Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Игорь Саруханов: «Настоящая жена — та, которая родила детей»

0

Автор и исполнитель хитов, на которых выросло не одно поколение, — о высоких гонорарах, смысле брака и позднем отцовстве.

— Точно знаю, что все происходящее в жизни — от Бога. И радость, и наказание — все от него. Я всегда ценил тот дар, что получил с рождения, и знал, что не имею права его игнорировать или использовать как-то не так…

Музыка в моей жизни была всегда. На домашних праздниках мама (по профессии — педагог русского языка и литературы) замечательно играла на фортепиано и очень красиво пела романсы, так как окончила музыкальное училище. Поэтому я не сопротивлялся, когда мамочка предложила мне, десятилетнему, поступить в музыкальную школу. Думали идти по классу фортепиано, но там не оказалось свободных мест, и после прослушивания нам предложили выбрать любой другой инструмент. Мама выбрала гитару.

Мой педагог Людмила Васильевна Акишина была нашей соседкой и маминой подругой, учителем высшего класса. И любовь к инструменту она привила мне тем, что сама великолепно на нем играла. Так что прогуливать уроки или филонить никогда не хотелось, занимался прилежно.

Вообще я был способным ребенком — уже в 6-м классе сочинил песню, с которой выступил на школьном вечере.



— Слова помните? Наивные, наверное?

— Конечно, помню: «Зачем ты уходишь?» Повод был личный: мне нравилась десятиклассница, но она предпочла студента. Кстати, потом тот самый студент МФТИ стал моим другом, и мы вместе играли в ансамбле.

— А вот ваша студенческая жизнь не задалась: бросили учебу ради музыки. Наверняка такой поступок расстроил вашего папу — ученого?

— Непонимание длилось десять минут. Я сообщил родителям, что ухожу из Института химического машиностроения, где успел отучиться всего год. Папа спросил: «И куда ты собрался?» Я говорю: «Пока в подвал репетировать». Конечно, он переживал за мое будущее. Но сыночек не просто играл в подвалах, а зарабатывал деньги.

— Каким образом?

— Старшеклассником я играл в школьном ансамбле, который выступал помимо родных стен еще и на танцах. Гонорар — 100 рублей на четверых за концерт. Приличные деньги! Учитывая, что моя мама зарабатывала 120 рэ в месяц. Кстати, когда о моих «успехах» узнали в школе, встал вопрос об отчислении — ведь комсомолец не имеет права петь в ресторане! Но пришел папа и объяснил учителям, что этого делать нельзя, потому что сын зарабатывает не на развлечения, а на музыкальные инструменты. И вообще, он работает, а не бьет баклуши.

Вскоре меня заметили парни из ансамбля знаменитого МФТИ. Им понадобился опытный чувак — певец, гитарист с музыкальным образованием. Они-то были самоучками. «Синяя птица», The Beatles, Led Zeppelin, Deep Purple — вот что мы исполняли на танцевальной площадке города Долгопрудного.

По субботам в кафе на физтехе проходили абсолютно сумасшедшие ­концерты — играли «Машина Времени», «Цветы», «Удачное приобретение», «Високосное лето». В маленький зал набивалась уйма народа! Конечно, мы тоже мечтали там выступать. И вот свершилось: однажды и наш «Аквариум» пригласили выступить на прославленной сцене. От счастья просто офигели. Кстати, мы тогда и знать не знали о существовании другого «Аквариума» и БГ (Борис Гребенщиков. — Прим. «ТН»). До сих пор помню, как был одет на первом выступлении: батник и вельветовые штаны — сверху в облипочку, а внизу 26-сантиметровые клеши.



— Битком набитый зал «Крокус Сити Холла» взорвался аплодисментами, а я стоял на авансцене, смотрел на свою жену и дочку, сидящих в первом ряду, и наслаждался счастьем. Фото: Арсен Меметов

— Понятно, на что уходили заработки мальчишки.

— Так ведь надо было соответствовать гитаре-то! На прилавках в начале 1970-х лежало все серенькое и одинаково убогое. И я шел к маминой подруге тете Ане — работнику Мосторга и просил помочь. Она доставала мне дефицитные ткани — джинсу, вельвет. А потом мой любимый портной шил по моим эскизам. Став постарше и уже прилично зарабатывая, покупал у спекулянтов. Мы ведь были хиппи!

