Бен Эффлек: «С женой у меня хорошие, дружеские отношения»
Мы встретились с 44-летним Беном Эффлеком в Нью-Йорке и поговорили о его
новом фильме «Закон ночи», латиноамериканских танцах, его отношении
к дружбе и любви и о том, что он считает самым большим достижением
в своей жизни.
— Бен, 2016 год, кажется, выдался очень плодотворным и для вас, и для вашего брата Кейси. Вы сыграли в очередном фильме про Бэтмена и в боевике «Расплата», написали сценарий драмы «Закон ночи», а также стали ее режиссером и исполнили в ней главную роль. А Кейси сыграл главную роль в фильме «Манчестер у моря», который стал одним из главных претендентов на премию «Оскар». Вы такие трудоголики!
— Точно про нас. Мы любим работать. Братом я очень горжусь. Фраза прозвучала как-то по-родительски, да? Будто я его папа, вырастил, воспитал и сейчас полон гордости за свое чадо. (Смеется.) Шутки в сторону, я безумно рад за Кейси. Он шикарно сыграл. Я всегда знал, что он талантище.
— На правах старшего брата часто даете советы Кейси?
— Выслушать его и высказать свое мнение — пожалуйста, я только за. Но брату оно обычно до лампочки. (Смеется.) В детстве мы все время дрались. Лупили друг друга нещадно. В ход шли книги, стулья, игрушки. Сколько головной боли мы создавали родителям бесконечными криками, визгами и плачем! А у них и без наших разборок проблем хватало. У папы был непростой характер. К тому же он пристрастился к алкоголю, из-за чего так и не сделал карьеры. Кем он только не работал, когда мы с братом были маленькие, — барменом, букмекером, управдомом в Гарварде. В какой-то момент терпение мамы лопнуло, и она выгнала его из дома. Родители развелись, когда мне было 12 лет. С тех пор мы с отцом не виделись, нас растила мама. Знаю, что одно время он, не имея работы и средств к существованию, жил на улице. Мы с Кейси встретились с папой и снова начали общаться лишь спустя годы, когда уже выросли. Не буду жаловаться на детство, но отпечаток оно, конечно, наложило большой. У нас постоянно не было денег — мама работала учительницей в школе. Когда я был мальчишкой, меня это не особо волновало. Но вот когда подрос, какое-то время был помешан на деньгах. Готов был сняться в любой роли, только бы побольше заработать.
— Хорошо потрудились! Недостаток финансов — это сейчас явно не про вас…
— Чего скрывать, я очень этому рад. Но поверьте, еще больше я горжусь собой потому, что сумел себя перебороть. Теперь-то я знаю: счастье — не в деньгах. Любовь, дружба, любимая работа — вот настоящие ценности.
С родным братом, актером Кейси Эффлеком, на премьере фильма «Манчестер у моря» (Лос-Анджелес, 2016). Фото: Gettyimages.ru
— Эль Фэннинг, Крис Купер и другие актеры, которые снимались в вашем новом фильме «Закон ночи», в полном восторге от вас как от режиссера. Чем вы их подкупили?
— Все просто: я даю актерам максимальную свободу. Сценарий сценарием, а импровизацию никто не отменял. И еще я грамотно распределяю время — для меня нет ничего более ценного, особенно в работе. Как режиссеру мне важно добиться от актеров лучшей игры. А это возможно только при четком графике, когда мы не растягиваем процесс и не проводим круглые сутки на площадке. Даже у самых талантливых актеров игра будет получаться на троечку, если их «укатать» бесконечными дублями.
— Легко ли вам дается написание сценария?
— Раскрою тайну: писать сценарии для меня очень сложно! Большую часть времени, особенно когда только начинаю, тупо сижу перед компьютером. Смотрю на клавиатуру и приговариваю: «Давай, нажимай на клавиши! Роди хоть одно слово!» (Смеется.) Вам, как человеку пишущему, это должно быть знакомо. Потом беру себя в руки, представляю в голове конкретных актеров, играющих моих персонажей, и потихоньку рождаются слова, предложения и весь сценарий.
— Сценарий новой картины основан на одноименном романе писателя Денниса Лихэйна. Это ваша вторая экранизация его работ. (Первая — детективный фильм «Прощай, детка, прощай» — режиссерский дебют Бена Эффлека. — Прим. «ТН».) Чем вас, как модно сейчас говорить, зацепил «Закон ночи»?
— Действие в нем происходит в 1920-е годы, во время «сухого закона» и гангстеров. Я фанат фильмов про гангстеров. Вырос на них и сейчас обожаю смотреть. Красивые женщины, опасные брутальные мужчины, полицейские, бандиты, разборки, погони на машинах — полный набор. Каждый найдет в этой книге что-то интересное.
