Галина Коньшина: «Мне позвонили из «Большой разницы»: «Тарасову сыграть сможете?»
Интервью с актрисой, ставшей по-настоящему популярной после выхода проекта «Большая разница».
«Я долгое время была широко известна в узких кругах», — с улыбкой говорит о себе актриса, которая стала по-настоящему популярна только после выхода проекта «Большая разница» на Первом канале. Галине Павловне не откажешь в чувстве юмора и умении ждать. И говорить нет! Ведь, узнав, что любимый мужчина моложе нее на 17 лет, она сначала выставила его за дверь…
— Я была долгожданным ребенком в семье. Четыре сына у мамы умерли, поэтому меня ждали как чудо. И вот появилась на свет я — с черными, почти до плеч, жиденькими волосами. Все родственники охали: «Ой, цыганка родилась!» Каково
же было всеобщее удивление, когда после того, как мама постригла меня налысо, у меня вскоре отросла белобрысая шевелюра и я превратилась в пшеничную блондинку.
Очень быстро всем стало понятно, что я буду артисткой. В шесть лет впервые оказалась в театре в родном Барнауле, и после спектакля мама еще долго не могла оторвать меня от кулисы: я вцепилась в нее и отказывалась уходить. Никак не могла успокоиться — до того меня поразило действо, увиденное на сцене. Довольно рано начала пародировать взрослых: соседей, учителей, Клавдию Шульженко, популярную тогда Майю Кристалинскую. Мне это легко давалось — я с ходу имитирую голос человека, схватываю его мимику, манеру говорить.
В школе всегда занималась самодеятельностью, ходила в театральную студию и была довольно популярна в городе. А потом в местный театр приехал молодой режиссер — я играла у него почти все главные роли и, конечно, влюбилась по уши. Так случилась моя первая сумасшедшая любовь. Режиссер был старше на десять лет и женат, собирался даже разводиться, но я уехала поступать в Москву, и началась совсем другая жизнь. В ГИТИСе я была одной из любимых студенток, преподаватели называли меня Ермоловой. Студенческую жизнь вспоминаю с ностальгией: я получала повышенную стипендию, с утра до ночи пропадала в институте и была влюблена в то, чем занималась. А уже на втором курсе вышла замуж — за Юру Непомнящего, он учился на режиссерском и был на четыре года старше.
— Что вы такого сделали, что через два часа общения Юрий предложил вам руку и сердце?
— Не знаю. Я никогда ничего такого особенного не делала для того, чтобы охмурить мужчину. Вот, например, моя студенческая подруга Ира Алферова, знакомясь с молодыми людьми, первым делом предлагала станцевать — мол, смотрите, как я умею. У меня же никаких секретов не было, но нередко случалось так, что, начиная работать со мной, режиссер вскоре терял голову. Просто процесс репетиций в театре настолько интимный, что люди раскрываются друг перед другом в ином свете.
Юра, мой первый муж, был одержим театром — думаю, он увидел во мне родственную душу. Мы были готовы играть, репетировать и что-то придумывать днями и ночами. Поженились в августе, 18-го числа, когда никого из однокурсников еще не было в Москве. Скромный праздничный стол накрыла мама Юры. На следующий день после свадьбы у нас, по-моему, не было даже трех рублей, но это точно нас не печалило.
— Я тяжело пережила разрыв с первым мужем — Юрием Непомнящим. На нервной почве у меня отнялись ноги, полгода практически не вставала. Фото: Из личного архива Галины Коньшиной
Поселились в коммуналке на первом этаже в доме, где находится зал Чайковского. Соседями оказались приличные с виду мама с дочкой — вскоре выяснилось, что алкоголики. В их квартире никогда не проживало меньше десяти человек, а когда они после застолья несли выбрасывать мешки с объедками, то считали своим долгом показать их содержимое
мне — мол, видите, Галочка, мы за собой убираем. Ужасно! А затем приключилась одна из мистических историй, которые сопровождают меня всю жизнь.
