Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Алексей Гуськов: «Мы все люди боя, мы приучены побеждать»

0

18 октября в прокат выходит комедия «Вечная жизнь Александра Христофорова» — философская история о популярном в прошлом актере, который работает аниматором в небольшом курортном городке. Главную роль в фильме исполнил Алексей Гуськов, он же стал продюсером и автором сценария.

— В этом фильме вы больше актер или больше продюсер?

 

— Я работаю продюсером, но делаю это очень редко, только когда возникает волнующая меня тема. Когда накапливается какой-то событийный ряд в жизни, приходит желание высказаться. Так и появляются мои продюсерские проекты. Когда меня спрашивают: «Какую роль я бы хотел сыграть?» — всегда отвечаю, не кривя душой, что никогда не ждал каких-то конкретных ролей. Меня всегда интересовали темы.

— А почему в этот раз заинтересовала именно такая тема?

 

— Много лет назад я прочитал в интернете опрос, который меня очень зацепил. Респондентам предложили ответить на два вопроса: «Что бы вы сделали, если бы вы жили вечно?» и «Что бы вы сделали, если бы вам осталось жить две недели?» Забавно, что 94 % ответов и на первый, и на второй вопрос совпали. Полететь в космос — было делом пятнадцатым, чего-то добиться в профессии — двадцать пятым… На первом месте у мужчин, как и полагается, стояли желания и фантазии по поводу женщин. Женщины более романтично описывали разные варианты, тоже связанные с мужчинами. Вывод один: наши ближайшие цели (да и на всю жизнь) — просто быть счастливыми здесь и сейчас. Любить и быть любимым — самая важная потребность человека.

Так меня это поразило, что захотелось сделать кино, где на протяжении всего просмотра, похохатывая над каким-то совершенно простым сюжетом, люди потом выходят из зала с хорошим настроением. Когда они понимают для себя, что главное в жизни, а что второстепенное.

Кто он, мой зритель?

— Каков же сюжет фильма?

 

— Он довольно прост. Все действие происходит на морском побережье, в парке аттракционов под названием «Вечная жизнь», где наш герой Александр Христофоров работает аниматором. Когда-то он был популярным актером, а теперь каждое утро изображает римского гладиатора, а также противостоит всему окружающему миру. И цели у моего героя, как у всех нас: утром встать, победить, поставить ногу на грудь поверженному и двигаться дальше. А еще он настоящий лидер среди неудачников, который вечно не может найти ответ на вопрос: «Почему же у меня все так происходит?» Но вот начальник переводит его в павильон христианства, где Христофоров должен рассказывать зрителям уже о вере и об умении прощать. А когда прощение у него самого идет от сердца, он неожиданно начинает получать удивительные подарки судьбы в виде любви, друзей, возвращения отношений с сыном…

— Писали все сами?

 

— Авторов сценария у нас аж пять, сам я стою последним в этом списке. Мне очень хотелось найти режиссера с данелиевской интонацией. Такого, который мог бы совмещать в кино современный быт с фантазией-сказкой. Это была очень трудная задача, но, посмотрев первую картину режиссера Жени Шелякина «Ч/Б», я увидел в ней то, что хотел.

— А как прошел тур по России длиною в целый месяц в поддержку фильма?

 

— Могу сказать, что мы охватили практически всю страну от Владивостока до Краснодара и я лично представлял фильм во всех городах. А после просмотра общался со зрителями, мне очень важно их мнение. Я читаю практически все отзывы в интернете, на сайтах кинотеатров, потому что для меня очень важно понять, кто же он, мой зритель? Я всю жизнь работал в нише арт-мейнстрима и считаю, какими бы ни были жанр или тема, фильм должен получиться зрительским. Очень горжусь тем, что у нас в каждой роли, даже эпизодической, не актер, а актерище: Оксана Фандера, Тимофей Трибунцев, Станислав Любшин, Игорь Угольников, Роман Курцын, Лидия Вележева, Степан Девонин и другие.


С Оксаной Фандерой. Кадр из фильма «Вечная жизнь Александра Христофорова». Фото: Пресс-служба компании «Наше кино»

Ты должен всех прощать

— Есть ли в вашем герое Христофорове что-то от вас самого?

