В новогоднюю ночь 1991 года в «Огоньке» на Первом канале композитор и основатель «Миража» Андрей Литягин представил стране новую солистку группы – Екатерину Болдышеву. Вот уже 28 лет именно Екатерина Болдышева остаётся солисткой легендарного коллектива и выходит на сцену вместе со своим неизменным партнёром, гитаристом Алексеем Горбашовым. За эти годы дуэт стал неразлучным, поэтому и на вопросы «Теленедели» музыканты отвечали вместе.
Текст — Наталья Пелехацкая
До прихода в «Мираж» Екатерина Болдышева успела поработать педагогом в музыкальной школе и бэк-вокалисткой в группах «Клеопатра» и «Звёзды». С её появлением песни «Миража» обрели новое звучание: третий альбом группы «Не в первый раз», в котором Катя записала все вокальные партии, стал официально «золотым». А Алексей Горбашов до встречи с Андреем Литягиным успел поработать гитаристом в группе «Альфа» с Сергеем Сарычевым и в группе «Монитор».
«В 1988 году Андрей Лукинов предложил мне принять участие в записи второго альбома группы «Мираж». На записи я и познакомился с Андреем Литягиным. Он уговорил меня съездить в качестве эксперимента на гастроли с группой. Я согласился … и остался в группе. Солисткой тогда только стала Наталья Ветлицкая. На YouTube есть клип, снятый в 1988 году. Там Ветлицкая исполняет попурри из нескольких песен. Кстати, в ролике звучит именно её голос. Это к вопросу о том, что якобы все солистки в «Мираже» пели под одну и ту же фонограмму, – вспоминает Алексей Горбашов. – Количество концертов тогда зашкаливало. В некоторых городах мы давали по 5–6 концертов в день. Наташа выдержала пять месяцев. После её ухода в группе работали Ирина Салтыкова и Татьяна Овсиенко. А параллельно с нами ездили по стране ещё несколько двойников. Слухи о коллективе росли, как снежный ком. И это лишь ещё больше подогревало к нам интерес. Однако всё это не могло продолжаться до бесконечности. В определённый момент стало понятно, что надо что-то кардинально менять, если мы не хотим загубить проект. И тогда было принято решение, что следующая солистка должна обязательно петь живьём. С приходом Кати группа «Мираж» стала живым коллективом».
— Но в какой-то момент «Мираж» исчез…
— Мы не исчезли. Так сложилось, что, начиная с середины 90-х, мы практически целое десятилетие колесили по Европе. В нашей стране, как все помнят, в те годы случился кризис. Концерты стали людям не по карману. В споре о том, на что потратить последние деньги – сходить на концерт любимой группы или купить 100 граммов колбасы, чаще побеждала колбаса. Кассовые концерты в те годы сошли практически на нет, а гастрольная деятельность для большинства артистов свелась большей частью к обслуживанию пьяных вечеринок «новых русских». Те просто теряли голову от свалившихся на них в одночасье шальных денег. Все помнят, как в то время стали плодиться, как грибы после дождя, разнообразные девичьи группы. Они как нельзя лучше подходили под формат этих мероприятий. Ведь зачастую эти вечеринки заканчивались совместным походом артистов и заказчиков в сауну. У девичьих групп был даже разные ценники на обычное концертное выступление и выступление с «продолжением банкета». Но нас такая работа не устраивала.
— И вы отправились в Европу?
— Да. Там не было никакого кризиса, зато на волне ностальгии, которую так или иначе переживают все эмигранты, была невероятная востребованность в нас и нашей музыке. У нас были расписаны все выходные на месяцы вперёд. Ночные клубы и дискотеки стояли в очереди, чтобы заполучить нас к себе на один вечер. В одном из новогодних туров в начале 2000-х только за декабрь мы
дали в Германии 48 концертов!
Сейчас мы продолжаем активно гастролировать за рубежом. В прошлом году мы гастролировали по Северной Америке и странам Западной Европы, в этом году решили порадовать наших поклонников в бывших советских республиках. Мы уже по несколько раз выступали в Эстонии и Казахстане, Латвии и Молдове.