Однажды, когда соседи в очередной раз гуляли, я лежала за стенкой с ангиной и рыдала оттого, что эти люди, абсолютно чужие мне, отравляют мое существование. Потом я уснула и увидела покойного папу — его не стало, когда мне было 17. Папочка был красавцем, брюнетом с синими глазами. Густые черные волосы с синим отливом и прическа как у Сталина… Человек невероятного обаяния, общительный, любимый всеми, кто его знал! Так вот, вижу я папу с двумя бутылками коньяка под мышкой. Он улыбается и говорит мне: «Галчонок, председатель райисполкома — мой друг, так что скоро вы с Юрой получите отдельную квартиру». Через два или три дня мы достали из почтового ящика извещение. К слову, был 1980 год, Олимпиада. А мы прожили в коммуналке на тот момент лет пять, но, как вы знаете, люди тогда стояли в очереди на квартиру и по 20 лет! А мы всего пять, то есть слишком мало, чтобы на что-то рассчитывать. Ничего не понимая, мы побежали за смотровым ордером. Выяснилось, нам дают однушку в Бибирево. «Смотреть поедете?» — спрашивают в конторе. «Нет, что вы! Мы согласны на любой вариант!»
Подписали все бумаги и уехали счастливые домой. В тот же день звонок: «Вы знаете, произошло жуткое недоразумение: этот ордер предназначался не вам. Приезжайте, пожалуйста, нужно подписать документы об отказе…» А мы ни в какую — ведь все бумаги и ключ у нас на руках! Дважды такой шанс не выпадает. Но на самом деле мы так и не переехали в Бибирево, потому что буквально несколько дней спустя я увидела на столбе объявление: «Меняю однокомнатную квартиру на Таганке на однокомнатную квартиру в Бибирево. Срочно!»
— Но так не бывает!
— Вот вам крест! Оказалось, что на Таганке живут дедушка с бабушкой, которые каждый день ездят нянчить маленьких внуков в Бибирево, и добираться им жутко неудобно. Поэтому они срочно меняли квартиру. И, понятно, шанс мы не упустили и переехали на Таганку. Там уже и родился мой сыночек.
Антоша всегда был интересным мальчиком, творческой натурой. Конечно, актерская профессия предполагала периодические разлуки с сыном, которые я мучительно переживала. Но что было делать? В Звенигороде для актерских детей существовал садик-пятидневка, по сути настоящая дача. Вот я Антошу туда отдавала. Однажды приезжаю
с гастролей, которые проходили на БАМе, и понимаю, что у меня есть всего несколько свободных часов, а затем снова нужно уезжать. Я мчусь в Звенигород повидаться с сыном, а мне с порога заявляют: «Нельзя! Карантин». И я помню, как начала задыхаться — это было невыносимо! Я заорала, что сейчас сожгу дачу, снесу стены, сделаю все что угодно, но с сыном встречусь. И остановить меня было невозможно — Антошку я, конечно, повидала. Это я к тому, что если вижу какое-то препятствие перед собой, то буквально начинаю задыхаться! Мне нужно, непременно нужно сломить эту стену! Хотя со временем поняла, что если долго что-то не получается, то лучше отступить. Бывает, что попросту не судьба…
— Считаю, что сын был удачлив с моей фамилией, но в какой-то момент Антон взял фамилию отца — Непомнящий. Она сама по себе несет не очень хорошую энергетику. Фото: Из личного архива Галины Коньшиной
Вот как какой-то рок мешал мне встретиться с Высоцким. Впервые я увидела его на экране, еще когда жила в Барнауле. Владимир тогда снялся в фильме «Короткие встречи», и я просто обалдела от сумасшедшей мужской энергетики, исходившей от него. Помню, как у всех подряд спрашивала: кто он? Не понимала, что это тот же человек, записи которого я каждый день слушала дома. Уже позже, когда я окончила театральный, не раз бывало так, что мы должны были пересечься с ним на каком-нибудь сборном концерте или мероприятии. Я очень хотела с ним познакомиться, но всякий раз по каким-то причинам этого не происходило.
