Александра Никифорова: «В Турции глава семьи — женщина»
Поклонники сериала «Султан моего сердца», показанного зимой на Первом канале, с нетерпением ждут нового сезона восточной сказки. Возможно, съемки проекта «Киностудии КИТ» начнутся уже в этом году. А пока главная героиня рассказала «ТН» о специфике съемок в Турции, восточных мужчинах и знаках судьбы.
—Саша, поделитесь, какие эмоции подарила работа в сериале «Султан моего сердца»?
— Она открыла мне глаза на мир. Я впервые оказалась за границей на такой долгий период — полгода. Мне пришлось глубоко погрузиться в чужую, прежде незнакомую культуру. Сейчас кажется, что до того я сидела в каком-то закрытом пространстве и руководствовалась только своими представлениями о том, что происходит вокруг. А проект подарил мне свободу, я стала проще относиться к жизни и чужим мнениям. Раньше мне казалось, что Турция — дикая страна, где живут малограмотные варвары, и там нужно быть всегда начеку. Но страна встретила меня невероятной доброжелательностью. Теперь я дружу со многими турецкими коллегами, мы до сих пор переписываемся, интересуемся, как у кого дела. По-прежнему я общаюсь и с моей учительницей турецкого — Аглаей Макаровой. Она сама русская, но живет в Турции уже много лет. Пока я два месяца учила язык, сильно нервничала. Ежедневно ездила к Глаше, даже в выходные, и занималась с ней по несколько часов. Теперь, как только появляется малейшая возможность, например, встречаю турецкоязычного человека, сразу пытаюсь с ним заговорить. Я еще часто завязываю диалог с таксистами, среди них много азербайджанцев, а их язык очень похож на турецкий.
От перегрузок спасал культ еды
— С актером Али Эрсаном Дуру, сыгравшим султана, вы стали друзьями? Кстати, с ним вы по-турецки говорите?
— Али меня не очень балует, ему нравится говорить со мной на английском — для него это гораздо быстрее, чем ждать, пока я все осмыслю и скажу. Мы действительно очень сдружились. Когда Али приезжал зимой в Россию, мы с ним погуляли по Москве и прошлись по Красной площади. Это стало забавным приключением, потому что Али оказался слишком заметной фигурой. Его узнавало огромное количество женщин, все кричали: «О, это же султан!», каждая хотела сфотографироваться, что-то подарить — матрешку или связанную вручную шапку.
— Есть ли какие-то особенности съемок кино в Турции?
— Наши русские актеры всегда защищены 12-часовым рабочим днем. А дальше уже каждый выставляет свои условия. В Турции иначе, это очень трудолюбивый народ, который может работать без отдыха 20-30 часов. Знаю, что была история не на нашей (другого сериала) съемочной площадке, когда артистка после 30-часовой смены упала в обморок. Ее увезли в ближайшую больницу, поставили капельницу, а потом вернули на съемки, и она снова вошла в кадр. Но надо сказать, что в Турции существует культ еды, на площадке кормят каждые шесть часов, очень вкусно и плотно, и, наверное, это является неким компромиссом. (Смеется.)
— Ваша героиня влюбляется в турецкого мужчину. А вас бы мог привлечь мужчина другой культуры?
— Думаю, не столь важно, где человек родился, религия и национальность — это просто данность. Важно обладать каким-то внутренним набором качеств, когда, встречая кого-то, ты понимаешь, что все внутренние пазлы ваших душ начинают сходиться. И тогда ты чувствуешь, что это тот самый человек, с которым ты можешь прошагать вместе всю жизнь.
— Что скажете о турецких мужчинах? Какие самые необычные подарки, знаки внимания вы там получали?
— Я не провоцировала ситуаций, когда мне могли что-то подарить, я бы просто не приняла подарка. Но помню, однажды я куда-то сильно спешила и очень захотела пить. Забежала в кафе, протянула пожилому официанту деньги за чай — 100 или 200 лир, мельче у меня не было. И этот мужчина не взял с меня денег, сказал, что это икрам — угощение.