 

Помимо одежды нужна была гитара, а это 250 рублей, струны — 7 рублей 50 копеек, еще требовались барабанные палочки и так далее. Все это добывалось из-под полы в магазине «Аккорд» на Масловке. А импортные виниловые пластинки у спекулянтов по 60 рублей! Мы переписывали их на магнитофонную пленку и на слух разучивали новые песни. Не понимали английского языка, но копировали звуки в точности.

— Трудно представить, как могла сложиться дальше ваша судьба, если бы вы не попали служить в Ансамбль песни и пляски Московского военного округа. Ведь это там произошло судьбоносное знакомство со Стасом Наминым?

— Если бы моя мама не обратилась к нашему соседу Владимиру Андреевичу, трубачу ансамбля, и не ­попросила помочь, а он не позвонил кому надо насчет меня, то наверняка ничего бы и не было. На судьбу влияет в конечном счете миллион разных обстоятельств. Именно

поэтому я не хочу прожить свою жизнь заново. Ни одной секунды не изменил бы в ней — настолько мудро, в единую цепочку, собраны все события моей биографии. Стас Намин часто приходил в ансамбль навестить товарища и натыкался на меня — дневального с гитарой. При этом я не бренчал, а перекладывал аппликатуру фортепиано Элтона Джона на гитару. Как-то Стас подошел ко мне, мы разговорились, познакомились.

Но в его группу «Цветы» я попал не сразу. Сначала была «Синяя птица», в которую меня пригласил тот самый товарищ Намина, которого он ­навещал. С января по апрель 1979 года я играл в этой потрясающей группе, но там не сложилось — почему-то я чувствовал себя не в своей тарелке. Когда Стас позвал в «Цветы», с радостью согласился.

Условия и в «Синей птице», и в «Цветах» были строгие. Например, в одиннадцать утра — сводная вокальная репетиция. Хочешь не хочешь — надо. Но мы и зарабатывали очень прилично. Папа, при его зарплате преподавателя вуза с кандидатским званием в 300 руб­лей, не понимал, как это можно получать две тысячи в месяц.

— И что по этому поводу говорил Армен Ваганович? Что несправедливо жизнь устроена или как правильно, что вы не пошли в ученые?

— Папа поражался, но относился с пониманием, когда я объяснял, что мы действительно вкалываем, играя по четыре-пять концертов в день, что связки рвутся и кровь идет горлом. Так и было, это не фигура речи.

— Вскоре вы вместе с друзьями основали группу «Круг», а с 1984 года стали выступать сольно. Именно тогда и пришла популярность к исполнителю собственных песен Игорю Саруханову?

— Главным хитом VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве 1985 года стала песня «Маскарад», написанная мной на стихи Анатолия Монастырева и Ольги Писаржевской. Песня шла по линии комсомола, можно сказать, что раскрутили меня комсомольцы — она звучала по радио, в «Московском комсомольце» вышла популярная «Звуковая дорожка». И дальше — обложки с моим фото в журналах «Работница», «Крестьянка»…

Фестиваль проходил летом, а уже в сентябре я как сольный исполнитель поехал с гастролями по стране. Расписан был каждый день до декабря включительно! Популярности добавила «Утренняя почта», в которой я спел песню «Парень с гитарой». Вот после этого меня стали узнавать везде.



— Любопытно, можно ли по вашим песням отследить вашу личную жизнь? Вот, к примеру, в каком случае песня выходит пронзительнее — когда вы счастливы или, наоборот, испытываете разочарование?

— Песни пишутся в разном состоянии. Приведу пример. 1986 год, звонит Симон Осиашвили: «Привет, Игорек, как дела?» — «У папы инфаркт», — отвечаю. Он вздыхает — его родители тоже болеют… «Я текст написал, хочу тебе показать», — говорит. Через полчаса сидит напротив, я читаю текст, и меня накрывает: в голове уже и куплет, и припев… Я даже допеть не смог — ком в горле. Вот и все, так была написана песня «Дорогие мои старики». Симон — молодец. С этой песней мы вошли в историю советского радио.

Вы не представляете, что творилось со страной после первого эфира! Песня звучала из каждой радиоточки 24 часа в сутки, и в итоге ее запись в фонотеке просто-напросто размагнитилась. Вам этого не понять, наверное. Дело в том, что сегодня любой редактор любой радиостанции может поставить копию любой песни. А в те годы музыкальный материал брали из фонотеки по официальной заявке, как книгу в читальном зале. И если песня звучала на «Маяке», к примеру, то нигде больше звучать не могла. Копия была одна, и ее из-за частых повторов размагнитили, пришлось делать вторую. Это случилось за всю историю советского радио дважды: первой размагниченной песней стала «Соловьиная роща».