Его смерть 25 июля 1980 года я приняла близко к сердцу. Мне позвонил кто-то из друзей в три часа ночи — эта страшная новость разлетелась тогда молниеносно. И люди ночью же начали стягиваться к Театру на Таганке, нести свечи. Больше всего меня поразил тетрадный лист, наскоро приклеенный на стекло рядом с окошком администратора театра. На нем от руки было написано: «Умер артист театра Владимир Высоцкий». Потом уже Любимов взахлеб рассказывал, какого великого артиста мы потеряли. А в день его смерти висел помятый листик…
На похороны меня муж не отпустил — мол, вдруг давка начнется, куда ты с животом (я была беременна Антошей), да еще в такую жару. В тот день Москва задыхалась от зноя. Но с Высоцким мне все же удалось проститься. Я отправилась в Москонцерт по делам, и в какой-то момент мимо меня медленно проехал траурный катафалк с гробом Высоцкого! Все машины его пропускали, люди на улице замерли. Я стояла и провожала авто взглядом, прощаясь с любимым артистом. Мне кажется, это даже хорошо, что мы не познакомились. Я бы его не отпустила. Говорю совершенно серьезно, настолько я была влюблена в него!
Года через два после смерти Высоцкий мне приснился: в рваном свитере, грустный. Жаловался, что все плохо у него. Ну, во всяком случае, у меня было такое ощущение. А мой сын с пяти лет знал все его песни наизусть. Антон распевал в детском саду: «Дорогая передача! Во субботу, чуть не плача, вся Канатчикова дача к телевизору рвалась». Однажды я столкнулась в детском садике с интересной пожилой дамой — это была Нина Максимовна, мама Высоцкого. Она свою правнучку Наташеньку провожала, а мой Антоша дружил с ней. Нина Максимовна умилялась тому, что мой маленький сын знает почти все песни ее сына.
— Антон тоже стал актером. Как складывается его судьба?
— Да пока не очень. Сын у меня одаренный, талантливый, темпераментный. Как он играл Гамлета в институтском спектакле! Даже мой любимый Мел Гибсон не сравнится, а лучше него актера в Голливуде нет. Антоша и красавец невероятный — ростом метр девяносто, но в профессии ему пока не везет. Я считаю, он был удачлив с моей фамилией, но в какой-то момент сын взял фамилию отца — Непомнящий, а она сама по себе несет не совсем хорошую энергетику. Когда он ее взял, на него неприятности сразу и посыпались: то машину угнали, то еще что-нибудь. Вот и с карьерой пока не складывается, что еще раз доказывает известный факт: в нашем деле главное не талант, а везение.
— Саша родился в тот год, когда умер мой отец. Может быть, папа послал мне в его лице ангела-хранителя? С мужем Александром Шумидубом. Фото: Из личного архива Галины Коньшиной
— Вам ведь тоже не всегда везло в профессии. Не обидно, что узнаваемость пришла буквально несколько лет назад, с появлением шоу «Большая разница»?
— Обижайся не обижайся, а что тут поделаешь? Нет, без работы я в принципе никогда не сидела. Другой вопрос, что большой популярности, главных и значимых ролей в кино у меня не было. Как я шутила, я широко известна в узких кругах. Но «Большая разница» для меня возникла в том числе и потому, что я не сидела на месте, всегда занималась профессией, и в конце концов мне выпал тот самый шанс. Недостающую актрису в проект искали очень долго — чуть ли
не полгода ездили по всей стране. В какой-то момент позвонили мне и спросили, смогу ли я сделать пародию на Татьяну Тарасову и Татьяну Толстую. Я сказала, что запросто, тем более что, например, Татьяну Анатольевну знаю очень давно. Я, подобно Ирине Слуцкой в «Ледниковом периоде», когда-то представляла участников ее ледового шоу перед выходом. Татьяна Анатольевна потом не раз благодарила меня за пародии, однажды подарила бутылку дорогого шампанского.
Конечно, пародировать я начала задолго до появления «Большой разницы». В период невостребованности, чтобы оставаться в форме, я создала моноспектакль «Мой будущий столетний юбилей» — в нем показывала героев, которые могли бы прийти меня поздравить. Среди них были Виталий Вульф, Эдвард Радзинский, Андрей Вознесенский, Бэлла Ахмадулина, Лия Ахеджакова, Татьяна Доронина, Нонна Мордюкова — я перевоплощалась в них на сцене. Как-то постановку показали по ТВ, после чего и раздался звонок от продюсеров «Большой разницы».