Турецкие мужчины любят за собой ухаживать и умеют это делать. Они себя очень ценят. Но в то же время меня поразило их отношение к семье и детям. Турки не женятся рано, они зависимы от мнений своих матерей, потому там преобладают поздние браки. У нас в России не часто встретишь такое трепетное отношение отцов к детям, как в Турции, там детей просто боготворят. И мое мнение, как бы странно, может быть, даже шокирующе это ни звучало, в Турции глава семьи — женщина. Это достигается разными методами — капризами, уловками, порой даже шантажом. Турецкие таксисты рассказали мне свой любимый анекдот на эту тему: дьявол приходит к Аллаху и говорит: «Зачем ты создал меня, если есть турецкие женщины?»
В актрисы — вслед за тетей
— А чем для вас примечателен город вашего детства — Севастополь?
— Мой город уникален. И его архитектура, и люди, и история пронизаны духом славы и чести. Думаю, что именно Севастополь, в котором я родилась, повлиял на становление меня как личности. Летаю туда постоянно, ведь там по-прежнему живет моя семья — родители, бабушка с дедушкой. А семья, дом — это то место, куда ты всегда можешь вернуться, набраться сил, подпитаться живительной влагой. В этом, кстати, наше сходство с восточными народами. У них любовь к семье воспитывается с рождения. Они стоят друг за друга горой, понимая, что нет ничего важнее семьи. Этому нам стоит у них поучиться. Мы, русские, иногда можем поссориться из-за какой-то ерунды, из-за своей гордыни не общаться с родственниками несколько лет. Сталкивалась с такой ситуацией в жизни своих знакомых, подруг, и это очень страшно.
— Вы ведь с детства грезили об актерской профессии?
— Не понимаю, откуда это взялось, но лет с семи на уровне абсолютной уверенности я знала, что буду артисткой. Наверное, это связано с тем, что моя тетя, актриса Драматического театра Черноморского флота РФ им. Лавренева Виктория Шпаковская, с детства была для меня кумиром, волшебницей и абсолютной величиной. Лет до семнадцати родители всерьез к моей мечте не относились. И правда, живя в маленьком городе, где нет театрального вуза, странно думать, что твой ребенок станет артистом. Мама связывала мою судьбу с языками — я учила в школе английский и французский, а вот папа говорил, что нужно делать то, что хочешь. Вообще, спасибо родителям: они никогда и ничего мне не запрещали. У меня всегда была свобода выбора, с самого детства — чем заниматься, в какие кружки ходить. В старших классах были моменты, когда я прогуливала уроки — брала книжки и шла читать к морю. И иногда мама об этом даже знала. А любовь к школе связана для меня с конкретными педагогами. У нас были прекрасные учителя по физике, химии, всех их до сих пор помню и люблю, хотя мне и не давались эти предметы. Помню, что учитель химии Галина Макаровна всегда говорила: «Учитесь делать что-то своими руками. В любое время вам это пригодится». И эта мысль до сих пор сидит у меня в голове.
— А что вы умеете делать своими руками?
— Пироги печь. И здорово заплетаю косички дочери. Иногда мне нравится рисовать, жаль, не всегда есть на это время.
— Как вы умудрились поучиться аж в трех вузах?
— После школы я уехала в Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов (попала туда без экзаменов, выиграв в 11-м классе конкурс «Ум + красота = студент») и проучилась там полтора года. Потом ушла и спустя полгода, уже на общих основаниях, пройдя несколько туров конкурса, поступила в Питерскую театральную академию (Российский государственный институт сценических искусств. — Прим. «ТН»). А на третьем курсе написала заявление на академический отпуск и уехала в Москву, потому что мне предложили главную роль в сериале «Анна-детективъ». Я настолько чувствовала, что это моя роль и моя команда, что не сомневалась ни минуты. В Москве я перевелась в ВТУ имени Щепкина, которое окончила в 2017 году.
— Каково было первое впечатление от столицы?
— О, это была любовь с первого взгляда. Петербург, конечно, тоже прекрасен, это совершенно особенный город, но он такой холодно-вежливый. Москва мне ближе. Мне нравится московский ритм жизни, люди. В Питере я остро чувствовала разницу между коренными петербуржцами и нами — «понаехавшими». А в Москве я этого не ощущаю, даже непонятно, остались ли в столице коренные жители. (Смеется.)
— Вы являетесь ведущей мистического проекта «Знаки судьбы» на ТВ-3. А в жизни вы верите в мистику и следуете ли каким-либо правилам?