После «Стариков» я сразу написал задорную «Зеленые глаза» — лишь для того, чтобы не сложилось мнение, будто я пишу только лирические песни. Никакой подоплеки или личной истории не было.

Или другой хит — «Желаю тебе». 1987 год, я на гастролях в Калининграде, одиннадцать утра. Сижу в своем гостиничном номере, смотрю местную программу — все поздравляют друг друга с юбилеями, днями рождения и так далее. Дело дошло до маленького мальчика, который сказал сакраментальную фразу: «А я своей маме желаю из тысячи игрушек одну — самую любимую». Вот и все. Я выключил телевизор и через 15-20 минут написал песню.

— Выходит, управлять вдохновением вы не можете?

— Вы правильно сказали — песни или пишутся, или не пишутся. И я знать не хочу, как это происходит. В литературном институте я не учился, на композиторском отделении тоже, так что все песни просто падают с неба. И это меня очень радует!



— Могу задать вопрос педагогу по гитаре: почему у гитаристки Любы Сарухановой неправильно поставлена рука? Вообще-то я учу дочку сам, когда бываю дома. Фото: Арсен Меметов

— В юности, танцуя под вашу «Скрипку-лису», я гадала: почему лиса-то? Наконец мне выпал шанс спросить автора.

— Двадцать с лишним лет люди спорят, как называется песня… Кто зовет ее «Скрипом колеса», кто «Скрипкой-лисой». На самом деле изначально это была «Скрипка-лиса». Когда на мое имя стали приходить начисления в агентство авторских прав за исполнение песни «Скрип колеса», я зарегистрировал второе название песни — «Скрип колеса», а в скобках написал: «Скрипка-лиса». Вот и все: у меня песня с двумя названиями.

— Какая-то гладенькая выходит творческая биография. Такое впечатление, что успех к вам в руки сам всю жизнь шел.



— Проблемы были… Не забывайте о советских худсоветах. Один, самый главный, худсовет радиокомитета страны находился на улице Качалова. А еще существовал худсовет на фирме грамзаписи «Мелодия». Все эти худсоветы для меня были страшны, потому что запрещали мне исполнять собственные произведения, так как я не был членом Союза композиторов и Союза писателей. Разрешалось петь 20 % своего репертуара, а остальные 80 % должны были принадлежать «маститым» авторам, чтобы дать им возможность зарабатывать. Ну и цензура меня тоже не щадила: долго не ­пропускали песню «За рекой» — спрашивали, какую именно реку я имею в виду, какую страну.

— Тем не менее на Международном фестивале песни в Сопоте в 1984 году ваша песня «Позади крутой поворот» получила первую премию. Ее и сегодня легко напоет любой человек старше сорока.

— Я уже упоминал поэта Анатолия Монастырева, он во многом мне помог. Фестиваль в Сопоте — телевизионный конкурс, Анне Вески взяла на нем первую премию. И вот тут «мастодонты» в Союзе композиторов впервые задали вопрос: кто такой этот Саруханов?!

В жизни мне очень сильно помогли несколько человек. Кроме Анатолия Монастырева, поэты Игорь Давыдович Шаферан и Михаил Исаевич Танич, на чьи стихи я написал много песен, ставшие потом хитами. Игорь Давыдович давал мне полезные советы, как вести себя с чиновниками. Его жена дружила с Раисой Максимовной Горбачевой, и это тоже в тогдашней системе было важным фактором. …От возраста все равно не спрятаться, да это и не нужно. Лучше задать себе вопрос: «Что изменилось в твоей личной синхронизации желаний и их исполнения?» И если ты все так же быстро материализовываешь их, как в 30, 40 и 50 лет, — возраста нет. Я до сих пор легко вскакиваю в пять утра, а в семь уже пою в прямом эфире.



— В молодости я женился, потом разводился. Лишь в 50 созрел для того, чтобы стать мужем в полном смысле слова. Фото: Арсен Меметов



— Что вы делаете для того, чтобы внутренний мотор не заглох?