С Крисом Мессиной (на съемках фильма «Закон ночи»). Фото: Пресс-служба «Каро Премьер»
— Вы и сами сыграли брутального гангстера Джо. В жизни вы чем-то похожи на своего героя?
— Он сын полицейского, зарабатывает бутлегерством, в результате чего оказывается вовлечен в жизнь криминального мира. Это без подробностей, в двух словах. При этом Джо хочет быть нравственным и достойным мужчиной и человеком. Как и я! С годами он осознает, что в нашем мире, к сожалению, не всегда легко сохранить нравственность и репутацию. В этом я его очень хорошо понимаю. Да что я?! Уверен, все мы рано или поздно сталкиваемся с этим в жизни.
— В фильме есть сцены с зажигательными латиноамериканскими танцами. Но почему-то ваш Джо не танцует…
— Да вы меня совсем плохо знаете! Я же не умею танцевать. Чувство ритма полностью отсутствует. Вот и мой герой, по странному стечению обстоятельств, не танцует. (Смеется.)
— Вы как-то говорили, что вам близка по духу Латинская Америка. И даже вроде испанский выучили?
— Латинскую Америку я обожаю — там отзывчивые люди, вкусная еда. Мой испанский, конечно, на уровне детского сада. Но объясниться могу. Выучил я его в Мексике, где жил на протяжении года, когда мне было тринадцать лет. Я там снимался в телесериале для подростков «Путешествие Мими», рассказывающем о науке в интерактивном занимательном формате. Если хотите посмеяться, можете найти в Интернете видео, где я еще зеленый юнец и что-то там вещаю.
— Джен отличная мама и замечательный человек. Мне нечего к этому добавить. С женой Дженнифер Гарнер (церемония вручения премии «Оскар», 2013). Фото: Gettyimages.ru
— А насколько вы отважны и авантюрны? Например, опасные трюки сами выполняете? Скажем, в сценах погони на автомобилях.
— Я рискую в меру. Для съемок погони мы используем кран-штатив — его еще называют «русская рука». На машине устанавливается причудливая конструкция, напоминающая стрелу башенного подъемного крана, с кинокамерой на конце. Их делают у вас в Туле. Без нее не обходятся сейчас ни режиссеры автомобильной рекламы, ни операторы блокбастеров. И нам она очень пригодилась. Должен сказать, что съемка с помощью этой механической «руки» — дело не для слабонервных. Автомобилем, на крыше которого установлен этот аппарат, управляют четыре человека. Справа от водителя сидит первый ассистент — он управляет фокусом камеры. Сразу за ним — оператор крана, отвечающий за перемещение камеры. Ну и прямо за водителем — самый высокооплачиваемый член экипажа, камера-мэн, задача которого — управление стабилизированной головкой. Эти ребята просто сумасшедшие! Машина едет на огромной скорости, снимая несущиеся вокруг нее автомобили. Я был внутри, и, признаюсь, мне было страшно. «Мы сейчас разобьемся!» — проносилось в голове. Что скрывать, было не по себе, кишка, видимо, у меня тонка. (Смеется.)
— Сложно поверить в то, что вы боитесь таких вещей. Ведь вы любите погонять на мотоциклах.
— На мотоцикле я сам за рулем — так спокойнее, чем когда доверяешь управление кому-то другому. Да и потом, это по большей части в прошлом. Времени нет. Кстати, раньше я жутко боялся летать на самолетах. А все из-за злосчастного полета в Вашингтон. Мне было лет девять, и я летел один, без родителей. В самолет попала молния, загорелся движок, и капитан принял решение совершить экстренную посадку. Мужчина, сидевший рядом со мной, сказал: «Если мы приземлимся и останемся живы, нас поселят в гостинице. Не переживай, ты можешь остаться со мной». Как назло, я накануне полета смотрел по телевизору передачу про похищение детей. Сами понимаете, какие у меня были мысли: мало того что самолет на ладан дышит, так меня еще и хотят похитить. В общем, с тех пор полеты были для меня мучением. Но в какой-то момент я перерос свою фобию. Сейчас лучше. Нужно быть храбрым — у меня же трое детей.
На протяжении нескольких лет у актера был роман с актрисой Гвинет Пэлтроу, но в 1998 году он завершился. Позже Бен встречался с певицей и актрисой Дженнифер Лопес. В 2002 году они обручились, а в 2004-м расстались. В том же 2002 году, на съемках фильма «Сорвиголова», Эффлек познакомился с актрисой Дженнифер Гарнер. В 2005-м они поженились. У супругов родилось трое детей. В июне 2015 года, через день после десятой годовщины свадьбы, пара объявила о разводе. На настоящий момент бракоразводный процесс приостановлен.