Могу сказать, что герои моих пародий никогда на меня не обижались. Я всех своих персонажей показываю с любовью. Вспоминается такой случай. Однажды я оказалась на одном мероприятии с Нонной Викторовной Мордюковой и, зная, что она видела мою пародию на нее, осторожно подошла поинтересоваться ее мнением. Дело в том, что у меня был
весьма некомплиментарный по отношению к ней текст — я помню его: «Ой, молодая была, бесконтрольная. Смолоду взялась за серьезные роли — то доярка, то свинарка, а то вообще председатель колхоза! Если где по сценарию вагон с рельсов сошел и его надо туда обратно поставить — ну кого на эту роль пригласят? Мордюкову! Вот я всю жизнь завидовала некоторым артисткам, мечтала сыграть Дюймовочку или Офелию. Один раз только мне дали роль Дездемоны. Ну а что толку? На всем «Мосфильме» не нашлось хорошего артиста, орла, который бы взялся меня задушить». Мордюкова была женщиной с юмором, она мне ответила: «Ой, это еще ерунда! В одной пародии изобразили, как я иду по улице Горького, а потом вдруг подхожу к дереву и чешусь об него спиной. А ты говоришь…»
В другой раз мы пересеклись на правительственном приеме у Ельцина. Я подошла к Нонне Викторовне с шампанским поздравить ее с премией, заметив, что, наверное, она меня не помнит. Оказалось наоборот: «Конечно, помню! Ты же моим голосом разговариваешь!» (Смеется.)
Роза Сябитова, с которой я познакомилась на игре «Кто хочет стать миллионером?», призналась, что пародия на нее ей очень понравилась, и она сама теперь при случае говорит: «А я хряпну!» (Смеется.)
В «Большой разнице» я переиграла более сорока персонажей — и женщин, и мужчин разного возраста. У нас были замечательные гримеры и костюмеры, которые помогали довести образ до совершенства. Когда проект только начинался, мы жили им. Все тогда были не очень известные, зато полны идей и желания работать, пропадали на съемках сутками. И результат был — проект оказался мегапопулярным, его любили зрители.
— Почему же тогда вы ушли из «Большой разницы»?
— Я покинула проект еще в 2011 году. Во-первых, нас оставили постоянные авторы-сценаристы, и материал стал ухудшаться. А во-вторых, я не захотела продлевать, мягко говоря, невыгодный контракт, согласно которому 25 % прибыли от всех мероприятий, где ты используешь свои образы из программы, должен отдавать продюсеру. Но я ни о чем не жалею. Проект сделал меня узнаваемой, меня стали приглашать в кино. Работы хватает — не могу жаловаться. Например, сейчас возник антрепризный спектакль, где я играю Фаину Раневскую. Роль, сами понимаете, фантастическая! Но и ответственность тоже — я ночами не сплю, переживаю, мысленно вся в работе.
Мне до сих пор неловко, когда меня узнают в общественном транспорте или кто-то из прохожих вдруг оборачивается на мой голос: «Ой, а я вас где-то слышал!» Поверьте, слава никогда не стояла для меня во главе угла. Я из тех актеров, которым главное — играть, заниматься профессией, быть на сцене. Как та цирковая лошадь, которая, даже будучи без сил, заслышав музыку, по инерции начинает дрыгать ногами. (Смеется.)
— Ваш 11-летний внук Ваня с трех лет снимается. Здесь больше везения или упорства со стороны родителей?
— Ванечка — наше солнышко, мы все души в нем не чаем! Способный, увлекающийся мальчик. Сниматься начал благодаря маме, моей невестке. Наташа окончила курс Юрия Соломина, преподает актерское мастерство для деток в студии. Они с Антоном в разводе давно, и она со своими особенностями, конечно, но я другой невестки себе не представляю. Она очень любит Ваню и все для него делает, а это для меня главное. Вот она и начала внука водить на кастинги с малых лет. Я была против, но Ванечке действительно нравится играть, быть в кадре. Он снялся уже в десятке фильмов и сериалов («Одна ночь любви», «Огонь любви», «Кровинушка», «Закрытая школа»), и график у него расписан на полгода вперед, а ведь еще школа у нас.