— У меня есть две замечательные мотивации. Первая — это музыка. Вторая — моя семья. Придумать, сочинить новую песню — это полбеды. У меня более глобальные задачи — сделать так, чтобы уже через неделю эту песню знала вся страна, так же, как новую песню «Моя любовь по городу».

— Кстати, она тоже без повода написалась?

— Настроение было хреновое, с женой повздорили. И вот до того, как подойти к ней со словами: «Танюш, я без тебя не могу» и услышать в ответ: «И я не могу», написал эту песню.


Мы с Татьяной вместе уже 13 лет. Нашим дочерям — Любочке и Розочке — соответственно семь и годик. Тать­яна — замечательный художник, и мы с ней креативили по полной программе, создавая коллекции для модного дома Игоря Саруханова.

Но как-то я сказал: «Надо детей!» И Таня родила мне дочек. Наверняка вы спросите про мои многочисленные браки — без этого не обходится ни одно интервью. Я вам так скажу: настоящая жена — та, которая родила детей. (Игорь был официально женат несколько раз. — Прим. «ТН».) И моя бабушка, и мама говорили нам с братом: «Жениться надо только тогда, когда понимаешь, что можешь воспитывать детей, не спать ночами… А если боишься всего этого — не женись. Рано, значит, еще».

Они были правы, но я это понял только недавно, так как в ­молодости женился, потом разводился. Лишь в 50 я созрел для того, чтобы стать мужем в полном смысле слова.

Мы с Татьяной познакомились в 2003 году — они с подружками гостили у жены моего соседа по даче. На тот момент я был свободен. Когда увидел Таню, понял, что она мне очень нравится — я люблю женщин-интеллек­туа­лок. Тать­яна училась на двух факультетах и работала директором по маркетингу в серьезной фирме.



— Музыкантов в возрасте называют «сбитыми летчиками». Про меня никто не может так сказать: я, как и прежде, пишу хорошие песни, и у меня крутая команда. Фото: Арсен Меметов

— Не пытались сделать ее домохозяйкой?

— Нет, считаю это неправильным. Женщин нельзя держать дома, им нужно самовыражаться — иначе они сведут вас с ума.

— Вы официально женаты?

— Мы поженились полтора года назад, когда Татьяна была в положении — мы ждали младшую дочь Розочку. Не знаю, почему не созрел раньше. Но вдруг нам захотелось, и мы пошли в ЗАГС.

— Вы принимаете участие в воспитании дочерей?

— Я провожу с семьей все свободное время. И могу как отец задать вопрос педагогу по гитаре: почему у гитаристки Любы Сарухановой неправильно поставлена рука? Вообще-то я учу ее сам, когда бываю дома. Но я часто уезжаю на гастроли и съемки, а заниматься на инструменте надо каждый день.

Я опытный папа, все умею делать — менять подгузники, варить кашку, читать сказки. Со мной спокойно можно оставить маленького ребенка на весь день. Дочери меня изменили… Раньше мне казалось, что я эгоист. Сейчас уже нет — я живу ради семьи. Недавно чуть не умер на сцене, потому что голос пропал, а пришлось петь полноценный концерт.



— Дочери меня изменили. Раньше мне казалось, что я эгоист. Сейчас уже нет — живу ради семьи. С женой Татьяной и дочками Любой и Розой. Фото: Арсен Меметов

— Вы говорите это с сожалением или с радостью?

— Конечно, с радостью! И когда битком набитый зал «Крокус Сити Холла» во время юбилейного концерта взорвался аплодисментами, я стоял на цене, смотрел на свою жену и дочку, сидящих в первом ряду, и наслаждался счастьем. Это такая крутизна! Часто молодежь

называет музыкантов в возрасте «сбитыми летчиками». Но про меня никто не может сказать этих страшных слов: у меня крутая команда, я, как и прежде, пишу хорошие песни. Говорят, что настоящие артисты со сцены сами не уходят — их выносят. Что бы ни случилось, я все равно буду выходить и петь.


Игорь СарухановИгорь Саруханов

Родился: 6 апреля 1956 года в Самарканде (Узбекская ССР)

Семья: жена — Татьяна; дочери — Любовь (7 лет), Розалия (1 год)

Образование: окончил Институт современного искусства

Карьера: написал более 300 песен, среди которых: «Желаю тебе», «Скрипка-лиса», «Парень с гитарой», «Зеленые глаза», «Каракум», «Позади крутой поворот», «Лодочка»

Загрузка...