Эрик Робертс: «В России я чувствовал себя королем»
Звезда Голливуда, номинант на премии «Оскар» и «Золотой глобус» с киножурналистом Давидом Шнейдеровым знаком много лет. А недавно они встретились на Международном фестивале мотивационного кино и спорта Bridge of Arts. Там и состоялся этот разговор.
— Эрик, расскажи, что привело тебя на этот фестиваль?
— Я приехал представить свой фильм «Бандиты из Беверли-Хиллз», посмотреть хорошее кино и поддержать молодых кинодеятелей. Жена, которая одновременно является и моим менеджером, часто говорит, что люди добры ко мне, к моим фильмам, и я должен отвечать им также добром. Bridge of Arts — лучший фестиваль из всех, где я бывал, а бывал я на многих.
— Сейчас ты был председателем жюри основного конкурса. По каким критериям оценивал фильмы?
— На этом фестивале лучший фильм получил 8,5 баллов, а худший — 4,5 из 10 возможных. Я всегда спрашиваю: «Какая у фильма цель?» Если была заявлена комедия, то смогла ли она рассмешить зрителей? Если трагедия, то плакал ли зал во время просмотра? Фильмы либо развлекают, либо преподносят какой-то урок. Когда режиссеру удается объединить эти две вещи, то кино получается успешным. В этом году в жюри собралась замечательная команда, у нас практически не было разногласий.
С Марком Робертсом. Кадр из фильма «Бандиты из Беверли-Хиллз». Фото: Пресс-служба Международного фестиваля мотивационного кино и спорта Bridge of Arts
— Впервые мы встретились с тобой в Лос-Анджелесе в 1998 году. Сейчас уже 2018-й. Назови самые большие перемены, что произошли с тобой за эти 20 лет?
— Вышло много фильмов с моим участием. Я несколько раз в день включаю телевизор и на разных каналах вижу себя на экране. В одной картине у меня еще темные волосы, в другой — начинает пробиваться седина, а в последних киноработах я весь седой. Это странно наблюдать, особенно в рамках одного дня. Да, я постарел. Но самое большое изменение произошло с самими фильмами. Когда кино, снятое на пленку, переводят в цифровой формат, акцент смещается на картинку. И людям это нравится, так что приходится подстраиваться под формат, хотя меня и не устраивает тот факт, что на экране становится видно все, включая поры на коже.
Спорт, секс, путешествия
— Эрик, время идет, но ты по-прежнему энергичен и полон сил. В чем секрет молодости?
— Я — счастливчик. Я не употребляю алкоголь. С 1994 года не выпил даже бокала вина. На мой взгляд, есть две вещи, которые укорачивают жизнь, — курение и алкоголь. Я бросил курить 12 лет назад. Каждый день хожу в спортзал, занимаюсь на тренажерах. К тому же у меня прекрасная жена. Мы с ней честны друг с другом. Работа, секс, спорт, путешествия — все это меня поддерживает и вдохновляет.
С женой Элизой. Фото: Global Look Press
— Скажи, а когда ты впервые ощутил на себе прикосновение русской культуры? Вероятно, когда произошла твоя встреча с Андреем Кончаловским?
— Скорее, это произошло уже после моего знакомства с Кончаловским. Понимаешь, Андрей — очень страстный русский человек. Он настоящий и великий художник, но, глядя на него, сложно представить русскую культуру. Мы познакомились с ним в 1985 году во время съемок фильма «Поезд-беглец», а в 1993-м я впервые приехал в Россию. Меня потрясло, как сильно ваша страна оказалась похожа на Америку. В России я чувствовал себя королем — все меня узнавали.
Смысл жизни — жизнь
— В одной из песен группы The Beatles есть слова: «Все, что тебе нужно, — это любовь». А что нужно тебе?
