступить пока хотя бы к репетициям в театре. Вы сами, какие меры предосторожности принимали, был ли страх заболеть?

— Ученые говорят, что большинство из нас все равно переболеет коронавирусом, сейчас, или позже. Я втайне надеялась, что может быть, уже переболела, бессимптомно. Сдала тест, но антител у меня не обнаружили. Так что буду и дальше принимать максимальные меры предосторожности. Я зашла в квартиру на карантин 27 марта и за 2.5 месяца вышла на улицу всего три раза. Однажды поняла, что вокруг уже зеленая трава и просто легла, и долго вдыхала ее запах. Дочка Аня бегала по двору и увидев меня, лежащей на газоне очень удивилась «Мама, что ты делаешь?». Такое возможно только на карантине, когда приходит понимание, что жизнь продолжается, несмотря ни на что.

 — Как ваша семья прошла испытание столь долгим вынужденным совместным пребываем дома?

Мы из тех, кто остается дома и делает все, что просят врачи. У меня много друзей, среди врачей, в том числе и тех, кто работает в самой опасной красной зоне. И они говорят, что если есть возможность оставаться дома, то сидите дома. Как я поняла, опасность нисколько не преувеличена, а дома мы сидим для того, чтобы на сферу здравоохранения не пришелся удар, с которым врачи не справятся. Одно дело, когда в Москве за день заболевает коронавирусом две тысячи человек, и совсем другое, когда десять тысяч. Мы с мужем не единожды обсуждали, что за время, проведенное на карантине, мы успешно прошли проверку отношений. Видимо, у нас в семье все было изначально хорошо (смеется). Знаю, что есть разные истории и не все семьи прошли испытание оказаться запертыми в четырех стенах на несколько месяцев.

— Как восприняли нынешнее временное затишье в актерской профессии?

— Я часто повторяю, что Бог меня любит, жалеет и балует. Если бы мне резко в один день по голове шарахнуло, что не будет больше ни одного спектакля и ни одной репетиции, это было бы невыносимо, при моей кипучей энергии крутить земной шар. Но за два месяца до карантина я разорвала ахилл на ноге и столкнулась с вынужденной остановкой сумасшедшего графика. Что могла, я играла в театре на костылях, или на коляске, и репетировала в меру сил. Но в целом нагрузка значительно снизилась, а потом уже и карантин объявили. Так что у меня появилось время на полное восстановление. Хотя, по театру скучаю просто до слез! Так как мы актеры люди эмоциональные, то иногда сидишь и вдруг просто начинаешь рыдать, так хочется сорваться и побежать в театр.

с мужем Дмитрием

— Сейчас вы полностью восстановились?

— Как говорят врачи «Яна у нас пациент замотивированный, хочет скорее выйти на работу», удивляясь, что так быстро идет выздоровление. Честно говоря, я никогда не думала, что разрыв ахилла такая серьезная травма, казалось, вроде не перелом же. Но мне тогда сразу сказали «На вашем месте мы бы не радовались, лучше бы это был перелом». Последствия будут еще долго о себе напоминать, но сейчас я, по крайней мере, уже хожу, и даже спортом занимаюсь, никаких поблажек себе не даю. Восстанавливает меня восхитительный доктор, главный врач сборной России по футболу Эдуард Безуглов. Когда поначалу мне объявили, что нужно будет три месяца находиться в гипсе, он сразу сказал «Снимай к черту этот гипс и иди». И не послушать его невозможно, ведь те ноги, с которыми работает Эдуард, стоят миллионы (смеется), так что наверняка он знает, что говорит.

— Что говорит о будущем театра ваш руководитель Владимир Машков?

— Первое, что он нам говорит каждый день, когда мы встречаемся в зуме, и с педагогами, и со студентами «Ни в коем случае не раскисать и не вешать нос!». Он вселяет в нас оптимизм и поддерживает так круто, как совсем не обязан делать. Сейчас, наконец, разрешили репетиции в театрах, и мы продолжим репетиции нашего премьерного спектакля «И никого не стало» по Агате Кристи, где Владимир Машков выступает в роли режиссера.

—   Какой Владимир Машков партнер, и какой руководитель? Это два разных человек?