Летом у него был месячный перерыв в съемках. Так знаете, что он сказал? «Ой, бабушка, что-то я хандрю без работы!» И это в 11 лет! (Смеется.) Летом же страшно увлекся футболом — пропадал на площадке целыми днями. И сломал палец на руке. Так перед этим мне сон нехороший приснился, будто я держу Ванечку на руках, а он отчего-то лысенький, сморщенный, маленький.
Я доверяю своим снам и гороскопу. Всегда советуюсь со звездами, стоит или нет начинать что-либо в тот или иной период. Бывало, и перелеты отменяла, если прогноз был нехорошим. И муж мне в этом смысле тоже доверяет. К слову, второго своего супруга, Сашу, я впервые увидела во сне. Он стоял на берегу и протягивал мне руку. Потом я узнала этот берег — мы гуляли в Симферополе по набережной, и она была такой же, как в моем сне. Только мне привиделось, что он грузин, а оказалось — грек.
— Ваня уже вовсю снимается в кино и сериалах. Когда летом у него был месячный перерыв в съемках, он сказал: «Бабушка, что-то я хандрю без работы». С внуком Иваном и невесткой Натальей. Фото: Арсен Меметов
— У вас было тяжелое расставание с первым мужем, шесть лет вы были одна. Как-то переосмыслили потом тот период — для чего он был вам дан?
— Нет, у меня не было сил анализировать и копаться в тех чувствах, так мне было больно. Мы разошлись с Юрой после 18 лет брака. Я осталась не только без мужа, но и, по сути, без работы. Ведь сразу после окончания института муж организовал гастролирующий театр эстрадных миниатюр на двоих. Он был режиссером, а я — актрисой. Мы поставили, наверное, все одноактные французские комедии положений, я делала множество пародийных номеров — объехали с концертами всю страну. Но в какой-то момент Юре захотелось большего, а именно собственный московский театр, и я
его только поддерживала. Но появилась женщина, которая обещала ему помочь больше. В общем, в 1989 году открылся театр «Вернисаж», а с мужем мы расстались.
Я очень тяжело переживала разрыв, на нервной почве у меня отнялись ноги, полгода практически не вставала. Понимаете, я человек, для которого одиночество невыносимо. Я всегда влюблялась безумно, до потери пульса, так, что ноги подкашивались — по-другому не могу. Как у Высоцкого: «Я дышу — и значит, я люблю. Я люблю — и значит, я живу». Да, после развода у меня были поклонники, звали замуж не раз, но я не была в них влюблена с той же силой, и все сходило на нет, не имело значения. И я благодарна Боженьке за то, что все сметающая любовь вновь появилась в моей жизни. Когда возник Саша, все сразу наладилось, в том числе и в профессии.
Познакомились мы в Амстердаме, где я была на гастролях с эстрадной программой. Саша Шумидуб тоже — он музыкант, гитарист. Увидев его на сцене, я обалдела. Во-первых, Сашуля очень похож на моего отца, мне даже снилось, что я вижу лицо Саши и говорю ему: «Папа». Интересно, что Сашулька родился в тот год, когда умер мой папа. Может быть, папочка послал мне в его лице ангела-хранителя? После концерта я подошла к Саше и выразила ему свое восхищение, так как играл он на гитаре совершенно потрясающе. Саша засмущался… И вот к вопросу о судьбе: в следующий раз мы встретились тоже как будто случайно — благодаря Вале Толкуновой. Я выступала с ней в одной программе, а Саша, как выяснилось, на тот момент уже семь лет работал у нее в коллективе, аккомпанировал ей. А я и не знала! Увиделись мы во второй раз в Алма-Ате. Вечером пошли гулять и потеряли дорогу, но в итоге неожиданно вышли к храму. Вот такая говорящая, на мой взгляд, деталь.
— После той прогулки вы не расставались?