— Я верю в знаки. Судьба ежедневно подает нам множество знаков и подсказок, которые мы либо замечаем, либо нет. Я верю, что наши ангелы-хранители посылают нам предостережения. И очень хочется, чтобы мы, люди, учились обращать на это внимание, слушать свой внутренний голос. У меня такое часто бывает, когда я понимаю, вот это делать не нужно. Или наоборот, что очень важно куда-то пойти именно сейчас. Порой игнорируешь такие предчувствия, а позже, когда все происходит не так, как хотелось, вспоминаешь: «Ах, меня же предупреждали!» Был период, когда я стояла перед тяжелым выбором (не буду вдаваться в подробности, каким), и вот сидела я в комнате дочери, она играла, а я размышляла: какое же решение принять… И вдруг ребенок, оторвавшись от игрушек, говорит: «Мама, не надо торопиться». И я понимаю, что это не дочь Аня так сказала, а знак свыше.
— Как вы нашли для себя баланс в том, чтобы совмещать семью и работу?
— Надо понимать, что семья — это тоже серьезная работа. Есть вещи, которые ты обязан дома выполнять. Женщина в семье — тот крючочек, на котором все держится. Я абсолютно убеждена, что семейное счастье всегда зависит от женщины и того, сколько она сможет выдержать, удастся ли ей переломить ситуацию в нужный момент. Именно женщина всегда задает направление.
Своего мужчину пока не встретила
— Вы стали мамой довольно рано — в 22 года, это был осознанный шаг?
— Лет с восемнадцати я очень этого хотела и мечтала о ребенке. Конечно, к материнству нужно быть готовой, потому что только в этом случае ты справишься. У меня никогда не было мыслей, что ребенок может как-то помешать карьере и моему будущему. Считаю, что лучше в старости оказаться с внуками, чем убиваться по ролям, которые ты сыграл или не сыграл. Я оканчивала институт, кормила ребенка грудью, и все успевала при этом. Главное тут доверять себе и чувствовать, что это твой путь.
— Вы вышли на работу через два месяца после родов. Боялись выпасть из обоймы?
— Когда малышке было полтора месяца, случился небольшой проект «Кумир» на несколько съемочных дней. Режиссер знал, что я новоиспеченная мамочка, но все равно взял меня на роль, а я подумала: «Почему бы нет?» Я тогда немного набрала вес, но не критично. На последних месяцах беременности я почти каждый день пекла торты и почти полностью сама их и съедала. В той картине я играла советскую манекенщицу, а советские модели сильно отличались от современных. Так что несколько лишних килограммов, возможно, пошли мне только на пользу. Но поняла: чтобы сбросить вес и прийти в форму после родов, надо кормить ребенка грудью. Природа так и придумала, что мы набираем лишние килограммы для своего организма, но не лишние для ребенка. И постепенно он из тебя все это съедает.
— Как компенсируете недостаток времени, проведенного с дочкой?
— Я быстро поняла, что ежедневные подарочки и сюрпризики — это такой компромисс с самой собой. Поэтому сейчас стараюсь все свободное время проводить с ребенком: ходить в детский театр, гулять в парке, кататься на велосипеде. Самое ценное, что можно дать ребенку — внимание. Сейчас дочка мечтает стать балериной, но я отношусь к этому легко, потому что еще неделю назад она мечтала быть пожарной. Аня меня искренне удивляет своим умением преобразовывать слова и выражения. Например, вчера я посетовала, что она не собрала игрушки в своей комнате. А она парировала: «Мамочка, я не убрала игрушки в своей комнате, зато на прилегающей территории уже убрала».
— Султан — идеальный мужчина для вашей героини. А какого мужчину назовете идеальным вы?
— Султан — не идеальный мужчина, а скорее любимый. Мне кажется, надо понимать, что любимый мужчина никогда не будет идеальным, да он и не должен им быть. Идеальных людей не существует, всегда нужно уметь с чем-то мириться. Так же как и в тебе самой есть что-то, с чем будет мириться твой любимый человек, если вы хотите быть вместе. В первую очередь мужчина должен быть мужчиной, понимать, что такое ответственность и брать ее на себя.
— На сегодняшний день вы встретили своего, пусть не идеального, но любимого мужчину?
— Нет, я пока об этом не думаю. Нельзя просто так пожелать и встретить. Это должно прийти свыше. Наверное, я почувствую этот знак…