— Хороший вопрос! Все мы хотим идти за сильными личностями. Но иногда такая дорога приводит к войне. А причина всех войн — золото. Согласен? И войны приводят только к смерти. Вторая мировая — тому пример. Так что все, что мне нужно, — это жизнь.
— Эрик, о чем ты мечтаешь?
— Я бы хотел сыграть героя, страдающего дихотомией (раздвоением личности. — Прим. «ТН»). Мог бы получиться интересный и противоречивый персонаж. Представим, что он полицейский. Натурал, немного расист, здравомыслящий. Но ему предстоит работать под прикрытием. Нужно сменить ориентацию — стать геем и приспособиться к новым обстоятельствам. Как он с этим справится? В моей биографии таких ролей не было.
— А если бы ты продюсировал русско-американский фильм, какая тема тебя бы заинтересовала?
— Я бы хотел показать всему миру, что русские и американцы — одинаковые. Нас отличает только язык. Мой язык — простой. Ваш — сложный. Чтобы его выучить, нужно много времени. Но нам надо объединять друг друга через художественные и документальные фильмы. Мы сидим с тобой за столом, друг напротив друга, общаемся и мы — одинаковые. Политики все портят.
— Какой фильм наиболее дорог твоему сердцу?
— Их несколько. «Поезд-беглец» дорог за номинацию на «Оскар», «Король цыган» — за номинацию на премию «Золотой глобус». Также я дорожу картинами «Чистилище», где мы сыграли с Сэмом Шепардом, и «Любовь — это оружие», где я снимался со своей женой Элизой и женой Джона Траволты — Келли Престон.
С Джоном Войтом в фильме Андрея Кончаловского «Поезд-беглец». Фото: Legion Media
— А как насчет фильма «Лучшие из лучших»?
— Там собралось много классных ребят, с которыми можно повеселиться. Я до сих пор помню драку в баре. Это нельзя назвать веселой историей, но она — часть моей жизни, яркое воспоминание. Знаешь, проходит время и о каких-то моментах начинаешь думать с особым, трепетным чувством. Например, во время съемок фильма «Специалист» у меня выдался свободный вечер. Я хотел прогуляться по улице, а меня окликнул актер Род Стайгер. Он предложил придумать ход, чтобы у нас с ним в фильме появилась хоть одна совместная сцена. На другой день эту сцену добавили в картину — сценарий дописывали на съемочной площадке. И после этого мы с Родом стали близкими друзьями.
Законы успеха
— Ты общаешься со многими русскими людьми. По-твоему, какие черты характера нам присущи?
— У русских людей здоровая энергетика. Вы отличаетесь исключительной, я бы сказал, жесткой честностью, что мне нравится. Вы как дети. Кстати, мне говорили, что эта черта и мне присуща, поэтому я ценю ее в себе и в людях, которые меня окружают.
— Москва имеет репутацию жесткого, холодного города. Есть даже выражение «Москва слезам не верит». А что ты можешь сказать по поводу Лос-Анджелеса?
— Москва и Лос-Анджелес совсем не похожи. А вот с Нью-Йорком Москва имеет много общего: холодность, формализм, грубость. Если человек смог достичь успеха в Москве, то он сможет сделать это и в Нью-Йорке.
— Ты когда-то допускал мысль, что если есть Бог, то есть и Дьявол?
— В этом плане я агностик.
Эрик Энтони Робертс
Родился: 18 апреля 1956 года в г. Билокси (Миссисипи, США)
Семья: сестра — Джулия Робертс, актриса; жена — Элиза (Герретт) Робертс, актриса; дочь от первого брака — Эмма Робертс, актриса. Отец, Уолтер Робертс, был режиссером и руководителем театральной студии
Образование: в 16 лет поступил в Королевскую академию драматического искусства в Лондоне, затем — в Американскую академию в Нью-Йорке
Карьера: в 1976 году снялся в сериале «Другой мир». Через 2 года дебютировал на большом экране в фильме «Король цыган». Сейчас в его фильмографии более 400 работ