— Он яростно страстный, фанатичный человек, и как руководитель, и как партнер. В моем мироздании это единственно возможная форма существования в театре. Тут мы с ним абсолютно совпадаем, потому что я живу и работаю точно так же, и не понимаю, как можно иначе. Когда человек такой страстный и безжалостный к самому себе, то ты даешь ему право быть таким же и по отношению к тебе, в каких-то ситуациях, ведь мы живем одним делом.

— Вы впервые увидели Машкова 22 года назад на сцене Табакерки в спектакле «Матросская тишина». И теперь уже сами играете в этом спектакле…

— Да, играю, и сама в это иногда поверить не могу! Когда выходишь с Владимиром Львовичем на сцену, ты никогда не ощущаешь себя с ним там, как с художественным руководителем. И это очень дорогого стоит! Таким был Олег Павлович Табаков, с которым ты всегда чувствовал себя на сцене равноправным коллегой и партнером. И у тебя всегда было и есть право пробовать, ошибаться, и чувствовать себя рядом с ним очень свободно. Владимир Львович ловит любое твое предложение, тут же его подхватывает, и помогает развить дальше, он уникальный артист.

— Вы говорили «У меня школа Табакова», а что это значит?

—  Олег Павлович всегда говорил, что мы занимаемся очень веселеньким дельцем, что актерство – очень азартная, страстная история. И если уж занимаешься, то отдавайся ей на сто процентов. Для меня это значит — бесстрашно пробовать и бросаться во все новое.

— Олег Палыч всех артистов своего театра считал семьей, сохраняется ли эта атмосфера в театре?

— Да, конечно. Семейная атмосфера вообще всегда отличала Театр Табакова от всех остальных. Потому что когда я приехала в Москву в 2005 году, Олег Павлович сначала хотел взять меня в МХТ имени Чехова. Помню, что я была ужасно расстроена и подавлена этим известием, ведь я мечтала только о Табакерке. Потому что мне необходимо вот это ощущение театра – дома. Но опять же, Бог мне помог (смеется) и случилось так, что Олег Павлович передумал и взял меня все-таки в Табакерку, хотя я его об этом не просила. Потому что поняла, что физически не смогу подойти к Табакову и сказать «Я не хочу в МХТ, хочу в Табакерку!». Из уст молодой начинающей актрисы это звучало бы просто ужасно.

Знаете, мы недавно встретились на съемочной площадке с Женей Мироновым в большом телевизионном проекте «Пробуждение» и с первого дня стало понятно, что мы максимально открыты друг другу. Это вызвало большое удивление у съемочной группы, потому что для Миронова это непривычное поведение. Но Женя вдруг сказал «Да вы что, мы же с ней одной крови!». Он очень точно сформулировал то, что объединяет учеников Табаков. У нашего братства одно ощущение дома и того, что мы одной крови. Когда ты понимаешь, что тебя не толкнут в спину, а наоборот, подставят плечо. В такой атмосфере актер обретает свободу и крылья. Возможно, это звучит очень пафосно, но для меня это жизненная истина.

— В апреле у вас случился юбилей – вам исполнилось 40 лет. И мужчины и женщины относятся к этой дате с опасением, и прямо, скажем, недолюбливают… Страшила ли вас эта цифра?

— Я отнеслась к этой дате с удивлением: что, сорокет – мне?! На мой взгляд, это очень странно, потому что я себя на этот возраст точно не ощущаю. Потому, для меня это так удивительно и неожиданно. Но рвания волос на голове нет, даже седых, которые проявили себя на карантине (смеется). Когда сидишь очень долго в зуме, невольно часто смотришь на себя, и случаются неожиданности – а что это такое? Подошла к зеркалу, и обнаружила, что волосы начали седеть, и их появляется все больше. Но так получилось, что седеют у меня волосы почему-то только с правой стороны, строго по пробору – слева нет ни одного седого волоса. И это так удивительно и интересно, что не может огорчать. Я оптимист, и это один из величайших даров, которыми меня наградил Бог.

— Удалось ли отпраздновать юбилей на карантине?

