Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Ирина Миронова: от прикладной космонавтики к музыкальным клипам

0

Режиссер-клипмейкер Ирина Миронова снимает музыкальное видео уже двадцать лет! За эти годы она успела посотрудничать с самыми популярными и востребованными артистами российского шоу-бизнеса, среди которых Алла Пугачева, Земфира, Кристина Орбакайте, Полина Гагарина, МакSим, ДеЦл, Би-2, «Ночные снайперы» и многие другие. О ярком творческом пути, освещенном светилами небесными и эстрадными, Ирина Миронова рассказала ТН/TELE.RU.

‑ Ирина, когда и как в вашу жизнь пришли музыкальные клипы?

‑ После окончания школы я поступала во ВГИК на режиссерский факультет, но меня не приняли. Так получилось, что для меня это оказался лучший вариант: я поступила в технический ВУЗ ‑ Московский государственный университет геодезии, картографии и аэрофотосъемки на факультет прикладной космонавтики. Там меня научили точным наукам, а самое главное ‑ всему тому, что связано со съемкой. На занятиях мы занимались изучением оптических систем, которые устанавливаются на любые летательные аппараты, в том числе и космические. Мы изучали всю оптику, и мне это очень пригодилось в будущем.

В результате, режиссером-клипмейкером я стала через другие профессии. Сначала была оператором ‑ взяла в руки камеру и начала снимать, потому что делать это я умела, но при этом мне всегда хотелось быть еще и автором. Затем я научилась монтировать то, что снимаю, и только потом уже стала режиссером. Вот такой интересный путь я когда-то прошла ‑ от мира прикладной космонавтики в мир музыкальных клипов. Это был поистине космический путь: от одних звезд к другим.

‑ Помните ли вы свои первые съемки? Когда впервые взяли в руки камеру в качестве режиссера-клипмейкера?

‑ Все началось на третьем курсе института, в тот самый момент, когда я поняла, что очень хочу снимать и отправилась прямо по направлению к Останкинской телебашне. Она была видна издалека, и я шла туда в надежде оказаться рядом с камерой, научиться работать с ней профессионально и быть полезной. Так и получилось. Для начала меня взяли резать бутерброды ‑ я была готова тогда на все для того, чтобы в итоге стать режиссером-клипмейкером. Я сразу поняла, что хочу снимать именно музыкальные клипы.

Потом на протяжении десяти лет я работала на разных телевизионных проектах, снимала музыкальные и околомузыкальные сюжеты, фильмы и другую продукцию, связанную с музыкой. Набравшись опыта, сил и поверив в себя, я решила, что готова снимать клипы и стала говорить об этом вслух. Как та девочка из сказки ‑ Ассоль, которая рассказывала всем, что однажды к ней по морю придут Алые паруса. И я тоже ходила и говорила всем, что буду снимать клипы, что хочу и готова. В какой-то момент эта информация дошла до моих первых заказчиков. К счастью, этим первым заказчиком оказался проект, продюсируемый Юрием Айзеншписом ‑ с хорошей музыкой и приличным бюджетом на первый клип. Я не побоялась взяться за эту работу и в итоге клип, снятый для певицы Лизы, понравился музыкальным каналам, и мой телефон начал принимать входящие звонки. Так когда-то мне позвонили Алла Пугачева и Земфира. К счастью, так происходит до сих пор.

Вы уже 20 лет в профессии, расскажите, как удается поддерживать форму?

‑ Клипмейкер всегда должен держать руку на пульсе. Это профессия амбициозная, экстравагантная и очень модная. Сегодня клипы снимаются огромным потоком. Это своего рода тренд, потому что они нужны и в социальных сетях, и в рекламе, и в музыкальной индустрии, и вообще в любом бизнесе. Нужно быть подготовленным к тому, что быстро меняются вкусы и конъюнктура рынка. Нужно быть любопытным, гибким, все время учиться и осваивать новые возможности ‑ технические и психологические. Уметь работать с людьми в команде тоже очень важно, нужно найти общий язык с каждым человеком в одной упряжке и внушить им доверие и уважение. Для этого нужны хорошие работы. Когда коллеги знают, что я сделала и видят это, то приоритеты и статусы расстанавливаются уже без лишних слов.

В 2007 году вы стали первой, кто снял клип на мобильный телефон, тем самым создали тренд, сегодня это уже повсеместная история. Расскажите об этой работе.

‑ Это был клип для Полины Гагариной, и эта съемка ничем не отличалась от любой другой съёмки клипа. Меня никак не смутил тот факт, что не будет громоздкой кинокамеры, на которую я тогда предпочитала снимать. Мы просто приклеили скотчем маленький телефон к крану, который летал по съемочной площадке, потому что не было тогда устройства, которое бы крепило телефон к киносъемочному оборудованию. Да, вот так — просто скотчем пришлось примотать! Никаких других особенностей у той съемки не было.