 

— Могу сказать, что от Алексея Гуськова нет ничего ни в одной его роли. Кроме разве что футболки — я ее подарил для своего героя художнику по костюмам (футболка ей очень понравилась). Я артист школы художественного театра, еще той школы, когда были персональная педагогика и мастер курса, который ничем, кроме своего курса, не занимался. И это были уроки высочайшего кругозора и образования. Когда тебе ставили пластинки с исполнением классической музыки, водили на выступления великих чтецов, таких, как Дмитрий Журавлев. Когда тебя, еще юного дебила, отправляли в консерваторию послушать Баха в исполнении великих музыкантов. Когда ремесло тебе преподавал Евгений Александрович Евстигнеев…

И самая главная формулировка педагогов была: идти от себя, но как можно дальше! В нашем случае есть история о прощении. Был удачливый актер, но произошла смена поколений, и уже возраст, и торс не тот, и голос не так звучит… А ролевая функция, как у нас у всех, осталась: утром встать, надеть доспехи и замочить противника. Мы все люди боя, мы приучены побеждать, добиваться, завоевывать. А может не в этом смысл жизни? Понимание приходит, когда Христофорова переводят работать в другой павильон, на что он говорит начальнику: «Я тебе этого не прощу!» А тот ему в ответ: «Зря. Теперь ты должен всех прощать».

— Когда вы для себя приняли эту позицию — всепрощения?

— Ну, я не могу сказать, что таким родился… Могу ответить лишь, что размышляю над тем, что происходит вокруг меня, что происходит со мной. Сейчас я не обижаюсь, как обижался, когда был молодым, — на жизнь, на место рождения, на занимаемую должность. Сейчас я абсолютно точно знаю, что жизнь насиловать бессмысленно, ее надо слушать, надо принимать, она самое совершенное, что есть на земле. Девиз «Вечной жизни Александра Христофорова» — фильм, который продлевает жизнь. Мне самому ее продлевают те минуты и мгновения, когда у меня захватывает дух. А дух захватывает от хорошо выполненной работы, от отношений с людьми, которые я с определенного момента стараюсь строить очень уважительно.


С женой Лидией Вележевой в Ялте (2018). Фото: Пресс-служба кинофестиваля «Евразийский мост»

— Вы сыграли незадачливого актера. А бывали ли у вас самого не­удачи и творческие кризисы?

 

— Они постоянно случаются. Но зачем вспоминать то, что уже пережил? Мы так легко бросаемся словами, желая окружающим: «Счастья вам, любви!» А это же все-таки некие придуманные понятия, которые, правда, помогают нам жить. А сама-то жизнь в реальности — всего лишь память: мы из нее выходим и в нее уходим. И если ты этого не понимаешь: откуда ты пришел и куда уйдешь, — ты несчастный человек. Это мое убеждение. Ведь сначала было ожидание, когда вашего рождения ждали папа с мамой. Думали: «Кто же будет — девочка или мальчик?» Делали УЗИ, представляли, на кого ребенок будет похож, придумывали имя. А дальше вы проживете жизнь и уйдете в чью-то память. И что же остается после человека? Да ни черта не остается…

Театр больше, чем дом

— Вы много сил и энергии отдаете Театру имени Вахтангова. Относитесь к театру, как ко второму дому, или это лишь место работы?

 

— Театр театру рознь. Я во многих работал и могу сказать, что настоящим театр становится, когда в нем есть художественный руководитель. Если лидера нет, это стая, бессмысленная и хаотичная.


С Маратом Башаровым. Кадр из фильма «Граница: Таежный роман». Фото: Из личного архива Алексея Гуськова

Я поступил на службу в Театр имени Вахтангова восемь лет назад, когда его уже возглавлял Римас Туминас. Поступило предложение, и начался (и до сих пор продолжается) мой счастливый театральный период. В лице Туминаса я встретился с человеком совершенно удивительного дарования, который каждый раз предлагает мне что-то неожиданное и новое. Он никого не обслуживает, никого не развлекает, не заставляет грустить, а делает именно спектакли по теме. И темы эти все очень высокие. На сегодняшний день для меня Театр Вахтангова больше, чем дом. Дом — расхожее понятие, в нем я живу с семьей, и там всякое может происходить. Но несколько раз в месяц я выхожу на театральную сцену, и тут я принадлежу только себе, тому материалу, над которым тружусь, и людям в зале. И тогда происходит некая волшебная магия, которая дает мне глоток свежего воздуха.

— Если бы вы снимали кино о себе, какие моменты туда включили бы?