— Я вообще не особо люблю праздновать свои дни рождения, вне зависимости от того, юбилей это, или обычный день рождения. Как правило, в этот день у меня всегда бывает спектакль, и проходит он в театре, с близкими друзьями, в числе которых Аня Чиповская. А у нашей дочери Анны день рождения первого августа. И она уже заранее забеспокоилась «Как же мы будем праздновать мой день рождения на карантине?». На что я воскликнула «Сплюнь! Надеюсь, твой день мы отпразднуем на свободе!».

с мужем и дочкой

— У вас ведь и у мужа день рождения в мае тоже был в карантинных реалиях. Вы друг друга какими-то сюрпризами удивляете по случаю праздников?

— То, что сделал Митя на этот мой день рождения – один из самых эмоциональных моментов в моей жизни. Ничего особенного я не намечала, у меня была запланирована зум-тренировка, и вполне обычный день  Но где-то за полчаса до тренировки Митя начал вдруг что-то настраивать в телевизоре. Я ему напомнила, что скоро у меня занятие, и вдруг на большом экране начали появляться мои друзья по театру и однокурсники – Кристина Бабушкина, Аня Чиповская, Максим Матвеев, Юля Снигирь, Саша Фисенко, Алена Лаптева, Оля Литвинова и многие другие. Когда на экране появился второй-третий человек, я все поняла и начала плакать от счастья «Ребята, вы можете даже ничего не говорить, вы уже все сделали!». Друзья вышли с поздравлениями на пресс-конференцию в зуме из разных городов, а ровно через две минуты, как закончился эфир, мне позвонил Машков. Начал меня поздравлять и расспрашивать «Ну как ты там, на карантине?», а я снова начала плакать, и радостно ему рассказывать, как меня поздравили ребята.  Сейчас рассказываю вам, и внутри все снова трепещет от счастья. Лучшего подарка невозможно было и представить.

— То есть, муж все это придумал и организовал?

— Да, все втайне от меня. Было много забавного, например, Юлю Снигирь все дружно учили, как нужно подключать этот самый зум, а накануне она позвонила Мите и чуть не спалила всех. Юля очень боялась, что у нее не получится подключиться и решила провести тестовую трансляцию. Саша Фисенко был в Туле, где очень плохая связь и он специально выезжал на машине на гору, чтобы подключиться. Мы только потом узнали, что эфир можно было записать, но я подумала, что даже и к лучшему, что он не сохранился. Такой момент чувственно можно пережить один раз, и пусть он таким и останется в памяти.

с дочкой Аней

— А вы мужу в ответ какой-то сюрприз устроили?

— У меня была мысль сделать аналогичный подарок, но я не умею подключать зум к телевизору, и без Мити бы я не смогла этого сделать. Муж у меня очень спортивный человек, занимается семь раз в неделю и для нас с дочкой он пример и вдохновитель. Поэтому мы решили подарить ему большой спортивный комплекс, который установили дома. А не случись карантин, вряд ли бы у меня нашлось на это время и силы.

— Кому можно сказать спасибо, что вы выросли такой целеустремленной и сильной личностью?

— Как всегда говорил Олег Павлович Табаков «Спасибо Богу и маме с папой!», так что, только им. Тут нет моей большой заслуги, думаю, что это наша семейная черта, нас три сестры и мы все такие сильные и энергичные. Считаю, что у меня было счастливое детство, несмотря на то, что оно было временами и очень сложным. Я знаю, что такое буллинг, но в результате все пережитые сложности стали бесценным опытом для профессии, которую я выбрала.

— Вы родились и выросли в Риге, а Москва стала вашим домом за 20 лет?

— Честно скажу, первые годы мне было очень тяжело в Москве, казалось, что это совсем не мой город, как и я не его житель. Мы были чужими друг другу, когда я вернулась в Москву после трех лет работы в Рижской русском театре. Потому что время учебы было прекрасным, тогда я практически не видела Москвы, была только Школа-студия МХАТ – отдельный мир. А вот когда я приехала второй раз – надолго и с серьезными намерениями, то было тяжело, потому что оказалось, что мы с Москвой совсем разные. Было трудно все, начиная от размеров и скоростей этого огромного города, даже ощущение цвета не совпадало. Оно ведь зависит от менталитета – в России одно сочетание цветов, в Прибалтике другое. Прошло 15 лет с моего переезда в Москву, но первые лет десять говоря «дом» я имела в виду только Ригу. А потом случилось переключение, и домом стала Москва, а Рига – это, наверное, уже группа крови, на уровне ДНК. Сейчас я бываю на родине раз в год, редко когда удается съездить дважды.