— Не ощущаете на себе русофобские настроения?
— Нас встречали и продолжают встречать везде очень гостеприимно и радушно. И это относится не только к нашим бывшим соотечественникам. В прошлом году в Лас-Вегасе в одном из магазинов меня спросили на кассе, не хочу ли я сделать пожертвование в фонд помощи малоимущим. Я положил несколько долларов, и кассир задал мне вопрос: откуда, мол, я к ним пожаловал, такой щедрый и красивый. И когда я сказал, что из России, кассир схватил колокольчик, стал им звенеть и радостно кричать: «Thank you, Russia!» А покупатели и весь персонал магазина с удовольствием подхватили это и стали славить хором вместе с кассиром Россию. Вот так нас «не любят» на Западе.
— Наверное, у вас за годы гастролей накопилось множество забавных историй?
— В Америке был смешной случай. Мы прилетели в Майами, где должны были выступить в новогоднюю ночь в развлекательном комплексе Gulfstream Park. Накануне концерта организаторы поинтересовались, в какое время нам удобно было бы настроить звук. Сказали, что концертный зал арендован на сутки, и с 12 часов дня он в нашем распоряжении. Ровно в 12 часов дня мы приехали на площадку, и пока мы распаковывали на сцене кофры и чемоданы с концертным оборудованием, местный звукорежиссёр включил музыку на всю катушку, чтобы продемонстрировать нам всю крутизну звуковой аппаратуры. Когда зазвучали сабвуферы, расположенные под сценой, наши кофры весело запрыгали по полу. Но не прошло и минуты, как демонстрация аппаратуры была прервана дикими воплями ворвавшейся в зал тётечки. Она истошно орала, пытаясь перекричать линейный массив мощностью два десятка киловатт. Звукорежиссёр убрал громкость, и стал отчётливо слышен отборный американский мат. Как выяснилось, организаторы не оговорили время, в которое можно проводить саундчек. Зал-то был арендован, но издавать звуки в нём было можно только после шести вечера. В непосредственной близости с залом располагался ипподром, где в это время проходили бега, а на первом этаже, прямо под концертным залом, находились конюшни с лошадьми, стоимость которых исчислялась миллионами долларов. И, как мы поняли, из гневной тирады, из-за нашей «….» музыки у лошадок мог случиться стресс. Но в принципе даже не в самих лошадях было дело. По словам тётечки, нам бы лучше этого не знать, какой стресс мог случиться у тех, кто сделал на этих лошадок ставки!
— А кто сегодня в основном приходит на ваши концерты? Какие песни вы обязательно исполняете? Вот Григорий Лепс ненавидит свою «рюмку водки», но вынужден петь…
— К счастью, в нашем репертуаре нет таких песен, которые мы бы ненавидели или по каким-либо причинам не хотели бы исполнять. Формат наших концертов достаточно разнообразен, и на разные концертные площадки приходит разная публика. Она совершенно разная по возрасту. Часто можно увидеть совсем юных зрителей. И когда их спрашиваешь, откуда они знают про «Мираж», они говорят: «Выросли на ваших песнях, потому что их слушали родители».
— Ходят слухи, что вы скоро удивите нас каким-то необычным дуэтом. Раскроете тайну, или это будет сюрприз?
— Да, готовим много новинок, в том числе и совершенно неожиданный дуэт. Но мы не хотели бы раскрывать карты раньше времени. Совсем недавно мы дали новую жизнь нашему старому хиту «Видео». Эта песня была написана 30 лет назад, она о том, что действительно владело нашими умами в те годы. Сейчас времена изменились, и мы попали в другие сети. Большинство из нас сегодня не мыслит свою жизнь без гаджетов и Интернета. Об этом и поётся в новой версии нашей старой песни. Но это далеко не все новинки, которые ждут своего часа. Осенью выйдет новый клип, новые синглы. Так что оставайтесь с нами!
Фото — из архива группы «Мираж»