— Наоборот. Я отошла в сторону, когда узнала, сколько Саше лет. 17-летняя разница в возрасте убила меня. Конечно, я видела, что он моложе, но не думала, что настолько. Саше было 24 года, а мне сорок с хвостиком. Я сказала, что мы не можем быть вместе — это несерьезно, ему нужна ровесница. В общем, выставила его за порог, а сама легла помирать. И так мне плохо было. Думала, ну как же так: встретила человека, с которым мне хорошо, который чувствует, понимает и дополняет меня, и вот мы разошлись во времени! А его мама, Галина Владимировна, звонила мне и уговаривала одуматься. Хотя первое время я очень боялась ее реакции: мамы обычно не в восторге, когда потенциальная невеста старше их сына. Она же, увидев, как сын страдает, решила сказать мне об этом. А на мой аргумент о разнице в возрасте заметила: «Галочка, Саша наполовину грек, а значит, через десять лет будет выглядеть старше тебя!» (Смеется.)
Саша потом пришел ко мне с букетом цветов и умолял быть вместе, говорил, что, кроме меня, ему никто не нужен и ему абсолютно все равно, сколько мне лет. И знаете, несмотря на разницу в возрасте, он гораздо мудрее меня во многих вопросах. Когда я начинаю хандрить или расстраиваться, что чересчур наивная и все принимаю близко к сердцу, он, наоборот, подает это как мое достоинство: «Галчонок, прекрасно, что ты сохранила детское восприятие жизни, не разучилась удивляться и доверять!»
Саша — человек, на которого я всегда могу положиться. Когда Антоша был еще маленьким, а я уезжала на гастроли, знала, что сын будет накормлен, одет и готов к урокам. Саша сына и борщ учил варить, и играть на гитаре. И внук уже освоил инструмент. Муж — потрясающий мужчина и не перестает меня удивлять. Например, ему совершенно не нравятся другие женщины. Бывает, идем где-то, а я возьми и ляпни: «Смотри, какая интересная женщина!» А он в ответ: «Да? По мне так катастрофа». И все это совершенно равнодушным голосом. (Смеется.) Мы уже больше 20 лет вместе. И любовь наша никуда не уходит, и никакой быт ее не убивает. С годами страсть, конечно, притупляется, уступая место бесконечной нежности, уважению, заботе друг о друге, общим дорогим воспоминаниям.
— Кажется, вы из тех людей, которые умеют радоваться жизни и ценить то, что у них есть. Сегодня вы всем довольны?
— Сложный вопрос. Человек так устроен, что ему всегда чего-то не хватает. Когда у меня не было Саши, я думала, что, кроме любви, мне ничего не нужно, только бы встретить любимого человека, еще раз пережить это прекрасное чувство.
Вот сейчас у меня есть любовь, прекрасный муж рядом, но очень хочется еще и работать, и что-то сделать — сыграть, показать. Человек — неблагодарное существо.
Но я многим действительно довольна, молюсь и за все благодарю Боженьку. Я сталкивалась с потерями, поэтому боюсь быть неблагодарной. И еще я точно знаю, что нужно гармонизировать пространство вокруг себя, доказать, что ты можешь и хочешь любить, творить, — и тогда тебя, быть может, заметят и дадут то, о чем просишь.
А итогов никаких подводить не хочется — я считаю, что рано! Как сказал поэт, «итоги всегда печальны, даже если они хороши».
Галина Коньшина
Родилась: 17 декабря 1951 года в Барнауле
Семья: муж — Александр Шумидуб, музыкант; сын — Антон Непомнящий, актер (33 года); внук — Иван (11 лет)
Образование: в 1974 году окончила ГИТИС
Карьера: играла в московском концертном объединении «Эстрада», московском театре «Сопричастность». Снялась более чем в 15 фильмах и сериалах, среди которых: «Пока цветет папоротник», «Глухарь», «Ласточкино гнездо», «Ёлки 2». Актриса шоу «Большая разница» (2008-2011). Среди известных эстрадных номеров — пародии на Татьяну Тарасову, Елену Малышеву, Лию Ахеджакову, Нонну Мордюкову, Елену Степаненко, Виталия Вульфа и др.