Представители компании Nokia, на телефон которой снимался этот клип, присутствовали на съемке. Но это не помешало им удивиться, принимая клип в готовом смонтированном виде. Они тогда не поверили своим глазам – тому, что клип снят на мобильный телефон, хоть и присутствовали в процессе съемки. Этот факт всех очень взбудоражил, уже тогда в телефонах начали применять качественную оптику. Сейчас это вообще необходимость. Я пропагандист съемок на мобильные телефоны. Постоянно смотрю и ищу фильмы, снятые на смартфоны. Это потрясающе, это свобода для людей, не представляющих свою жизнь без съёмки. Это та свобода, которая позволяет выйти на улицу с мобильным телефоном и снять свой лучший фильм. «Невозможное возможно!» — наш девиз, и я уверена, мобильные телефоны помогут многим людям найти себя в съемке и профессии!

Вы снимаете клипы для самых разноплановых артистов, как удается найти с каждым из них общий язык на съемочной площадке?

‑ Профессиональный клипмейкер по определению должен быть порядочным человеком. Человеком, который внушает доверие своему заказчику. Для этого нужно быть хорошим психологом, способным понять то, что, может быть, заказчик не умеет по какой-то причине выразить словами, описать свои пожелания и задачи, которые он ставит перед клипмейкером. Всё это нужно распознать, войти в абсолютный контакт и, просканировав все возможные варианты, выбрать из них лучшие. Потому что нет ничего хуже, чем пролететь мимо человека и песни в клипе. Нужно обязательно понять личность артиста и предложить тот наилучший вариант визуального решения, который бы соответствовал и песне, и конкретному человеку.

Хороший клипмейкер должен понимать личность исполнителя, полюбить его. Обязательно нужно встать на его место и подумать, что нужно в данный момент времени для карьеры этого человека. Потому что клип ‑ это продукт сопутствующий основной деятельности артиста, здесь всегда нужно учитывать контекст происходящего.

Как на ваш взгляд изменилась индустрия за 20 лет?

‑ Разумеется, за двадцать лет индустрия очень сильно изменилась. Сейчас, с одной стороны, легко начать снимать, организовать старт и стать клипмейкером ‑ достаточно взять в руки телефон. Современные технологии позволяют делать высококачественные конкурентоспособные клипы без профессионального киносъемочного оборудования. Об этом я и говорю в своей школе, и призываю всех пользоваться этим прекрасным моментом, когда можно самостоятельно начать снимать ‑ вне зависимости от наличия профессионального оборудования и даже зарабатывать на этом деньги.

Другое дело, иметь представление о том, что такое хороший клип, а что такое плохой. Это неизменно. И двадцать лет назад, и сегодня клипмейкеру важно иметь понимание песни и личности артиста. Не все треки становятся хитами, но именно клип способен подтянуть песню ближе к зрителю, монетизировать ее. Конечно, этому нужно учиться, развивать художественный вкус и интуицию. Человек, который начал снимать музыкальные клипы должен понимать, что умеет делать это, видеть, как должна быть упакована музыка.

Какие составляющие успешного клипа вы можете назвать?

‑ Хороший клип никогда не противоречит песне, которую он визуализирует и личности артиста, который ее исполняет. Здесь всегда возникают сложности, потому что не каждый артист — профессиональный актер. Это не совсем их задача, особенно для дебютантов. Очень легко промахнуться и дать неправильную роль артисту, назначить его не той личностью. Часто режиссеры дают музыкантам именно такие надуманные, замудреные, далекие от личности роли. Это не всегда лучший путь, хотя игра на контрастах иногда тоже работает. Это хорошо применять к устойчивым брендам. Люблю так делать, например, с Кристиной Орбакайте ‑ принимать решения об образах, несвойственных ей. Но опять же, тут нельзя промахнуться. Нельзя допустить того, чтобы артисту в клипе было неудобно. Музыкальный клип должен наилучшим образом отражать личность артиста и его песню.

‑ Расскажите, над каким проектом работаете сейчас?

‑ Сейчас я нахожусь в процессе работы над клипом для начинающего артиста Mark.Ovski. У него уже есть несколько музыкальных видео, но такого клипа, который бы стал визитной карточкой и представил артиста как персонажа, у этого пока проекта нет.

Сегодня просто петь на сцене — это слишком маленькая задача для исполнителя. Чтобы удержать внимание и иметь какую-то возможность состояться в этом всеобщем внимании зрителей, одной песни мало. Надо быть интересным арт-объектом, создать вокруг себя мир и самому быть стержнем этой вселенной. Этим мы и занялись на съемках клипа для Mark.Ovski. Задача этого большого дебюта, как я его называю, — не только образовать мир вокруг песни, но и сделать ему такой образ, который позволит зафиксироваться и долгое время в нем находиться. Задача очень непростая, чем для меня и интересная!

Загрузка...