Дженнифер Гарнер в откровенном интервью опровергла слухи о том, что рассталась с Беном из-за его интрижки с няней их троих детей Кристиной Узунян. По словам актрисы, их брак дал трещину задолго до этого. Плотный график работы мужа, его пристрастие к алкоголю, трата денег на игру в покер и просто сложный характер — все это поспособствовало ухудшению отношений супругов.
С дочерью Вайолет и сыном Сэмюэлом (2013). Фото: Gettyimages.ru
— Дети в вас, наверное, души не чают?
— У нас взаимная любовь. Рождение детей — самое большое достижение моей жизни. Проводить с ними время — огромная радость и счастье. Я вижу смысл жизни в том, чтобы делать хороших людей. (Смеется.) Не буду лукавить, я далеко не идеальный отец и уделяю детям не так много времени, как хотелось бы. Я трудоголик и не могу жить без работы — она отнимает у меня много времени. Когда я с детьми — переживаю, что не работаю. Когда работаю — переживаю, что не с детьми. Сложно найти здоровый баланс. Но я их очень люблю, все для них готов сделать. Поэтому стараюсь как можно активнее принимать участие в их воспитании. Например, мы делаем вместе уроки. Помогаю Вайолет с математикой — она сейчас в пятом классе. Пока я справляюсь с ее задачками и примерами, но уже становится сложно. Она надо мной смеется: «Папа, ты умнее пятиклассника или нет?» Но до Дженнифер мне, конечно, далеко. Она кормит детей, играет с ними, укладывает спать, готовит еду и делает уроки. Она знает, когда у них школьные каникулы, какую еду они любят, как зовут их друзей. Дженнифер — лучшая мама в мире!
— До сих пор не верится, что вы решили развестись…
— Мне нечего добавить, кроме того что Джен отличная мама и замечательный человек. Мы с ней поддерживаем хорошие, дружеские отношения и — что бы ни происходило — всегда в первую очередь думаем о детях. Мы по-прежнему живем в одном доме (я — в гостевой комнате), проводим праздники и каникулы вместе.
С супругой и дочерью Серафиной (2014). Фото: Gettyimages.ru
— Как провели Рождество и Новый год?
— Мы отметили праздники в штате Монтана — катались на лыжах. Там были все: дети, Дженнифер, ее родственники, Кейси с семьей, Мэтт Деймон с женой и детьми. Было очень весело. На мне была ответственная роль Деда Мороза. Всех с праздниками!
— Лучший подарок — когда все близкие рядом, правда?
— Полностью согласен. Я в этом плане счастливчик. Любимых людей в моей жизни много. Например, у меня фактически два брата — Кейси и Мэтт Деймон. Мы с Мэттом не кровные родственники, но дружим с восьми лет, я считаю его частью своей семьи. Мы выросли в Бостоне, жили недалеко друг от друга, ходили в одну школу, хоть и в разные классы (Мэтт на пару лет старше), и посещали школьный театральный кружок. В общем, мы не разлей вода, настоящая парочка. (Смеется.) Окончив школу, мы поехали в Нью-Йорк, где пробовали себя в разных кинокартинах. Однако ни одна роль не принесла ни известности, ни достойного материального вознаграждения. Тогда-то мы и решили взять дело в свои руки — написали сценарий к фильму «Умница Уилл Хантинг». Дальше все понеслось — получили «Оскар» в номинации за лучший сценарий, проснулись знаменитыми. Сейчас мы с Мэттом совладельцы продюсерской компании, работаем вместе. К тому же живем рядом, наши дети дружат. Счастье — иметь такого друга, который понимает с полуслова и готов всегда прийти на помощь.
Бенджамин Гиза Эффлек-Болдт
Родился: 15 августа 1972 года в г. Беркли (штат Калифорния, США)
Семья: жена — Дженнифер Гарнер (44 года), актриса; дочери — Вайолет Энн (11 лет), Серафина Роуз Элизабет (8 лет); сын — Сэмюэл (4 года)
Образование: учился в Occidental College, Вермонтском университете
Карьера: снялся более чем в 50 фильмах и сериалах, среди которых: «Армагеддон», «Догма», «Перл-Харбор», «Сорвиголова», «Смерть супермена». Режиссер кинолент «Прощай, детка, прощай», «Город воров», «Операция «Арго», «Закон ночи». Лауреат двух премий «Оскар» (за сценарий к фильму «Умница Уилл Хантинг» и за картину «Операция «Арго»)