— Значит, дочка не часто видит прибалтийских родственников?

— Аня у нас коренная москвичка, что она любит часто подчеркивать (смеется), и на что я ей отвечаю «Ну, уж извините нас, понаехавших». Муж тоже москвич, хоть его детство и прошло в Канаде. Так что Анна у нас космополит, человек будущего, как я ее называю. Дом у нее в Москве, и еще есть родина мамы и родина папы, куда она с удовольствием ездит.

После рождения дочери ваши карьерные приоритеты не изменились?

— Нет, я мать-ехидна, для меня работа всегда на первом месте. Да, есть день рождения Ани первого августа, когда я стараюсь не работать. Спектаклей в этот день не бывает, так как театр летом на каникулах, а по съемкам мой агент всегда отмечает этот день, как нерабочий. Но в исключительных случаях, не буду врать, могу согласиться на работу в дочкин день рождения, если других вариантов нет. С Анютой я смогу договориться (смеется).

— Актерские дети растут за кулисами, ваша дочь наверняка не исключение. Наблюдаете у Ани больший интерес к кино и сцене, чем это бывает у обычных детей?

— Да, конечно. Я вот сейчас занимаюсь со студентами по зуму, а дочка периодически подслушивает за дверью. И на днях вдруг выдает мне полностью десятиминутный монолог Людмилы из «Матросской тишины». Единственное, забыла слово репродуктор и вместо слова военкомат во фразе «Я побежала в военкомат проситься на фронт», сказала «Я побежала в автомат», ну, как уж услышала (смеется).

— Дочь еще не пробовала себя на сцене или в кино?

— Пока нет, но высказывает негодование, когда видит детей в кино или в театре, типа «А почему не я?». По другому и быть не может ведь для Ани это единственно возможная форма существования, когда мама актриса, а папа композитор, который пишет музыку для театра и кино. И дедушка у нас актер и режиссер, и бабушка Маша в Канаде актриса. У дочери точно есть музыкальный слух, как данность, и мы стараемся его развивать. А про актерский талант в этом возрасте говорить пока еще нельзя, все дети артистичны по своей природе. Но дочка, как мне кажется, артистка по складу характера. Как только она что-то видит, сразу начинает в это играть, на нашем языке «присваивать». Но люди артистического склада характера не всегда становятся актерами, хотя, это качество не повредит ни в одной профессии, кем бы Аня не решила стать в будущем.

фото для проекта «Изоляция»

— Вы сами росли с двумя сестрами, а Анна еще не требует брата, или сестричку?

— Ужасно требует! Мы пока всячески пытаемся отвлечь ее от этой темы. Очень надеюсь, что Владимир Львович не прочтет то, что я дальше скажу (смеется), но я, конечно, хочу, чтобы у нас появился еще один ребенок. Раньше я вообще хотела еще двоих-троих, но сейчас более реалистично смотрю на жизнь. К тому же, Владимир Львович человек внимательный и моментально замечает, когда его актеры полнеют и скрыть от него беременность будет очень сложно, даже при желании не раскрывать ее до последнего. Но мне нравится, что наш художественный руководитель требует, чтобы актеры, а уж актрисы тем более, были в хорошей физической форме и могли выполнить любую, поставленную перед ними задачу.

с Владимиром Машковым

фото: пресс-служба Театра Олега Табакова / Ксения Бубенец / личный архив

ДОСЬЕ

Родилась: 6 апреля 1980 года в г. Риге

Образование: Школа-студия МХАТ (курс О.Табакова и М.Лобанова)

Семья: замужем за композитором Дмитрием Мариным, дочь Анна (5 лет).

Карьера: актриса Театра Олега Табакова, снялась более чем в 30 фильмах и сериалах, среди которых «Небесный суд», «Оттепель», «Большой», «Петербург. Только по любви», «Частица Вселенной», «Операция Сатана», «Дипломат», «Юморист» и др.

Загрузка...