 

— Это было бы пошло и глупо. Роберт Де Ниро уже ответил на этот вопрос: «Я очень рано определился, кто я такой. Прежде всего, я артист. Если бы я решил быть уникальной, удивительной личностью, то я бы, наверное, жил и поступал иначе». И жизнь Алексея Гуськова абсолютно такая же, как и жизнь любого среднестатистического человека. Просто она ему нравится, и именно поэтому его прет от того, что он делает.

Абсолютный самурай

— В этом году вам исполнилось 60 лет. Если вспомнить ваши главные победы в жизни, сколько их наберется?

 

— Победы — это все очень эфемерно. А вот была ли радость от хорошо сделанной работы? Была и не раз. Например, в 50 лет мне предложили роль дирижера во французском фильме «Концерт», где я должен был в равной степени говорить на русском и французском языках. А до этого момента я ничего, кроме «бонжур» с рязанским акцентом, не мог произнести. Через два месяца я уже понимал французский и даже что-то говорил. А к концу съемок уже мог как-то сносно на нем объясниться. Для меня важнее всего даже не награды, полученные за этот фильм, а свой шажок: «Я могу!»

После было семь лет путешествий по Европе, где я играл на итальянском, английском, опять же на французском, чуть-чуть на немецком. Все из категории тех необыкновенных предложений судьбы, о которых ты думаешь поначалу: это невозможно сделать. Первая реакция — это авантюра, афера, даже не думай! Но потом вторая реакция — а может, попробуешь, раз уж оно пришло? И когда ты пробуешь, то идешь на грани радости и отчаяния по такому зыбкому пространству, что кажется: сейчас ты провалишься, прямо с головой.

Так я сыграл Кароля Войтылу — папу Иоанна Павла II — в итальянском фильме «Он святой, он человек». Помню, на 14-й съемочный день по полю бежал итальянский продюсер и что-то кричал на итальянском, а я не мог понять, что он имеет в виду. Он обнял меня и воскликнул: «Сегодня вечером пьем! Я угощаю самым дорогим вином! Ватикан открыл нам свои двери!» Я удивился, почему разрешение получили только сейчас, на что услышал: «Потому что раньше они не видели, кто играет папу. Мы отправили им видеоматериал с тобой, и они сказали: «Это он! Он был с такой же энергией. А не «микки-маусовско-макдональдский» папа, которого нам предлагали раньше». Вот те самые моменты, от которых захватывает дух…


Фото: Из личного архива Алексея Гуськова

— «Вечная жизнь Александра Христофорова» повествует о любви как о высшем подарке человеку в жизни. А что в вашем понимании сегодня любовь?

 

— Эфемерное понятие между началом и концом памяти, мы просто придумали себе этот момент. Но, как говорит мой герой в пьесе «Люди как люди» по Максиму Горькому: «Нельзя не любить, все радости в любви». Любовь, как и счастье, — это моменты, когда я люблю и когда я счастлив. Но как художник я не могу сказать, что счастлив, потому что тогда я перестану выходить на сцену, перестану делать фильмы. А как человек, который считает, что любовь — самое главное в жизни, я не могу жить без этих моментов: страсть, поцелуи, перехваченное дыхание, даже просто касание. По Станиславскому же, что такое любить? Это желание смотреть, желание касаться.

— Какие качества вам нравятся в современных женщинах?

 

— Сдержанность, понимание того, что мир не только просыпается и засыпает с ними, но и живет тогда, когда они спят. В японской культуре по отношению к женщине нет понятия «некрасивая». Это только в европейской культуре есть такие обозначения, как «страшная», «уродина», — в Японии так невозможно сказать. Но у них есть слово еще страшнее для их ментальности — «активная». Это все, катастрофа. Вот в данном случае я абсолютный самурай.

«Вечная жизнь александра христофорова» в кино с 18 октября

 


 

Алексей Гуськов

Родился: 20 мая 1958 года в г. Бжег (Польша)

Семья: жена — Лидия Вележева, актриса; дети — Наталья (35 лет, от первого брака), Владимир (29 лет), Димитрий (23 года)

Образование: Школа-студия МХАТ (курс Виктора Монюкова)

Карьера: народный артист России, актер Театра им. Вахтангова. Снялся более чем в 70 фильмах и сериалах, среди которых: «Волкодав», «Концерт», «Граница: Таежный роман», «Мусорщик», «Охота на изюбря», «Тот, кто гасит свет», «Святой и человек», «Находка»

Загрузка...